Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:50, реферат
Организационный механизм управления предприятием имеет множество компонентов, но обязательно должен представлять единую систему, в которой функционирование отдельных элементов взаимозависимо и взаимообусловлено. В настоящее время в России в области организации менеджмента имеется особенно много проблем из-за особенностей современного состояния ее переходной экономики.
Схема организационной структуры управления организации.
Распределение полномочий в каком-либо подразделении указанной структуры и описание должностных обязанностей.
Список используемой литературы.
Распределение властных полномочий в организации может быть двух типов. Первый – по системе «елочка», второй – по системе «луковица». Первый подход (рисунок 1) основывается на принципах единоначалия и разделения полномочий.
Рисунок 1.-Схема распределения полномочий в системе «елочка»
В соответствии с ним распоряжения
отдает только непосредственный руководитель,
а подчиненный несет
Второй подход (рисунок 2) строится на системе множественного подчинения или поглощения полномочий.
Рисунок 2.- Схема распределения полномочий по системе «луковица»
Он предусматривает наделение
должности полномочиями при одновременном
сохранении права отдавать распоряжения
за вышестоящей должностью. Это позволяет
руководителю вышестоящего уровня вмешиваться
в действия любого нижестоящего подчиненного.
В этом случае руководитель должен
предвидеть возникновение проблем
в связи с нарушением принципа
единоначалия. Если в силу обстоятельств
такой подход к распределению
полномочий все остается более предпочтительным,
необходимо предусмотреть систему
мер, чтобы снизить вероятность
возникновения отрицательных
Объем должностных полномочий определяется рядом факторов: сложностью, важностью, разнообразием реализуемых функций. Масштабы властных полномочий устанавливаются исходя из объема предоставленных в распоряжение должности ресурсов и нормы управляемости. Норма управляемости или диапазон контроля определяет количество работников, непосредственно подчиненному данному руководителю, одновременное управление которыми в сложившихся условиях может осуществляться эффективно.
Величина диапазона контроля
менеджеров организации определяет
форму ее структуры. Различают узкие
(высокие) и широкие (плоские) организационные
структуры. При низкой норме управляемости
возникает необходимость в
Узкая структура
Широкая структура
В соответствии с должностными
полномочиями устанавливается должностная
ответственность. Различают два
вида ответственности: общую и функциональную
(исполнительскую). Общая ответственность
предусматривает обеспечение
Выделяют несколько степеней
ответственности. Низкая степень ответственности
– это ответственность за выполнение
работы, не связанной с возможностью
возникновения ущерба: аварий, брака,
простоев, недостачи товароматериальных
ценностей. В данном случае речь идет
только о функциональной ответственности.
Средняя степень
Как и в любом сложном деле, в делегировании полномочий не обходится без трудностей. Для того чтобы облегчить свою работу менеджер должен следовать определенному алгоритму. В тематической литературе достаточно нужной информации для руководителей.
Делегирование - элемент управления предприятием
Делегирование – это такая
организация работы, при которой
руководитель распределяет между подчиненными
конкретные задания. Организация как
процесс подразумевает деление
фирмы на подразделения и распределение
полномочий и ответственности(
Делегирование является необходимым, по крайней мере, по двум важнейшим причинам:
Вместе с тем, эффективно организованное делегирование дает очень многое, а именно:
Таким образом, делегирование является одной из ключевых задач в менеджменте. Но, не смотря на это, есть менеджеры, которые стараются по мере возможности избегать делегирования. В основе этого лежат психологические причины или опасения.
Для того, чтобы организация была устойчивой, должны выполняться следующие требования:
Прежде всего, необходимо четко определить , какие функции можно делегировать, а какие –нет.
Делегировать надо:
-специальную деятельность ( ту деятельность которую подчиненные могут выполнить лучше, чем руководитель);
- рутинную работу;
-частные вопросы;
-подготовительную работу(проекты);
Никогда не подлежат делегированию такие функции руководителя, как:
- постановка целей;
- окончательное
решение по стратегическим
- контроль результатов;
- мотивация сотрудников;
- задачи особой важности;
- задачи высокой степени риска;
- необычные исключительные дела;
- актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснений и перепроверки;
- конфиденциальные задачи;
Список используемой литературы.
1.Арсенова Е.В. Балыков Я.Д.
Корнеева И.В. Экономика
2.Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. М: ЮНИТИ, 2007. 560 с.
.Большаков А.С. Менеджмент: Учебное пособие. СПб.: «Издательство Питер», 2007. 160 с
Информация о работе Схема организационной структуры управления организации