Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:39, реферат
Сегодня существует большое количество значений термина лидерства. Согласно большому энциклопедическому словарю лидер – (от англ. leader ведущий, первый, идущий впереди) лицо в какой либо группе или организации, пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое принимается как управляющее действие.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства)…………………………………….…………………………..4
2 Концепция харизматического лидерства………………………………………...7
3 Концепция преобразующего лидерства или лидерства для изменений……..9
Заключение………………………………………………………………………….10
Библиографический список………………………………………………………11
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту усиливает эту потребность [4, c.429]. Желание у такого человека быть деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей (фокус на простые и драматического характера цели), упор на большие ожидания, проявление доверительности и инспирирование у последователей импульса к действиям.
Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная — связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям (табл. 1).
Таблица
1
Неэтический харизматический лидер | Этический харизматический лидер |
Использует власть только в личных интересах | Использует власть в интересах других |
Продвигает только свое личное видение | Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей |
Пресекает критику в свой адрес | Считается с критикой и извлекает из нее уроки |
Требует беспрекословного выполнения своих решений | Стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам |
Коммуницирует только в одном направлении, от себя вниз | Поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию |
Нечувствителен к потребностям и нуждам последователей | Научает, развивает и поддерживает последователей, делит свою славу с другими |
Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов | Полагается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения организационных и общественных интересов |
Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин, и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статусов, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения. Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями [4, c.429]. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее никем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.
Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации (публикации, речь, жесты, позы и т.п.) последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям [4, c.429]. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятие на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.
Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменении в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера-преобразователя или лидера-реформатора.
Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно иначе. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор — это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, он ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие [4, c.430].
Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации.
Модель
имеет ряд отличительных
Заключение
Итак, лидер – это лицо в какой-либо группе или организации, пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое принимается как управляющее действие. Лидеры осуществляют формальное и неформальное руководство в организациях, поэтому эффективность деятельности той или иной компании напрямую зависит от деятельности ее лидеров.
Феномен лидерства интересовал людей вот уже на протяжении многих столетий. Однако существовавшие ранее традиционная и ситуационная концепции, изучающие феномен лидерство, имели ряд недостатков. Именно поэтому были разработаны современные подходы к оценке феномена лидерства.
Одним из современных подходов является концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход изучения лидерства). Он исходит из того, что выводы лидера обусловлены его реакцией на поведение последователей. Лидер наблюдает за работой подчиненных и в зависимости от результата осуществляет то или иное действие по отношение к работнику. При этом показателями плохой работы являются брак, большое количество отходов и неприятие результатов. Причины плохой работы могут внешними (плохое оборудование) и внутренними (недостаточно усилий). В зависимости от данных факторов реакцией лидера может быть выговор, перевод на другую работу, повышение квалификации либо личное внимание.
Следующим современным подходом к оценке лидерства является концепция харизматического лидерства. При этом под харизмой понимается форма влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства. Эта концепция объясняет способность лидера влиять на своих подчиненных с помощью своих личных качеств. Как правило, харизматического лидера отличают чувствительность к проблеме и способность видения путей решения этой проблемы. Впоследствии харизматический лидер передает свое видение подчиненным, тем самым побуждая их к действию.
И
последним современным подходом
является концепция преобразующего
лидерства или лидерства для изменений.
В этой модели рассматривается понятие
лидера-реформатора, который мотивирует
своих последователей с помощью повышения
уровня их сознательности в восприятии
важности и ценности поставленной цели.
При этом лидера и его последователей
отличает способность творческого решения
проблемы в кризисной ситуации. При этом
последователи должны не слепо следовать
за лидером, а критически оценивать предоставляемые
возможности и осознанно принимать решения.
Библиографический
список
Информация о работе Современные подходы к оценке феномена лидерства