Создание здоровой морально-психологической атмосферы в социальной группе как средство предупреждения и преодоления конфликтных ситуаци

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

В курсовом проекте речь будет идти о конфликте в студенческой группе. Студенческая группа способна существенно повысить эффективность индивидуального процесса усвоения знаний. Но для этого нужно, чтобы студенческая группа стала коллективом (командой), где каждый готов помочь каждому, где существует культ учения и знания, атмосфера научного поиска или, другими словами, чтобы в группе установился благоприятный социально-психологический климат.

Файлы: 1 файл

курсовой конфликтология.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

Социально-психологическая  атмосфера (или климат) коллектива –  это совокупность всех влияний членов коллектива друг на друга, а также  психологических условий, которые  позволяют или мешают удовлетворению социальных потребностей его членов.

К этим условиям относятся:

  • внутригрупповая информация, которая удовлетворяет потребности в знании и ориентировке;
  • признание (принятие), уважение друг друга;
  • групповые факторы, которые позволяют человеку реализовать свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал, сыграть ту роль, для которой он способен и подготовлен;
  • возможность чувствовать себя свободным, иметь статус, не ущемляющий его самооценку.

В курсовом проекте речь будет идти о конфликте в студенческой группе. Студенческая группа способна существенно повысить эффективность индивидуального процесса усвоения знаний. Но для этого нужно, чтобы студенческая группа стала коллективом (командой), где каждый готов помочь каждому, где существует культ учения и знания, атмосфера научного поиска или, другими словами, чтобы в группе установился благоприятный социально-психологический климат. Поэтому формирование его, а затем поддержание является одной из важных задач руководителя. Вероятность возникновения конфликтов в таком коллективе значительно снижается. Актуальность темы подкрепляется тем, что задача формирования благоприятного климата непрерывна: она стоит как на протяжении всего обучения студентов, так и на этапе формирования новых коллективов, которые, как известно, создаются каждый год.

Цель курсового проектирования – разработка рекомендаций по формированию здоровой морально-психологической атмосферы в социальной группе, а также пути выхода из сложившейся конфликтной ситуации в группе.

Достижения цели курсового  проектирования предполагает решение  следующих задач:

  •  выявление конфликтов, сформировавшихся вследствие  неудовлетворительного состояния морально-психологической атмосферы в группе;

  • разработка рекомендаций, направленных на улучшение морально-психологической атмосферы в социальной группе;

  • обоснования системы индикаторов и организационной процедуры для осуществления мониторинга морально-психологической атмосферы в социальной группе.

Методы исследования данного конфликта будут следующие:

- наблюдение;

- социометрия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Понятие «социально-психологический климат» давно вошло в язык социальной психологии и социологии вместе с аналогичными понятиями, такими как «климат предприятия», «морально-психологический климат», «нравственная атмосфера», «психологический климат», «настрой», атмосфера, дух, обстановка, микроклимат, ситуация, экология группы, социальная среда и другие.

Существует множество  определений и толкований социально-психологического климата, общим недостатком которых  служит то, что климат явно или неявно сводится к другим социально-психологическим явлениям, а иногда просто с ними отождествляется. Сопоставление различных понятий психологического (социально-психологического) климата показывает, что нет ни одного социально-психологического явления, ни одной характеристики или свойства группы, которое не было бы не отнесено к климату. Это, конечно, ставит под вопрос саму проблему климата.

Наиболее близко к  глубинной сущности социально-психологического климата подошел К.К. Платонов, представив его как «взаимодействие физической и социальной среды и личности, которое стойко отражается ее сознанием, формируя ее психическое состояние...», выступая при этом как одна из структурных характеристик группы. «Социально-психологический климат для каждого члена группы — это объективная реальность, которую он отражает, включаясь в эту группу; отраженный психологический климат становится одновременно и его субъективной реальностью, и объективной реальностью для других членов этой группы».

Для уяснения природы  климата необходимо принимать во внимание не просто то, что влияет на людей, но прежде всего сам факт влияния. При анализе и понимании климата внимание следует сосредоточить на феномене влияния группы на личность, на каналы и механизмы этого влияния, среди которых заражение, обучение, давление и пр.

Социально-психологический  климат студенческой группы наделен  рядом особенностей, которые вытекают из социально-психологической природы  самой студенческой группы, которые, в свою очередь, порождаются ведущим  видом  деятельности студентов - учебой, имеющей специфические психологические характеристики. Познавательная деятельность обучаемых - это интеллектуальный труд, сложность и напряженность которого достигает высокого уровня. В результате выполнения студентами учебных заданий у них формируются профессионально важные знания, умения, навыки и качества личности.

Специфика учебных задач  состоит в том, что они обычно не распределяются между студентами, а решаются каждым из них в полном объеме. Если на производстве общие  задачи расчленяются на частные, соответствующие специальностям в рамках того или иного разделения труда, то в учебном процессе общая задача группы за некоторыми исключениями (ролевые, имитационные игры и т.п.) является также и задачей каждого отдельного студента.

Эта нерасчленяемость учебных задач, а то и отсутствие такого понятия, как общая задача группы, не стимулирует коллективную деятельность, учебное взаимодействие студентов.

В то же время сходство решаемых учебных задач является важным фактором сближения студентов, помогает им понять индивидуальный стиль учебной работы друг друга, обмениваться опытом, правильно оценивать своих товарищей и практиковать взаимопомощь. Студенты на равных правах могут обсуждать изучаемые темы и проблемы учебы в целом, уделяя внимание методам работы, вскрывать причины трудностей, высказывать полезные рекомендации. Здесь методы работы каждого, причины недостатков, пути их устранения могут стать предметом делового разговора. В итоге - создаются благоприятные условия для дружной совместной учебы, стимуляции учебной и общественной активности студентов, развития взаимопомощи.

 

В производственной организации, где каждый занят своим делом, такое взаимодействие и такую  помощь получить сложнее.

Специфической чертой студенческой группы  является принятая ею цель - обеспечение благоприятных условий для овладения каждым учебной программой учебного заведения и всесторонней подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. Реализация этой цели достигается тем, что, во-первых, группа создает обстановку взаимодействия, взаимопомощи и коллективного труда, которая стимулирует индивидуальную  активность, и, во-вторых, студенты как члены коллектива приобретают опыт решения своих внутриколлективных проблем, практически знакомятся с социально-психологическими механизмами регулирования совместной жизни и дельности и, таким образом, готовят себя к успешной работе по руководству коллективом в будущем.

В процессе складывания  групповой психологии существенное значение имеет овладение навыками коллективного мышления, согласования взглядов и выработки единых мнений. Учебная группа, живущая одной жизнью и одними учебно-деловыми целями, получает большую практику в коллективном обсуждении различных проблем и быстро вырабатывает свое мнение по любому вопросу, привлекающему интерес, в результате чего легко достигается единство взглядов и действий. Наряду с несомненными достоинствами этого социально-психологического явления возможны известные издержки, торопливость, недостаточная критичность при восприятии и обсуждении информации, неустойчивость мнений.

Само собою разумеется, что все процессы формирования психологического климата испытывают влияние индивидуальных особенностей студентов, и их сочетание, которое способствует или мешает формированию духа общности в коллективе. В нем образуются микрогруппы по 3 – 5 человек. Каждая микрогруппа относительно обособлена, имеет свой социально-психологический климат, особый стиль отношений в зависимости от индивидуально-психологических особенностей своих членов. Студенты, входящие в микрогруппы, поддерживают друг друга, стремятся проводить вместе время. Происходит и дальнейшая дифференциация - на уровне микрогрупп.

Все эти процессы и  явления концентрируются, в конечном счете, в психологическом климате  группы. Благоприятный климат в группе каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с однокурсниками, преподавателями, своей работой, обучением, процессами и результатами. Это повышает настроение человека, положительно влияет на желание учиться и развивать свои творческие навыки. Если группа успешно справляется со своими задачами, то ее члены испытывают теплые взаимные чувства и гордятся своим групповым членством и своей группой Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения интереса к учебе.

Студенческая группа характеризуется особенностями своей композиции. Здесь наряду с относительной однородностью образования, возраста и некоторых других данных, имеются существенные межличностные и социальные различия, такие как к примеру национальные и религиозные различия, принадлежность  к различным социальным стратификациям и т.д., что зачастую негативно влияет на атмосферу коллектива.

Психология студенческой группы и, в том числе ее климат, отличаются тем, что формируются, что  называется, «с нуля». Студенты-первокурсники  не вливаются в уже существующие группы, а создают свои собственные, хотя и на основе традиций, существующих в учебном заведении. Одним из наиболее сложных и ответственных этапов в истории студенческого коллектива и в жизни каждого отдельного студента является начальный период. В это время студенты слабо ориентируется в условиях вузовской жизни и учебы, не умеют взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои усилия при выполнении учебных задач, что приводит к большим затратам сил, вызывает усталость и порождает искаженное представление о сложностях учебы. Именно на этом этапе вероятность возникновения конфликтов очень высока. Для предупреждения таковых такой социальной группе необходим руководитель.

Оказать положительное  воздействие на формирование здоровой морально-психологической атмосферы в группе может ее руководитель. Все преподаватели могут способствовать оздоровлению социально-психологической атмосферы, предлагая группам групповые задачи,  предполагающие взаимную ответственность. Созданию благоприятной атмосферы в группе способствуют игровые формы обучения и социально-психологические тренинги.

Работа руководителя направлена, в первую очередь, на адаптацию студента к условиям учебного заведения, создание доверительных отношений в группе, на формирование социально одобряемого поведения студента, на профессиональное самосовершенствование. Руководитель выполняют диагностическую функцию, когда он знакомится со своей группой.

Успешное завершение совместного группового учебного мероприятия, в котором приняли участие все студенты, улучшает межличностные отношения. Совместное переживание успеха сближает студентов, стирает социальные и экономические барьеры между ними, снимает конфликты, способствует улучшению внутреннего имиджа  группы. Группе необходим общеколлективный интерес, направленный на учебную деятельность, и этот интерес надо систематически «тренировать», всесторонне укрепляя единение группы.

Как показывают многочисленные исследования, эффективным средством  регуляции социально-психологического климата  в коллективе является групповой тренинг. Уже после первого сеанса социально-психологического тренинга в группе меняется поведение: уменьшается категоричность оценок, возрастает дружелюбие.

Таким образом,  все  учебно-воспитательные мероприятия  должны быть направлены на формирование здоровой морально-психологической атмосферы студенческой группы, как важный показатель качества социальной среды учебного заведения и как средство предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Данный конфликт начался в октябре 2011 года в группе студентов 1 курса колледжа (возраст  участников конфликта - 15-16 лет). Группе было необходимо подготовить выступление к конкурсу «Алло, мы ищем таланты!», традиционному конкурсу – представлению групп нового набора. В группе 32 человека, на классном часе было решено подготовить к выступлению танец, сценку и сольное выступление с песней. Песню добровольно вызвалась петь одна из студенток, сценку поручили подготовить 4-м членам группы, а вот исполнять танец  порывались то 2 девушки, то 3 – из другой микрогруппы. И если два первых номера готовились планомерно и без ссор, то у «танцоров» постоянно возникали разногласия: им не нравились костюмы, музыка, качество движений одной из участниц. Классный руководитель методично и терпеливо работала с девушками и, наконец, выступление было готово. В ноябре состоялся конкурс, все члены группы должны были присутствовать в качестве группы поддержки, но 8 человек ушли с мероприятия. Всего выступало от группы 8 человек, исполнительница песни забыла слова, достаточно ловко вывернулась и вызвала бурную одобрительную реакцию у всех в зале, сценку отыграли ровно, а вот танец исполнили скомкано, с остановками и пререканиями, студенты группы поддержки шумно комментировали промахи однокурсниц, смеялись и не аплодировали в конце выступления. Девушки после выступления бурно плакали, сообщили о произошедшем родителям и конфликт расширил границы: родители танцевавших звонили родителям «не аплодировавших» и высказывали  претензии. Девушки - танцоры перестали общаться с остальными членами группы, не принимают участие в последующих мероприятиях. В группе на перемене часто возникают словесные перепалки, продолжаются упрёки и обвинения.

Информация о работе Создание здоровой морально-психологической атмосферы в социальной группе как средство предупреждения и преодоления конфликтных ситуаци