Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 17:50, курсовая работа
Цель исследования: на основе современных направлений в управлении персоналом организаций разработать стратегию управления персоналом в организации.
Введение…………………………………………………………………………………....3
Глава 1.Основы управления персоналом
1.1 История развития управления персоналом ……………………………………..…….6
1.2 Понятие и сущность стратегии управления персоналом на предпри-ятии……........10
1.3 Организационная структура управления персоналом в органи-зации……………....13
Глава 2. Управление персоналом в рамках стратегического менеджмента
2.1 Роль службы персонала в стратегическом управлении……………………………...17
2.2 Объект управления (Модель организационной культуры Шей-на)……………….....19
Глава 3. Анализ стратегии управления персоналом на примере ООО «АЛЮСТЭМ»
3.1 Краткая характеристика деятельности ООО «АЛЮСТЭМ»………………………...22
3.2 Организационная структура управления персоналом в ООО «АЛЮ-СТЭМ»……...24
3.3 Разработка стратегии управления персоналом……………………………………….31
Заключение. ………………………………………………………………...........................36
Список используемых источников…………………………………………………...........38
Персонал – весь личный состав работников, включая постоянных и временных, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором о найме. Часто синонимично используется с понятием «кадры». В управленческой науке персонал характеризуется как социально-экономическая категория, выражающая социальную общность работников конкретного предприятия. В этом понятии скрыто акцентированное внимание на роли личности в социально-экономической системе.
В зарубежной практике термин «персонал» используется по отношению к небольшим фирмам.
Управление персоналом организации – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепций и стратегий кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
ВЫВОД: повышение роли персонала и изменение отношения к нему связано с изменениями в производстве. Традиционная конвейерная технология стремилась свести к минимуму возможности вмешательства человека в технологические процессы, сделать их независимыми от квалификации рабочей силы.
Постепенное увеличение роли наукоемкого
производства, внедрение робототехники,
гибких производственных комплексов,
основанных на компьютерной технике и
современных средствах связи привело
к сокращению персонала, повышению удельного
веса специалистов, рабочих высокой квалификации.
Роль навыков физического манипулирования
при этом падает и возрастает значение
концептуальных навыков. Особое значение
приобретают внимательность и ответственность,
навыки устной и письменной коммуникации.
1.2 Понятие и сущность стратегии управления
персоналом на предприятии
Перейдем к рассмотрению стратегии управления персоналом. Для этого рассмотрим, на чем основывается сама стратегия.
Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях. Функционирования организаций включает в себя:
- разработку методологии управления;
- формирование системы управления персоналом;
- разработку технологии управления персоналом.
Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.
Система управления персоналом – формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Технология управления персоналом – организация найма, отбора, приема персонала, его деловой оценки, профориентации и адаптации, обучение, управление его деловой карьерой, мотивация и организация труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и пр.
Основу концепции управления персоналом
в организации составляет роль личности
работника, знание его мотивационных установок,
умение их формировать и направлять в
соответствии с задачей организации.
3 фактора, воздействующие на людей в организации:
1) иерархическая
структура организации, в
2) культура – вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, регламентирующие действия личности;
3) рынок
– сеть равноправных отношений,
При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, системы административного воздействия, неограниченной исполнительной власти. Внутри организации работники – это главное, а за ее пределами – потребители продукции.
Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальству, к прибыли, к инициативе, тогда иерархия отойдет, уступая место культуре и рынку. Задачи новых служб управления персоналом – реализация кадровой политики и координация деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации.
Перейдем к вопросу, что такое стратегия управления персоналом. Это комплекс планов, решений, форм и методов действий, позволяющих наиболее объективно и квалифицированно оценить персонал и разработать эффективную систему воздействия на него с целью реализации стратегии развития предприятия.
Стратегия управления персоналом разрабатывается с учетом интересов, как руководства организации, так и ее персонала. Она предполагает:
Определение целей управления персоналом. То есть при принятии решений в этой сфере должны учитываться как экономические аспекты предприятия, так и потребности и интересы работников (достойная зарплата, удовлетворительные условия труда, возможности развития и реализации их способностей).
Формирование идеологии и принципов кадровой работы, которые должны быть закреплены в специальном документе – «Философия управления персоналом». Это, прежде всего, набор этических норм, которым должны следовать все руководители предприятия при работе с кадрами. По мере развития предприятия и изменения условий кадровой работы нормы эти могут уточняться, видоизменяться.
Обеспечение баланса между экономической и социальной эффективностью использования трудовых ресурсов. Экономическая эффективность предполагает достижение целей предпринимательской деятельности организации (например, увеличение объемов производства) при ограниченном по возможности числе работающих. Социальная эффективность обеспечивается реализацией мер, направленных на удовлетворение потребностей и интересов работников.
Стратегия управления персоналом, можно сказать, - производное от стратегии кадровой политики. Иными словами, вторая определяет первую.
В настоящее время выделяют три концепции стратегии кадровой политики.
Первая исходит из того, что стратегия управления персоналом определяется стратегией развития предприятия. То есть специалисты по управлению персоналом выполняют обслуживающие функции, которые заключаются в подборе кадров и поддержании их должной работоспособности.
Суть второй концепции в том, что стратегия управления персоналом является автономной системой и не зависит от стратегии предприятия. То есть персонал рассматривается как самостоятельный ресурс предприятия. В данном случае стратегия кадровой политики всецело зависит от потенциала кадровых ресурсов.
Третья концепция является синтезом двух предыдущих. Стратегия развития организации сопоставляется с потенциалом кадровых ресурсов и на этой основе определяются направления стратегии кадровой политики. В результате такого сопоставления может быть изменена стратегия всей организации и ее кадровой политики.
ВЫВОД: для реализации поддержки эффективной
работы службы управления персоналом
предприятия необходимо усовершенствовать
организационную структуру самой службы.
Она должна иметь в своем составе подразделения,
которые обеспечивали бы решение всех
возложенных на нее задач.
1.3 Организационная
структура управления персоналом в организации
Организационная структура службы управления персоналом определяется как объективными факторами (размером предприятия и объемом выполняемой работы по каждой функции, качеством персонала службы управления персоналом), так и субъективными (отношением к персоналу руководителя организации, его подготовленностью, видением целей организации и ролью, отводимой персоналу).
В ряде организаций создаются службы по управлению персоналом, объединяющие под единым руководством все подразделения, имеющие отношения к работе с кадрами (отдел охраны труда, отдел кадров, отдел профессиональной подготовки, отдел труда и заработной платы, отдел социально-трудовых отношений).
Организационная структура системы управления персоналом представляет собой совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Структура определяет внутреннее строение организации, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействия между ее внутренними элементами.
Формирование организационной структуры системы управления персоналом происходит не сразу, а проходит следующие этапы:
1) структуризация
целей системы управления
2) определение состава функций управления, обеспечивающих реализацию целей всей системы управления персоналом организации
3) формирование
состава подсистем
4) установление
связей между подсистемами
5) определение
прав и ответственности
6) расчет
трудоемкости функций и
7) построение
конфигурации организационной
Прежде всего, следует выделить плоские (одноуровневые) и многоуровневые структуры. Иногда плоские структуры называют горизонтальными, а многоуровневые – вертикальными. Также все типы организационных структур можно подразделить на бюрократические и адаптивные
Простейший тип бюрократических организационных структур называется линейной организационной структурой, организованной строго иерархически. Она характеризуется: разделением зон, равных по объему и содержанию ответственности, единоначалием, вертикальным разделением труда и формированием уровней управления по вертикали. Примером подобной организационной структуры может являться структура управления в армии, христианской церкви, вузе.
Вторым типом организационной структуры является функциональная организационная структура, построенная по принципу распределения функций внутри организации. Когда руководство организации решает построить службу управления персоналом по принципам функциональной организационной структуры, то вся работа в этом направлении сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют. В реальной жизни современных фирм такой тип организационной структуры может являться жизнеспособным только для отдельного подразделения компании.
Еще одной разновидностью бюрократических организационных структур являются дивизиональные организационные структуры, которые возникли в связи с диверсификацией производства и расширением функций компаний. В соответствии с точно раскрывающим сущность данной экономической категории определением, дивизиональные структуры представляют собой структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.
На сегодняшний день наиболее молодой тип организационных структур – адаптивная организационная структура, гибкая структура, способная изменяться (адаптироваться) в соответствии с требованиями внешней среды. Также эти гибкие структуры еще называются в учебной и научной литературе органическими структурами. Адаптивные структуры в свою очередь подразделяются на проектную организационную (временную) структуру, создаваемую для решения конкретной задачи, и матричную – функционально-временно-целевую структуру.