Совершенствование управления малым предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке теоретических принципов и методических рекомендаций по совершенствованию управления на малом предприятии, путей реализации основных этапов организации управления для повышения эффективности функционирования предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие управления на малом предприятии;
- изучить методические подходы к оценке эффективности управления;
- провести анализ управления на малых предприятиях отрасли радиосвязи на примере малого предприятия;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления на малом предприятии.

Оглавление

Введение

3
1
Теоретические положения совершенствования управления на малых предприятиях

5

1.1 Содержание деятельности по управлению малым предприятием
5

1.2 Методические подходы к оценке эффективности управления
16
2
Анализ управления на примере малого предприятия ООО «ВЭБР»
20

2.1 Характеристика системы управления предприятием ООО «ВЭБР»
20

2.2 Анализ показателей эффективности организации управления
22
3
Совершенствование управления малым предприятием ООО «ВЭБР»
29

3.1 Организация процесса упорядочения системы управления с применением SADT-методологии

29

3.2 Разработка системы организации управления для ООО «ВЭБР»
36

Заключение
42

Список литературы
44


Приложение Б. Глоссарий
51

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту Окончат вариант.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

Таблица 3.2 – Форма «Взаимодействие подразделений»

Вид работы

Результат (кол-во привлеченных клиентов, заключенных договоров, полученные проценты, объем продаж и пр.)

Кому  (указывается подразделение или организация) передается информация по результату выполненной работы

Какая информация и от кого поступает  для выполнения работы

-

-

-

-


При использовании системы  организации управления должна быть реорганизована система развития персонала. Особое внимание должно быть уделено привитию аналитических навыков работы в быстро меняющихся условиях, умению принимать решения. Повышение квалификации руководителей должно включать в себя в обязательном порядке обучение современным способам управления финансами, маркетингом, персоналом.

Систему должностных  инструкций и положений о подразделениях необходимо подкорректировать и  внести некоторые дополнения в обязанности  руководителей.  Каждое руководящее  лицо кроме уже имеющихся обязанностей должно быть наделено специальными функциями по организации управления. А в соответствии с этими функциями  после уже организовать работу своих подотчетных лиц. Опишем подробнее в таблице 3.2, какие функции вменяются каждому руководящему лицу. [19]

Таблица 3.2 – Дополнительные функции, вмененные руководителям ООО «ВЭБР»

Руководитель

Функции

1

2

Директор предприятия

Организовать  эффективное взаимодействие всех структурных подразделений  и участков цеха, изучение конъюнктуры  рынка и передового опыта в  целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции, экономической эффективности ее производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов.

Заместитель директора по финансам

Анализировать финансово-хозяйственную  деятельность малого предприятия, участвовать в разработке предложений, направленных на обеспечение платежеспособности, снижение издержек на производство и реализацию продукции, укрепление финансовой дисциплины.

Главный инженер

Определять техническую политику и направления технического развития предприятия. Организовать разработку и реализацию планов внедрения новой техники и технологии, проведения организационно-технических мероприятий.

Организовать обучение и повышение  квалификации рабочих и инженерно-технических  работников и обеспечивать постоянное совершенствование подготовки персонала.

Заместитель директора по производству

Анализировать состояние действующих  систем управления производством и  разрабатывать мероприятия по ликвидации выявленных недостатков и их предупреждению. Изучать показатели работы предприятия, действующие методы управления при решении производственных задач. Участвовать в составлении проектов перспективных и текущих планов развития производства, в разработке рациональных организационных структур управления производством.

Заместитель директора по маркетингу

 

 

 

Руководить проведением исследований основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию  предприятия, соотношение спроса и  предложения. Координировать деятельность всех функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по маркетингу продукции предприятия (заявки на поставку, договоры на производство, наличие запасов, емкость рынка и т.п.).

Заместитель директора по персоналу

Организовывать и координировать разработку комплекса мер по повышению  трудовой мотивации работников всех категорий на основе реализации гибкой политики материального стимулирования, улучшения условий труда. Укреплять  организационную культуру малого предприятии путем введения новых ритуалов.

Консультировать вышестоящее руководство, а также руководителей подразделений  по всем вопросам, связанным с персоналом.

Заместитель директора по качеству

Отслеживать отраслевые стандарты  качества продукции. Вести статистические отчеты выявленного брака с указанием причин и виновников. Сотрудничать с отделами предприятия для передачи информации об уровне качества, требуемых затратах на обеспечение этого качества и т.д. Изучить и применить основы всеобщего менеджмента качества.


 

Предписанные функции  должны выполняться подразделениями, а руководитель малого предприятия  должен проводить мониторинг состояния  предприятия на основе представляемой ему заместителями информации.

Для одного работника  дополнительным стимулом может служить включение сотрудника в проектную группу, для другого предоставление свободного графика работы, подтверждающего высокий статус работника в организации, доверие со стороны руководства и так далее.   От эффективности системы стимулирования во многом будем зависеть успех системы управления на ООО «ВЭБР».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе выполнения курсовой работы были достигнуты поставленные в начале работы цели. Была доказана актуальность проблемы совершенствования управления на малых предприятиях.

Подводя итоги проделанной  работы можно сделать следующие  выводы:

Отмечено, что управление на малых предприятиях имеет ряд особенностей.  Среди особенностей менеджмента малых предприятий были выделены факторы, определяющие управление  в этих организациях: размер предприятия (численность и состав работников); форма собственности; отрасль, к которой относится предприятие; объем и ассортимент выпускаемой продукции; особенности организационной структуры и т.д. Была изучена принципиальная схема функционирования системы управления предприятием.

В работе отмечено, что организационная структура малых предприятий существенно отличается от структуры крупных. На малых предприятиях один человек обычно выполняется сразу несколько функций, на таких предприятиях нет «лишних людей».  Поэтому для малого бизнеса характеры или линейные или линейно - функциональные структуры управления. Первые предназначены для малого предприятия (около 20 человек), где собственник сам осуществляет организацию и контроль производственной деятельности. Вторые необходимы малым предприятиям с численностью до 100 человек.

Кроме того, в теоретической  главе были рассмотрены методические подходы к оценке эффективности управления. Методические подходы к оценке эффективности управления.

Вторая глава работы была посвящена характеристике системы управления предприятия ООО «ВЭБР» и анализу показателей эффективности деятельности предприятия.

В целом деятельность предприятии можно охарактеризовать как стабильную. Предприятие не имеет задолженности по заработной плате перед своими работниками. МП медленным темпом ведет свое развитие, постепенно налаживаются связи с потребителями, и упрочняется положение «ВЭБР» на рынке в своей нише.

Наряду с положительными сторонами работы предприятия, в ходе анализа управления в ООО «ВЭБР» нами были выявлены следующие недостатки.

  1. Наличие либерального стиля управления у начальника производства;
  2. Предприятие создано и функционирует на основе интуитивного представления учредителей и директора;
  3. Руководство не осуществляет мониторинг состояния предприятия (кроме финансовых отчетов). Руководство малого предприятия оставляет без внимания вопросы анализа и оценки эффективности управленческой деятельности.

Третья глава работы посвящена совершенствованию управления малым предприятием ООО «ВЭБР».

Для устранения выявленных недостатков были разработаны рекомендации. Предложено организовать процесс упорядочения системы управления с применением SADT-методологии, а также разработана система организации управления для ООО «ВЭБР».

Предложенные мероприятия будут способствовать повышению эффективности управления на малом предприятии ООО «ВЭБР».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Рапопорт Б. М. Скубченко А. И. Инжиниринг и моделирование бизнеса. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд-во «ЭКМОС», 2010 г. – 240 с.
  2. Гвишиани Д. М. Организация и управление. – М.: Изд-во МГТУ, 2008. – 320 с.
  3. Организация производства и управление/Под ред. проф. О. Г. Туровца. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 420 с.
  4. Грибов В. Д. Менеджмент в малом бизнесе: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 128 с.
  5. Герчикова  И.  Н.  Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 501 с.
  6. Мильнер Б. З. Системный подход к организации управления/ Б. З. Мильнер, Л. И. Евенко, В. С. Рапопорт. – М.: Экономика, 1983. – 224 с.
  7. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия,. – 1600 с.
  8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2001.
  9. Социальные теории организации. Словарь. – М.: Высшая школа, 2005. - 342 с.
  10. Приходько В.И. Современная организационная парадигма// Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - №3. -С. 3 - 10
  11. Организация управления промышленным производством. Учебник/ Козлова О. В., Александров Л. А., Саркисов М.А., Саломатин Н. А. и др. Под ред. Козловой О. В. – М.: Высшая школа, 1980. – 399 с.
  12. Туровец О. Г., Родионова В. Н. Теория организации: Учеб. пособие, - Воронеж, ВГТУ, 2008. - 106 с.
  13. Лафта Дж. Менеджмент: Учебник – М.:ПБОЮЛ Григорян А. Р. – 2002. - 264 с.
  14. Малые и средние предприятия. Управление и организация/ Под ред. Пихлера Й. Х., Пляйтнера Х. Й., Шмидта К. Х. Перевод с нем. И. С. Алексеевой. – М.: Международные отношения, 2002. – 280 с.
  15. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997.- 332 с.
  16. Майкл Коленсо. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен - М.: ИНФРА-М, 2008. - 175 с.
  17. Колесникова А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, проблемы определения// Вопросы экономики, 2009, №7, - С. 50-58.
  18. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ.
  19. Тихонравов Ю. В. Теория управления. Учебный курс. – М.: Вестник, 2007. – 336 с.
  20. Мескон М.Х., Альбент М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. М.: Дело, 2008. – 800 с.
  21. Забелин П. В., Нестеров П. В., Федцов В. Г. Предпринимательский менеджмент. – М.: Изд-во «Приор», 1999. – 224 с.
  22. Экономика предприятия: Учебник/ Под. Ред. Проф. О. И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 416 с.
  23. Менеджмент для предпринимателей. http://www.dist-cons.ru/modules /mp/mp1/text1_20.html
  24. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Уебное пособие для вузов/ И.И. Мазур, В. Д. Шапиро. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 456 с.
  25. Соловьев В. С. Организационное проектирование систем управления: Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2009. – 136 с.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок – Декомпозиция блока F1 «Обеспечить МП необходимой информацией»



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  – Декомпозиция блока  F2 «Осуществить планирование деятельности по упорядочению»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок – Декомпозиция блока F 3 «Совершенствовать систему управления МП»


 

 

 

 

Рисунок 7 – Декомпозиция блока  F4  «Провести учет и контроль хода реализации мероприятий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  – Декомпозиция блока  F4  «Провести учет и контроль хода реализации мероприятий»

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  – Декомпозиция блока  F5 «Наладить   непрерывное совершенствование управления» 

Приложении е Б

(обязательное)

Глоссарий

  1. Иерархическая структура управления - структура управления, в которой преобладают вертикальные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а эти решения строго обязательны для нижних уровней.
  1. Линейная структура управления - отношения между руководителями и подчиненными им органами в многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления.
  1. Структура управления организацией - совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
  1. Основными элементами организационной структуры являются:  
    уровни управления; подразделения и звенья управления; управленческие связи.
  1. Адаптивная структура управления - структура управления, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности
  1. Дивизионная структура управления - структура управления предприятием, в которой четко разделено управление отдельными продуктами и отдельными функциями. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.
  1. Линейно-функциональная структура управления - структура органов управления, состоящая из:
- линейных подразделений, осуществляющих  в организации основную работу; - обслуживающих функциональных  подразделений. 
  1. При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения.
  1. Линейно-штабная структура управления - структура органов управления, включающая в себя специально созданные при линейных руководителях штабных подразделения. Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. К штабным подразделениям относят: службу контроллинга, группу сетевого планирования, социологическую и юридическую службы и др.
  1. Матричная структура управления - структура органов управления, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей:  
    - непосредственному руководителю функциональной службы; и  
    - руководителю проекта.
  1. Для матричной структуры управления характерны: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы
  1. Партисипативная структура управления - структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений
  1. Функциональная структура управления - структура органов управления, в которой каждый орган управления специализирован на выполнении определенного круга производственных, технологических, проектных, финансовых, информационных или обеспечивающих функций. Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений.

Информация о работе Совершенствование управления малым предприятием