Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа
Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которым понимается искусство управления.
Введение…………………………………………………………..………..…3
Глава 1. Теоретические основы оценки и отбора кандидатов при приеме на работу………………………….……5
1.1. Понятие и особенности оценки кандидатов для приема на работу……....5
1.2. Собеседование, как основной метод оценки кандидатов……………..….14
1.3. Зарубежный опыт найма, оценки и отбора работников, и пути построения эффективной модели оценки кандидатов при приеме на работу......................................................................................................... ..........30
Глава 2. Анализ организационных аспектов системы отбора персонала на примере ООО "Магазин № 17"….….47
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………..…47
2.2. Анализ состояния системы оценки и отбора персонала и недостатки при найме в ООО "Магазин №17"…………………………………………….…….52
Заключение……………………………………………………….………..66
Список использованной литературы………………………..70
Приложения ………………………………………………………………73
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
основы оценки и отбора
кандидатов при приеме
на работу………………………….……5
1.1. Понятие и особенности оценки кандидатов
для приема на работу……....5
1.2. Собеседование, как основной метод
оценки кандидатов……………..….14
1.3. Зарубежный опыт найма, оценки и отбора
работников, и пути построения эффективной
модели оценки кандидатов при приеме на
работу........................
Глава 2. Анализ организационных
аспектов системы отбора
персонала на примере
ООО "Магазин № 17"….….47
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………..…47
2.2. Анализ состояния системы оценки и
отбора персонала и недостатки при найме
в ООО "Магазин №17"…………………………………………….…….52
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………..70
Приложения ………………………………………………………………73
Введение
Менеджмент в общем виде можно определить
как систему экономического управления,
которая включает совокупность принципов,
методов, форм и приемов управления. К
менеджменту относятся теория управления
и практические образцы эффективного
руководства, под которым понимается искусство
управления.
Стратегия функционирования и развития
любого предприятия (организации) немыслима
без обращения к персоналу. Для того чтобы
обеспечить эффективное функционирование
предприятия, на нем должна быть сформирована
сильная команда, способная поддерживать
его высокий профессиональный авторитет.
Основным структурным подразделением
по управлению кадрами в организации является
отдел кадров, на который возложены функции
по приему, отбору, оценке и увольнению
кадров, а также по организации обучения,
повышения квалификации и переподготовки
кадров. Для выполнения последних функций
нередко создаются отделы подготовки
кадров или отделы технического обучения.
Службы управления персоналом, как правило,
имеют низкий организационный статус,
являются слабыми в профессиональном
отношении, а значит система менеджмента
в процессе найма, отбора и оценки персонала
на многих предприятиях сферы производства
и сферы услуг, в том числе и торговли,
далека от совершенства и требует постоянного
пересмотра и корректировок. Этим и объясняется
актуальность темы исследования. В силу
этого они не выполняют целый ряд задач
оценке кандидатов при приеме на работу.
Цель работы – изучение и анализ процесса
и технологий отбора и оценки кандидатов
на вакантные должности, рассмотрение
опыта решения задач качественного комплектования
кадрами организации на примере службы
персонала ООО «Магазин №17», сравнительный
анализ существующих и используемых компанией
технологий, предложение рекомендаций
по оптимизации технологии отбора и найма
персонала.
Задача работы: проанализировать деятельность,
связанную с менеджментом найма персоналом;
произвести расчёты, построить диаграммы;
предложить способы совершенствования
системы оценки и отбора персонала на
примере ООО «Магазин №17».
В качестве объекта исследования взята
фирма ООО «Магазин №17», занимающаяся
оптовой торговлей продовольственными
товарами.
Предметом исследования данной дипломной
работы является система поиска, отбора
и оценки кандидатов при приеме на работу
в ООО «Магазин №17».
В ходе работы будет подробно исследована
существующая на предприятии система
и сделан вывод, что проблема текучести
кадров в условиях ООО «Магазин №17» возникла
по причине недостаточно качественного
отбора и оценки персонала, а также из-за
отсутствия системы удержания персонала
и воспитания корпоративной преданности
предприятию.
По результату выявленных недостатков
в работе предприятия предложены методы
их устранения. В частности, предложены
новые способы привлечения соискателей;
указаны моменты, которым необходимо уделять
особое внимание при приеме на работу;
предложено использование групповых собеседований
и тестов; разработана анкета для соискателей
на вакансию продавца; а также предложена
система адаптации и анкета по выявлению
уровня удовлетворенности сотрудников
предприятия.
Глава 1. Теоретические
основы оценки и отбора
кандидатов при приеме
на работу
1.1. Понятие и особенности
оценки кандидатов для
приема на работу
Привлечение и отбор кадров является одной
из центральных функций управления, поскольку
именно люди обеспечивают эффективное
использование любых видов ресурсов (экономисты
традиционно выделяют три вида ресурсов:
капитал, труд и земля, в смысле ресурсы),
имеющихся в распоряжении организации,
и именно от людей в конечном счете зависит
ее экономические показатели и конкурентоспособность.
Часто руководители основное внимание
обращают на финансовые, производственные
вопросы, вопросы материально-технического
обеспечения или сбыта готовой продукции,
не уделяя достаточного внимания людям,
которые обеспечивают работу организации
по всем этим направлениям. Ошибки при
подборе персонала - особенно когда речь
идет об отборе кандидатов на руководящие
должности - слишком дорого обходятся
организации. Потери организации от принятия
ошибочных решений, аварий, травматизма
и брака - это только часть тех расходов,
которые приходится нести в результате
неудовлетворительной работы по отбору
новых работников.
Поиск и отбор кадров традиционно рассматривается
как функция кадровых служб. Однако эффективный
процесс отбора всегда требует участия
в нем руководителей тех подразделений,
для которых набираются новые работники.
Здесь необходимо знание основных принципов
и процедур, используемых при отборе кадров,
и обладание нужными для этого навыками.
Особенно это актуально для небольших
организаций, где набор кадров осуществляется
в основном первым руководителем или руководителями
подразделений.
От того, насколько эффективно поставлена
работа по отбору и оценке персонала, в
значительной степени зависит качество
людских ресурсов, их вклад в достижение
целей организации и качество производимой
продукции или предоставляемых услуг.
Для того, чтобы построить эффективную
систему поиска, отбора и оценки кадров,
прежде всего важно понять ее место в общей
системе управления человеческими ресурсами
организации. При планировании потребности
предприятия в персонале целесообразно
осуществить следующие мероприятия:
· определить факторы, влияющие на потребность
в персонале (стратегия развития предприятия,
количество производимой продукции, применяемые
технологии, динамика рабочих мест и т.д.).
При этом выделяются следующие категории
персонала: рабочие (в т.ч. квалифицированные
рабочие основных профессий и вспомогательные),
служащие (включая руководителей различных
уровней), технический персонал;
· провести анализ наличия необходимого
предприятию персонала;
· определить качественную потребность
в персонале (выявление профессионально
– квалификационных требований и анализ
способностей работников, необходимых
для выполнения производственной программы);
· определить количественную потребность
в персонале (прогноз общей потребности
в персонале, оценка движения персонала);
· оптимизировать соотношение внутреннего
(перемещения внутри предприятия) и внешнего
(прием новых сотрудников) привлечения
персонала;
· оценить возможности и последствия привлечения
персонала с точки зрения ресурсов организации
(например, сопоставить издержки на содержание
в организации профессионала высокого
уровня с выгодами от его использования
и только после этого принять решение
о привлечении его в качестве сотрудника)[1].
Отбор и оценка кадров не является изолированной
функцией, представляющей самостоятельную
ценность; он должен быть взаимосвязан
со всеми другими функциями персонала,
чтобы не превратиться в самоцель, которая
осуществляется в ущерб другим формам
работы с персоналом и забирает все время
и силы специалистов, не давая при этом
должной отдачи.
Поиск, отбор и оценка кадров, являясь
ключевым элементом кадровой политики,
должен быть тесно увязан со всеми основными
направлениями работы в сфере управления
персоналом.
М.И. Магура в книге "Поиск и отбор персонала"
выделяет шесть этапов в процессе отбора
и оценки персонала. Этот подход включает[2]:
1. Определение потребности в персонале
с учетом основных целей организации.
2. Получение точной информации о том, какие
требования к работнику предъявляет вакантная
должность.
3. Установление квалификационных требований,
необходимых для успешного выполнения
работы.
4. Определение личностных и деловых качеств,
необходимых для эффективного выполнения
работы. Поиск возможных источников кадрового
выполнения и выбор адекватных методов
привлечения подходящих кандидатов.
5. Определение подходящих методов отбора
кадров, позволяющих лучше всего оценить
пригодность кандидатов к работе в данной
должности.
6. Обеспечение наилучших условий для адаптации
новых работников к работе в организации.
При оценке кандидатов в процессе приема
на работу руковоство отбирает наиболее
подходящих кандидатов из резерва, созданного
в ходе набора. В большинстве случаев выбирать
стоит человека, имеющего наилучшую квалификацию
для выполнения фактической работы на
занимаемой должности, а не кандидата,
который представляется наиболее подходящим
для продвижения по службе. Объективное
решение о выборе, в зависимости от обстоятельств,
может основываться на образовании кандидата,
уровне его профессиональных навыков,
опыте предшествующей работы, личных качествах.
Если должность относится к разряду таких,
где определяющим фактором являются технические
знания (например, научный работник), то
наиболее важное значение, видимо, будут
иметь образование и предшествующая научная
деятельность. Для руководящих должностей,
особенно более высокого уровня, главное
значение имеют навыки налаживания межрегиональных
отношений, а также совместимость кандидата
с вышестоящими начальниками и подчиненными.
Эффективный отбор и оценка кадров представляет
собой одну из форм предварительного контроля
качества человеческих ресурсов.
Кто принимает решение
при отборе? В малых фирмах, где нет кадрового
отдела, решение по отбору персонала принимает
менеджер соответствующего профиля. В
больших и среднего размера фирмах в принятии
решения при отборе привлечены будущий
начальник работника и менеджер по найму,
которые и оценивают кандидата[3].
Критерии отбора. Чтобы программа
отбора была действенной, следует ясно
сформулировать качества работника, необходимые
для соответствующего вида деятельности.
Оценка соответствия данным качествам
будет предопределять выбор в пользу того
или иного кандидата. Критерии следует
формировать так, чтобы они всесторонне
характеризовали работника: образование,
опыт, медицинские характеристики, личные
качества. «Эталонные» уровни требований
по каждому критерию разрабатываются
исходя из характеристик уже работающих
на предприятии работников, хорошо справляющихся
со своими обязанностями, занимавших ранее
вакантное место.
Ступени процесса
отбора и оценки. Решение при оценке
кандидатов обычно состоит из нескольких
ступеней, которые следует пройти заявителям.
На каждой ступени отсеивается часть заявителей
или же они сами отказываются от процедуры.
Естественно, что большинство предприятий
используют не все ступени – все зависит
от характера вакансии.
Ступень 1. Предварительная
отборочная беседа. Работа на этой ступени
может быть организована различными способами.
Чаще всего с кандидатом беседует специалист
отдела кадров. При этом на предприятиях
применяются некоторые общие правила
беседы, направленные на выяснение, например,
образования претендента, оценку его внешнего
вида и определяющих личных качеств.
Ступень 2. Заявление
бланка анкеты и автобиографической
анкеты. Количество пунктов анкеты должно
быть минимальным и они должны запрашивать
информацию, более всего влияющую на производительность
будущей работы претендента. Чтобы использовать
анкету как метод отбора, специалист по
кадрам должен сравнить каждый пункт анкеты
с установленными критериями результативного
отбора. Анкета должна составляться отдельно
для каждого типа работы и организации.
Ступень 3. Беседа по
найму. Цель беседы по найму – рассмотрение
заявителя на предмет принятия на работу.
Происходит обмен информацией в форме
вопросов и ответов. Лучше всего заранее
подготовить список вопросов, в дальнейшем
можно от списка отклоняться, а можно идти
строго по списку.
Ступень 4. Тесты по
найму. Это один из тех методов, которые
облегчают принятие решения по отбору
и оценке. Тест – средство, которое измеряет
какой-либо показатель человека. Психологи
и специалисты по персоналу разрабатывают
эти тесты на предмет оценки наличия способностей
или склада ума, необходимых для результативного
выполнения заданий на предлагаемом месте.
Примерами таких тестов могут быть тест
на вождения (для водителя), стандартные
тесты по машинописи и стенографии (для
секретаря), тест на психомоторные способности,
тесты личных качеств и т.д.
Ступень 5. Проверка
отзывов и рекомендаций. При подаче
заявлений о приеме на работу кандидаты
могут предоставить отзывы предыдущих
начальников и другие аналогичные документы.
Их желательно проверить. Это может стать
одним из наиболее объективных типов информации
для предсказания будущего поведения
заявителя на рабочем месте.
Ступень 6. Медицинский
осмотр. Причины для проведения медицинского
обследования следующие:
- в случае подачи работниками жалоб по
поводу компенсаций необходимо знание
физического состояния заявителя на момент
найма;
- необходимо предотвратить наем переносчиков
заразных болезней;
- необходимо определить, может ли заявитель
физически выполнять предлагаемую работу.
Работники отделов кадров анализирует
эффективность методов отбора, используя
так называемый коэффициент отбора:
Коэф. отбора =
К трем наиболее широко применяемым методам
сбора информации, требующейся для принятия
решения при отборе, относятся испытания,
собеседования и центры оценки[4].
ИСПЫТАНИЯ. Поведенческие науки разработали
много видов различных испытаний, которые
помогают предсказать, сколь эффективно
сможет кандидат выполнять конкретную
работу. Один из видов отборочных испытаний
предусматривает измерение способности
выполнения задач, связанных с предполагаемой
работой. В качестве примера можно привести
машинопись или стенографию, демонстрацию
умения работать на станке, демонстрацию
речевых способностей путем устных сообщений
или письменных работ. Другой вид испытаний
предусматривает оценку психологических
характеристик, таких как уровень интеллекта,
заинтересованность, энергичность, откровенность,
уверенность в себе, эмоциональная устойчивость
и внимание к деталям. Для того, чтобы такие
испытания были полезными для отбора кандидатов,
требуется значимая корреляция между
высокими оценками, набираемыми в ходе
испытания, и фактическими показателями
работы. Руководство должно дать оценку,
действительно ли люди, хорошо справляющиеся
с испытаниями, оказываются более эффективными
работниками, чем те, которые набирают
меньшее количество баллов.
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Собеседования до сих пор
являются наиболее широко применяемым
методом отбора кадров. Даже работников
неуправленческого состава редко принимают
на работу без хотя бы одного собеседования.
Подбор руководителя высокого ранга может
потребовать десятков собеседований,
занимающих несколько месяцев.
Прежде чем приступить к собеседованию,
следует составить программу, которая
зависит главным образом от числа кандидатов
и от того, какие виды собеседования (по
отдельности или в комбинациях) будут
использованы. Программа зависит также
от места проведения собеседования. Если
проводится поиск большого числа сотрудников
по всей стране, то управляющий может провести
собеседование в региональном отделении
компании или в гостинице, а также поручить
проведение предварительных собеседований
региональным менеджерам. Если собеседование
проводится централизованно, то следует
использовать для этих целей офис фирмы
или ее подразделения, что даст значительный
эффект для создания благоприятного образа
компании.
Оценка и отбор кандидатов при приеме на работу
1 2 3 4 5 6 7 8
После того как
составлена программа, получены личные
рекомендации и рекомендации от прежних
работодателей, а также приглашены кандидаты,
можно приступать к процессу собеседования.
Однако исследования выявили целый ряд
проблем, снижающих эффективность собеседований
как инструмента отбора кадров. Основа
этих проблем имеет эмоциональный и психологический
характер. Так, например, существует тенденция
принятия решения о кандидате на основе
первого впечатления, без учета сказанного
в остальной части собеседования.
ЦЕНТРЫ ОЦЕНКИ. Центры оценки впервые
были созданы в Америке во время второй
мировой войны для отбора и оценки агентов
для секретной службы – предшественника
ЦРУ. «Ай ТИ энд ТИ» была первой частной
компанией, использовавшей центр для отбора
руководящих кадров и коммерческих работников.
Первым и самым главным шагом для начала
оценки является «модель компетенций»
- критерии, по которым будут оценивать
сотрудников или кандидатов. По словам
специалистов в данной области практически
все российские компании, заказывая оценку
персонала, не располагают разработанными
критериями и моделями компетенций, необходимых
для объективной оценки специалистов.
В этом случае их создание берут на себя
консультанты. В зависимости от количества
обрабатываемых позиций такая услуга
может обойтись до $1,5 тыс. долларов[5].
Далее, оценка делится на 3 основных этапа:
1. Составление под заказчика и проведение
профессиональных и психологических тестов
на компьютере или в письменном виде. Направлены
в большей степени на оценку:
а) профессиональные качества;
б) уровень теоретической подготовки,
опыт работы, умение находить решение
в сложных ситуациях, связанных с направление
деятельности предприятия;
в) психологические качества;
г) оценка интеллектуальных способностей
- оценка способности воспринимать информацию,
анализировать и находить пути решения
задач;
д) эффективности - способность работать
быстро, точно и последовательно;
е) оценка основательности, внимательности
- склонность к глубокому мышлению и выполнению
задач, учитывая все детали и нюансы, способность
действовать самостоятельно, без указаний
и подсказок;
ж) техническое или гуманитарное мышление,
устойчивость внимания, память, быстрота
реакции, общий уровень развития.
2. Разработка и проведение ассесмента.
Включает в себя:
- участие в ролевых играх – моделирование
ситуаций;
- тесты «градаций предпочтений» - принятие
решения в ходе дискуссии;
Данная процедура является основой и без
нее невозможно определить такие качества
как:
· управленческие, лидерские качества;
· уравновешенность, доброжелательность,
ответственность;
· лояльность по отношению к компании;
· склонность к обучению, желание сделать
карьеру;
· материальная заинтересованность, трудолюбие
и т.д.
3. Индивидуальные интервью.
Проводиться на основании компетенций
предоставленных заказчиком и заполненной
анкеты сотрудника. Анкета обычно моделируется
под каждого заказчика и содержит именно
те вопросы, ответы на которые хочет получить
работодатель.
Итогом оценки становиться отчет, в котором
консультанты центра оценки персонала
ставят оценку тестируемому по шкале от
1 до 9 баллов и объясняют по всем заданным
компетенциям, на сколько он им соответствует.
Его отрицательные и положительные качества,
способен ли этот человек к обучению, его
этические принципы, мотивацию и т.д.
Центры оценки персонала не выносят вердиктов
«Не принимать» или «Уволить» (за исключением
случаев выявления психических расстройств,
наркомании и д.р. неприемлемых отклонений),
а дают экспертное заключение с рекомендациями
оставляя принятие решения на усмотрение
работодателя. Ведь каждая компания по-разному
расценивает те или иные качества сотрудников.
Исходя из вышеперечисленного, для решения
кадровых вопросов у компании зачастую
остается только один способ - самостоятельный
поиск и подбор специалистов. Как отмечает
директор Таллиннской школы менеджеров
В. Тарасов, "это очень долгий труд -
подобрать кадры из очень плохих, и не
потому, что люди глупые, а потому, что
они могут сделать работу хорошо, а могут
- плохо, если некогда или не с руки. Так
вот, сейчас ценятся не те работники, которые
"в принципе" могут работать хорошо,
а те, которые "не умеют" работать
плохо. Хорошо - или никак[6].
1.2. Собеседование,
как основной метод
оценки кандидатов
Отборочное собеседование в кадровой
работе - метод отбора кандидатов со способностями
и целеустановками необходимыми для занятия
той или иной должности. Отборочное собеседование
заключается в очной встрече работодателя
с кандидатом и представляет собой контактное
общение соискателя с непосредственным
представителем фирмы.
В ходе собеседования выясняется степень
заинтересованности кандидата в конкретной
работе и его потенциал для работы в вакантной
должности.
В мировой практике кадровой работы существуют
следующие методы отборочных собеседований:
- британский метод, основанный на
личной беседе с кандидатом членов кадровой
комиссии;
- немецкий метод, основанный на предварительной
подготовке кандидатами значительного
числа документов с обязательными письменными
рекомендациями;
- американский метод, основанный на
проверке интеллектуальных способностей,
психологическом тестировании и наблюдении
за кандидатами в неформальной обстановке;
- китайский метод, основанный на письменных
экзаменах.
Подготовка к проведению отборочного
собеседования - организационное мероприятие
в рамках процесса найма на работу. При
подготовке к отборочному собеседованию
различают три области потребностей:
1- что требуется интервьюеру?
2- что требуется кандидатам?
3- что требуется для проведения самого
отборочного собеседования?
Основные принципы
построения интервью:
1. Критериальность
интервью. Вопросы строятся в соответствии
с критериями, полученными в ходе профессиографического
исследования, т.е. в ходе интервьюирования
диагностируются те качества сотрудника,
которые имеют первостепенное значение
в его будущей или настоящей деятельности.
2. Оценка Зоны ближайшего
развития. Оценивать нужно не только
то, что человек умеет в данный момент,
какими качествами он обладает сегодня,
но также и то, способен ли он осваивать
новое, обучаем ли он и гибок ли в своем
поведении.
3. Упор на оценку мотивации. Третьей
из основных целей интервью выступает
оценка мотивации сотрудника, в первую
очередь его дальних. конечных целей, поскольку
именно они определяют поведение человека.
Если мы будем оценивать человека только
по тем критериям, которые были получены
в ходе профессиографирования, то мы узнаем
только то, обладает ли он необходимыми
для данной деятельности качествами, но
не узнаем, будет ли он их использовать
в своей деятельности и если будет, то
каким образом.
4. Этические моменты – недопущение
в интервью фрустрации, демонстрации негативного
отношения к сотруднику. Несоблюдение
этого принципа может привести к формированию
негативного образа как конкретного менеджера
по персоналу, так и всей службы персонала
у сотрудников. Весьма вероятно, что менеджеру
по персоналу впоследствии придется неоднократно
взаимодействовать как с данным сотрудников,
так и с его коллегами, друзьями. Негативное
отношение может существенно осложнить
такое взаимодействие
5. Принцип обратной
связи. По требованию сотрудника,
а во многих случаях и без требования (если
оценивающий видит некоторые характеристики
человека, о которых ему необходимо сообщить),
нужно предоставить ему обратную связь
по результатам исследования, причем сообщение
ложной информации недопустимо[7].
Умение составлять суждение о кандидате
- в кадровой работе - необходимое качество
интервьюера для успешного проведения
отборочного собеседования, включающее
умение остановить свой выбор на одном
из кандидатов на основе собранной информации.
Трудность отбора кандидата на основе
оценки в ходе собеседования состоит в
том, что этот отбор делается среди работников,
которые нередко с формальной точки зрения
являются в равной мере квалифицированными.
Сложность задачи - в поиске таких признаков,
по которым можно судить не только о результатах,
которых работник добивался в прошлом,
но и о том, как он поведет себя на новой
работе, каких результатов можно ожидать
от него в будущем. Большинство фирм используют
в роли интервьюеров высококвалифицированных
специалистов-психологов. Однако и сами
руководители посещают специальные краткосрочные
курсы, рассчитанные на развитие навыков
проведения собеседований.
Вопросы собеседования программируются
таким образом, чтобы они достаточно полно
выявили заранее обозначенный круг проблем.
Так, в некоторых «центрах оценки» на основании
ряда вопросов стараются выявить глубинные
характеристики, по которым с достаточной
обоснованностью может быть составлена
схема будущего трудового поведения претендента.
Окончательная оценка претендента является
итогом специальных подробных обсуждений
внутри групп оценщиков с разбором продемонстрированных
им знаний, навыков, способностей.
Заключительная оценка работника включает:
подробное перечисление деловых и личных
качеств оцениваемого, продемонстрированных
способностей, степени готовности к занятию
конкретной должности, перспективности
для последующего продвижения и т. д. Оцениваются
также инициативность работника (по опыту
прежней работы), заинтересованность в
работе именно данной компании, соответствие
практического опыта теоретической подготовке
работника, характеру предлагаемой работы,
знание функциональной сферы деятельности
и т д. Иными словами, фирмы требуют от
специалистов четкой систематизации своих
заключений о пригодности претендента.
Результаты собеседования обычно заносятся
в следующий бланк, представленный в таблице
1.
Таблица 1. Пример оформления результатов
собеседования
Для
служебного пользования Имя претендента ……………… |
Ниже среднего | Средний | Выше среднего |
Высший |
Первое впечатление | х | |||
Квалификация | х | |||
Мотивация | х | |||
Умение работать в коллективе | x |
Принципиальная
схема анализа та же самая, как
и та, по которой проводится анализ
результатов тестирования, т.е.:
♦ Особенности познавательной сферы.
♦ Мотивационная сфера.
♦ Эмоционально-волевые характеристики.
♦ Самосознание и самооценка.
♦ Коммуникативные характеристики.
Психологический портрет может быть построен
по следующей схеме:
- профессионально важные качества сотрудника,
выделяющиеся в лучшую сторону;
- профессионально важные качества сотрудника,
выделяющиеся в худшую сторону;
- сильные стороны сотрудника, невостребованные
в его актуальной деятельности;
- недостатки сотрудника, не проявляющиеся
в его актуальной деятельности.
В зависимости от должности отдельные
блоки заключения могут иметь разный удельный
вес. Так, например, в заключении по сотруднику,
занимающему, руководящую должность, должны
быть тщательно отражены такие параметры
как лидерский потенциал, организаторские
способности, стиль взаимодействия с людьми.
Процедура принятия решения о приёме (выдвижении)
работника предусматривает, как правило,
следующее:
1. наличие нескольких кандидатов на данную
должность;
2. оценку профессионально-необходимых
качеств кандидатов и соответствие их
требованиям, предъявляемым должностью;
3. сравнительный анализ оценок качеств
претендентов для выбора наиболее достойного;
4. изучение и учет мнения трудового коллектива
(по возможности) о каждом кандидате на
выдвижение (приём);
5. назначение на должность наиболее достойного
кандидата.
Примерная схема регистрации соответствия
личных качеств претендента к предъявляемым
требованиям представлена в таблице 2.
Таблица 2. Проверка соответствия личных
качеств претендента к предъявляемым
требованиям.
Качества | Требования | Реальное состояние кандидата |
Здоровье и физическое состояние | Требуется хорошее здоровье, слух, способность долго находиться на ногах | Плохое зрение, слух, выглядит физически ослабленным |
Интеллектуальное развитие | Среднее, способность понимать и запоминать простые приказы | Интеллектуальное развитие высокое |
Черты личности | Уравновешенность, способность работать самостоятельно | Спокоен, рассудителен |
Оплата труда | Повременно-премиальная оплата и часто сверхурочная работа | Отказ от сверхурочной работы |
И т.д. |
Чтобы избежать
ошибок или свести их к минимуму, при подготовке
и проведении беседы можно придерживаться
некоторых социально-психологических
требований:
во-первых, желательно иметь заранее
подготовленный план беседы, например,
в форме типового вопросника для поступающих
на работу, составленный на основе данных
практической кадровой деятельности,
а также достаточных знаний о профессиональных
требованиях к конкретному рабочему месту
(использование профессиограммы) и имеющихся
данных о кандидате (личный листок по учету
кадров, автобиография, характеристики,
трудовая книжка, результаты исследований
и др.);
Общие вопросы к собеседованию с кандидатом
на вакантную должность:
♦ В чем выражаются Ваши сильные стороны
в работе?
♦ Готовы ли Вы периодически сдавать экзамены
на знание действующих Правил?
♦ Готовы ли Вы поехать в служебную командировку
?
♦ Есть ли у Вас знакомые или друзья на
нашем предприятии?
♦ Имеете ли представление о технике безопасности
в энергетике ?
♦ Как Вы думаете, почему мы должны взять
на работу именно Вас ?
♦ Какие вопросы есть у Вас?
♦ Каков Ваш рабочий опыт ?
♦ Какова Ваша профессиональная подготовка
?
♦ Каковы Ваши основные достоинства ?
♦ Каковы Ваши основные недостатки ?
♦ Каковы Ваши слабые стороны в деле организации
и проведения работы?
♦ Какой Ваш стиль управления с подчиненными?
♦ Какой стиль Вы используете в работе
с руководством?
♦ Какую пользу Вы можете принести нашей
организации ?
♦ Кто был Вашим лучшим подчиненным и
почему?
♦ Кто был Вашим самым лучшим руководителем
и почему?
♦ Почему Вы считаете, что соответствуете
этой должности ?
♦ Почему Вы ушли с предыдущего места
работы ?
♦ Почему Вы хотите работать у нас?
♦ Предпочитаете ли Вы работать самостоятельно
?
♦ Расскажите о Вашей профессиональной
подготовке, делая акцент на образовании
и опыте работы, полученном на других предприятиях?
♦ Расскажите о коллективе, который Вы
создали на предыдущей работе?
Информация о работе Совершенствование отбора персонала при приеме на работу