Совершенствование лидерских качеств менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ ЛИДЕРСТВА 4
1.1 Сущность лидерства 4
1.2. Стили руководства 6
1.3 Значение лидера в управлении организацией 9
1.4 Современные модели лидерства 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДСТВА В ОАО «ГМЗ» 14
2.1. Осознание времени и отношения к его использованию 14
2.2. Оценка стилей руководства в ОАО «ГМЗ» 15
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА 24
3.1. Изменение стиля руководства 24
3.2. Формирование лидерских качеств 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Лидерство и менеджмент. Стили лидерства, влияние на поведение персонала(редактированная).doc

— 251.50 Кб (Скачать)
 

Содержание

 

    Введение

     Актуальность  проблемы - Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.

     Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

     Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

     Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

     Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с руководством. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. В отличии собственно руководства лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

     Лидерство отличается от руководства, которое  предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

    Глава 1. Теоретические аспекты  изучения природы лидерства

      • 1.1 Сущность лидерства
       

           Практика  показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

           Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как:

           1) Ведущий, руководитель; 2)Спортсмен  или спортивная команда, идущие первыми в соревновании. В менеджменте лидерство является ключевой  ситуационной переменной, определяется  качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

           Выделяют  формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных  оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

           Считается, что идеальным для лидерства  является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

           Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей  цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

        • проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
        • достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
        • уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

      В целом  лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

        • видение ситуации в целом;
        • способность к коммуникациям;
        • доверие сотрудников;
        • гибкость при принятии решений.
       

           Феномен лидерства коренится в самой  природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

           Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присучщих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные.

           Так вот, руководство, менеджмент — феномен, имеющий место в системе формальных (или: как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.

           Руководитель  коллектива назначается извне, вышестоящим  руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер.  Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать лидером (а это нечего скрывать мечта многих из людей), он никогда им станете, если окружающие не воспримут его как лидера. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.

        • 1.2. Стили руководства
         

             Стиль руководства в контексте управления – это привычная мера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

             Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.

             Наиболее  ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то, возможно, их развитие, позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.

             Существует  несколько стилей руководства:

             Авторитарный  стиль руководства

             Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому.

            Было  установлено, что автократическое  руководство обеспечивало более  высокую продуктивность деятельности, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократическое. Дуглас МакГрегор разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов «X», «Y». Согласно теории “Х”:

        1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
        2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
        3. Больше всего люди хотят защищенности.
        4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

             Лидер такого типа, обладая достаточной  властью, навязывает свою волю исполнителям, единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается,  в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть сосредоточивается в руках такого руководителя, получившего название автократа. Даже размещение сотрудников в процессе проведения совещания ориентировано на постоянный контроль их деятельности. Это создает напряженную обстановку,  подчиненные в этом случае сознательно или интуитивно стремятся избегать тесного контакта с таким руководителем.

             Демократическое руководство.

             Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. МакГрегор назвал их теорией “Y”:

           Труд  – процесс естественный. Если условия  благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

        1. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
        2. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
        3. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

             Существует  также ещё один стиль руководства, который носит название либеральный  стиль:

             Руководитель  с либеральным стилем руководства  практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить принятое им ранее решение, особенно если это угрожает его популярности.

             Все виды, каких либо коммуникаций при  таком стиле руководства «носят горизонтальный характер».

             Сильная сторона такого руководства заключается  в том что, позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства  лидера.

             Но  в этом стиле есть, и своя слабая сторона группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера.

          • 1.3 Значение лидера  в управлении организацией
           

               Лидерство и культура представляют собой два  взаимосвязанных понятия. Известный  исследователь организационной культуры Э. Шейн отметил: «Уникальный талант лидера заключается в способности создавать и управлять культурой; это единственная роль лидера, имеющая реальную важность».

               Организационная культура – это совокупность доминирующих стереотипов, ценностей и правил, которые находят свое логическое воплощение в типичных и поощряемых моделях поведения, взаимодействия членов организации друг с другом и с представителями внешней среды, а также в различных продуктах организационной деятельности.

               Организационная культура отражается в способах интеграции членов организации и в методах ее взаимодействия с внешней средой. Организационная культура формирует определенный стиль взаимодействия членов организации с постоянно изменяющейся внешней средой, позволяющей организации выжить и/или развиваться.

               Лидер должен также выполнять следующие  функции:

          1. Выделение уникальных черт субкультур различных стабильных социальных групп и интеграция этих особенностей в ведущую культуру.
          2. Культивирование таких черт культуры, которые определяют эффективность организации (посредством мотивации и обучения персонала).
          3. Изменение тех черт общей культуры или субкультуры определенной группы, которые препятствуют эффективной деятельности организации.

               Большинство организаций закономерно принадлежат  к типу организационной системы. В организации – открытой системе миссия управленческого лидера состоит в утверждении и обеспечении реализации стратегии регулярного изменения (направленного на постоянное повышение эффективности деятельности организации).

               Основой успешного проведения изменений становится идея об их осуществлении. Идея проведения изменений не может зародиться в головах рядовых сотрудников или представителей менеджмента, а затем пробить себе дорогу наверх. Однако наиболее легким, коротким, а потому и эффективным путем проведения организационных изменений становится тот путь, который инициируется представителями организации, обладающими полнотой власти для реализации идеи в жизнь, а также достаточным личностным авторитетом для формирования лагеря сторонников реформ и усиления движущих сил.

               Эффективность проведения изменений связана с  деятельностью формального лидера по формированию ответственности за конечный результат изменений у всех категорий подчиненных: представителей высшего уровня управления, среднего менеджмента, а также рядовых сотрудников. Ответственное отношение подчиненных к своим обязанностям непосредственно связано с обеспечением их соответствующими полномочиями и свободой принятия решений.

               Степень эффективности взаимодействия и  взаимного дополнения формальной и неформальной коммуникативных сетей во многом определяет продуктивность деятельности организации и эффективность лидерства.

               Зачастую  при нехватке формальной информации недостаток в ней восполняет неформальная коммуникационная сеть. Передача официальной информации через неформальную сеть приводит к искажению этой информации. Выполнение в рамках неформальной коммуникации функций информирования сотрудников по ключевым проблемам жизнедеятельности приводит к возникновению помех при координации работы членов организации.

            • 1.4 Современные модели  лидерства
             
             

                 Потребность в разработке новых подходов к  изучению лидерства была вызвана  не только неспособностью вышерассмотренных  теорий определить и измерить лидерство  его управленческую эффективность, но ещё тем, что традиционные и ситуационные подходы делали односторонний упор либо на черты и поведение лидера, либо на ситуацию, в которой он выбирал нужный ему стиль. Поэтому появившиеся в последнее время теории лидерства пытаются соединить эти две хорошо изученные стороны вместе, провести ситуационный анализ эффективного лидерства как совокупности лидерских черт и их проявления в поведении.

            Атрибутивный  подход. 

                 Данная  концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение подчинённых, обусловлены реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчинённых, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчинённого. Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчинённого его лености, то за этим может последовать выговор. Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчинённому факторы, например, резко возросший объём работы, то лидер постарается решить проблему по-другому.

                 Рассматриваемый подход предполагает, что значение причин, создавших ситуацию, усиливает лидерское понимание и способность предсказать реакцию людей на ситуацию. Концепции и модели, разработанные на этой основе, пытаются ответить на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе. При этом учитывается то, что в большинстве случаев лидер не имеет возможности непосредственно наблюдать за работой подчинённого.

                 В рамках данного подхода лидер  главным образом выполняет роль информационного процессора. Он ведёт поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему то или иное происходит. Найденное таким образом объяснение причин направляет его лидерское поведение.

                 В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о поведении подчинённого: степень отличия, последовательность и степень уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между поведением и работой с той точки зрения, на сколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчинённый последователен в проявлении данного поведения или как часто такое поведение у него проявляется. И, наконец, лидер учитывает, насколько другие подчинённые ведут себя таким же образом. Т. е. является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчинённого или наблюдается у многих.

                 Модель  атрибутивного лидерства (см. прил. 3) имеет существенные отличия от ранее рассмотренных традиционных моделей, являющихся излишне описательными и, главное, не отвечающих на вопрос, почему.

                 Харизматический подход. 
             

            Парадоксально, но имеются две противоположные  позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние  лидера на организационную эффективность, а другая ведёт к лидерской харизме и попытке подчинённых приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.

                 Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признания  лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчинённых в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма даёт руководителю преимущества эффективнее оказывать своё влияние на подчинённых. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера. 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

              Глава 2.  Анализ выраженности лидерских качеств  руководства в  ОАО «ГМЗ»

              • 2.1. Осознание времени  и отношения к  его использованию

              График  затрат рабочего времени на выполнение определенных функций управления руководителями  ОАО «ГМЗ» разных уровней. 

                 Таблица 1

                 Затраты рабочего времени на выполнение определенных функций управления руководителями  ОАО «ГМЗ»  ( данные в %)

                  Планирование Организация мотивация оперативное руководство контроль
                высшее  звено 12 25 15 43 5
                среднее звено 7 18 15 35 25
                низшее  звено 3 7 15 30 45
               
               
               
               
               

                 Анализ  сделан на основе должностных  инструкций руководителей. 

                    Комментарии: Затраты времени на функции планирования и организации уменьшаются от высшего звена к низшему. Это  обусловлено тем, что менеджеры высшего звена тратят больше времени на стратегическое планирование.

                    А то что в целом затраты времени  на планирование не большие объясняется тем, что организация эта государственная, поэтому поле для самостоятельной деятельности небольшое, т.к. оно строго ограничено законодательством.

                    Мотивации на всех иерархических уровнях управления уделяется равное количество времени, т.к. эта функция одинаково важна на любом уровне. При этом получается, что топ менеджер в большей степени мотивирует себя и менеджеров функционального звена, те в свою очередь создают мотивации для себя и основных менеджеров, а последние для себя и подчиненных.

                • 2.2. Оценка стилей  руководства в   ОАО «ГМЗ»
                 

                      С использованием анкеты определим доминирующий стиль руководства  в ОАО «ГМЗ».

                      Проанализировав существующую культуру организации с точки зрения собственной характеристики, были получены следующие результаты (табл. 2):

                Таблица 2. Анкета. 

                  Характе-ристика  организации Ваша характерис-тика
                 
                ХОРОШИЙ  НАЧАЛЬНИК:
                • Сильный, решительный и твердый, но справедливый, защищает преданных подчиненных, великодушен и снисходителен к ним.
                • Объективный и точный, избегает использовать власть в своих интересах, требует от подчиненных только то, что соответствует должностным обязанностям.
                • Избегает противоречий, легко поддается влиянию в вопросах, касающихся выполнения задачи, использует власть для получения ресурсов, необходимых для выполнения работы.
                • Заботится о личных нуждах других, использует свое положение для обеспечения возможностей, стимулирующих работу подчиненных.
                   
                 
                 
                 
                4 
                 
                 

                3 
                 
                 

                1 
                 

                2

                 
                ХОРОШИЙ  ПОДЧИНЕННЫЙ:
                • Угодливый, трудолюбивый и преданный интересам своего начальника.
                • Ответственный и надежный, выполняет свои обязанности и избегает действий, беспокоящих начальника.
                • Желает внести свой вклад в решение задачи, выдвигает идеи и предложения, тем не менее, охотно уступает первенство другим, более компетентным и способным.
                • Крайне заинтересован в развитии своих потенциалов, нет предубеждений против получения помощи, учебы, уважительно относится к нуждам и ценностям других, охотно помогает сам.
                   
                 
                 
                1 
                 

                3 
                 
                 

                4 
                 
                 

                2

                 
                ХОРОШИЙ  ЧЛЕН  ОРГАНИЗАЦИИ  ПРЕЖДЕ  ВСЕГО  ВЫПОЛНЯЕТ
                • Личные приказания начальника.
                • Обязанности, требования своей собственной роли и следует привычным образцам поведения.
                • Действия, требования, вытекающие из задачи или профессии и из возможностей, энергии и материальных ресурсов.
                • Личные интересы.
                   
                 
                 
                3 

                4 
                 

                2

                1

                 
                ЛЮДИ,  КОТОРЫЕ  ПРЕУСПЕВАЮТ  В  ОРГАНИЗАЦИИ
                • Расчетливы, соперничают друг с другом, с сильными устремлениями к власти.
                • Добросовестные и ответственные, с глубоким чувством преданности организации.
                • Компетентные и полезные, с большим желанием сделать дело.
                • Эффективны и компетентны в личностных взаимоотношениях, желающие помочь росту и развитию других сотрудников.
                   
                 
                 
                 
                1 

                4 

                3 
                 

                2

                 
                ОТНОШЕНИЕ  ОРГАНИЗАЦИИ  К  СОТРУДНИКУ
                • Такое, как будто его время и энергия находятся в распоряжении лиц, стоящих выше по служебной лестнице.
                • Временем и усилиями сотрудников организация распоряжается в рамках контракта, имеющего права и обязанности с обеих сторон.
                • Как к партнеру, связывающему свои умения и способности с общим делом.
                • Как к интересному и ценному человеку со своими правами.
                   
                 
                 
                 
                3 
                 

                4 

                2 

                1

                 
                СОТРУДНИКАМИ  УПРАВЛЯЮТ  И  НА  НИХ  ВЛИЯЮТ
                • Личным проявлением экономической и политической силы (награды и наказания).
                • Безналичным проявлением экономической и политической силы, чтобы навязать методы и нормы выполнения работ.
                • С помощью обещания и обсуждения требований, выдвигаемых задачей и ведущих к достижению цели путем соответствующей деятельности, мотивированной личностью.
                • Внутренний интерес и удовлетворение от предстоящей работы и (или) участие, забота о нуждах других людей, вовлеченных в эту деятельность.
                   
                 
                 
                 
                4 
                 

                3 
                 
                 

                2 
                 

                1

                 
                ОДИН  СОТРУДНИК  ИМЕЕТ  ПРАВО  КОНТРОЛИРОВАТЬ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ДРУГОГО,
                • Если у этого сотрудника больше авторитета и власти в организации.
                • Если ему предписано руководить другими.
                • Если у него больше знаний о выполняемой задаче.
                • Если другой понимает, что помощь и руководство первого могут способствовать его росту и знаниям.
                   
                 
                 
                 
                3

                4 

                2 
                 

                1

                 
                ОСНОВАНИЕ  ДЛЯ  ПОСТАНОВКИ  ЗАДАЧИ:
                • Личные нужды и мнение тех, кто находится у власти.
                • Формальное распределение должностных обязанностей и ответственности в системе.
                • Требования к ресурсам и экспертные оценки для выполнения работы.
                • Личные желания и необходимость приобретения знаний отдельными членами организации.
                   
                 
                 
                3 

                4 

                2 
                 

                1

                 
                РАБОТА  СОВЕРШАЕТСЯ  ИЗ-ЗА
                • Получения вознаграждения, страха наказания или личной преданности отдельным влиятельным лицам.
                • Соблюдения договорных обязательств, подкрепленных санкциями и личной преданностью организации или системе.
                • Удовлетворения от работы и достижений и (или) из-за личной преданности идее.
                • Любви к работе ради самой работы и интереса и уважения к запросам и ценностям сотрудников.
                   
                 
                 
                 
                3 
                 

                4 

                2 

                1

                 
                ЛЮДИ  РАБОТАЮТ  ВМЕСТЕ,
                • Когда этого требует вышестоящее руководство, или когда понимают, что могут использовать друг друга для личной выгоды.
                • Когда координация и обмен определяются формальной системой.
                • Когда их совместный вклад необходим для достижения цели.
                • Когда сотрудничество лично принять, стимулирует и вызывает на соревнование.
                   
                 
                 
                 
                2 

                4 

                3 

                1

                 
                СОПЕРНИЧЕСТВО
                • За личную власть и выгоду.
                • За положение с высоким статусом в формальной системе.
                • За максимальный вклад в выполнение задач.
                • За внимание к чьим-либо личным запросам.
                   
                 
                2 

                3

                4

                1

                 
                КОНФЛИКТ
                • Контролируется вмешательством высшего руководителя и часто им поощряется, чтобы сохранить свою власть.
                • Подавляется ссылкой на правила, процедуры поведения и определения ответственности.
                • Разрешается через обсуждение качества результатов работы.
                • Разрешается с помощью открытого и глубокого обсуждения личных запросов и ценностей.
                   
                 
                 
                 
                4 

                3 

                2 

                1

                 
                РЕШЕНИЯ
                • Принимаются лицом, обладающим большей властью.
                • Принимаются лицом, которое обязано это делать.
                • Принимаются лицами, которые лучше других знакомы с задачей.
                • Принимаются сильно вовлеченными лицами, на которых влияет результат.
                   
                 
                 
                3

                4 

                2 

                1

                 
                СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ  УПРАВЛЕНИЕ  И  ИНФОРМАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА:
                • Приказ идет сверху вниз в простой пирамиде так, что любой, находящийся выше в пирамиде, имеет власть над тем, кто ниже; информация распространяется вверх посредством последовательных распоряжений.
                • Директивы распространяются сверху вниз и информация идет вверх в пределах функциональных пирамид, которые соединяются вверху; власть и ответственность ограничиваются сотрудниками, расположенными ниже в пирамиде; перекрестный функциональный обмен ограничен.
                • Информация о требованиях, предъявляемых к задаче, и проблемах идет из центра, решающего задачу, вверх и наружу, причем те кто понимает лучше всего проблему, определяют необходимые ресурсы и поддержку от остальной части организации; координирующий совет может установить порядок очередности и уровни ресурсов на основе информации ото всех центров задачи; структура должна изменяться в соответствии с природой и местом задачи.
                • Информация и влияние идут от человека к человеку на основе связей, в которые свободно вступают ради работы, знаний, взаимной поддержки и удовольствия; координирующая функция может установить общие уровни взносов (вкладов), необходимых для сохранения организации; эти задачи определяются общим соглашением.
                   
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                3 
                 
                 
                 
                 

                4 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

                2 
                 
                 
                 
                 
                 

                1

                 
                НА  ОКРУЖЕНИЕ  РЕАГИРУЮТ  ТАК,  СЛОВНО  ЭТО
                • Джунгли, где все против всех, и тот, кто не эксплуатирует других, сам эксплуатируется.
                • Упорядоченная и рациональная система, где конкуренция ограничена законом, а конфликты разрешаются путем переговоров и компромиссов.
                • Совокупность неопределенных форм и систем, которые нужно переформировать и улучшить путем организации.
                • Комплекс потенциальных опасностей и помощи.
                   
                 
                 
                 
                2 
                 

                4 
                 

                3

                1

                 

                      Общее число каждой формулировки:

                • культура власти (1) - 41,
                • культура роли (2) - 55,
                • культура задачи (3) - 36,
                • культура личности (4) - 18.

                      Очевидно, что в данной организации преобладает  ролевая культура, хотя и не достаточно явно.

                     Исследование  о лидерских качествах и стилях руководства проводилось  в ОАО «ГМЗ» в феврале 2006 года. Опрос проводился среди 10 менеджеров, которые занимаются сбытом готовой продукции, маркетингом, работой с персоналом, снабжением завода сырьём для производства продукции. Средний возраст опрошенных  30-45 лет. Опрос проводился на бланковой основе. Исследованию подверглись лидерские качества и стиль руководства.

                     Определение степени выраженности лидерских  качеств определялось по методике «Лидер». Эта методика предназначена для  того, чтобы оценить способности человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.

                     Определение стиля руководства определялось по методике «Стили руководства» . Эта методика предназначена для того, чтобы определить какой стиль руководства выбрал менеджер в своей управленческой деятельности.  В данной методике испытуемый отвечает на 40 вопросов, и по его ответам на эти вопросы определяется стиль руководства.

                Результат опороса на определение степени  выраженности лидерских качеств. 

                № опрошенного Степень выраженности лидерских качеств
                1 Данный человек как лидер склонен к диктату
                2 Лидерские качества выражены сильно
                3 Лидерские качества выражены средне
                4 Лидерские качества выражены средне
                5 Лидерские качества выражены средне
                6 Лидерские качества выражены слабо
                7 Лидерские качества выражены сильно
                8 Лидерские качества выражены сильно
                9 Данный человек  как лидер склонен к диктату
                10 Лидерские качества выражены сильно
                 

                     Обобщённые  результаты оттого опроса можно отобразить в столбчатой диаграмме. 

                 
                 

                Результат опроса на определение стиля руководства. 

                № опрошенного Стиль руководства
                1 Авторитарный  стиль руководства
                2 Авторитарный  стиль руководства
                3 Либо стиль  руководства не выработан, либо склонность к непоследовательному стилю
                4 Авторитарный  стиль руководства
                5 Либерально  попустительский
                6 Либерально  попустительский
                7 Авторитарный  стиль руководства
                8 Авторитарный  стиль руководства
                9 Авторитарный  стиль руководства
                10 Авторитарный  стиль руководства
                 

                Обобщённые  результаты оттого опроса можно отобразить в столбчатой диаграмме. 
                 

                      На  основе проведённого исследования прослеживается зависимость. Авторитарный стиль управления преобладает у тех опрошенных, у которых наиболее выражены лидерские качества. Эту зависимость можно отразить в столбчатой диаграмме. 

                    Взаимосвязь стиля руководства

                    от  уровня выраженности лидерских

                    качеств.

                     Работает  метод косвенного воздействия, когда  создаются условия для достижения косвенных результатов, этот метод работает в любом случае. Менеджер создает условия для осуществления целей, а специалист добивается результатов.

                  Глава 3. Совершенствование лидерских качеств менеджера

                  • 3.1.  Изменение стиля  руководства
                   

                         Наиболее  существенный вклад в изучение деятельности руководителя в последние годы внес Гарри Юкл, который разработал девятнадцать категорий поведения менеджера. Этот список может быть использован при обучении молодых и переобучении опытных руководителей. Поможет им понять, что должен включать в себя процесс управления коллективом. Работа Юкла позволяет менеджерам создать правильный образ руководителя, просчитать правильность различных действий. И все это делается с целью выведения процесса производства на качественно новый уровень.

                  1. Главный акцент на производство.

                     Данная  сторона деятельности руководителя включает все мероприятия, осуществляемые с целью увеличения производительности и эффективности производственного  процесса, в том числе и контроль. Пример. Руководитель бригады призывает  подчиненных на конвейере быть более внимательными, не пропускать бракованные детали.

                  1. Чуткость, внимательность.

                     Менеджер, чтобы сохранить и укрепить свою позицию, должен быть исключительно внимательным к его членам, строг и объективен. Он должен оказывать определенную поддержку людям, которые в него верят. Пример. Заметив расстройство на лице подчиненно, руководитель проявляет максимум участия, и по возможности решает проблему.

                     3. Воодушевление.

                     Способность лидера стимулировать энтузиазм  у членов коллектива, вселять в  них уверенность в собственных силах, вдохновлять на выполнение любых заданий является в значительной мере залогом успеха всего дела. Пример. Мой руководитель сказал мне, что возглавляемая мною группа дизайнеров является лучшей из тех, с кем ему приходилось работать, а значит успех новой продукции обеспечен, уровень продаж побьет все рекорды компании.

                     4. Похвала и признание.

                     Руководитель  может выразить признательность  за качественно выполненную работу, поблагодарить за особый вклад в производство, выразить уверенность в сохранении подобного отношения в дальнейшем. Пример. На собрании наш менеджер сказал, что он очень удовлетворен проделанной работой и благодарен за приложенные дополнительные усилия к ее выполнению.

                        5. Вознаграждение за деятельность на благо фирмы.

                     Руководитель  может выразить свою признательность  подчиненному в виде подарка или  денежной премии, либо повышение в  должности, либо предоставления более благоприятных условий работы, либо увеличения времени отпуска и т. д. Пример. Наш руководитель установил денежное вознаграждение в размере 10% от месячной ставки заработной платы каждому сотруднику, который приведет нового клиента.

                     6. Участие в принятии решений.

                     Руководитель  проводит консультирование с подчиненными по важным вопросам ведения дел в компании, позволяет им вносить корректировки в принятые им решения. Пример. Мой руководитель попросил меня принять участие в совещании по поводу изменения графика работ.

                     7. Передача полномочий.

                     Руководитель  передает часть своих функций  подчиненным, а соответственно распределяет часть ответственности, при этом члены коллектива сами решают, как наиболее правильно подойти к выполнению порученных им работ. Пример. Мой руководитель передал мне проект проведения модернизации одного из участков производства и предоставил мне право самому разработать методики его осуществления.

                     8. Разъяснение ролей.

                     Руководитель  доводит до сведения подчиненных  их обязанности и степень ответственности, объясняет правила, нормы поведения  и работы в данной организации, дает им понять, чего конкретно он хочет от каждого из них. Пример. Мой руководитель довел до моего сведения объем работы, который мне необходимо выполнить в рамках нового проекта, и объяснил, в чем конкретно будут состоять мои обязанности.

                        9. Постановка целей.

                     Руководитель уделяет внимание важности каждого из выполняемых поручений, объясняет общую задачу, дает оценку быстроте выполнения каждого из заданий, обеспечивает надежную обратную связь. Пример. Руководитель собрал совещание для обсуждения полученных квот на продажи на следующий месяц. 

                     10. Обучение.

                     Руководитель  определяет потребность в переподготовке и повышении квалификации для своих подчиненных. Пример. Мой руководитель предложил мне посетить курсы повышения квалификации за счет фирмы, на что я ответил, что придется заканчивать работу несколько раньше.

                     11. Распространение информации.

                     Руководитель  держит подчиненных в курсе всех событий, происходящих в фирме, включая  сведения о деятельности всех подразделений  внутри организации и за ее пределами. Доводит до сведения работников все решения, принятые высшим руководством, а так же информацию о проведении общественных акций, встреч и конференций. Пример. Наш непосредственный руководитель посвятил нас в планы высшего руководства провести некоторые преобразования в сфере экономической политики фирмы.

                     12. Решение проблем.

                     Руководитель  берет на себя инициативу по решению  возникающих в процессе работы проблем. Эту инициативу он должен доводить до конца. Пример. Наше подразделение получило срочное задание, на выполнение которого был дан всего один день, но именно в этот день двое человек из бригады отсутствовали по болезни. Руководитель принял решение в порядке исключения на один день снять двух рабочих с другого участка и передать их в распоряжение нашей бригады.

                     13. Планирование.

                     Руководитель  составляет четкую программу действий по воплощению в жизнь поставленных целей (оперативные планы, стратегии достижения целей, графики работ, сроки исполнения). Пример. Мой руководитель пояснил, что особые обстоятельства заставляют нас подготовить квартальную финансовую отчетность в течение трех дней, а не четырех, как это бывало обычно.

                     14. Координация действий.

                     Руководитель  обязан обеспечивать четкую координацию  между различными подразделениями организации, привлекать к этому процессу подчиненных, объяснять, насколько важна для производства четкая координация работ. Пример. Руководитель проследил, чтобы к моменту поступления в цех полуфабрикатов оборудование по их переработке было уже готово, а на складе имелось бы место под готовую продукцию. Это позволило не нарушать ритмичности работ.

                     15 Облегчение работы.

                     Руководитель  оказывает подчиненным поддержку, снабжая необходимым сырьем, обеспечивая  дополнительными удобствами на рабочих  местах, выявляет и устраняет разного рода проблемы, удаляет помехи из производственного процесса. Пример. Я попросил своего руководителя предоставить дополнительную партию материалов, чтобы не останавливать производство в виду того, что месячная норма их была уже исчерпана, на что и получил положительный ответ.

                     16. Привлечение консультантов.

                     Руководитель  поддерживает контакты со специалистами  в различных областях и в случае необходимости прибегает к их помощи, совету, консультации. Пример. При покупке нового программного пакета мой руководитель воспользовался советом специалиста о совместимости программного обеспечения с техникой, имеющейся в нашем распоряжении.

                     17. Налаживание благоприятного климата  в коллективе.

                     Руководитель  делает все, чтобы в среде его  подчиненных сохранялась атмосфера доверия и взаимопонимания, кооперации и взаимопомощи. Пример менеджер по продажам собрал вместе весь свой отдел и организовал неофициальную встречу за обедом с целью дать каждому из них познакомиться с новым торговым представителем компании в одном из регионов страны.

                     18. Управление конфликтами.

                     Каждый  руководитель должен стремиться к тому, чтобы избегать любого рода конфликтных ситуаций в своем коллективе. Для этого он может проводить определенную профилактическую работу. Если же избежать такой ситуации не удалось, то бремя решения проблемы снова ложиться на плечи лидера. Пример. Руководитель привлек двух специалистов к работе над производственной программой. Они, однако, не сошлись в своем отношении к поставленной задаче. Руководитель сам выступил в качестве буфера, посредника, в результате чего задача была решена.

                     19. Дисциплина и критика.

                     Любой управляющий в своей деятельности  сталкивается с ситуациями, когда необходимо восстановить пошатнувшуюся дисциплину, покритиковать подчиненных за недобросовестность, нарушение инструкций, некачественный труд. Дисциплинарными воздействиями могут быть официальное предупреждение, лишение премий, понижение в должности, увольнение. Пример. Мой руководитель был огорчен тем, что один из моих коллег в очередной раз допустил одну и ту же оплошность. Он предупредил подчиненного, чтобы впредь тот относился к заданиям более внимательно.

                         Таким образом, работа Юкла позволяет проследить большое влияние, которое оказывает деятельность руководителя на подчиненных, атмосферу в коллективе и результаты работы. 

                    • 3.2. Формирование лидерских  качеств
                     

                           Различные рассмотренные ситуационные модели позволяют сделать вывод о необходимости гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину задачи, потребности, полномочия и качество информации.

                           Руководителю  трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение. Становление стиля управления это всегда сложный  и долговременный процесс. Руководителю требуется много времени, для ознакомления с деятельностью организации, а особенно для оценки профессионального уровня своих подчиненных. Руководителю необходимо знать, как уметь подойти к каждому из своих сотрудников, как правильно направить стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости.

                           Успешность  выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.

                           Проведенное исследование показывает, что отдельный  тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них.  Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.

                                На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).

                           Если  обратиться к историческому прошлому, то в период социалистической экономики при недостаточной подготовленности кадров широкое распространение получил автократический стиль, и это было оправдано. Но в современных условиях, когда подчиненные склонны к самостоятельным действиям, при возросшем интеллекте работников, очевидно, что у него нет будущего. Успехи в системе, руководимой в директивном стиле, длительный период имеют кажущиеся, нежели действительные результаты. Обычно после некоторых достижений неизбежно наступает упадок.  И тогда обнаруживается, что перспективные цели приносились в жертву текущим, подавлялась инициатива подчиненных.

                           Приведенные данные, как и в целом практика руководства, свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда постепенно преодолеваются административные методы управления.

                           В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей.

                           Руководитель, который хочет работать, как можно  более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.

                           Руководство является до некоторой степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи  не смогли разработать и обосновать теорию эффективного стиля руководства, которой бы можно было использовать в самых разных ситуациях и самым разным руководителям. Но возможно если бы этот стиль был выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность, рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приемов. Но все рассмотренные стили руководства помогут руководителю научиться выбирать стиль, сообразный конкретной ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на подчиненных, а не структурировать условия осуществления их работы. Со временем те же самые руководители сменят стиль из-за изменения характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации. Поэтому эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости от требований реальности.

                           Американские  методы управления являются методами, которые сложились и уже давно и используются в практике управления многих стран. В американских компаниях к управленческому персоналу предъявляют такие требования как: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе. Руководящие кадры в фирме назначаются. Особое внимание уделяется оценке психологической устойчивости, как работников, так и руководителей. Но сейчас во многих компаниях существует нехватка квалифицированных младших управленческих кадров – мастеров и начальников участков. Это обусловлено высокими требованиями и ответственностью; недостаточным моральным и материальным стимулированием; нежеланием квалифицированных рабочих занимать должности мастера; повышением требований к этой работе в области техники и человеческого фактора. Из-за ряда этих и других причин руководители применяют по отношению к своим подчиненным директивный стиль руководства.

                           Многие  практики управления, психологи, социологи  пришли к мнению, что американские руководители должны использовать для улучшения отношений с персоналом демократический стиль руководства. Но призывы менять стиль управления остаются лишь пожеланиями. Поэтому изменение жестких методов управления на «человеческие отношения» до сих пор не имеют места в большинстве американских компаний.

                           Использование жестких методов управления  практически  считается оправданным и беспроигрышным, поскольку запланированные и тщательно подготовленные руководителем мероприятия наталкиваются на преграды человеческого фактора. Это относится даже к таким крупным конкурентоспособным компаниям, как «Крайслер», «Дженерал электрик». Авторитарный руководитель может добиться более высоких результатов работы, используя такие отрицательные психологические явления, как агрессия.

                           Американские социологи и психологи утверждают, что на предприятиях не хватает «человеческого лица». Это означает, что всем руководителям начиная с самого «верхнего этажа» управления и, заканчивая «низовым», нужно менять стиль управления и внедрять дружеские отношения со своими подчиненными.

                           Японские  методы управления отличаются от американских методов. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

                           Руководители  японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных ими теории и методов американского управления. Они пытались не только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский путь развития.

                           В результате основные черты японской системы управления определяет ряд  концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений.

                    Японское  общество однородно и пронизано  духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя, прежде всего как члена группы, а свою индивидуальность - как  индивидуальность  части целого. Этим и объясняется высокая согласованность действий японских работников. Руководитель в основном использует демократический стиль управления, так как подчиненные имеют высокий профессиональный уровень и заинтересованность в результатах труда. 
                     
                     
                     

                                                                       Заключение

                    Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определённого набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой – лидерство – это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

                        Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей.

                        Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Стиль руководства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.

                         Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

                         Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

                    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

                     

                    1. Акбердин  Р.З., Кибанов А.Я. "Совершенствование  структуры, функций и экономических  взаимоотношений управленческих  подразделений предприятий при  формах хозяйствования". Учебное  пособие. - М.: ГАУ, 2003г.

                    2. Афанасьев В.Я. Стратегический менеджмент в рыночной экономике: Учебное  пособие. - М.: ГАУ им С. Орджоникидзе, 2004, - 458 с.

                    3. Бовыкан  В.И. Новый менеджмент: управление  предприятием на уровне высших стандартов, теория и практика эффективного управления: Учебник  – М.: ОАО «Экономика», 2002. – 368с.

                    4. Бордяга  Г., Стефане П. Гибкий менеджмент - фактор рентабельности. Пер. с   итал. - М.: Экономика, 2000, - 159 с.

                    37.Варне  Т. и Сталкер Д. «Управление  инновациями», 1991г. – 62с.

                    5. Виханский  О.С.,  Менеджмент: Учебник. 3-е издание – М.: Гардарика, 2003. – 528с.

                    6. Виханский  О.С. Стратегическое управление. - М.:Гардарика, 2004, - 479с,

                    7. Герчикова  И. Н. Менеджмент. – М.:2003. - 480 с.

                    8. Глущенко  В.В. Менеджмент: Учебник. 2-е изд.  – Железнодорожный: НПЦ «Крылья», 2003. – 223с.

                    9. Градов  А.П. Стратегия и практика антикризисного  управления фирмой. -  М.: Спец. литература, 1996, - 129с,

                    10. Дзарасов  С.С.  Каждому – об управлении. –М.: Мысль, 200,280с.

                    11. Дракер  П.Ф. Управление, нацеленное на  результат  Пер. с англ. - М., 1999

                    12. Забелин  П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического  управления: Учебное  пособие. - М.: Маркетинг, 2002,528с.

                    13. Захаров  В.Я. Стратегический менеджмент: конспект лекций по предмету.- Н.Н., НИМБ, 2004, 321с.

                    14.Золотов  В., Федорова Н. Принципы построения организационных структур//Консультант директора. – 2005. - № 1. – с. 5 - 12

                    15 . Зайцев  О.А.,Радугин А.А.,  Основы менеджмента:  Учебное пособие для вузов/Науч.редактор А.А. Радугин. –М.: Центр, 2003, 259с.

                    16. Казанцев  А.К. и др. Практический менеджмент: в деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах:  Учебное пособие – М.:  ИНФРА-М, 2003. – 566с.

                    17. Круглов  М.И. Стратегическое управление  компанией. Учебник для ВУЗов.  –М.: Русская деловая литература, 2003, 785с. 

    Информация о работе Совершенствование лидерских качеств менеджера