Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа
Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которым понимается искусство управления.
Введение…………………………………………………………..………..…3
Глава 1. Теоретические основы оценки и отбора кандидатов при приеме на работу………………………….……5
1.1. Понятие и особенности оценки кандидатов для приема на работу……....5
1.2. Собеседование, как основной метод оценки кандидатов……………..….14
1.3. Зарубежный опыт найма, оценки и отбора работников, и пути построения эффективной модели оценки кандидатов при приеме на работу......................................................................................................... ..........30
Глава 2. Анализ организационных аспектов системы отбора персонала на примере ООО "Магазин № 17"….….47
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………..…47
2.2. Анализ состояния системы оценки и отбора персонала и недостатки при найме в ООО "Магазин №17"…………………………………………….…….52
Заключение……………………………………………………….………..66
Список использованной литературы………………………..70
Приложения ………………………………………………………………73
Расскажите о
тех ситуациях, когда Вам
♦
Сколько раз Вы отсутствовали на работе
в прошлом году ?
♦
Сможете ли Вы в любое время дня и ночи
выехать к месту аварии ?
♦
Хорошо ли Вы ладите с другими ?
♦
Чего Вы ожидаете от данной работы ?
♦
Чем бы вы хотели заниматься через 5 лет
?
♦
Чем Вас привлекает именно данная должность
(профессия) ?
♦
Что «выводит» Вас из себя ?
♦
Что Вы знаете о нашей организации ?
во-вторых, необходимо попытаться
в начале беседы снять первое напряжение
у работника, расположить его к откровенной,
доверительной беседе;
в-третьих, стараться не принимать
во внимание первое впечатление, дать
пришедшему работнику возможность высказаться;
в-четвертых, необходимо говорить
с работником языком, понятным для него,
избегать прямых вопросов, и больше пользоваться
наводящими;
в-пятых, стараться не допускать отклонения
беседы от основного направления;
в-шестых, оценивать работника и свои
впечатления о нем только после окончания
беседы, учитывая при этом свои возможные
предубеждения[8].
Приведем основные моменты подготовки
собеседования по найму:
1. Руководитель должен заранее ознакомиться
с заявлением, анкетой и другими документами,
подумать о вопросах к претенденту;
2. Во время собеседования полезно использовать
подготовленный план-схему участия руководителя
в собеседовании целесообразно сводить
к минимуму: больше слушать, меньше говорить;
3. Возникшие сомнения во время собеседования
нужно разрешать в ходе беседы, а не держать
их при себе;
4. Полезно использовать открытые, прямые
вопросы, которые бы стимулировали партнера
к ответной реакции;
¨ 5. Имея под рукой формуляр, необходимо
делать письменные пометки,
Собеседование при найме на работу сводится
к восьми основным вопросам и соответствующим
ответам на них.
Первый вопрос
сводится к уяснению "что
вы за человек ?" Ставя этот вопрос,
руководитель-интервьюер хочет знать
о кандидате как можно больше и в сущности
просит рассказать о себе. При этом руководитель
собеседования подмечает для себя, не
опоздал ли кандидат, должным ли образом
одет и т.д.. Ответы кандидата следует слушать
внимательно и, главное, критически, так
как он будет стремиться к тому, чтобы
с первых слов произвести благоприятное
впечатление на интервьюера.
Не нужно искать неточностей в ответах
претендента, так как основное правило
поступающего на серьезную работу - не
искажать факты. Претендент знает, что
неточная информация может косвенным
образом выяснена из ответов на другие
вопросы или же позднее из официальных
документов.
Второй вопрос касается причины "почему
вы ищете работу ?" Слушая ответы
на этот вопрос, руководитель должен быть
начеку. Важно отмечать прямоту ответа
и скорость обдумывания поставленных
вопросов, а также логичность обоснования
причин поиска новой работы. Никогда не
следует торопить кандидата с ответом,
так как он знает: пауза больше минуты
не "работает" на его имидж.
Желательно, чтобы новый работник объяснил
суть своих претензий к прежнему руководству
и, главное, к характеру работы.
Вопрос к кандидату:
"чем вы можете быть
полезным ?" - это вопрос о том,
насколько поступающий в курсе дела организации,
в которой он хочет работать. Важно знать,
какую дополнительную информацию собеседник
получил и как он ее использует при ответе.
О чем говорит отсутствие осведомленности
о предприятии у претендента ? В этом случае
можно предположить, что он случайный
человек, и ничего, кроме самонадеянности
не демонстрирует своим отрицательным
ответом. Отрицательный ответ - серьезная
причина для отказа при найме на вакантное
место, ибо нежелание подготовиться к
собеседованию свидетельствует о не дисциплинированности
и не заинтересованности.
Важен вопрос: "каковы
ваши сильные стороны
?" Безусловно, претендент-собеседник
постарается показать себя энергичным,
решительным, напористым, находчивым,
зрелым, полным энтузиазма кандидатом.
Руководителю не следует перебивать собеседника
в описании своих деловых качеств. Не нужно
и подвергать их сомнению.
Но как убедиться в
их истинности ? В этом случае важно заставить
поступающего на работу подтвердить наличие
перечисленных им качеств конкретными
примерами из жизни или во время учебы,
работы.
Руководитель не должен восхищаться готовностью
претендента выполнять любые поручения
или задания. Фразы типа "Я
могу делать все, что
потребуется" практически не говорят
ни о чем.
Что нужно делать в этом случае ? Целесообразно
подвести такого человека к конкретным
примерам из которых следует, что он способный
и - главное - надежный работник. В этой
связи можно предложить ему описать свое
поведение в некоторых трудных ситуациях
из практики вашего предприятия. Чрезвычайно
полезно выявить круг возможностей поступающего
на работу, определить возможности его
адаптации к различным условиям жизни
и производства[9].
Пятый вопрос: "каковы
ваши слабые стороны
?" Этот вопрос не должен смущать
ни руководителя, ни тем более проходящего
собеседование. Ответы на такого рода
вопросы - проверка откровенности, искренности
и психологической уравновешенности.
Можно прямо попросить рассказать о своих
неудачах в жизни или на последнем рабочем
месте. Дайте время обдумать - пауза поможет
проводящему собеседование. Услышав ответ:
"Да вроде бы не было", "ничего
серьезного не помню", "так,
мелочи всякие", помните, что этот
ответ неправильный.
Обычно интервьюированный склонен называть
такие "недостатки", которые логически
являются как бы продолжением своих достоинств.
Например: "Знаете,
моя решительность,
которую нередко принимают
за горячность и нетерпение,
приносит мне серьезные
осложнения. Впрочем,
теперь стараюсь следить
за собой".
Достаточно щекотливым может быть вопрос:
"каким на ваш взгляд,
должен быть начальник
?" Ответ на него имеет большое значение.
При такой постановке вопроса претендент
может ответить так: "Меня
устроит любой, но сильный
и компетентный руководитель,
настоящий лидер, у которого
всегда можно поучиться". Желательно
в ответах претендента получить сведения
о стремлении испытать свои силы на любом
участке работы, при любых, даже жестких
условиях, о возможности расти и совершенствовать
свои навыки при любом контроле.
Необходим и вопрос:
"каковы ваши самые
крупные достижения?" Этот вопрос
непременно должен всплыть в ходе собеседования
и избежать его попросту нельзя. Следует
учитывать, что человек, который не способен
назвать хотя бы один свой значительный
успех, практически не готов к серьезной
и ответственной работе. Даже если человек
работал простым монтером или водителем,
все равно приходилось реализовывать
свою профессиональную выучку, смекалку,
навыки, которые не остались незамеченными
в кругу коллег или начальства.
Советует задать и такой вопрос: "на
какую зарплату вы
можете рассчитывать ?" "Конечно,
этот вопрос не задается в начале беседы.
Желательно, чтобы он был поставлен тогда,
когда руководство приняло окончательное
решение относительно конкретного кандидата.
Чрезвычайно любопытно поставить этот
вопрос где-то в середине собеседования
и посмотреть на реакцию кандидата. Причем
вопрос следует задавать задолго до того,
как руководитель будет оговаривать условия
будущей работы. Если претендент при ответе
на заданный вопрос начнет нервничать,
скромно занижать сумму вознаграждения,
то не следует радоваться по этому поводу
и умиляться его скромности. Скорее всего
неуверенность в ответе объясняется неуверенностью
в своей квалификации. Но оценивая ответ
претендента не следует забывать, что
скромность существует.
Нетрудно не заметить, что примерный круг
вопросов практически не затрагивает
содержания будущей работы. В этом и кроется
определенный секрет. Желательно, чтобы
перед окончанием собеседования, когда
ваш партнер находится в определенном
недоумении по поводу отсутствия вопросов
о его видении будущего рабочего места,
интервьюер спросил что-то вроде: "Не
хотите ли вы обсудить
что-нибудь, о чем мы
с вами не упомянули
в разговоре ?" Короткий ответ типа:
"Да, кажется,
все" или "Нет,
мы все обсудили" сигнализирует о
том, что будущего работника практически
не интересует специфика его деятельности,
что его ждет в будущем и чего от него ожидает
начальство. Серьезный кандидат не может
не поинтересоваться о содержании своей
работы, о том, чего от него ждут именно
на данном участке работы и чего ожидают
вообще от кандидата на эту должность.
В этой связи необходимо иметь под рукой
характеристику рабочего места, должностную
инструкцию, своего рода документ, который
вправе попросить для ознакомления претендент.
В нем должны быть подробно расписаны
краткие требования к данному рабочему
месту, например, разъездной характер
работы, ночной режим деятельности, частая
смена рабочего места и т.д. Описание работы
снимает неопределенность, позволяет
избежать путаницы и, главное, излишней
потери времени.
Кроме того, руководитель должен предварительно
разрабатывать "словесный портрет"
искомого работника, куда включается приблизительное
описание претендента на вакантное место:
возраст, пол, образование, опыт прошлой
деятельности в интересующем предприятие
направлении, какие-либо "особые"
требования и т.п. В этот "портрет"
включается то, что должно быть обязательно,
и то, чего не должно быть ни в коем случае.
Важно помнить, что этот документ предназначен
только для руководителя, и его не показывают
претенденту.
Можно также приготовить перечень оценок,
выставляемых кандидату. Особенно этот
документ полезен в случаях, когда собеседование
проводится совместно с коллегами по работе.
Состав оценок различен. Как свидетельствует
зарубежная практика, в зависимости от
специфики деятельности оценки могут
включать до 25 % показателей[10].
Собеседование может включать в себя несколько
этапов и продолжаться с определенными
перерывами. Поэтому различают предварительные
и основные типы бесед. Предварительные
беседы проводятся с целью знакомства
с претендентами, чтобы отделить неподходящих
кандидатов от подходящих. Основная задача
предварительного интервью-собеседования
сводится к выявлению соответствия или
несоответствия кандидата основным должностным
условиям и требованиям. На этом этапе
необходимо заготовить ряд "закрытых"
вопросов, ответы на которые известны
заранее.
Основная беседа проводится на последнем
этапе по определенной схеме, когда уже
практически решен выбор в пользу того
или иного кандидата. Используя примерный
перечень основных вопросов, схематически
можно вести собеседование в следующем
направлении:
♦
физические данные,
♦
склонности,
♦
общий интерес, культура,
♦
интересы,
♦
особые способности,
♦
характер,
♦
личные обстоятельства, присущие конкретному
человеку.
Этот блок вопросника направлен на раскрытие
общего уровня развития претендента. Другой
блок вопросника должен включать в себя
такие вопросы, которые позволят руководителю
сделать вывод о том:
Øкаково потенциальное влияние кандидата
на других,
Øкакова его квалификация,
Øкаковы его врожденные способности,
Øкакова мотивация прихода к вам,
Øкакова способность к адаптации.
Не забудьте в конце встречи сообщить
претенденту, каковы будут следующие шаги:
телефонный звонок, письменное извещение
о сроках второго собеседования и др..
Может оказаться, что в ходе первой встречи
желающий получить работу не соответствует
требованиям. Не будет лишним сказать
ему об этом, смягчая некоторым образом
категоричность суждения, например: "У
меня складывается впечатление,
что эта работа не подходит
для вас.". И наоборот, если кандидатура
на вакантное место представляет для производства
интерес, то об этом также можно осторожно
намекнуть: "Мы рассмотрим ваше
заявление серьезно". Или: "Ваша
кандидатура представляет
для нас большой интерес,
есть необходимость
встретиться еще раз".
Далее предлагается макет беседы с поступающим
на работу, предложенный американским
менеджером по человеческим ресурсам
Джеем Унклифом:
1. При подготовке к беседе важно быть уверенным,
что любой человек, причастный к принятию
решения, включен в состав собеседников.
Следует составить список пунктов и вопросов,
которые нужно проработать с кандидатом.
После каждого вопроса должно быть оставлено
достаточно места, чтобы делать заметки.
2. Все собеседования должны быть естественно
откровенными и дружелюбными по отношению
к кандидату, которого следует пригласить
в офис и сделать собеседование как можно
более комфортабельным.
3. В предварительной информации опишите
кандидату в позитивной, но честной манере
данные о бизнесе компании и ее статусе;
опишите также культуру подразделения,
где предстоит работать кандидату, придавая
особое значение тому, как это способствует
деловым достижениям и морали служащих.
4. Чем более ясно и точно вы сможете представить
работу, тем более вероятно, что ваш новый
служащий будет удовлетворен ею. Если
кандидат обнаруживает, что работа, на
которую он согласился, не соответствует
той работе, которую ему описали, ему будет
трудно найти побудительные мотивы для
ее исполнения. Помните, что вы, по существу,
начинаете управлять будущим служащим
с момента начала первой беседы.
5. Не следует задавать "запрещенных"
вопросов, все критерии отбора должны
быть объективны и связаны с работой. Поэтому
вопрос к молодой женщине, например, о
ее повседневной жизни, может заставить
ее думать, что вы очень не профессиональны,
как интервьюер.
6. Непременно тщательно опросите кандидата
о его персональных достижениях на всех
предыдущих работах. Когда использование
кандидатом слова "мы" может указывать,
что он является "командным игроком",
не позволяйте ему спрятаться за групповыми
усилиями. Пытайтесь узнать точные персональные
достижения кандидата, даже если это потребует
большого количества вопросов.
7. Прежде чем закончить беседу, дайте кандидату
возможность сформулировать спорные вопросы
по его делу. Когда вы завершите с этим,
вежливо закончите собеседование, сказав
кандидату, что ему ожидать дальше, но
ни при каких обстоятельствах не делайте
заявлений, которые не могут быть строго
выполнены.
1.3. Зарубежный опыт
найма, оценки и отбора
работников, и пути построения
эффективной модели
оценки кандидатов при
приеме на работу
Персонал является мотором любой организации.
Японские менеджеры подчеркивают, что
если исчезнут станки, то вскоре организация
возникнет с еще лучшим оборудованием,
но если исчезнут люди, останутся только
станки и организация прекратится.
В словаре по экономике и финансам на интернет-сайте
Глоссарий.ру управлению персоналом дано
следующее определение: это сфера деятельности
руководящего состава организации, руководителей
и специалистов подразделений системы
управления персоналом, направленная
на повышение эффективности работы организации
за счет повышения эффективности работы
с ее сотрудниками психологическими, правовыми,
экономическими и другими методами.
Управление персоналом
заключается в:
· формировании системы управления персоналом;
· планировании кадровой работы;
· проведении маркетинга персонала;
· определении кадрового потенциала и
потребности организации в персонале.
Традиционно в индустриальных структурах
стран, подобных Канаде и США, как малые,
так и крупные фирмы придерживались открытой
политики «входа-выхода», означавшей,
что процедуры подбора кадров не были
слишком сложными, так как рабочий мог
быть уволен или перемещен, если этого
требовали экономические обстоятельства[11].
Предполагалось, что внедрение новых технологий
может быть спланировано без особого учета
отношения к ним рядовых работников.
В силу изложенных взглядов политика управления
персоналом ограничивалась такими инструментами,
как наем и увольнение работников, зарплата,
надзор, регулирование условий труда.
Значительно меньшее внимание уделялось
мотивационным и социальным факторам,
среди которых признание заслуг, распределение
ответственности, система поощрения. Конкурентный
успех фирмы при данном подходе зависел
главным образом от решений в области
технологии и маркетинга, а характеристики
кадрового потенциала имели второстепенное
значение.
Руководители низового и среднего звена
управления фирмами, загруженные работой
по оперативному руководству производственным
процессом, все в большей степени вынуждены
были делегировать наверх не только вопросы
стратегического плана, но и решение текущих
проблем. Характерной особенностью управления
становилась ситуация, при которой небольшая
группа высших управляющих принимала
решения, которые становились обязательными
для «серой массы» исполнителей — рядовых
работников фирм. Соответственно сформировался
определенный стиль поведения этой категории
работников — нежелание проявлять инициативу,
брать на себя ответственность, рисковать.
Работник как бы прятался за спину всей
организации, растворялся в массе, получал
возможность уйти от личной ответственности.
Обратной стороной этой позиции исполнителей
стало усиливающееся противоборство отношений
«управляющие — рабочие», «управляющие
— исполнители». Однако наряду с этими
негативными чертами «рыночный» подход
к управлению персоналом вооружал работодателей
эффективным средством управления численностью
работников, позволявшим компенсировать
издержки, связанные с конкуренцией на
рынке труда, высоким оборотом кадров
и сопротивлением технологическим переменам.
Все прояснилось, когда японские фирмы
стали вытеснять американские на внешнем
рынке главным образом из-за высокого
качества своих товаров. Оправившись от
шока, американские ученые и менеджеры
стали углубленно изучать причины создавшегося
положения. Оказалось, секрет прост —
японский менеджмент в передовых фирмах
базируется в первую очередь на учете
человеческого фактора.
Япония первой в мире стала развивать
современный менеджмент с «человеческим
лицом», вовлекая всех работников в дела
предприятий и фирм, в изготовление качественной
продукции с низкими издержками. На многих
предприятиях Японии управленческий персонал
и рабочих призывают к тому, чтобы исполнитель
каждой операции рассматривал исполнителя
последующей операции как своего потребителя
и поэтому выполнял свою часть производственного
процесса особенно тщательно.
Эти качественные изменения в менеджменте
на многих японских предприятиях, учитывающие
психологию людей и их социальный статус,
не могли не дать толчка кардинальному
совершенствованию традиционных методов
управления кадрами в других странах с
развитой экономикой.
В крупных фирмах ФРГ кадровая политика
проводится специальными службами, численность
которых зависит от числа занятых: на 130—150
работников — один сотрудник. В подавляющем
большинстве фирм кадровые службы занимаются
не только кадровыми вопросами: им вменены
в обязанности и некоторые экономические
функции, например расчет заработной платы.
В последнее время наметилась тенденция
к росту численности аппарата кадровых
служб на предприятиях[12].
Немецкое общество по управлению кадрами
ежегодно проводит традиционный опрос
представителей различных фирм по вопросам,
связанным с деятельностью кадровых служб
на предприятиях.
Совершенствование профессиональной
подготовки кадров рассматривается во
многих фирмах ФРГ как непрерывный процесс:
происходящие повсеместно изменения в
области экономики и в других областях
постоянно побуждают работников стремиться
соответствовать новым требованиям.
Автоматизация, как отмечают руководители
и специалисты фирм многих капиталистических
стран, вызывает беспокойство у персонала
предприятий, поскольку влечет за собой
значительные изменения в организации
производства. Мастера и бригадиры боятся
потерять превосходство над рабочими-операторами.
И здесь кадровым службам необходимо помочь
преодолеть психологический барьер, вести
разъяснительную работу среди персонала,
организовывать его обучение.
Во Франции система переподготовки и повышения
квалификации кадров на предприятии строится,
как правило, следующим образом:
четко устанавливаются цели и задачи обучения,
которые увязываются с общей стратегией
фирмы.
организуется обучение руководителей
подразделений.
обучение носит практический характер.
обучение проводится оперативно, его результаты
периодически оцениваются.
устанавливается баланс между продолжительностью
обучения и степенью охвата учебой производственного
персонала различных категорий (по мнению
специалистов, следует ежегодно повышать
квалификацию не менее 30% персонала из
каждой профессиональной группы)[13].
В американских корпорациях еще в 70-е годы
сложилось соотношение между численностью
кадровой службы и общим числом занятых
1:100. Однако в последнее десятилетие изменился
качественный состав кадровой службы.
Из каждых 10 работников 6—7 — специалисты,
а не технические исполнители. При этом
в крупнейших корпорациях более 30% специалистов
имеют дипломы магистров, что свидетельствует
о высоком уровне подготовки. В профессиональном
отношении преобладают психологи, выпускники
педагогических вузов, школ бизнеса[14].
Среди наиболее значимых нововведений
последнего периода:
измерение затрат на «человеческие ресурсы»
и их эффективность;
компьютеризация кадровых служб;
развитие форм оплаты на основе оценки
результатов труда руководителей и специалистов;
поиск оптимальных организационных структур
управления;
разработка новых форм и методов работы
с резервом и комплектование штата руководителей.
Основными рычагами, используемыми американскими
корпорациями в работе с кадрами, и в первую
очередь с персоналом управления, являются:
тщательный отбор кандидатов на управленческие
должности;
систематическая оценка персонала;
непрерывное обучение, профессиональная
подготовка и тренинг;
развитие сети специализированных фирм,
профессиональных обществ и межфирменной
кооперации;
усиление реальной ответственности руководителей
за выявление и использование потенциала
своих подчиненных.
Пути построения эффективной
модели оценки персонала
при найме на работу.
Прежде всего следует начать с того, что
интернет и рекрутинговые агентства должны
стать основным методом набора персонала
в РФ, поскольку зарубежная практика менеджмента
приема персонала свидетельствует о наибольшей
эффективности именно этих методов привлечения
персонала, что облегчает последующую
оценку персонала при приеме на работу.
В качестве альтернативы СМИ можно предложить
также уделять внимание кандидатам - выпускниками
вузов и специальных учебных заведений.
Это молодежь, а, следовательно - перспективные
соискатели на должности. Для работы с
ними целесообразно проводить работу
по долгосрочному планированию ротации
кадров. Эта работа может начаться с отбора
среди тех, кто, закончив высшие учебные
заведения, возможно, придет на работу
в сферу торговли. Во время учебы в специальном
учебном заведении и ВУЗе отобранным слушателям
может быть предоставлена возможность
прохождения практики в магазине. Среди
преимуществ молодых сотрудников можно
выделить энергичность, более легкую обучаемость
и позитивное отношение к любому новаторству.
Также не стоит пренебрегать поиском кандидатов
среди знакомых и знакомых знакомых. Это
дало бы возможность привлечь надежные
с точки зрения безопасности кадры, что
немаловажно для любого предприятия, где
продавцы ежедневно имеют дело с большими
материальными ценностями.
Улучшение отбора
персонала
Прежде всего, руководству предприятия
следует по возможности брать на постоянную
работу или временно привлекать специалиста
по набору персонала. Если же такая возможность
отсутствует, руководству следует отправить
на курсы обучения работника ответственного
за этот участок работы.
Во-вторых, следует изменить действующие
на большинстве фирм РФ систему проведения
собеседований.
При отборе кандидатов для работы в фирме
необходимо проводить два
этапа собеседования. Первый этап должен
проходить в отделе кадров, и включать
в себя собеседование и проверку рекомендаций.
Есть несколько ключевых факторов, на
которые необходимо обращать внимание:
это то, заинтересован ли кандидат в работе
как таковой, что привлекает в предложении
фирмы, и соответствуют ли его личностные
и деловые качества специфике работы в
соответствующей сфере .
На первом этапе необходимо оценить
уровень стрессоустойчивости - важнейшее
качество, необходимое для работы в сфере
услуг. Персонал всегда должен вести себя
сдержанно, действия работников в любой
ситуации должны соответствовать стандартам
поведения, которые приняты в конкретной
сфере . Стандарты включают в себя: знание
основ психологии и общения, обслуживания
клиента, правила ведения переговоров,
порядок оформления покупки, и пр. Важно,
чтобы кандидата не тяготила жесткая регламентация
его деятельности.
Чтобы проверить стрессоустойчивость
кандидата, сотрудники кадровой службы
должны ставить его в неловкие ситуации
или задавать провокационные вопросы.
Например, неожиданно прерывают собеседование
и спрашивают кандидата, может ли он подождать
некоторое время, перенести встречу или
подъехать еще раз. Нормальная реакция
соискателя в подобной ситуации - предложить
какие-то альтернативные варианты, если
ему не подходят условия. Если же он начинает
нервничать и возмущаться, это говорит
о том, что у него недостаточно выдержки
и в общении с покупателем он поведет себя
точно так же. То же и с провокационными
вопросами: если кандидат начинает раздражаться,
тем более грубить в ответ на заданный
заведомо неприятный вопрос, касающийся,
например, личной жизни, становится очевидно,
что он не сможет общаться с покупателями,
которые также могут вызвать раздражение
своим поведением или словами.
Оценка вопросов соискателя.
По вопросам, которые задает кандидат
в конце собеседования, всегда можно определить
его ожидания, понять, насколько он мотивирован
к работе в компании. Нормально, если кандидат
интересуется конкретными вещами: графиком
работы, порядком оплаты, социальным пакетом
и т.п., это говорит о его готовности к работе.
Если же человек приходит в надежде получить
легкие деньги, да еще по возможности чем-то
"поживиться", то он тоже проявит
себя, задавая вопросы: будет интересоваться
системой безопасности, учетом рабочего
времени, контроля и т.п. В свою очередь
кандидат, который вовсе не задает вопросов,
либо очень волнуется, что говорит о его
низкой стрессоустойчивости, либо совершенно
не заинтересован в предлагаемой работе.
Учет рекомендаций. Достаточно большое
значение в отборе имеет репутация кандидата,
поэтому автор исследования считает обязательным
запрашивать у соискателей письменные
рекомендации с предыдущих мест работы.
Однако отсутствие рекомендаций не может
служить основанием для отказа в приеме
на работу.
Второй этап собеседования должен проводить
начальник службы, в которую устраивается
новый сотрудник, и его будущий непосредственный
руководитель. Они оценивают профессиональные
навыки:
- владение техниками продаж, навыками
ведения переговоров;
- стрессоустойчивость, креативность,
умение находить выход из сложных ситуаций,
способность к самостоятельной работе;
- мотивация на профессиональное развитие
и лояльность по отношению к компании;
- способность к логическому анализу, высокая
обучаемость;
- умение убеждать, умение выстраивать
партнерские отношения.
После того как все, кто проводил отбор
кандидатов, сравнивают свои мнения, может
приниматься окончательное решение о
выходе кандидата на работу или об отказе
ему в трудоустройстве.
В отдельных сферах особенно важно не
допустить к работе определенный контингент
работников, пребывание которых в организации
крайне нежелательно или попросту недопустимо.
Особенно это касается тех кандидатов,
которые имеют склонность к различным
формам криминального поведения (от физического
насилия до хищения ценностей). Избежать
возможных неприятных последствий можно,
внимательно изучив трудовую книжку кандидата,
проанализировав длительность пребывания
кандидата на каждом месте работы. Необходимо
посмотреть, понижали ли его в должности,
по каким статьям были оформлены увольнения,
особое внимание обращается на перерывы
в работе. И, наконец, если у человека проблемы
с трудовой книжкой - утеряна, заведена
новая, нет записей с последнего места
работы, также есть повод задуматься. В
то же время, все перечисленные факты не
могут служить основанием отказа в приеме
на работу. Отказать кандидату можно, только
если он не соответствует требованиям
по личностным и деловым качествам.
Групповое собеседование. Отбирая
кандидатов на массовые целесообразно
подготовить и провести групповое собеседование.
Этот вариант отбора кандидатов очень
удобен, если претендентов на вакансии
достаточно много. В группе проще определить
преимущества одних кандидатов перед
другими, особенно при оценке коммуникативных
навыков. Можно провести ролевые игры
типа "менеджер - клиент" и т.п. После
того как будет проведен первичный отбор,
можно провести индивидуальное собеседование
с каждым из кандидатов. Таким образом,
значительно сократится процедура отбора.
Тестирование. Так как на большинстве
предприятий не существует никакой системы
тестирования при приеме на работу, можно
предложить достаточно простой в обработке
тест, разработанный А.Г. Шмелевым и В.С.
Бабиной. Этот тест позволяет выявить
уровень агрессии кандидата, склонность
к алкоголю, наличие материальных проблем,
проблемы сексуального характера, отсутствие
интереса к работе и пр.
Процедура проведения проста и оперативна.
На стол кладутся карточки с названиями
тем:
o агрессия-самозащита;
o взаимоотношения полов;
o пристрастие к алкоголю;
o деньги, карьера;
o мода;
o семейные неурядицы и социальные проблемы;
o бездарность в искусстве;
o человеческая глупость.
Затем кандидату предлагается набор из
100 карточек, на каждой из которых написана
какая-либо юмористическая фраза, например:
N 28. "Ему пришла в голову мысль, но, не
застав никого, ушла"
Соискатель должен прочитать каждую фразу,
определить, к какой, по его мнению, из
перечисленных тем она относится, и положить
карточку с фразой на карточку с темой.
Значения 40 фраз однозначны, а значения
60 фраз многозначны, и человек улавливает
в каждой из них именно тот смысл, который
для него актуален. В результате количество
карточек по одной теме значительно превышает
количество карточек по другой. Чем больше
карточек, тем выше вероятность того, что
у испытуемого есть проблемы в этой сфере,
например, у него повышенный уровень агрессии.
Также можно порекомендовать методику
PARLA, которая считается наиболее оптимальной
для проведения интервью. Это западная
техника интервьюирования, которая направлена
на оценку ключевых компетенций кандидата
на должность. Расшифровывается аббревиатура
следующим образом: Problem - Action - Result - Learned
- Applied и представляет собой алгоритм проведения
интервью, состоящий из пяти этапов[15].
Глава 2.
Анализ организационных
аспектов системы
отбора персонала
на примере ООО "Магазин № 17"
2.1. Краткая характеристика
предприятия
Компания ООО «Магазин №17» была учреждена
в 1999 году в городе Москва. В Москве в настоящее
время открыты два фирменных магазина
данной торговой марки.
«Магазин №17» - коммерческое торговое
предприятие, специализирующееся на оптовой
торговле продовольственными товарами.
Предприятие осуществляет свою деятельность
в соответствии с законодательными и иными
нормативными актами Российской Федерации.
предприятие обладает правом юридического
лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный
и иные счета в учреждениях банков, печать
со своим наименованием, бланки, товарный
знак.
Магазин №17 осуществляет торгово-закупочную
деятельности, в т.ч. оптово-розничную
торговлю, организует общепит; проводит
операции, связанные с инвестированием
средств, полученных от прибыли, в ценные
бумаги, депозиты, применением в хозяйственном
обороте долговых обязательств и других
ценных бумаг, эмитируемых государством
и другими организациями.
Организует хозяйственную, информационную
деятельность. оказывает маркетинговые,
автотранспортные, посреднические услуги.
В структуре предприятия выделяются отделы
и другие структурные подразделения, деятельность
которых регламентируется Положением
о подразделении.
Численность работников в магазинах сохраняется
примерно на одном и том же уровне – 18
- 20 штатных единиц - при перемещении работников
вакантные места занимают специалисты
более низких уровней или проводится внешний
конкурсный набор.
Персонал предприятия подразделяется
на следующие категории: административно-управляющий
персонал, специалисты, вспомогательный
персонал.
Административно-управляющий персонал:
директор, заместитель, администраторы.
Специалисты: бухгалтерия, менеджеры по
продаже, кассиры.
Вспомогательный персонал: водители, уборщицы,
охрана.
Работниками предприятия являются лица,
осуществляющие деятельность на основании
заключаемого трудового договора.
Работниками предприятия является граждане
Российской Федерации, достигшие возраста
18 лет, исполняющие в порядке, определенном
трудовым договором, обязанности по должности
за денежное вознаграждение, выплачиваемое
за счет средств предприятия.
Трудовая деятельность на предприятии
осуществляется в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации, федеральными
законами, нормативными правовыми актами
органов государственной власти Москвы
и нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления, уставом предприятия.
Для характеристики фирмы следует более
подробно остановиться на анализе ее трудового
состава, ведь именно благодаря усилиям
всего коллектива фирма достигла значительных
успехов в сфере оптовой торговли. Структура
персонала магазина приведена в таблице
4.
Таблица 4. Показатели, характеризующие
структуру персонала «Магазина №17»
аблица 4. Показатели, характеризующие структуру персонала «Магазина №17»
Таким образом,
исходя из анализа данных о составе персонала
«Магазин №17» за 2005 и 2006 года следует,
что среднесписочная численность персонала
в 2006 году по сравнению с 2005 выросла на
3 человека и составила 18 работников. Рост
численности был обусловлен открытием
нового отдела в Москве.
Если обращаться к анализу качественного
состава персонала, то, исходя из образовательного
уровня, можно сделать вывод о том, что
на фирме за все время не было специалистов,
имеющих неполное среднее образование.
Превалируют специалисты со средним специальным
образованием, причем их удельный вес
в 2006 году вырос по сравнению с 2005 годом
на 4,4 процентных пункта. В 2006 году по сравнению
с предыдущим годом также увеличился удельный
вес специалистов, имеющих незаконченное
высшее и высшее образование, в то время
как доля персонала с неполным средним
образованием наоборот уменьшилась на
10 процентных пункта. Это свидетельствует
о целенаправленной работе кадровой службы
фирмы, направленной на увеличение образовательного
уровня сотрудников магазина.
Динамика гендерного состава «Магазин
№17» показывает сохраняющееся превосходство
числа мужчин над числом женщин в течение
2006 года. Среднее соотношение за год: 55%
к 45%. На наш взгляд, данное соотношение
является оптимальным.
Рисунок 1. Гендерный состав «Магазина №17»
Исходя из приведенных
данных о численном составе магазина
необходимо проведение
более детального анализа, цель которого
- выявить соответствие или несоответствие
фактического уровня трудового потенциала
необходимому и степень использования
трудового потенциала. Для этого остановимся
более подробно на данных таблицы 5.
Таблица 5. Показатели комплексной
оценки работников ООО «Магазин №17»в
2006 году
Оцениваемый показатель, характеризующий трудовой потенциал работников | Количество работников, чел | |||
Не отвечает требованиям к должности | Отвечает требованиям к должности | Превышает уровень требований к должности |
Значительно превышает требования к должности | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Уровень квалификации | 1 | 15 | 2 | - |
Уровень образования | 3 | 10 | 5 | - |
Профессиональная подготовка | 5 | 10 | 2 | 1 |
Средний показатель: | 3 | 11 | 3 | 1 |
В качестве показателей,
оценивающих трудовой потенциал
работников «Магазин №17», используются
уровень квалификации, уровень образования
и уровень профессиональной подготовки.
Исходя из заданных параметров высчитывается
средний показатель, который и
дает более объективную оценку о
степени соответствия работников тем
функциям, которые на них возложены.
В условиях «Магазина №17» средний показатель
количества работников, которые не соответствуют
требованиям занимаемой ими должности
составляет 3 человека, главным критерием
данного несоответствия послужили недостаточный
уровень профессиональной подготовки
и образования. Тот факт, что 3 человека
не соответствуют занимаемой должности
говорит о том, что необходимо искать пути
подбора и более объективной оценки новых
людей на эти должности.
Что касается количества сотрудников,
которые в целом соответствуют требованиям,
предъявляемым к их должности, то их среднее
значение составляет 11 человек. Это свидетельствует
о том, что уровень среднего специального
образования сотрудников вполне соответствует
предъявляемым требованиям.
2.2. Анализ состояния
системы оценки и отбора
персонала и недостатки
при найме в ООО "Магазин
№17"
Потребности организации в сотруднике |
Подбор кандидатов |
Прием на работу |
Соответствие требованиям |
Да |
Нет |
Отбор кандидатов |
Служба управления
персоналом в ООО «Магазин №17»
определяет вакантные рабочие места,
которые необходимо заполнить, на основании
сравнения плана по человеческим
ресурсам с численностью персонала,
уже работающего в организации.
Если такие места существуют, начинается
процесс приема на работу, состоящий
из нескольких стадий: детализации
требований к вакантному рабочему месту
и к кандидату на его занятие,
подбора кандидатов, отбора кандидатов
и приема на работу. Алгоритм приема
новых сотрудников в ООО «
Рисунок 2.Схема приёма на работу новых
сотрудников в ООО «Магазин №17»
Под привлечением персонала понимаются
все меры, которые принимаются для своевременного
удовлетворения потребностей кредитного
учреждения в персонале подходящими сотрудниками.
Для этого необходимо пройти многоступенчатый
процесс планирования. Механизм определения
будущей потребности в персонале представлен
на рисунке 3.
Информация о работе Совершенствование отбора персонала при приеме на работу