Стиль руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

Стиль вообще есть проявление и выражение индивидуальности руководителя; он «подбирается» как личный гардероб: чтобы было и удобно, и соответствовало ситуации. Но то, что удобно, и привычно руководителю, вовсе не обязательно является таковым для его подчиненных.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Сущность понятия стиль руководства…………….……………………...4
Типы стилей руководства…………………………….…………………..10
Практическое задание…………………………………………………...10

Список литературы…………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

контрольная стиль руководства. 3 курс деловое общение.docx

— 40.81 Кб (Скачать)

     Люди, занимающие в нашей стране начальственные должности, вырабатывают свой собственный  стиль руководства по большей  части интуитивно, методом «проб  и ошибок», годами накапливая положительный  опыт. А что же наука?

      Вот уже более полувека в социальной психологии и менеджменте ведется  изучение феномена стилей руководства. Накоплен огромный эмпирический материал, построено множество теоретических  моделей, различающих по самым разным основаниям варианты стилей руководства.

[1.,с.156]

  1. Типы стилей руководства.

     Самой популярной остается до сих пор типология  индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890— 1947). Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью. В ней выделены три ведущих стиля руководства: Авторитарный, демократический и нейтральный (или анархический). [1.,с.157]

        Авторитарный (Директивный стиль управления) характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

     Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.  
         Нейтральный (Либеральный стиль управления) характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Типы  стилей руководства  можно свести в одну сравнительную таблицу:

Параметры взаимодействия с  подчиненными Стили руководства
Авторитарный Демократический Нейтральный
принятие  решений решения принимаются  единолично решения принимаются  после обсуждения в группе. решения принимаются  сами собой (кем-то в группе) или по указанию руководства
способ  доведения решения приказы, распоряжения, команды предложения, советы просьбы
отношение ответственности или берет полностью  на себя или полностью перекладывает  на подчиненных коллективная  ответственность снимает с себя всякую ответственность
отношение к инициативе подавляется поощряется отдается в  руки подчиненных
отношение квалифицированным кадрам стремится задавить стремится максимально эффективно их использовать отпускает их в  “свободное плаванье”
отношение к недостаткам  собственных знаний недостатков нет  “и не может быть по определению” постоянно повышает свою квалификацию нет “большого  значения”
стиль общения “держит дистанцию” поддерживает  дружеское общение избегает общения
характер  отношений с подчиненными в зависимости  от настроения манера поведения  со всеми как с равными коллегами мягкая манера поведения
отношение к дисциплине жесткая формализованная  дисциплины сторонник дисциплины “разумной достаточности” формально-попустительское  отношение
отношение к моральному воздействию  на подчиненных неотвратимость  наказание - основной метод стимулирования необходимо  использовать различные методы поощрения  и наказания безразличное
 

     Как ни странно, но почти за полвека исследований стилей руководства однозначной  связи между эффективностью работы группы и тем или иным стилем руководства  не выявлено: и демократический и  авторитарный стили дают примерно равные показатели продуктивности. В итоге возобладал так называемый ситуационный подход: нет управленческих решений, годных на все случаи жизни; все зависит от конкретной ситуации, определяемой в свою очередь множеством самых разнообразных факторов. Нейтральный стиль управления крайне редко встречается в практике. Этот стиль характеризуется как раз отсутствием всякой системы.

           Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления.  Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Практическое  задание

     Лидер - (от англ. «leader» - ведущий, руководитель) - Авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль  организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи [5]

     Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей, а лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

          Важно знать, что в любом коллективе (школьный класс, студенческая группа, группа работников и т.п.) существует неформальный лидер и номинальный лидер. Разница лишь в том, что неформальный лидер  оказывает существенное влияние  на группу работников в силу своих способностей и авторитета (а не формального статуса),  а номинальный лидер, не смотря на имеющий у него статус, может фактически не выполнять его функции. 

          Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя, ведь задача руководителя состоит в обеспечении морально-психологического климата в коллективе, в обеспечении работоспособности, в правильном направлении работы сотрудников, он должен способствовать их дальнейшему развитию и т.д.

    Соотнесите  перечисленные характеристики с понятием

«руководитель»  и «лидер»:

      а) осуществляется как в системе  административно – правовых, так  и морально – психологических  связей;

    б) выполняет  несколько социальных ролей;

    в) осуществляется в системе административно –  правовых отношений;

    г) имеет психологическую  природу;

    д) даны права и полномочия законом.  

     Ответ:

    Руководитель:  в) осуществляется в системе административно – правовых отношений;

                                     д) даны права и полномочия законом;

           Лидер:                а) осуществляется как в системе административно –       правовых, так и морально – психологических связей;              

                                          б) выполняет несколько социальных ролей.

                                          г) имеет психологическую природу;

                       

     Ответы:

     «руководитель»  -в, д.

     «лидер» – а, б, г. 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

  1. Лавриненко В.Н. «Психология и этика делового общения».-М.:2003-с.415;
  2. Егрошин А.П. «Управление персоналом».-Н.Н.:- с.720;
  3. Лекции по дисциплине «Деловое Общение»;
  4. Интернет ресурс. Словарь-справочник «Управление персоналом» http://psyfactor.org;
  5. http://mirslovarei.com.

Информация о работе Стиль руководства