Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:14, контрольная работа
Методология стратегического управления. Процесс выработки стратегии для организации: позиция организации на рынке, динамика ее развития, ее потенциал, поведение конкурентов, характеристика производимого ею товара или оказываемых услуг, состояние экономики, культурной среды. Необходимость умения проведения стратегического анализа на предприятии.
Введение 3 стр.
1. Методика выбора стратегии управления туристической фирмой. 4 стр.
2. Установление стратегии и цели туристической фирмы. 6 стр.
3. Особенности стратегического управления 9 стр.
4. Сущность стратегического анализа. 12 стр.
Заключение 15 стр.
Список литературы 16 стр.
3. Особенности стратегического управления
Возможности стратегического управления не безграничны. Существует ряд ограничений на использование стратегического управления, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не универсален для любых ситуаций и любых задач.
Во-первых, стратегическое управление уже в силу своей сущности не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего. Вырабатываемое в стратегическом управлении описание желаемого будущего организации - это не детальное описание ее внутреннего состояния и положения во внешней среде, а скорее совокупность качественных пожеланий к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру, в какие деловые группы входить и т.п. При этом все это в совокупности должно составлять то, что определит, выживет ли организация в будущем в конкурентной борьбе или нет.
Во-вторых,
стратегическое управление не может
быть сведено к набору рутинных правил,
процедур и схем. У него нет теории,
которая предписывает, что и как
делать при решении определенных
задач или же в определенных ситуациях.
Стратегическое управление - это скорее
определенная философия или идеология
бизнеса и менеджмента. И каждым отдельным
менеджером оно понимается и реализуется
в значительной мере по-своему. Конечно,
существует ряд рекомендаций, правил и
логических схем анализа проблем и выбора
стратегии, а также осуществления стратегического
планирования и практической реализации
стратегии. Однако в целом на практике
стратегическое управление - это:
* симбиоз
интуиции и искусства высшего
руководства вести организацию
к стратегическим целям;
* высокий
профессионализм и творчество
служащих, обеспечивающие связь
организации со средой, обновление
организации, и ее продукции,
а также реализацию текущих
планов;
* активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей.
В-третьих, требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Требуется введение и осуществление стратегического планирования, которое в корне отлично от разработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению в любых условиях. Необходимо также создание служб, осуществляющих отслеживание окружения и включение организации в среду. Службы маркетинга, связи с общественностью и т.д. приобретают исключительную значимость и требуют существенных дополнительных затрат.
В-четвертых, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическими последствия неверного прогноза бывают для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке.
В-пятых,
при осуществлении стратегического управления
зачастую основной упор делается на стратегическое
планирование. Однако этого совершенно
недостаточно, так как стратегический
план не обеспечивает его обязательного
успешного выполнения. На самом деле важнейшей
составляющей стратегического управления
является реализация стратегического
плана. А это предполагает в первую очередь
создание организационной культуры, позволяющей
реализовать стратегию, создание систем
мотивирования и организации труда, создание
определенной гибкости в организации
и т.п. При этом в случае стратегического
управления процесс выполнения оказывает
активное обратное влияние на планирование,
что еще более усиливает значимость фазы
выполнения. Поэтому организация в принципе
не сможет перейти к стратегическому управлению,
если у нее создана пусть даже и очень
хорошая подсистема стратегического планирования,
но при этом нет предпосылок или возможностей
для выполнения стратегии.
4. Сущность стратегического анализа.
Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для формирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия. Смысл стратегического анализа в том, что если понять конкурентную динамику отрасли, то можно думать о том, какие шаги предпринимать, что необходимо поменять, как использовать те или иные возможности, преимущества, компетенции. Фирма может либо приспособиться к изменяющимся условиям, либо противодействовать им, пытаясь изменить конкурентную среду. Если компания чаще, чем конкуренты, пытается прогнозировать будущее, то велика вероятность того, что она скорее будет держать под контролем будущую ситуацию, а конкуренты смогут лишь реагировать на нее. Помимо прогнозирования, задачей стратегического анализа является также выявление, развитие и защита от конкурентов факторов стратегического успеха.
Поиски факторов стратегического успеха давно являлись основной заботой менеджеров. При этом использовались разнообразные пути: разного рода отчеты, выступления и даже мемуары менеджеров преуспевающих предприятий; выводы в рамках изучения конкретных случаев, носивших более систематический характер; эмпирические исследования факторов успеха, подтверждаемые с научно-теоретических позиций.
В 60-х годах стратегическая мысль концентрировалась на координации и интеграции функциональной деятельности с расчетом на системную ориентацию. Затем внимание менеджеров сместилось к маркетинговым проблемам с упором на оптимизацию товарно-рыночных комбинаций, а в 70-х годах разрабатывается теория стратегии на базе моделирования фирменного опыта ("кривой обучения") с целью укрепления конкурентных позиций предприятий. Научный подход выдвинул такие направления, как получение эффекта от расширения масштабов производства и оптимизации товарной номенклатуры.
В 80-х годах наметилось два подхода к выявлению конкурентных преимуществ, обеспечивающих конечный успех, - рыночная ориентация и ресурсная ориентация.
В соответствии
с первой парадигмой, разработанной
специалистами Гарвардской
Эмпирические исследования показали, что отраслевая структура действительно во многом определяет успех предприятия. В свою очередь возможности выбора принципиальной фирменной стратегии кроются в таких областях, как явное преимущество в издержках, оперативная дифференциация производства, быстрый захват рыночных ниш. Удачный выбор стратегии менеджеров может сыграть роль в обеспечении успеха предприятия.
Гарвардская парадигма четко нацелена на рынки сбыта. Подобная ориентация стала объектом острой критики. Она совершенно игнорирует факторы успеха, которые могут содержать в себе, например, внутрифирменные структура и процессы, ресурсообеспечение или поведение персонала, который непосредственно участвует в реализации стратегии. Не учитывается ресурсная ориентация и социальные аспекты управления. Таким образом, экономически рациональный подход оставляет без внимания организационные, научно-психологические и социальные модели стратегического поведения предприятия.
Критика чисто сбытовой ориентации неизбежно приводит к тому, что важное место среди факторов успеха предприятия уделяется его ресурсам и управлению ими. Принципиальное отличие ресурсного подхода определяется тем, что потребность в ресурсах отнюдь не является производной от рыночного положения фирмы, скорее ее ресурсный потенциал обусловливает успешное выступление на рынке.
В основе ресурсного подхода лежит тот очевидный факт, что каждое предприятие располагает разнообразными ресурсами, которое оно может выбирать на рынке факторов производства и комбинировать в соответствии со своими возможностями.
В этом заключена одна из сильных сторон ресурсного подхода. Если предприятие осуществляет выбор и комбинацию ресурсов лучше, быстрее, оригинальнее конкурентов, то ему гарантирован конечный рыночный успех.
Очевидно,
что при разработке принципов
стратегии для хозяйственных
областей наряду с анализом отрасли, конкуренции
и рынка необходимы и обоснованные оценки
ресурсов, и ключевых компетенций. Лишь
конкретная ситуация может показать, какой
ориентации следует отдать предпочтение
- рыночной или ресурсной.
Заключение
На современном этапе развития возрастающее значение приобретает совершенствование разработке глобальной стратегии туристической фирмы, основанной на долговременной и стабильной ориентации производства конкретных видов продукции на определенные рынки. В процессе реализации стратегий каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
Руководство туристической фирмы должны идти к достижению целей посредством соответствующей реализации стратегий, деятельность на стадии реализации стратегий может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.
Стратегический план не догма, и, естественно, он может и должен при определенных обстоятельствах подвергаться модификации. Однако при этом необходимо избегать изменений плана при появлении любых новых обстоятельств. Новый план может быть принят только тогда, когда он сулит возможности получения выгод, заметно больших, чем те, которые будут получены при осуществлении реализуемого стратегического плана.
Выработка
стратегии организации - не самоцель стратегического
планирования. Эта сложная и трудоемкая
работа приобретает смысл, если стратегия
в дальнейшем успешно реализуется. Для
того чтобы контролировать процесс реализации
стратегии и быть уверенными в достижении
поставленных целей, руководители организации
вынуждены разрабатывать планы, программы,
проекты и бюджеты, мотивировать процесс,
т. е. управлять им.
Список литературы:
1.Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. - 2е изд., перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2008. - 296 с.: ил.
2. И.Б. Гурков
“Стратегический менеджмент
3. Ермичева Е.П. Стратегический менеджмент: конспект лекций/ Е.П.Ермичева. - М. : Высшее образование, 2007. - 211 с.
4. Ильина Е.Н. и др. Основы туристической деятельности - М.: Академия, 2007. - 434с.
5. http://uprpers.ru/
Информация о работе Стратегическое управление туристической фирмой в условиях изменений