Современные подходы к управлению промышленным предприятием в кризисной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент в условиях рыночной экономики означает:

Оглавление

Введение 3
1 Современные подходы к управлению предприятием в РФ 4
2 Основные положения антикризисного управления предприятием 6
3 Практические приёмы и методы выхода и разрешения кризисной ситуации на промышленном предприятии 9
4 Анализ деятельности мебельной фабрики в период экономического кризиса 11
5 Меры антикризисного управления на мебельной фабрике ЗАО «Мебель в Саратове» 14
Список использованных источников 15

Файлы: 1 файл

Современные подхлды к управлению пред-ем в кризис.doc

— 116.50 Кб (Скачать)


Колледж радиоэлектроники имени П.Н. Яблочкова

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурсная работа

 

Тема: «Современные подходы к управлению промышленным предприятием в кризисной ситуации»

 

 

 

 

Секция «Менеджмент в профессиональной деятельности»

 

 

 

 

                                                                      Автор:             Ю.Д. Булатова

                                                                                                                        Е.С. Багаева                                      

     Руководители: Л.В. Шубина

                                                                                                  Н.А. Слюсаренко

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2009


Содержание

 

Введение

1 Современные подходы к управлению предприятием в РФ

2 Основные положения антикризисного управления предприятием

3 Практические приёмы и методы выхода и разрешения       кризисной ситуации на промышленном предприятии

4 Анализ деятельности мебельной фабрики в период    экономического кризиса

5 Меры антикризисного управления на мебельной фабрике            ЗАО «Мебель в Саратове»

Список использованных источников


Введение

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
       Менеджмент в условиях рыночной экономики означает:
      • ориентацию на спрос и потребности рынка, на запросы потребителей и организацию производства продукции, которая пользуются спросом;

      • стремление к повышению эффективности производства;
      • хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений;

      • корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;

      • выявление конечного результата деятельности фирмы на рынке в процессе обмена;

      • необходимость использования современной информационной базы.

Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на знания, высокую культуру, интеллект, использование информации.

Российская модель менеджмента сложилась на стыке старого и нового, западного и восточного. Сейчас сформировалась система взглядов на управление предприятием:

      гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях;

      формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем.

1 Современные подходы к управлению предприятием в РФ

Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на знания, высокую культуру, интеллект, использование информации, что представляет уже сейчас, но еще более в будущем, ключевой ресурс.

В этом плане характерно формирование новых отношений между организацией и работающими в ней людьми:

•              наиболее талантливые, одаренные люди стремятся работать в той фирме, которая содействует персональному росту;

•              работники хотят участвовать в капитале своей компании, и все чаще им предоставляют такую возможность;

•              прием на работу, как правило, делается на контрактной основе;

•              менеджер в определенной мере становится не просто начальником, а учителем, наставником;

•              стиль управления приобретает все более демократичный характер.             

В последние годы XX столетия все большее внимание обращается на человеческий аспект управления. Главное в менеджменте – умение работать с людьми, добиться их заинтересованности в наибольшей эффективности своего труда и общей прибыльности фирмы. Менеджмент нацелен на человека, на то, чтобы побуждать людей к результативным совместным действиям. Формирование единой команды, где каждый четко знает свое место, где правильно организованы взаимодействие и взаимопомощь, – одна из задач менеджера. Менеджеры опираются ныне и на общую культуру, и на культуру общения в частности, активно формируют коммуникации между людьми, стремятся точнее определять индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат. Этика бизнеса становится золотым правилом менеджмента.

Основные принципы современного управления можно сформулировать так:

•              ответственность как обязательная предпосылка успешного менеджмента;

•              повышение качества коммуникаций, пронизывающих организацию во всех направлениях;

•              внедрение долевого участия каждого работающего в общих результатах рыночной деятельности фирмы; предоставление сотрудникам права участия в управлении предприятием;

•              формирование психологического климата, который раскрывает способности работающих, обеспечивает  удовлетворенность своей работой;

•              способность менеджеров результативно сотрудничать со всеми;

•              этические основы как база бизнеса; лояльность, честность, справедливость и доверие к людям;

•              всемерная опора на ключевые факторы менеджмента, как качество, сервис, нововведения, контроль за ресурсами, производственным процессом;

•              быстрая и адекватная реакция на все изменения окружающей среды;

•              четкое представление о том, какой должна быть фирма сегодня, завтра в будущем.


2 Основные положения антикризисного управления предприятием

Антикризисное управление – это специальное, постоянно организованное управление, нацеленное на наиболее оперативное выявление признаков кризисного состояния и создания соответствующих предпосылок для его своевременного преодоления с целью обеспечения возобновления жизнеспособности отдельного предприятия, недопущения возникновения ситуации его банкротства.

Целью и главным заданием антикризисного управления является предсказание, своевременное распознавание и успешное решение всех проблем, связанных с объективным циклическим развитием экономики и субъективными факторами на макро- и микроуровнях.

Основным в антикризисном управлении является обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный, стабильный характер.

К основным процессам антикризисного управления относятся: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризисной ситуации, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), нивелировки отклонений, своевременность управленческого влияния.

Во всех случаях причиной банкротства является неправильная оценка руководителями предприятия ожидаемых темпов роста.

Антикризисное управление на предприятии необходимо по ряду причин: кризисные явления можно предусматривать, убыстрять и смягчать; к кризисным явлениям можно и необходимо готовиться; кризисные процессы могут быть управляемыми; управление кризисными процессами способно убыстрять их и минимизировать последствия.

Проблемы развертывания кризиса на уровне отдельного предприятия не являются локальными. Отдельное предприятие является частью национальной, территориальной и отраслевой хозяйственной системы. Кризисные явления в его деятельности имеют негативные последствия для всех субъектов рыночной экономики. Следовательно, проблема кризиса и банкротства имеет общегосударственный характер.

Поэтому необходимо создать определенную государственную систему контроля, диагностики и защиты предприятий от финансового краха (системы противодействия банкротству) – так называемая антикризисная регуляция.

Антикризисная регуляция – макроэкономическая категория. Она содержит мероприятия организационно экономического и нормативно правового влиянию со стороны государства, которые направлены на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предупреждение банкротства или ликвидации в случаях нецелесообразности их последующего функционирования.

Субъектом антикризисного управления определен круг лиц, которые реализуют его задание:

1) владелец предприятия;

2) финансовый директор предприятия;

3) функциональный антикризисный менеджер – работник предприятия;

4) функциональный антикризисный менеджер – работник консалтинговой фирмы, которая привлекается на предприятие;

5) государственные и ведомственные органы;

6) арбитражный управляющий;

7) представители кредиторов или специалисты по кризисному управлению, которые привлечены ими, для которых осуществление финансового оздоровления предприятия – вынужденное мероприятие, направленное на возвращение долгов.

Цель антикризисного управления заключается не только в ликвидации внешних признаков и недопущении последующего углубления кризиса, но и в возобновлении способности предприятия как микроэкономической системы к самоорганизации.

Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризисной ситуации в сопоставлении с потраченными на это ресурсами.

Кризис или предкризисная ситуация характеризуется двумя проблемами:

1 неплатёжеспособность;

2 низкая доходность.

Недостаточная платёжность означает, что предприятие не в состоянии своевременно погасить краткосрочные и долгосрочные долги.

Низкая доходность предполагает невысокую рентабельность активов, акционерного капитала, оборота, падения привлекательности акций для инвестора. Для повышения доходности следует:

а                 распродать излишние активы;

б                 повысить производительность  труда;

в                 ускорить оборачиваемость всех видов средств;

г                 снизить уровень запасов;

д                 привлечь относительно дешёвые кредитные ресурсы;

е                 снизить затраты на производство и реализацию продукции;

ж                 оптимизировать ценообразование;

з                 отказаться от политики реинвестирования прибыли.

 

 

3 Практические приёмы и методы выхода и разрешения кризисной ситуации на промышленном предприятии

Организация — это сложная система с множеством взаимосвязей и социальных взаимодействий, организм, который живет и развивается по определенным законам. Взаимоотношения между частями организации характеризуются сочетанием сотрудничества и конкуренции, т.е. люди (или группы людей) в процессе своей трудовой деятельности испытывают зависимость друг от друга и в то же время преследуют собственную выгоду.

Существование и развитие всякой организации связано с постоянным возникновением и разрешением противоречий в борьбе различных сил как внутри, так и вне ее. Иногда противоречия принимают настолько острый характер, что переходят в кризис.

Проведенные социологические исследования показывают, что эффективность управления в государственных и предпринимательских структурах снижается. Об этом заявил 71% опрошенных. Среди причин снижения эффективности управления были названы: слабая профессиональная подготовка управленцев — 34% опрошенных, несовершенная система отбора и расстановки персонала управления — 37% опрошенных.

Одной из проблем современного менеджмента является определение приёмов и методов антикризисного управления персоналом.

Приёмы и методы управления персоналом (ПУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления. Принципы антикризисного управления делятся на общие и частные.

 

 

 

 

 

              Принципы действуют эффективно тогда, когда они взаимодействуют и дополняют друг друга, будучи интегрированными в целостную систему (рис. 1)

              К практическим мерам антикризисного управления относят:

     реорганизационные меры ( санация, внешнее управление);

     ликвидационные меры (конкурсное производство);

     мировое соглашение.


4 Анализ деятельности мебельной фабрики в период экономического кризиса

Информация о работе Современные подходы к управлению промышленным предприятием в кризисной ситуации