Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:51, реферат
Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
Общепризнанно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее потребности. В их составе особо выделяются высшие человеческие потребности — социальные и духовные, которые представляют собой источники самодвижения человека, потребности улучшения воспитания и совершенствования личностью самой себя.
1. Жизненный Путь человека: определение своей миссии, целей и стратегических ориентиров. Смысл и оправдание жизни человека на Земле.
Понятие саморазвития и самосовершенствования человека: как определить, что есть развитие, а что – деградация?
Источники информации, базовые методы и технологии саморазвития человека: обзор и вдумчивый, критический анализ.
Различные области жизни человека, их особенности.
Формирование СИСТЕМЫ саморазвития. Согласованность и взаимное дополнение развития различных сфер жизни человека.
Адаптация системы саморазвития для конкретного человека.
Список используемой литературы.
Министерство образования и науки Украины
Национальный горный университет
Институт экономики
Факультет
менеджмента
Индивидуальное задание
по дисциплине: «Основы самоменеджмента»
на тему:
«Создание индивидуальной системы самосовершенствования».
Выполнила:
ст.гр.ЕМ-08-2
Суханова А.В.
Проверил:
Моисеев
А.С.
г. Днепропетровск
2010г.
Содержание:
1. Жизненный Путь человека: определение своей миссии, целей и стратегических ориентиров. Смысл и оправдание жизни человека на Земле.
1. Жизненный Путь человека: определение своей миссии, целей и стратегических ориентиров. Смысл и оправдание жизни человека на Земле.
С
ранней юности я задавала себе вопрос:
«В чем смысл моего существования?
Зачем я здесь, на этой Земле? Зачем
и кому вообще нужна моя жизнь?
И что изменится, если меня не станет?»
Я пыталась изучать науки, пробовала найти
ответ в философии, проводила опросы. Но
ни один ответ на тот самый главный вопрос,
вопрос «Для чего нам жизнь дана»- меня
не удовлетворял. Ответы были чаще бессмысленные,
типа: «Жизнь нужна для того, чтобы жить!
О!» или «Жизнь дана ради детей! В этом
самый высокий смысл!!!». Или «Жизнь дана
для удовольствий!» Будда учил, что смысл
жизни в том, чтобы научиться уходить от
страданий. Согласитесь, если отбросить
эмоции и рассудить, элементарная логика
в таких «смыслах» отсутствует совершенно.
Ну хорошо, живем ради детей, дети ради
детей и т. д. Или, по Ницше: жизнь, это просто
химические реакции в биологической массе.
Прервем цепочку жизни в любой точке. Получается,
что уходом из жизни мы избавляем будущие
поколения от страданий, от самой возможности
жить. То есть, убив себя, делаем добро
человечеству. Образцы вышеуказанных
определений смысла указывают не «смысл
жизни», а на «бессмыслицу жизни». Но…
Что-то не сходится. Жизненный опыт говорит
о другом. Что-то тут не так.
А все очень логично и просто. Как в арифметике
за первый класс. Если есть Бог, значит
мы, люди- Его творение. Если Он нас сотворил,
значит, мы нужны для чего-то. У каждого
своя судьба. В этом смысл жизни человека
на Земле. Кто, какой мудрец может предложить
более простое, неоспоримое, четкое и логичное
определение смысла жизни человека на
Земле? Кто, какой мудрец сможет логично
доказать несостоятельность этого определения?
Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
Общепризнанно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее потребности. В их составе особо выделяются высшие человеческие потребности — социальные и духовные, которые представляют собой источники самодвижения человека, потребности улучшения воспитания и совершенствования личностью самой себя.
Потребности
в самоутверждении происходят от
первичных потребностей обеспечения
конкурентного существования
Потребности в самовыражении являются трансформацией прежде всего половой потребности. В духовной сфере они порождают эстетические потребности: стремление к красоте, гармонии, симметрии, порядку. Каждый человек стремится реализовать их в своей деятельности, в своем окружении. Критерием красоты и гармонии является оценка окружающих, поэтому главной стороной потребностей в самовыражении выступает стремление нравиться другим, получать их высокую оценку.
Потребности в самореализации. Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает потребности реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии), почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств. В процессе такой реализации себя происходит выявление новых способностей, испытание себя на пределе возможностей.
Частным
проявлением указанных
Механизм самоактуализации потребностей – познание; испытание и реализация в жизнедеятельности своих личностных возможностей играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, творческой, созидательной деятельности человека. Для осуществления самоактуализации необходимо предоставление личности соответствующих условий: свободы волепроявления, пространства для творческой деятельности, социального комфорта.
Таким образом, все высшие духовные потребности человека: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование).
Деграда́ция же, процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта с течением времени, движение назад, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение материи вследствие внешнего воздействия по законам природы и времени. Деградация часто противопоставляется эволюции.
Познание себя, в этом мире позволяет перейти к сознанию гибкому, изменяющемуся, развивающемуся. В результате появляется возможность управлять самим собой, процессом психической эволюции человечества, планировать ее. Каждый пытается изменить себя по-разному. Это зависит от человека, поставленных целей, мотивации и.т.п.
Силовик идет путем воли. Лучшая стратегия для такого человека - сочетание пути воли (прямолинейности) и гибкости, сочетание наставления и мотивирования. Тот, кто не умеет себя заставить, для кого существует только его Хочу, едва сможет достичь значимых результатов в развитии собственной личности. С другой стороны, двигать себя только на воле и только на войне с самим собой - спорно и нерентабельно. Война всегда занимает больше ресурсов, чем мирное существование.
Душка - мотивирует себя. Мотивы для самосовершенствования различны и каждый выбирает для себя индивидуальный подход.
Мотивы самосовершенствования:
- Идеи, убеждения;
- Интерес;
- Любовь;
- Честолюбие;
- Потребность самосохранения;
- Профессиональный стимул;
- Материальный стимул;
- Подражательный стимул;
Тактик заботится о том, чтобы изменить собственное окружение. Такой человек пытается изменить не себя, а окружающий мир.
Люди разными путями идут к своей цели, но их действия можно разделить на следующие этапы:
1. Первый этап - принятие решения. Все начинается с принятия твердого решения о необходимости личностного самосовершенствования. Без этого важного элемента невозможно осуществление целенаправленного самовоспитания. Затем следует изучение (уяснение) возможностей самовоспитания и оценка перспектив работы над собой. Важным элементом первого этапа выступает выбор или формирование идеала (модели), к которым можно стремиться в процессе самовоспитания. На основе уже сформированного видения возможностей самовоспитания, собственного мировоззрения и под воздействием среды воспитания человек сам выбирает себе идеал или пример для подражания. Иногда человек создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать. Идеал может быть достаточно четко представляемым в лице конкретного человека, либо присутствовать в его сознании в виде определенных проявлений (внешнем виде, общении, компетенции и пр.).
2. Второй этап - самопознание. Человек, в соответствии с выбранным идеалом (примером для подражания) или своих представлениях о возможностях самовоспитания, стремится познать себя. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. Степень и точность их диагностики зависит от самого человека, его желания действительно познать себя, свои достоинства и недостатки, либо удовлетворить свой частный интерес. В рамках этого этапа также происходит формулирование и уточнение ценностных ориентиров человека.
3. Третий этап - выбор средств, составление плана. Человек делает ответственный выбор путей, методов и средств самовоспитания. Некоторые средства наиболее полно соответствуют личностным особенностям человека, специфике образовательной или профессиональной деятельности. Этот этап включает и формирование необходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самовоспитания. К ним, например, можно отнести личные правила и принципы, которые определяют поведение и постуки человека в различных ситуациях. На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания, а также сформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой. Человек составляет программу или план, в которых отражается то, над чем предстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные сроки достижения намеченного.
4. Четвертый этап - реализация планов. А именно, активная практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров.
4. Различные области жизни человека, их особенности.
Существует четыре сферы жизни, четыре основных стороны человеческой личности, и четыре способности или таланта, которые даны нам в связи с этими четырьмя сферами. Эти четыре сферы жизни или деятельности человека – это физическая сфера, умственная сфера, духовная и эмоциональная.
Этот список из четырех сфер жизни исчерпывает практически все то, что мы делаем. Любая наша деятельность относится либо к физической, либо к умственной, либо к духовной, либо к эмоциональной сфере. И каким бы духовным ни был человек, он все равно занимается физической, умственной и также эмоциональной деятельностью. И я даже осмелюсь предположить, что мы большую часть времени занимаемся именно этими формами деятельности.
Итак, начнем с физической сферы, которая для всех является очевидной вещью. Я хочу начать описание обновления физической деятельности с очень нескромного вопроса: «Кто из нас регулярно делает физические упражнения?»
Если человек делает регулярно физические упражнения, то он имеет какую-то надежду на успех в этой жизни, а остальные, хочу вас разочаровать, этой надежды не имеют.
Мы обязательно регулярно должны делать физические упражнения, и главное, чего мы этим добиваемся – это даже не столько наше физическое здоровье, что, безусловно, является очень важной вещью, сколько то, что когда человек делает это регулярно, он начинает себя уважать. Это очень известный факт. То есть регулярная деятельность по поддержанию самого себя в порядке нужна нам даже в большей степени для того, чтобы научиться этой дисциплине, нежели чисто для физического здоровья. Только очень дисциплинированный человек, который действительно знает, чего он хочет, способен делать это. Обычно люди говорят: «У меня нет для этого времени». Люди находят время для всего чего угодно, но не могут найти пятнадцати или двадцати минут в день для того, чтобы сделать физические упражнения и весь оставшийся день и всю оставшуюся жизнь чувствовать себя хорошо.
По сути дела мы говорим: «У меня нет времени для того, чтобы заточить пилу». И у нас нет на это времени до тех пор, пока мы ни оказываемся на смертном одре, и 33 миллиона болезней одновременно поселяются в нашем теле и раздирают нас в разные стороны.
Информация о работе Создание индивидуальной системы самосовершенствования