Система государственного управления здравоохранением

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования - показать своеобразие современной российской системы здравоохранения, выявить ее недостатки, определить качественно новые подходы к организации системы государственного управления здравоохранением; проанализировать административно-правовой статус учреждений здравоохранения, органов управления здравоохранением, в том числе органов, не входящих в отраслевую систему здравоохранения, но принимающих участие в охране здоровья граждан.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ……………………………………………………..5
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СТАТУСА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ………………………………………………………………………….………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

здравоохранение.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     3) медицинские организации, в том  числе лечебно-профилактические  учреждения; фармацевтические предприятия  и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами  исполнительной власти в области  здравоохранения, другими федеральными  органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ведомственные учреждения). При этом к ведомственным учреждениям здравоохранения можно отнести лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерств здравоохранения и социального развития субъектов в составе РФ.

     К муниципальной системе здравоохранения, в соответствие со ст. 13 Основ, могут  относиться органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также  находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

     На  муниципальном уровне обеспечение  охраны здоровья населения осуществляется муниципальными органами управления здравоохранением, которые несут ответственность в пределах своей компетенции. А именно, они несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль качества оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также лиц, занимающимися частной медицинской практикой.

     Особенностью  муниципального здравоохранения сегодня  стало появление в его системе  множества новых видов учреждений или структур: дневные стационары, микрополиклиники, дома сестринского ухода, хосписы, подразделения врачей общей практики и др. Одним из ведущих направлений реформирования муниципального здравоохранения явилось смещение акцента со стационарной на менее затратную амбулаторно-поликлиническую помощь.

     Перестройка муниципального здравоохранения связана  с необходимостью упорядочения (но не ликвидации) ведомственной медицины; правового регулирования статуса медучреждений (сейчас создается много структур с нечетко определенным статусом); решения проблемы обеспечения населения специализированными видами медицинской помощи (по мере расширения практики семейных врачей необходимость в узких специалистах возрастет).

     В России в качестве гарантии права  на свободное развитие в сфере  охраны здоровья предусмотрен такой  конституционный институт, как частная  система здравоохранения, формирование которой сдерживается за счет коммерциализации государственных лечебных учреждений, прежде всего специализированных и высокотехнологичных центров.

     К частной системе здравоохранения  относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами (ст. 14 Основ).

     Целью частной системы здравоохранения  является оказание платных медицинских  услуг. Поэтому в качестве частной  системы здравоохранения можно  рассматривать не систему субъектов  – организаций, основанных на частной  форме собственности, а систему отношений по оказанию платных медицинских услуг, возникающих с целью реализации конституционного права граждан на свободное развитие в сфере охраны здоровья. Субъектами таких отношений могут быть как частные организации здравоохранения, так и те из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, которым предоставлено право оказывать платные медицинские услуги.

     Проблемы  отечественной системы здравоохранения:

     – снизились качество и доступность  медицинской помощи населению;

     – недостаточное финансирование здравоохранения  совмещается с низкой эффективностью использования ресурсов и несбалансированностью  структуры медицинской помощи;

     – Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи во многом носит декларативный характер, так как не обеспечена в полном объеме финансовыми средствами;

     – до сих пор не решена проблема равнодоступности медицинской помощи для жителей  различных территорий страны, а также  сельского и городского населения;

     – расходы бюджетов и средств обязательного медицинского страхования (ОМС) отдельных регионов и муниципальных образований на одного жителя различаются в десятки раз, что нарушает принципы социальной справедливости;

     – неудовлетворительное состояние материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.

     Таким образом, комплекс проблем национальной системы здравоохранения, включая  низкую социально-экономическую эффективность  ее деятельности, становится главной  движущей силой ее реформирования.

     Поставленная  Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задача модернизации здравоохранения, нашла свою конкретизацию в ряду реализуемых национальных проектов, особое местно среди которых занял приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения (Нацпроект «Здоровье»).

     Целями  проекта стали:

  1. Укрепление здоровья граждан
  2. Повышение доступности и качества медицинской помощи
  3. Развитие первичной медицинской помощи
  4. Возрождение профилактического направления в здравоохранении
  5. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

   В рамках развития первичной медико-санитарной помощи были предусмотрены следующие мероприятия:

  1. подготовка и переподготовка врачей общей практики
  2. повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.
  3. укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи
  4. Оснащение муниципальных учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием и службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом.
  5. Проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению ВИЧ-инфицированных.
  6. Оплата медицинской помощи, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности и родов.
  7. Проведение дополнительной иммунизации в рамках Национального календаря профилактических прививок.
  8. повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи
  9. строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров13

      Несмотря  на благие намерения кураторов национального  проекта, существенно изменить ситуацию в здравоохранении не удалось. Некоторые эксперты называют нацпроект «Здоровье» провальным.

      На  поставленном оборудовании оказалось  некому работать, расходные материалы  быстро закончились, да и качество самого оборудования оставляет желать лучшего.

      На  фоне оптимистических отчётов министерства об успехах нацпроекта депутаты Государственной думы заявили, что положение с лекарственным обеспечением и кадровым составом медицинских учреждений оставляет желать много лучшего.

      Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения должны предусматривать:

      – увеличение доли финансирования здравоохранения  по всем направлениям с целью повышения  уровня оказания доступной, качественной и высокотехнологической медицинской  помощи;

      – укрепление и совершенствование  нормативной и финансовой базы для решения поставленных задач;

      – совершенствование системы медицинского страхования (как обязательного, так  и добровольного);

      – подготовку специалистов по вопросам пропаганды здорового образа жизни.

      Для их реализации необходимо осуществить  следующие первоочередные мероприятия:

      – обеспечить межведомственный и многоуровневый подход в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;14

      – создать постоянно действующую  информационно-пропагандистскую систему, направленную на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний;

      – создать условия и обеспечить вовлечение различных групп населения  в активные занятия физической культурой  и спортом;

      – обеспечить население качественной бесплатной медицинской помощью в рамках программы государственных гарантий.

      Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что охрана здоровья граждан является конституционной обязанностью и  важнейшей функцией государства. Наиболее активной отраслью, которая организационно и методически обеспечивает государственные структуры, ведомства и организации мероприятиями по охране здоровья и профилактике заболеваний населения, является здравоохранение, которое является не просто важной отраслью социальной сферы – оно представляет собой систему жизнеобеспечения, и в этом смысле здравоохранение можно рассматривать как важный фактор национальной безопасности страны. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Комплекс проблем национальной системы здравоохранения, включая низкую социально-экономическую эффективность ее деятельности, становится главной движущей силой ее реформирования, которое предопределяется государственной политикой в этой отрасли. Однако нынешняя система государственного управления, призванная реализовывать здравоохранительную политику, не справляется со своими функциями. В настоящее время для организации управления в области здравоохранения характерным является отсутствие единой системы управления, что негативно сказывается на всей системе здравоохранения. Поэтому важнейшей задачей общегосударственной политики в общем и здравоохранительной в частности, должно стать упрочнение позиций государственных органов, так как эффективность реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан напрямую зависит от эффективности государственного управления здравоохранением.

 

       ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СТАТУСА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

      Поставленная  Президентом Российской Федерации  В.В. Путиным задача модернизации здравоохранения, имеющая главной целью обеспечение  реализации конституционного права  граждан на доступную и качественную медицинскую помощь,15 нашла свою конкретизацию в ряду реализуемых национальных проектов. Однако эффективное претворение поставленных задач в практику не может быть достигнуто без реформирования организационно-правового механизма функционирования системы здравоохранения. Поэтому совершенствование системы организации оказания медицинской помощи – системы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения – заявлено в качестве одного из программных пунктов модернизации отрасли.

      Как уже было отмечено, специфика современных  медицинских учреждений предопределена их административно-правовым статусом и значительным многообразием форм.

      Сегодня, согласно последнему варианту номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденному в октябре 2005 года,16 в стране насчитывается 98 типов учреждений здравоохранения, в том числе 23 больничных, 10 диспансерных, 7 амбулаторно-поликлинических, 20 типов специализированных центров, в том числе научно-практических, 6 – санаторно-курортных учреждений. Некоторые из них дублируют друг друга в своих функциях, кроме того, для каждого требуются ведомственные инструкции и специальные документы, особые формы отчетности и учета и т. п.

      В системе Министерства здравоохранения  и социального развития РФ находится 18 тыс. лечебно-профилактических учреждений на 1,6 млн. коек. В том числе 8862 больницы, 1532 специализированных диспансера, 6306 самостоятельных поликлиник. В отрасли функционирует 210 самостоятельных станций переливания крови, 3172 станции скорой медицинской помощи, 43362 фельдшерско-акушерских пункта.17

      Реалии  сегодняшнего дня диктуют необходимость  серьезной корректировки организационно-правовой формы учреждений здравоохранения. Вполне очевидно, что движение должно вестись в направлении наделения  медицинских организаций достаточно широкими полномочиями по использованию находящегося в их распоряжении имущества и оплате труда кадрового состава. Поэтому представляется перспективным направлением развития организационно-правовой деятельности организаций здравоохранения преобразование их в иные формы юридических лиц, что и было заявлено в качестве одного из мероприятий по модернизации здравоохранения.18

Информация о работе Система государственного управления здравоохранением