Социальное программирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:22, контрольная работа

Краткое описание

Являясь главным субъектом управления, российское государство должно решать актуальные проблемы социальной сферы. Свои функции оно реализует через органы власти. К одной из таких функций можно отнести социальное проектирование, программирование и планирование
В совокупности они позволяют целенаправленно и системно осуществлять управление социальной сферой, системно, с учетом перспективы, применять различные методы и инструменты текущего регулирования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3стр.
1. Социальное проектирование…………………………………………….4стр.
2. Социальное программирование…………………………………………9стр.
3. Социальное планирование………………………………………..……15стр.
Заключение……………………………………………………………...21стр.
Список литературы…………………………………………………….23стр.

Файлы: 1 файл

Социальное проектирование к.docx

— 40.92 Кб (Скачать)

В зависимости от целей и специфики  решаемых задач социальное программирование использует следующие формы.

  1. Оно реализуется в виде целевого комплексного программирования, которое представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимосогласованных приемов, средств целенаправленного воздействия на объект управления для достижения желаемых результатов, к которым относятся: различные формы координации деятельности; определенные способы концентрации, распределения и перераспределения наличных ресурсов; экономическое и социальное стимулирование; разносторонняя поддержка инициатив, направленных на развитие интеграционных процессов в обществе; формирование положительной мотивации совместной деятельности, ориентированной на конечные результаты; приемы и способы организационного проектирования и некоторые другие.

Как специфическая форма  оно представляет собой приложение фундаментальных знаний об обществе, о законах его развития и механизме решения проблемных задач в социальной сфере. Его рациональное использование усиливает социальную ориентацию управления, делает его более гибким, мобильным. Программирование, характеризуемое с технологической точки зрения, в данном случае используется как средство оптимизации процесса социального целеполагания.

Целевое программирование выполняет функции оптимизации социальных действий, решения противоречий и согласование интересов социальных субъектов, координации их деятельности и концентрации ресурсов для достижения основных результатов, выделение ведущего (основного) звена, определение социально-политических приоритетов и выступает, с одной стороны, как специфический научный метод, а с другой — как метод целевого управления. Примером такого подхода может быть разработка и реализация национальных проектов, объявленных Президентом России в области образования, здравоохранения, демографической и жилищной политики. Сложность этого программно-целевого похода заключается в том, что предлагаемые меры выходят далеко за рамки самих объектов программирования: помимо финансового их обеспечения возникает вопрос, насколько подготовлены кадры для их реализации, как воспринимает эти намерения и изменения общество, как это скажется на развитии и использовании интеллектуального потенциала страны. А если к этому добавить и согласование интересов с мировым, в первую очередь, с европейским сообществом, то сразу становятся очевидными масштабы и сложность ее решения.

  1. Социальное программирование воплощается в такой форме, как программно-целевой подход, который предполагает определение основных противоречий в развитии того или иного процесса (например, в сфере демографической политики). На этой основе формулируются главная цель и ее подцели (иерархия целей), что достигается при целостном и комплексном подходе, а также при отборе таких средств, которые бы обеспечивали возможность учета всех без исключения результатов, характеризующих реализацию намеченной программы.

Программно-целевой подход означает постепенный переход к моделям стратегического управления, ориентацию на долгосрочные, конечные результаты. Этот метод предполагает использование и постоянное применение пространственных и временных показателей, характеризующих потребности социального развития, возможность их локальной реализации. При этом органически сочетаются стратегические интересы и ориентация на качественное изменение социального развития посредством «точечного» воздействия на систему управления в целом.

В рамках общества сформированы и  решаются актуальные проблемы, которые имеют значение для той или иной сферы общественной жизни. К их числу можно отнести федеральные целевые программы «Электронная Россия», «Детство», «Наукограды», «Молодая семья», создающие условия для успешного решения конкретной социальной задачи. Их длительность, направленность на достижение намеченной цели определяется спецификой каждой из них, обусловленных особенностями назревшей проблемы.

  1. Социальное программирование реализуется при помощи проблемно-целевого подхода, который направлен на подготовку эффективных решений по отдельным важнейшим и актуальным вопросам данного сообщества, организации, социального института. Он может также применяться при решении ключевых, неотложных задач социального развития вне зависимости от административно-территориальной или ведомственной принадлежности. В рамках производственных организаций это может означать сосредоточение внимания на разработке соответствующих документов по рациональной организации труда, по созданию благоприятного социально-психологического климата, предупреждению конфликтов, подготовке и переподготовке персонала и т.д. Для территориальных и административных объектов такими проблемно-целевыми программами в настоящее время являются рационализация пассажирских потоков, обеспечение качества потребительского спроса, благоустройство, жилищная проблема, сокращение преступности и укрепление правопорядка. В ряде случаев на основе проблемно-целевого подхода решаются экологические вопросы.

Общими объединяющими все программы компонентами являются, во-первых, стремление определить основное противоречие, решение которого стало бы узловым моментом для реализации всего спектра поставленных задач. Во-вторых, возможность ограничить число компонентов (подпроблем), чтобы не упустить главное, сосредоточив силы на решающих участках. В-третьих, для любой проблемы следует найти место среди более широкого круга подобных для того, чтобы не преувеличивать, не преуменьшить ее значение, ибо и в том и другом случае это может привести к серьезным просчетам. В-четвертых, ни в коей мере не игнорируя теоретический анализ проблемы, не упускать из вида здравый смысл, ибо он способен скорректировать научные выводы, исходя из особенностей и специфики каждой конкретной программы. И наконец, каждая программа должна сначала ответить на потребности первого этапа, а затем приступать к реализации тех из них, которые условно можно отнести ко второму, затем третьему уровню и т.д. В связи с этим любая программа должна получить признание актуальности со стороны общества (организации, института, группы), доказать свою легитимность, а соответственно добиться поддержки. После этого начинается второй этап — разработка, обоснование и защита программы решения тех или иных проблем. Третий этап предполагает организацию действий по претворению ее в жизнь. И следует обязательно предусмотреть (это нередко забывают) этап угасания (завершения) программы, а не просто ее прекращение без должных выводов и заключений.

Что касается методов, то они проявляются в определении таких действий, которые указывали бы на способы и средства реализации программ. К таким методам следует, прежде всего, отнести первое требование: максимизация результатов в условиях заданной программы. Такое требование далеко не согласуется с минимизацией затрат и то же время достижением оптимума. Максимизация затрат (это второе требование) должна коррелировать с максимизацией ожиданий, т.е. быть направленной на реализацию возможно большего удовлетворения потребностей людей, что почти автоматически ведет к снижению негативных оценок предполагаемых результатов. Третье требование исходит из того, что нужен обстоятельный и внимательный перебор различных вариантов, в которых эффективность и результативность проявят себя в наибольшей мере, а люди ощутят выгоду. И наконец, к общим требованиям можно отнести действия, предотвращающие риски, сбои и возможные издержки в силу непредвиденных воздействий окружающей среды или других социальных и политических сил.

 

  1. Социальное планирование

Социальное планирование - форма  регулирования социальных процессов  в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального  планирования является оптимизация  процессов экономического и социального  развития, повышение социально-экономической  эффективности.

Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая социальную дифференциацию, социальную структуру; качество и уровень  жизни населения, в т. ч. уровень  реальных доходов в целом и  по социальным группам; качество и уровень  потребления; обеспеченность жильем, его  комфортность; обеспеченность населения  важнейшими видами благ и услуг; развитие образования, здравоохранения, культуры; определение объема данных услуг, предоставляемых  населению на платной и бесплатной основе, и др.

Социальное планирование, начиная  с середины 50-х гг. XX в. являлось важнейшим  элементам индикативного планирования в странах с развитой рыночной экономикой, а с конца 70-х начала 80-х гг. в связи с переходом  этих стран от индикативного планирования к программно-целевым методам  регулирования социальное планирование стало важнейшей составной частью стратегических общегосударственных  программ. Примером может служить пятилетний план развития Франции, пятилетний план развития Японии, которые по существу являются общей концепцией социально-экономического развития страны.

Большой опыт социального планирования был накоплен в СССР, однако планирование носило в тех условиях директивный  характер.

Социальное планирование имеет  многоуровневый характер: общегосударственный, региональный, уровень предприятия (фирмы).

Социальное планирование сосредоточенно на техническом процессе решения  социальных проблем. Основу этой модели, которая опирается на программное  развитие, представляет рациональный, тщательно спланированный и контролируемый процесс изменений, предназначенный для обеспечения услугами членов общества или определенного территориального органа.

Так как планирование является и  наукой, и деятельностью, то метод  нужно понимать не только как способ осуществления, но и как способ разработки программ или задач.

Общие методы планирования характеризуются  тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные  способы реализации целей, на что  они направлены и в каких организационных  формах воплощаются.

Долгое время ведущим методом  планирования являлся балансовый, который  возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и  его возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные  с существованием рыночных отношений, когда особенно важно видеть социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив  им благоприятные условия для  проявления творческой активности.

Научность социального планирования во многом зависит от использования  нормативного метода. Его требования служат основой для составления  показателей социального развития на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы  позволяют осуществить расчеты  и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.

Аналитический метод соединяет  в себе анализ и обобщение. Его  сущность сводится к тому, что в  ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части  и на этой основе определяются направления  реализации намеченной программы.

Все большее значение приобретает  метод вариантов, суть которого заключается  в определении нескольких возможных  путей решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.

Комплексный метод представляет собой  разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение  темпов и пропорций развития социального  процесса, его статистической и динамической модели и выработка основных показателей  плана.

В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой  метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного  развития вне зависимости от ведомственной  их принадлежности.

Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов  и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать  ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.

Важное место в социальном планировании занимают экономико-математические методы. Такое название в известной форме  условно. В действительности речь идет о количественном анализе при  использовании уже перечисленных  выше методов планирования. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его  совершенствование.

В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т.д. Но всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.

В теории и методологии планирования важно уметь применять количественные характеристики. Ведь формальная логика (и математика соответственно) - средство получения новых знаний. Но практическая реализация этих знаний требует не только истинности в математическом значении, но и правильной интерпретации  результатов. Только на основе комплексного использования этих методов планирования с помощью количественного анализа  возможна выработка оптимального решения. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы  не было абсолютизации количественных характеристик. Таким образом, количественный анализ и экономико-математический инструментарий играют важную, но не самодовлеющую  роль в планировании. Они нуждаются  в постоянном развитии и совершенствовании, в постоянном соотнесении их результатов  с социальными целями общества.

Как нам известно, сущность государства  проявляется в его функциях, которые  являются основными направлениями  деятельности государства. Функции органов власти делятся на внутренние (хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирование меры производства и потребление, охрана всех форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан и др.) и внешние (борьба за мир и мирное сосуществование, содружество с другими странами, защита родины, суверенитета и независимости государства, участие государства в гуманитарных международных, культурных связях и др.).

Информация о работе Социальное программирование