Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:56, реферат
Планирование – один из экономических методов управления, основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования и подготовки управленческого решения. Оно ориентируется на прошлый опыт, но стремится определить и контролировать развитие организации в перспективе. Важным аспектом планирования является достоверность исходных данных.
1. Понятие и классификация планирования____________________________3
2. Этапы стратегического планирования ______________________________5
3. Функции и назначение стратегического планирования ________________8
Выводы ______________________________________________________17
Список использованной литературы ______________________________18
Назначение стратегического плана.
Стратегическое планирование не является мерой единовременной. Его нельзя применять однажды и навсегда. На самом деле менеджеру часто приходится изменять, дополнять и совершенствовать основные стратегические концепции. Это бывает в следующих случаях:
Стратегическое планирование как процесс формулирования стратегии подходит для любой организации. Однако могут наблюдаться некоторые различия в процессе стратегического планирования в зависимости от размеров организации.
На Западе считают, что крупным организациям необходимы специальные плановые отделы. Стратегическое планирование стало в этих организациях слишком сложным для одних лишь менеджеров, поэтому они не могут обойтись без помощи персонала. Трудности, связанные с принятием стратегических решений, часто делают поддержку и знания специалистов планового отдела незаменимыми. Персонал плановых отделов на крупных организациях помогает высшему руководству следить за внешней средой, прогнозировать развитие событий, сопоставлять данные, полученные после анализа внешней среды, с профилем компании и оценивать варианты стратегий. Хотя высшее руководство остается ответственным за принятие стратегических решений, персонал планового отдела традиционно играет ключевую роль при сборе информации, анализе и организации процесса планирования в условиях возрастающей сложности внешней среды.
Несмотря на то, что
плановые отделы играют доминирующую
роль в формировании и направлении
стратегических планов во многих крупных
компаниях, некоторые организации
потерпели неудачу в
В организациях малого бизнеса стратегическое планирование значительно отличается как по своей природе, так и по требованиям. В результате исследований были определены основные различия в процессе стратегического планирования на крупных и мелких предприятиях. Некоторые из них помогают объяснить необходимость существования различных путей планирования стратегии, в частности, для малого бизнеса.
1. Малый бизнес производит сравнительно мало товаров и услуг.
2. Ресурсы малых предприятий ограничены.
3. Основное их конкурентное
преимущество – способность
4. Малые фирмы в основном не используют формальных процедур (проверки, анализ, мониторинг и т.д.) для наблюдения за внешней средой, для создания прогнозов или оценки и контроля стратегии, которой они руководствуются в данное время.
5. Основная часть
6. Наблюдается нехватка времени на планирование, так как менеджеры непосредственно вовлечены в каждодневную деятельность фирмы.
7. Руководящие посты
и значительная часть ресурсов
малых предприятий находятся
в руках родственников и
Указанные факты способствуют
тому, что процесс планирования стратегии
в малом бизнесе менее
Имеется целый ряд личностных и организационных барьеров, препятствующих эффективному планированию, причем как стратегическому, так и оперативному. Есть несколько способов преодоления этих барьеров:
1. Постоянная поддержка высшего руководства и его непосредственное участие в процессе планирования.
Эффективное планирование должно начинаться с верхушки организации. Высшее руководство должно не говорить о важности планирования, а само принимать в нем участие. Серьезная заинтересованность высшего руководства в планировании сама по себе является способом преодоления барьеров.
2. Ответственность за процесс планирования.
Цель будет достигнута только тогда, когда кто-то несет за это личную ответственность – прописная истина. Один менеджер должен отвечать за стратегическое планирование, другой – за текущее и т.д.
3. Обучение планированию.
В тех компаниях, где постоянно идет процесс обучения менеджеров навыкам планирования, легко преодолеваются барьеры, возникающие из-за недостатка уверенности людей в своих силах, из-за боязни неудачи или просто из-за нежелания.
4. Эффективная система обмена информацией.
Чтобы предотвратить
возникновение конфликтов и улучшить
взаимопонимание в подразделени
5. Связь планирования с системой вознаграждения.
Личностные предубеждения против планирования сокращаются, когда людей награждают за хорошо выполненную работу, в данном случае, за составление эффективного плана.
6. Поощрение системы участия и развития групповых навыков управления.
Менеджеры, ответственные
за групповую работу должны поощрять
обмен информацией внутри группы,
обеспечивать, чтобы каждый член группы
имел возможность сделать свой вклад;
устанавливать норму
7. Разработка вероятностных (случайных) планов.
Многие финансовые менеджеры нефтяных компаний разрабатывают специальные, запасные планы действий в зависимости от будущих тенденций изменения цен на нефть. Некоторые компании разрабатывают «кризисные» планы и назначают «кризисные» команды, которые начинают свою работу в случае наступления сложной критической ситуации.
8. Открытая реакция на сопротивление.
Худший способ уменьшить сопротивление планированию – игнорировать его, тем самым, показывая пренебрежительное отношение к данной деятельности.
9. Осознание того, что влияние и действенность планирования имеют свои границы.
Планирование не может решить все проблемы организации. Часто сопротивление исходит от людей, которые видели, какие усилия и ресурсы были затрачены на планирование, но не заметили ощутимых выгод от него. Менеджеры должны понимать, что одно лишь эффективное планирование еще не обеспечивает успех всего дела, и должны поставить об этом в известность всех своих подчиненных и непосредственных участников процесса планирования.
Таким образом, можно сформулировать некоторые практические рекомендации менеджерам относительно осуществления в организации стратегического планирования.
1. Менеджер должен убедиться, что процесс стратегического планирования в организации включает следующие основные виды деятельности: постановку общих целей, проведение анализа внешней среды, анализ ресурсов, выработку и оценку альтернативных стратегий, и выбор одной из них. Затем следуют внедрение выбранной стратегии, экспертный стратегический контроль и, при необходимости, корректировка.
2. Важно обозначить
ту функциональную единицу,
3. Менеджеры должны
ознакомить всех с
4. Полная поддержка
высшего руководства и его
вовлечение в процесс
5. Помните, что персонал
планового отдела не
6. Специалисты по финансам, маркетингу и производству должны принимать активное участие в процессе планирования, чтобы план отражал их вклад, и они имели ясное понимание роли, которую сыграют их функции во внедрении стратегических решений, которые были приняты.
Выводы:
1. Стратегическое планирование – процесс формулировки стратегии по этапам, с разъяснением роли каждого члена организации (каждого подразделения). Необходимо различать стратегический менеджмент (управление по результатам) и стратегическое планирование (управление по планам).
2. Предмет стратегического планирования – процесс создания и поддержания стратегического соответствия между миссией и целями фирмы с одной стороны и изменениями внешнего окружения.
3. Основными этапами стратегического планирования являются: выбор миссии организации; определение целей организации; оценка и анализ внешней среды; управленческое обследование сильных и слабых сторон; анализ стратегических альтернатив; выбор стратегии.
Список использованной литературы:
1. Акофф Р. Планирование будущего корпораций. – М., 2000.
2. Ансофф И. Стратегическое управление.–М., 2009.
3. Веснин В.Р. Основы
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов.– М.: Высш. школа, 2010
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.–М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009