Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:22, контрольная работа
Являясь главным субъектом управления, российское государство должно решать актуальные проблемы социальной сферы. Свои функции оно реализует через органы власти. К одной из таких функций можно отнести социальное проектирование, программирование и планирование
В совокупности они позволяют целенаправленно и системно осуществлять управление социальной сферой, системно, с учетом перспективы, применять различные методы и инструменты текущего регулирования.
Введение…………………………………………………………………..3стр.
1. Социальное проектирование…………………………………………….4стр.
2. Социальное программирование…………………………………………9стр.
3. Социальное планирование………………………………………..……15стр.
Заключение……………………………………………………………...21стр.
Список литературы…………………………………………………….23стр.
В зависимости от целей и специфики решаемых задач социальное программирование использует следующие формы.
Как специфическая форма оно представляет собой приложение фундаментальных знаний об обществе, о законах его развития и механизме решения проблемных задач в социальной сфере. Его рациональное использование усиливает социальную ориентацию управления, делает его более гибким, мобильным. Программирование, характеризуемое с технологической точки зрения, в данном случае используется как средство оптимизации процесса социального целеполагания.
Целевое программирование выполняет функции оптимизации социальных действий, решения противоречий и согласование интересов социальных субъектов, координации их деятельности и концентрации ресурсов для достижения основных результатов, выделение ведущего (основного) звена, определение социально-политических приоритетов и выступает, с одной стороны, как специфический научный метод, а с другой — как метод целевого управления. Примером такого подхода может быть разработка и реализация национальных проектов, объявленных Президентом России в области образования, здравоохранения, демографической и жилищной политики. Сложность этого программно-целевого похода заключается в том, что предлагаемые меры выходят далеко за рамки самих объектов программирования: помимо финансового их обеспечения возникает вопрос, насколько подготовлены кадры для их реализации, как воспринимает эти намерения и изменения общество, как это скажется на развитии и использовании интеллектуального потенциала страны. А если к этому добавить и согласование интересов с мировым, в первую очередь, с европейским сообществом, то сразу становятся очевидными масштабы и сложность ее решения.
Программно-целевой подход означает постепенный переход к моделям стратегического управления, ориентацию на долгосрочные, конечные результаты. Этот метод предполагает использование и постоянное применение пространственных и временных показателей, характеризующих потребности социального развития, возможность их локальной реализации. При этом органически сочетаются стратегические интересы и ориентация на качественное изменение социального развития посредством «точечного» воздействия на систему управления в целом.
В рамках общества сформированы и решаются актуальные проблемы, которые имеют значение для той или иной сферы общественной жизни. К их числу можно отнести федеральные целевые программы «Электронная Россия», «Детство», «Наукограды», «Молодая семья», создающие условия для успешного решения конкретной социальной задачи. Их длительность, направленность на достижение намеченной цели определяется спецификой каждой из них, обусловленных особенностями назревшей проблемы.
Общими объединяющими все
Что касается методов, то они проявляются в определении таких действий, которые указывали бы на способы и средства реализации программ. К таким методам следует, прежде всего, отнести первое требование: максимизация результатов в условиях заданной программы. Такое требование далеко не согласуется с минимизацией затрат и то же время достижением оптимума. Максимизация затрат (это второе требование) должна коррелировать с максимизацией ожиданий, т.е. быть направленной на реализацию возможно большего удовлетворения потребностей людей, что почти автоматически ведет к снижению негативных оценок предполагаемых результатов. Третье требование исходит из того, что нужен обстоятельный и внимательный перебор различных вариантов, в которых эффективность и результативность проявят себя в наибольшей мере, а люди ощутят выгоду. И наконец, к общим требованиям можно отнести действия, предотвращающие риски, сбои и возможные издержки в силу непредвиденных воздействий окружающей среды или других социальных и политических сил.
Социальное планирование - форма
регулирования социальных процессов
в обществе, связанных с жизнедеятельностью
населения. Главной задачей социального
планирования является оптимизация
процессов экономического и социального
развития, повышение социально-
Объектом социального
Социальное планирование, начиная
с середины 50-х гг. XX в. являлось важнейшим
элементам индикативного
Большой опыт социального планирования был накоплен в СССР, однако планирование носило в тех условиях директивный характер.
Социальное планирование имеет многоуровневый характер: общегосударственный, региональный, уровень предприятия (фирмы).
Социальное планирование сосредоточенно на техническом процессе решения социальных проблем. Основу этой модели, которая опирается на программное развитие, представляет рациональный, тщательно спланированный и контролируемый процесс изменений, предназначенный для обеспечения услугами членов общества или определенного территориального органа.
Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то метод нужно понимать не только как способ осуществления, но и как способ разработки программ или задач.
Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются.
Долгое время ведущим методом
планирования являлся балансовый, который
возник как способ обеспечения связей
между потребностями общества и
его возможностями при
Научность социального планирования
во многом зависит от использования
нормативного метода. Его требования
служат основой для составления
показателей социального
Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.
Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.
Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статистической и динамической модели и выработка основных показателей плана.
В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.
Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.
Важное место в социальном планировании
занимают экономико-математические методы.
Такое название в известной форме
условно. В действительности речь идет
о количественном анализе при
использовании уже
В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т.д. Но всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.
В теории и методологии планирования
важно уметь применять
Как нам известно, сущность государства проявляется в его функциях, которые являются основными направлениями деятельности государства. Функции органов власти делятся на внутренние (хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирование меры производства и потребление, охрана всех форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан и др.) и внешние (борьба за мир и мирное сосуществование, содружество с другими странами, защита родины, суверенитета и независимости государства, участие государства в гуманитарных международных, культурных связях и др.).