Современная школа управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:30, контрольная работа

Краткое описание

Школа, основанная на количественных методах (с 1950 г. по настоящее время), особое внимание уделяет моделированию процессов управления. Модель позволяет заменить словесное описание ситуации, которое, кстати, также является лишь более или менее удачным представлением ситуации, с помощью закономерностей, представленных чаще всего в виде математических формул. Модели стали следующим шагом по сравнению со словесными рассуждениями и описательным анализом. Они представляют собой заведомое упрощение ситуации с выявлением и сохранением основных закономерностей. Изменяя значения переменных модели, соответствующих факторам, характеризующим ситуацию, можно осуществить более полный ее анализ.

Оглавление

Современные школы управления: количественный подход, ситуационный подход, теория социальных систем, поведенческая школа. 3
Деловое общение. 10
Жизненный цикл менеджера. 14
Выявит в своей организации неформальные группы, и объяснить причины их возникновения. Разработать сценарий, по которому неформальная организация будет работать на менеджера формальной организации. 18
Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент-Белькова-3вар.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

При организации  и проведении совещания профессиональный менеджер обращает особое внимание на такие составляющие, как:

  • установка и соблюдение регламента;
  • выделение начальной, основной и заключительной частей;
  • форма и стиль ведения совещания;
  • учет всего разнообразия точек зрения;
  • подведение итогов совещания и принятие решения;

•ведение и оформление протокола и т. п.

Принципиально иначе подходит менеджер к согласованию времени и формата, подготовке и проведению деловых переговоров с контрагентами.

Переговоры    — согласование позиций с целью достижения компромисса.

Для правильного  проведения переговоров менеджеру  необходимо также соблюдение основных правил:

  • тщательная подготовка материалов, включающая проработку организационных вопросов и разработку содержания переговоров;
  • проработка процедуры переговорного процесса, включающей постановку цели, оценку ситуации, анализ проблемы, определение вариантов решения, подготовку и аргументация предложений;
  • принятие и предоставление сторонам необходимых материалов;
  • использование палитры методов и ресурсов переговоров;
  • владение тактикой ведения переговоров, достижения поставленной цели;
  • оптимизация стиля и формы ведения переговоров;
  • адекватная реакция на неблагоприятные ситуации;
  • конструктивное согласование позиций сторон и т. п.

В процессе делового общения менеджеру важно и полезно соблюдать основные закономерности взаимодействия и психологические правила ведения разговора, которые помогают достигать поставленных целей, в том числе:

  • обеспечение благоприятного климата общения;
  • умение выслушивать собеседника и опровергать доводы оппонента;
  • формирование соответствующего впечатления (правило аттракции);
  • использование методов разрядки отрицательных эмоций;
  • защита от некорректных собеседников и партнеров;
  • использование техники бесконфликтного общения;

•учет различных психологических типов и т. п. 
Расположение к себе подчиненных, начальства и партнеров по бизнесу становится профессиональным ресурсом каждого менеджера, обеспечивающим быстрое достижение взаимопонимания. Этому служат приемы аттракции, призванные формировать привлекательный образ менеджера в глазах окружающих и тем более общающихся. Вот некоторые из них:

  • ведение разговора в русле личных интересов собеседника на основе того, что каждый человек помимо работы имеет личные интересы и увлечения;
  • выделение достоинств собеседника с помощью умелых комплиментов;
  • широкое применение в общении режимов раппорта;
  • максимально частое обращение к собеседнику по имени;
  • применение таких современных технологий, как пейсинг и т. п.

Каждый человек строит свое общение с окружающими, используя своеобразные для него способы, которые принято называть стилем. Естественно, что менеджеру необходимо разбираться, к какому типу принадлежит его собеседник, поскольку знание стиля позволит определить, чего можно ожидать от участника переговоров и как себя с ним вести.


В профессиональном менеджменте принято выделять четыре переговорных стиля в зависимости от открытости собеседника и способности осуществления обратной связи:

  1. открытый стиль — характеризуется высокой степенью открытости, но при этом низкой степенью обратной связи. В качестве примера можно привести собеседника, который говорит очень увлеченно, однако не замечает, что при этом его мало кто слушает;
  2. реализационный стиль — характеризуется как высокой степенью открытости, так и хорошей обратной связью. Такой участник добивается взаимопонимания и в зависимости от ситуации может ее корректировать;
  3. защитный стиль — характеризуется низкой степенью открытости, но при этом высокой степенью обратной связи. Такой участник больше слушает, чем говорит. Данный стиль общения предполагает тактику, при которой собеседник больше получает информации, чем сообщает о себе;
  4. закрытый стиль — характеризуется как низкой степенью открытости, так и низкой обратной связью. Такой участник изолирует себя от всех событий и людей даже тогда, когда понимание совершенно необходимо.

Овладение менеджером всеми стилями ведения переговоров обеспечивает достижение им высокого уровня искусства переговоров.  При этом он хорошо понимает, что, с одной стороны, очень важно уметь избрать правильный стиль общения в зависимости от ситуации, с другой — очень полезно распознать стиль противоположной стороны и использовать эти знания для максимального достижения собственных целей.

В процессе делового общения менеджеру важно соблюдать основные закономерности общения и психологическую культуру делового разговора, которые помогают достигать поставленных целей.

 

 

Вопрос  №3. Жизненный цикл менеджера.

Жизненный цикл — последовательность этапов формирования, функционирования и развития менеджера как профессионала.

Жизненный цикл все чаще планируют, программируют, моделируют, рассматривая как объект управления. Это необходимо уметь делать не только широкому кругу субъектов и организаций, от семьи до работодателя, но и самому человеку.

Жизненный   цикл   менеджера   выделяет   и   позиционирует комплекс составляющих, во многом определяющих успех его организации. Детализация состава и содержания жизненного цикла менеджера, рационализация и совершенствование на этой основе работы с персоналом организации позволяют прогнозировать и планировать его карьерную перспективу на длительный промежуток времени. Это требует четкого представления не только, а порой и не столько самих составляющих, которые достаточно хорошо определены и отработаны, сколько конфигураций необходимых и возможных взаимосвязей между ними. Именно потенциал этих инвариантно устанавливаемых и развивающихся взаимосвязей составляющих жизненного цикла любого работника, в том числе и менеджера, в конечном счете и определяет основные ресурсы управления.

Состав, содержание, взаимосвязи и взаимодействие основных элементов каждого из периодов жизненного цикла менеджера можно представить следующим образом:



 

Большинство выделенных на рисунке составляющих жизненного цикла хорошо известны и содержательно понятны. Хотя в каждой конкретной организации их реализация получает соответствующую ей специфику. В той или иной степени в качестве инновационных составляющих выделяются: диагностика, соотношение мотивов и стимулов, выделение предтрудового, трудового и посттрудового периодов жизненного цикла. Все это требует более подробного внимания и изучения, что сегодня активно осуществляют научные исследователи и практический менеджмент. В выделении жизненного цикла в качестве объекта воздействия важно позиционировать все формы и многообразие сочетаний составляющих его практического проявления.

Именно такой  модульный подход к разработке жизненного цикла конкретного работника каждой организации обеспечивает наиболее эффективное управление его карьерным развитием. Это реально заинтересовывает большинство персонала организации, и прежде всего менеджмент, в повышении своего профессионально-квалификационного уровня.

Трудовой, инновационный  и созидательный потенциалы личности являются основным источником развития общества в целом и каждой организации в частности. В современном обществе практически все конструктивные государственные, предпринимательские и общественные организации заинтересованы и эффективности построения и использования жизненного цикла каждого работника. Такая заинтересованность определяет необходимость их содержательного участия в формировании качеств, навыков, знаний, культуры потенциального работника. Этим обусловливаются мировые тенденции все более широкого и глубокого участия самых разнообразных организаций и прежде вcero работодателей в формировании и развитии потенциала  жизненного цикла менеджера. Причем это участие все больше ориентируется не только на трудовой, но и на предтрудовой и постгрудовой периоды жизненного цикла менеджера.

Важное значение отводится посттрудовому периоду  жизненного цикла работника, когда ему предлагают выступать воспитателем и наставником. Традиционно такое общение сводится к семейному, неформальному общению, но наиболее эффективные результаты дают профессионально организуемые программы по передаче опыта молодым. К сожалению, практика наставничества во многом утрачена отечественным менеджментом. Эффективная организация посттрудового периода жизненного цикла работника может существенным образом восстановить утраченные формы и ресурсы управления.

В современном  обществе практически все конструктивные государственные, предпринимательские  и общественные opганизации заинтересованы  в эффективности жизненного цикла работника.

Трудовой, инновационный, созидательный потенциал личности, являющийся основным источником развития общества в целом и каждой организации в частности, формируется и реализуется на протяжении жизненного цикла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  №4.

Неформальная  организация – это спонтанно  образованная группа людей, которые  вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. В большой организации существует множество неформальных групп. У  неформальных организаций, так же как  и у формальных, есть иерархия, лидеры, задачи, нормы поведения.

Основными причинами  возникновения неформальных групп являются:

1) неудовлетворенные  социальные потребности в причастности, принадлежности;

2) потребность  во взаимопомощи;

3) потребность  во взаимозащите;

4) тесное общение  и симпатия;

5) сходный образ  мышления.

Принадлежность. Одна из высших потребностей человека, которая удовлетворяется через установление и поддержание социальных контактов, взаимодействий. Но многие формальные организации лишают людей социальных контактов. Поэтому работники обращаются к неформальным организациям.

Взаимопомощь. Помощь, поддержку, консультации, советы работники должны получать от своих непосредственных начальников. Но это не всегда происходит, ибо руководитель не всегда умеет создать атмосферу открытости и доверия, когда исполнители хотят делиться с ним своими проблемами. Поэтому часто люди предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Такое взаимодействие приносит двойную пользу. Тот, кто ее оказал, приобретает репутацию эксперта, престиж, самоуважение. Кто получил – необходимое руководство к действию, принадлежность к неформальной организации.

Взаимозащита. Члены неформальных организаций защищают свои интересы и друг друга от начальства, других формальных и неформальных групп. Например, защищают друг друга от несправедливых решений, причиняющих вред правил, плохих условий труда, вторжения в свою зону влияния других подразделений, понижения зарплаты, увольнения.

Тесное  общение. Благодаря формальной организации и ее задачам одни и те же люди собираются каждый день вместе, иногда на протяжении многих лет. Они вынуждены часто общаться и взаимодействовать, так как решают одни задачи. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно это касается их работы. Но порой руководители намеренно скрывают от подчиненных информацию. Подчиненные вынуждены прибегать к неформальному каналу коммуникаций – слухам. Это удовлетворяет потребности в защищенности, принадлежности. Кроме того, люди хотят быть ближе к тем, кому симпатизируют, с кем имеют много общего, с кем можно обсудить не только рабочие, но и личные дела. Такие отношения чаще возникают с теми, кто находится рядом по рабочему пространству.

Сходный образ мышления. Людей объединяют одни и те же разделяемые социальные и идеологические ценности, общие интеллектуальные традиции, исповедуемая жизненная философия, общее хобби и др.

Необходимо  знать основные характеристики неформальных групп, которые оказывают большое  влияние на эффективность формальной организации и которые необходимо учитывать в управлении. Такими характеристиками являются:

1) осуществление социального контроля;

2) сопротивление  переменам;

3) появление неформального лидера;

4) распространение  слухов.

Социальный  контроль. Неформальные группы устанавливают и укрепляют нормы приемлемого и неприемлемого поведения в группе. Это может касаться как одежды, манер поведения, так и приемлемых видов работы, отношения к ней, интенсивности труда. Кто нарушает эти нормы, подвергается отчуждению, другим санкциям. Данные нормы могут соответствовать или не соответствовать нормам и ценностям формальной организации.

Информация о работе Современная школа управления