Создание команд для повышения эффективности деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассмотрены следующие вопросы:
1) Основные принципы формирования команд
2) Основные принципы по которым распадаются команды
3) Основные показатели и свойства команды

Оглавление

Введение……………………………………………………………………........
Глава 1. Теоретические обоснования создания команд для повышения эффективности деятельности организации………
1.1 Определение терминов командообразования, деятельность организации, эффективности……………………………
1.2 Команда как организационная форма коллективного управления……….
1.3 Типология и факторы формирования команд…………………………….
1.4 Этапы командообразования………………………………………………..
Глава 2. Эффективность командообразования………………………………
2.1 Эффективность управленческих команд………………………………….
2.2 Повышение эффективности рабочей группы в организации ……………
2.3Методы формирования команд …………………………………………….
Глава 3. Практические рекомендации по совершенствованию командообразования в ЗАО Алиас……………………………………………
3.1 Рекомендации по созданию эффективных команд в Алиас.………….…………………………………………………………. ………
Заключение…………………………………………………………………….......
Список использованных источников и литературы…………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Непосредственные результаты на выходе — количество и качество произведенной продукции и осуществленных услуг как показателей командной деятельности. Существуют также и другие результаты, к которым могут быть отнесены командные изменения (например, появление новых норм) и индивидуальные изменения (например, приобретение новых знаний, умений, навыков), которые в свою очередь могут влиять на улучшение командной деятельности.

Давайте представим себе компанию, в которой деловые способности  менеджеров взаимно дополняют и  усиливают друг друга, менеджеры  работают с максимальной отдачей  и креативным подходом к какой- нибудь проблеме, все работа делается при минимальной затрате времени, в компании царит атмосфера взаимного доверия и уважения, а возникающие конфликты разрешаются быстро… Я уверена, что создание именно такой компании – задача менеджера и в частности руководителя.

 

Вспомним, например, историю  нашей легендарной советской  хоккейной сборной. И сравним  их со слабыми нынешними выступлениями  российской хоккейной команды, в  которую входят «звезды» хоккея - российских спортсменов, играющих в Канаде и  США. Вдруг «неожиданно» выяснилось, что российская хоккейная сборная из звезд - не звезда!

 

 

 

 

2.2 Повышение  эффективности рабочей группы  в организации.

Как же создать эффективную  руководящую управленческую команду? Для этого следует воспользоваться  теорией командных ролей, которая была разработана в Англии, в Кембридже под руководством профессора Мередита Белбина. Как говорилось выше им выделено восемь основных командных ролей: 1) исполнитель; 2) координатор; 3) структуризатор; 4) генератор идей; 5) разведчик ресурсов; 6) наблюдатель-аналитик; 7) командный работник; 8) завершитель работ. К ним иногда добавляется и девятая роль: специалист - сотрудник, обладающий глубокими профессиональными знаниями, но способный вносить вклад только в узкой области своей специальности. Очевидно, что каждая перечисленная командная роль вносит свой вклад в общий успех дела и, следовательно, должна быть представлена в сбалансированной команде.

 

При таком подборе  команды:

 

1)гарантируется присутствие  ключевых командных ролей;

 

2) отношения между командными ролями основываются на максимальном использовании достоинств и сдерживании слабостей ее членов;

 

3) увеличивается доверие  друг к другу (при условии,  что члены команды поймут и  примут свои и чужие достоинства  и слабости).

 

М. Белбин утверждает, что необходимы не индивидуумы со сбалансированными характеристиками, а командные игроки с достоинствами, компенсирующими недостатки коллег. Таким образом, слабости отдельных людей не будут мешать проявлению их сильных сторон.

 

Надо помнить: целое, команда - больше, чем сумма слагаемых, сумма способностей отдельных ее членов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Методы формирования команд.

Формирование команды  — один из уровней организационного консультирования. Существует три уровня проведения процессов формирования команд.

1. Индивидуальное консультирование, т. е. управление трудными проблемами, возникающими в результате существования  в организации.

2. Непосредственно формирование  команды — активное командное  включение в планирование организационных  изменений (команда определяется как группа из более двух человек, динамично взаимодействующих, зависимых друг от друга и направленых в сторону общей цели/ миссии. Каждый член команды играет определенную роль, занимает четкую позицию и выполняет определенную функцию в команде).

3. Построение межкомандных взаимоотношений . В организации может существовать несколько отдельных и независимых групп, из которых необходимо сформировать команды. В этом случае консультирование направлено как на процесс формирования команд, так и на налаживание взаимосвязи между ними, поскольку взаимосвязи между командами могут фасилитировать организационную эффективность и быть источником удовольствия или фрустрации для индивидуумов.

Для проведения процесса формирования команды необходимо воспользоваться  услугами консультантов, специализирующихся на осуществлении деятельности такого рода. Задача консультанта — помочь группе понять собственные процессы, развивая и совершенствуя групповые навыки и умения.

Убедиться, что команда  нуждается в определенной активности по формированию членам команды, руководству или консультантам позволяют:

 

неограниченное господство лидера;

воюющие подгруппы;

неравное участие и  неэффективное использование групповых  ресурсов;

жесткие или нефункциональные групповые нормы и процедуры;

наличие ригидных защитных позиций;

отсутствие творчества при решении проблем;

ограниченная коммуникация;

разногласия и потенциальные  конфликты.

Эти условия снижают  способность команды работать вместе по коллективному разрешению проблемных ситуаций.

Различают четыре основных подхода к формированию команды: 1) целеполагающий (основанный на целях), межличностный (интерперсональный), 3) ролевой и 4) проблемно-ориентированный.

1. Целеполагающий подход (основанный на целях) — позволяет  членам группы лучше ориентироваться в процессах выбора и реализации групповых целей. Процесс осуществляется с помощью консультанта. Цели могут быть стратегическими по своей природе или установлены в соответствии со спецификой деятельности, например, как изменение продуктивности или уровня продаж, а также как изменение внутренней среды или каких-либо процессов.

2. Межличностный подход (интерперсональный) — сфокусирован  на улучшении межличностных отношений  в группе и основан на том,  что межличностная компетентность  увеличивает эффективность существования группы как команды. Его цель — увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.

3. Ролевой подход —  проведение дискуссии и переговоров  среди членов команды относительно  их ролей; предполагается, что роли членов команды частично перекрываются. Командное поведение может быть изменено в результате изменения их исполнения, а также индивидуального восприятия ролей.

4. Проблемно-ориентированный  подход к формированию команды  (через решение проблем) предполагает организацию заранее спланированных серий встреч по фасилитации процесса (с участием третьей стороны — консультанта) с группой людей, имеющих общие организационные отношения и цели. Содержание процесса включает в себя последовательное развитие процедур решения командных проблем и затем достижение главной командной задачи. Предполагается, что наряду с наработкой такого умения у всех членов команды активность по ее формированию должна быть также сфокусирована на выполнении основной задачи, межличностных умениях, а также может включать целеполагание и прояснение функционально-ролевой соотнесенности.

Можно выделить два типа команд: I) постоянные, «рабочие» команды, имеющие опыт совместной работы и  включающие лидера-руководителя и подчиненных; 2) специфические — только появившиеся, заново созданные благодаря организационным структурным изменениям, слияниям, задачам.

Как правило, формирование команд протекает по четырем направлениям:

1) диагностика;

2) достижение или выполнение  задачи;

3) командные взаимоотношения;

4) командные процессы  формирования команды. 

Выделяют также следующие  стадии:

• вход в рабочую группу (сбор данных);

• диагностика групповых  проблем;

• подготовка решений  и составление плана действий (активное планирование);

• выполнение плана действий (активный процесс);

• мониторинг и оценивание результатов.

Кратко рассмотрим способы  реализации каждой стадии в процессе формирования команд.

Эффективную команду  можно охарактеризовать общепринятыми  критериями эффективности любой организационной структуры, однако есть специфические черты, присущие только команде. Прежде всего, это нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач. Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем дополняют ее характеристику.

Эффективной можно назвать  такую команду, в которой 

• неформальная и открытая атмосфера;

• задача хорошо понята и принимается;

• члены группы прислушиваются друг к другу;

• в обсуждении принципиальных вопросов участвуют все члены  группы;

• в ходе обсуждения поощряется как высказывание идей, так и выражение  чувств;

• конфликты и разногласия  между членами группы центрируются вокруг идей и методов, а не личностей;

• группа осознает, что  делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства.

При удовлетворении таких  условий команда не только успешно  выполняет свою миссию, но и удовлетворяет  личные и межличностные потребности  своих членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

3.1 Рекомендации по созданию эффективных команд в Алиас.

Чтобы создать эффективную  команду в ЗАО Алиас я предлагаю  рассмотреть ряд задач, которые  нужно выполнить.

  • отобрать подходящих сотрудников с разных отделов (коммерческого, технического, сервисного)
  • отрегулировать численность команды;
  • совместно определить цели и задачи;
  • объяснить, какие выгоды получит каждый в результате успешной деятельности команды;
  • договориться о групповых нормах;
  • помочь членам команды лучше узнать друг друга, например устроить встречу в неформальной обстановке.
  • обучить членов команды;
  • установить систему контроля и поощрять самоконтроль;
  • обеспечить поддержание командного духа;
  • заменять членов команды, которые не захотят или не смогут (даже после обучения) действовать в соответствии со стандартами и согласованными правилами.

 

Подводя итог сказанному, можно отметить, что хорошо организованной командной работы можно достичь  при соблюдении следующих условий:

 

  • Для команды и индивидуальных участников устанавливаются реалистичные, достижимые цели.
  • Члены команды и лидеры стремятся поддержать друг друга для того, чтобы сделать работу команды успешной.
  • Члены команды понимают приоритеты друг друга и помогают или поддерживают, когда возникают трудности.
  • Открытое общение: приветствуются новые идеи, новые методы улучшения работы, постановка новых проблем и т. д.
  • Отдача в работе более значительна, так как члены команды понимают, чего от них ждут, и могут самостоятельно контролировать свою деятельность.
  • Поддерживается баланс между производительностью команды и удовлетворением потребностей отдельных членов.
  • Команда в целом и индивидуальные участники поощряются за результаты и старание.
  • Приветствуется, когда участники пробуют свои возможности и предлагают новые идеи.
  • Участники команды осознают важность дисциплинированной работы и стараются вести себя в соответствии со стандартами команды.

Заключение

Создание команды - дело сложное и кропотливое. При ее формировании в полной мере должны быть учтены следующие требования:

- каждый участник команды обязан во всей полноте осознать цель, поставленную перед коллективом; оптимально. Когда в формировании цели участвует вся команда;

- команда функционирует  как единый организм, причем ответственность  за результаты также носит  коллективный, а не индивидуальный характер;

- любой участник команды  должен постоянно совершенствовать  свою квалификацию, чтобы обладать  универсальными в своей сфере  знаниями, трудовыми навыками. Это  позволяет эффективно и творчески  работать в пределах закрепленного  за ним участка работы и на месте любого другого члена команды.

- все члены команды  имеют равные права в ее  работе, планируют свою личную  трудовую деятельность и деятельность  всего коллектива, участвуют в  формировании плана работы каждого  члена команды;

- как в любом коллективе обязанности каждого участника команды уточняются, но достаточно гибко. В процессе выполнения плановых заданий распределение функций, как правило, постоянно меняется;

- подбор участников  командного коллектива осуществляется, в первую очередь, по психологической совместимости;

Информация о работе Создание команд для повышения эффективности деятельности организации