Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 19:52, реферат
Организации функционируют, развиваются в условиях современного преобразовывающегося мира и таким образом вынуждены приспосабливаться к постоянным изменениям со стороны внешней среды. И для каждой организации возникает необходимость формирования собственной системы управления персоналом, а именно: установления организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления.
Система, как правило, подчиняется требованиям внешней и внутренней среды. Всегда существуют некие объективные законы и правила, по которым система действует, согласно им или вопреки.
Под принципами управления персоналом следует понимать руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются кадровые службы и отдельные HRменеджеры в силу различных условий и обстоятельств, сложившихся в обществе.
В целом все управленческие принципы подразделяют на общие (универсально фундаментальные) и частные (специальноориентированные).
Общие принципы охватывают управление в общем, они складываются под влиянием действий всей системы экономических законов.
Частные принципы возникают в результате решения каких-либо локальных задач, обладают свойством ситуационности.
Рассмотрим принципы управления персоналом на базе трех основных классификаций принципов всего менеджмента. Первая была разработана основоположником научного управления Фредериком Тейлором. Вторая – В.И. Лениным в рамках марксизма. Третья – французским социологом Анри Файолем.
Принципы управления персоналом в рамках классификации общих принципов управления Фредерика Тейлора:
1) разработка
оптимальных методов
2) открытый и соревновательный конкурс найма на работу;
3) строгое соблюдение утвержденных стандартов и норм;
4) работник должен работать на том рабочем месте, где он будет приносить
наибольшую пользу;
5) оплата труда напрямую зависит от результатов деятельности рабочих;
6) привлечение к управлению профессиональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
7) формирование исключительно дружеских и вместе с тем профессиональных отношений между менеджерами и рабочими.
Принципы управления персоналом в рамках классификации общих принципов управления В.И. Ленина:
1) демократический централизм, в основу которого положено сочетание централизованного управления персоналом и самостоятельности его отдельных элементов;
2) единство политического и хозяйственного руководства, определяющее соподчиненность целей общества, реализуемых определенными политическими системами и целей хозяйствующих субъектов, функционирующих в рамках этих политических систем;
3) приоритет плановой деятельности;
4) материальное и моральное стимулирование;
5) ответственность, означающая создание четкой организационной структуры;
6) обдуманная ротация кадров;
7) экономичность и эффективность;
8) оптимальное сочетание отраслевого и территориального управления.
Анри Файоль в рамках классификации общих принципов управления выделяет14 пунктов. Эти принципы были сформулированы в начале прошлого столетия. С течением времени многие из них качественно изменились, потеряли свою силу или, наоборот – из второстепенных стали доминирующими.
К «старым» принципам добавились «новые»: системность, виртуальность,
комплексность, объективность, конкретность, основное звено, матричность структуры, зависимость от уровня реальности и многие другие.
2.2 Цели и задачи управления персоналом
Прежде чем начать непосредственно процесс управления, субъект всегда предполагает определенные изменения относительно своего объекта управления. Речь идет о перспективном видении нового желаемого (по отношению к субъекту) состояния объекта. Данное желаемое состояние очень важно в самом начале сформулировать в виде цели.
Формулировка цели представляет собой перевернутую формулировку проблемы или возможности. Сама же цель – не что иное, как желаемый результат деятельности, достигаемый в итоге успешного осуществления проекта в заданных условиях его реализации.
Каждой цели должен соответствовать ряд взаимосвязанных задач. Задачи – это конкретные стратегические шаги, которые необходимо предпринять для изменения проблемной ситуации и достижения поставленной цели. Они формулируются так, чтобы их выполнение было легко проконтролировать, а результаты – оценить.
К основным целям управления персоналом относятся:
1) способствование достижению целей предприятия путем обеспечения организации необходимыми кадрами и эффективного использования их квалификации, практического опыта, мастерства, работоспособности и творческого потенциала;
2) формирование внутрикорпоративной культуры, приобщение работников к ценностям организации и фирменному стилю; разрешение конфликтных ситуаций.
Первая цель носит организационноуправленческий характер, вторая – информационнокоммуникативный.
Для того чтобы достичь основных целей управления персоналом, необходимо реализовать следующие задачи:
1) организовать систему кадрового планирования, выбрать стратегию кадровой политики;
2) рекрутировать нужные кадры, сформировать кадровый резерв и отладить работу с ним;
3) создать систему адаптации персонала;
4) обеспечить
сотрудников организации
5) проводить оценку личных, деловых и профессиональных качеств сотрудников;
6) разрешать конфликты.
2.3 Функции и методы управления персоналом
Функции управления персоналом – это специализированные виды управленческой деятельности в рамках кадровой политики организации, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой направленностью; это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности в сфере обеспечения кадровой политики.
По мнению О.С. Виханского и А.И. Наумова, чтобы считаться таковой, функция общего управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное управление.
Выделим конкретные функции управления персоналом:
1) социальная;
2) нормативнорегулятивная;
3) функция контроля и мониторинга;
4) информационноаналитическая;
5) мотивационная;
6) дидактическая;
7) коммуникативная;
8) аксиологическая.
Всегда важно знать не только то, что делается в организации, но и то, как и каким образом это делается. Методы управления персоналом представляют собой совокупность приемов и способов осуществления функций управления персоналом. Поэтому непосредственно зависят от характера функций управления персоналом.
По самой распространенной классификации выделяют следующие методы управления персоналом:
1) экономические;
2) организационно
3) социальнопсихологические;
4) социологические;
5) программноцелевые;
6) проблемноориентированные;
7) коммуникативные;
8) имиджевые.
Экономические методы – это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей. Искусство управленца заключается в том, чтобы «без обид» регулировать процесс удовлетворения оговоренных интересов. К рычагам подобного регулирования можно отнести: себестоимость, рентабельность, прибыль, цену, заработную плату, налоговые отчисления, поощрения и др.
Организационно
Социальнопсихологические методы – методы, использующие индивидуальное и общественное сознание и психологию, основывающиеся на общественнозначимых моральноэтических категориях, ценностях и воспитании.
Социологические методы – методы социологического исследования, в том числе и социометрические.
Программноцелевые методы – методы, в которых применяется специальная матрица, состоящая из четырех столбцов (исполнители, ресурсы, сроки, цели) и неопределенного количества строк (мероприятия) в зависимости от объема выполняемых работ.
Проблемноориентированные методы – методы, которые используются в сложных нештатных ситуациях (экономические кризисы, потери рынков сбыта, стихийные бедствия, аварии, конфликты).
Коммуникативные методы – методы симметричной и асимметричной коммуникации, целью которых является создание благоприятной коммуникативной обстановки в организации и сферах ее взаимодействия с компонентами внешней среды по вопросам управления персоналом.
Имиджевые методы – методы, основывающиеся на активном применении технологий интегрированных коммуникаций для создания положительного образа организации в глазах ее внешней и внутренней общественности. К интегрированным коммуникациям относят: рекламу, маркетинг, брендинг, промоушн, директмейл, и др.
Следует
заключить, что методы управления персоналом
разнообразны по своей природе, но, несмотря
на это должны все-таки находиться в постоянном
динамическом равновесии в зависимости
от реальных условий на каждом этапе развития
социально-экономической системы.
3. МЕСТО, СТАТУС И РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ
Если численность фирмы или организации превышает десяток человек, то место и роль управления персоналом в системе управления организацией становится особенно важными. Чем больше сотрудников в организации, тем большую роль начинает играть человеческий фактор.
Возрастание роли человеческого фактора в развитии организации выдвинули управление персоналом в число важнейших видов управленческой деятельности.
Можно выделить 3 основных момента, характеризующих роль и место управления персоналом в системе управления предприятием.
1. Функция
управления персоналом
2. Функция
управления персоналом тесно
взаимодействует с другими
Место функции управления персоналом в общей системе управления зависит от конкретных решаемых вопросов и может быть как ведущим, так и вспомогательным.
3. Функция
управления персоналом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив различные подходы к понятию управления персоналом, мы определили его, как область знаний и практической деятельности, направленную на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование.
Также нами были определены объекты менеджмента персонала: отдельно взятый работник, претенденты, кадровый резерв, средства массовой информации. И субъект – руководители различных уровней и специалисты по кадрам.
Мы проанализировали
принципы, цели, задачи и методы менеджмента
персонала и сделали вывод о том, что из
поставленных целей вытекают задачи системы
управления персоналом. Мы выделили несколько
методов, особенно отметив экономические,
социально-психологические, организационно-
В исследовании мы определили место управления персоналом в структуре организации, зависящее от роли человеческого фактора.
Рассмотрев управление персоналом в организации, мы пришли к выводу, что это очень сложный и трудоемкий процесс, который требует большого внимания. А также, что система управления для того, чтобы быть приемлемой для определенного периода времени и условий, должна изменяться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ