Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:29, реферат
Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего развития поведенческого направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
1. Школа поведенческих наук
1.1 Предпринимательство как способ удовлетворения потребностей
1.2 Теории «Х» и «У» Макгрегора
1.3 Иерархия потребностей по Маслоу
1.4 Стили руководства по Лайкерту
1.5 Управленческая «сетка» Блейка – Мутона
Список использованных источников
Теория
Маслоу строится на предположении, что,
пока необходимость в удовлетворении
базовых потребностей в иерархии
так же важна, как, например, потребность
в витаминах, здоровый человек будет руководствоваться
в основном потребностью самореализации
своего потенциала. Если человеку препятствуют
в удовлетворении потребностей более
низкого уровня, потребности более высокого
ранга не могут возникнуть. Однако противодействие
удовлетворению потребности происходит
по внешним причинам.
Характеристики и типы руководителей
Стили руководства, по Лайкерту
Рэнсис Лайкерт, американский производственный психолог, внес свой вклад в использование возможностей человека. Лайкерт считал, что для достижения максимума прибыльности, хороших трудовых отношений и высокой производительности каждая организация должна оптимально использовать свои человеческие активы. Формой организации, позволяющей достичь этого, является организация высокоэффективных рабочих групп, связанных параллельно с другими аналогичными эффективными группами.
В настоящее время организации имеют большое разнообразие стилей руководства, которые Лайкерт идентифицировал следующим образом.
Эксплуататорско-
Благожелательно-
Консультативные системы. В таких системах руководство осуществляется начальниками, которые имеют большую, но не полную веру в своих подчиненных; мотивация — за счет вознаграждения и некоторого подключения к руководству; значительная часть персонала, особенно на более высоких уровнях, чувствует ответственность за достижение целей организации; существуют определенные коммуникативные связи (как вертикальные, так и горизонтальные); существует средний объем бригадной работы.
Системы группового участия. В таких системах начальники полностью доверяют своим подчиненным; мотивация — за счет экономического вознаграждения, основанного на целях, установленных в ходе участия; персонал на всех уровнях чувствует реальную ответственность за цели организации; существует много коммуникативных связей; имеются значительные объемы местной бригадной работы.
Последнюю
систему Лайкерт считает
Для изменения организации Лайкерт выделяет главные характеристики эффективного менеджмента, которые должны быть реализованы на практике.
Во-первых,
мотивация к работе должна соответствовать
современным принципам и
Во-вторых, работники рассматриваются как люди, имеющие свои собственные потребности, желания и ценности, и их самоуважение должно расти.
В-третьих, должны быть созданы тесно связанные между собой высокоэффективные рабочие группы.
Хотя
у Лайкерта богатый производственный
опыт и его теория глубоко научна, многие
считают, что практика опровергает ее.
Они указывают на то, что менеджмент в
80-е годы часто отождествлялся с компаниями,
в которых доминировала сильная личность.
Управленческая "сетка" Блэйка — Мутона
Другую классификацию руководства или стилей управления предложили Роберт Блэйк и Джэйн Мутон из Техасского университета:
Администратор — менеджер, который ориентирован на решение существенных задач и высокий уровень взаимоотношений с учетом ситуации, обеспечивающей принятие эффективных решений.
Соглашатель — менеджер, который применяет высокую степень ориентации на задачи и на отношения в ситуации, которая этого не требует. Поэтому такой менеджер менее эффективен. Он слаб в принятии решений, позволяет воздействовать на себя различным факторам давления и предпочитает лучше минимизировать существующее давление, чем максимизировать производство в перспективе.
Доброжелательный автократ — менеджер, который применяет высокую степень ориентации на задачи и низкую степень ориентации на отношения в ситуации, которая приемлет такое поведение; следовательно, он более эффективен. Это человек, который знает, чего хочет, и знает, как получить это, не вызвав обиды или негодования.
Автократ — менеджер, который применяет высокую степень ориентации на задачи и низкую степень ориентации в ситуации, которая не приемлет такого поведения; поэтому он менее эффективен. Это человек, не уверенный в других, невежливый и заинтересованный только в текущих делах.
Прогрессист — менеджер, который применяет высокую степень ориентации на отношения и низкую степень ориентации на задачи в ситуации, которая приемлет такое поведение, что делает его более эффективным. Это человек, имеющий полное доверие к людям и в первую очередь озабоченный их развитием как личностей.
Миссионер — менеджер, который применяет высокую степень ориентации на отношения и низкую степень ориентации на задачи в ситуации, которая не приемлет такого поведения, что делает его менее эффективным. Это человек, главным образом заинтересованный в гармонии.
Бюрократ — менеджер, который применяет низкую степень ориентации на задачи и на отношения в ситуации, которая приемлет такое поведение, что делает его более эффективным. Это человек, в первую очередь заинтересованный в правилах и процедурах как таковых и желающий таким образом контролировать ситуацию для собственной выгоды. Это зачастую добросовестные люди.
Дезертир
— менеджер, который применяет
низкую степень ориентации на задачи
и на отношения в ситуации, которая не
приемлет такого поведения, что делает
его менее эффективным. Это пассивный
человек.
Список использованной
литературы:
«Социальный
менеджмент» - Валова
Д.В. , Академия труда
и социальных отношений, 1999г.
«Учебник
по менеджменту» МГУЛ, 1998
г.
«30
минут для овладения
методами мотивации
персонала, Фосис
П., издательство «Лори» 2001
г.
Лекции
по менеджменту КККМТ