Руководство: власть и личное влияние

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие и классификация власти.
2. Понятия и формы влияния.
3. Методы влияния прямое и косвенное.

Файлы: 1 файл

основы управления персоналом.docx

— 38.88 Кб (Скачать)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Костромской государственный технологический университет»

Заочный факультет

Направление подготовки 081100 (Государственное и муниципальное управление)

 

Кафедра экономики и управления

Дисциплина: Основы управления персоналом

 

 

 

                                             Контрольная работа


                     На тему: Руководство: власть и личное влияние.

                

                                                             

 

                                                                        

 

 

 

 

   Выполнила: студентка 3курса 

                                                                     Полетаева Д.И.  12-ЗУк-038        

                                                                        Проверила: доцент кафедры

                                               Мохова Н.А.

 

                                              

                                                                                                                                      Г.Кострома, 2015


 

1.  Понятие и классификация власти.

Власть, по определению, есть способность субъекта проводить собственную волю вопреки сопротивлению других, поэтому ее реализация предполагает использование определенных методов и средств. 
 
В сфере власти можно выделить множество ее проявлений. Разграничение власти по видам, формам и методам позволяет осуществить ее научную классификацию (типологию власти), которая весьма важна для оценки облика власти, ее роли в обществе. Классификация власти может быть построена по разным признакам.

В зависимости от того, в какой сфере общества функционирует власть, выделяются различные виды власти: политическая (в том числе государственная), экономическая, социальная, военная, информационная, правовая, духовная.

По основному предназначению властей различаются: законодательная, исполнительная, судебная власти.

По месту в структуре власти существуют: центральная, региональная, местная, республиканская, областная, окружная и другие виды власти.

Существует классификация власти в соответствии с общественно-историческими формациями — власть рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая.

М. Вебер выделял три типа власти: традиционную, харизматическую и легальную. Разумеется, это подход обобщающий, учитывающий, что в различных исторических условиях могут существовать разные признаки проявления, сочетания указанных типов, и они по-разному могут проявлять себя в функционировании и динамике самой власти.

Возможны и иные основания классификации: по субъектам, носителям, источникам, объектам власти, а также по регионам, названиям государств. Нередко в основу классификации кладется сопоставление (противопоставление) демократии и каждого из специфических типов (видов) власти: партократия; охлократия; геронтократия; теократия и др.

По субъекту различаются власти: классовая, партийная, народная, судебная, президентская, парламентская, правительственная и др.

По режиму правления существуют власти: демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и др.

Различают политическую и неполитическую власть.

Неполитическая власть — это власть в объединениях людей, организациях и движениях, не связанных непосредственно с государством и не имеющих непосредственного отношения к нему. Неполитическая власть выполняет огромную роль в управлении гражданским обществом. Сферы ее проявления связаны с насущными потребностями людей: прежде всего в области быта, духовного общения, экономики. Особенно активно она проявляется на местном уровне и в мелких социальных системах (семья, религиозная община, жилой комплекс). Важное место она занимает и в процессе производства, в торговых, хозяйственных и иных отношениях, связанных с экономикой.

Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели, использовать государственную машину для их реализации. Для осуществления политической власти необходимы все те элементы, которые присущи власти как общественному явлению.

Политическая власть — это власть, осуществляемая через государство и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она так или иначе связана с государством и государственным регулированием, но не обязательно является государственной властью.

Следует отметить, что политическая и государственная власть, во многом совпадая, в то же время не тождественны. Всякая государственная власть является политической властью, однако не всякая политическая власть является государственной. Содержание политической власти гораздо шире, а государственная власть является центральным институтом.

Государственная и политическая власть имеют разное поле для реализации своих полномочий. Во-первых, полем действия государственной власти является собственно государство и его органы. Власть государства распространяется на гражданское общество лишь в части установления реализации политической власти, полем действия власти политической, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Во-вторых, различие между этими видами власти состоит в методах, используемых ими для достижения поставленных целей. Субъекты политической власти не могут непосредственно использовать метод государственно-влас - тного воздействия (принуждения), присущий исключительно субъектам государственной власти. В-третьих, различаются они объемом своих полномочий. Только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, имеющих общеобязательный характер.

 

 

2. Понятия и формы влияния.

Влияние – это целенаправленное воздействие на отдельного работника или коллектив людей с целью внесения изменений в их поведение, отношения, ощущения и др.   Власть – это возможность влиять на поведение людей.

Власть бывает формальной и неформальной.

Формальная власть – это власть должности, которая обусловлена официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления предприятием. Формальная власть измеряется либо количеством подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласования с другими лицами.

Реальная власть – это власть, как должности, так и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системой отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиниться, либо степенью зависимости его от окружающих.

Границы формальной и неформальной власти совпадают не всегда. Часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет взаимное стремление к монополизации власти. Это является положительным моментом, ибо, чем больше власти сосредоточено в руках у отдельного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений.

Существует одно распространенное мнение о власти. Многим людям кажется, что обладание властью подразумевает возможность навязывать свою волю, независимо от чувств, желаний и способностей другого лица. Если бы это было так, то назначенные руководители всегда имели бы власть для оказания влияния, по крайней мере, на своих собственных подчиненных. Однако, сейчас повсеместно признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя.

На предприятии власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Это можно выразить следующей формулой: уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А.

    Руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.п. Однако, в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях. Отсюда следует, что руководитель должен понимать и учитывать тот факт, что поскольку подчиненные тоже обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать свою собственную власть. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти: достаточный для достижения целей предприятия, но не вызывающий у подчиненных отрицательных реакций.

 
Эффективность организации зависит не только от профессионализма руководителя, но и от форма власти, которые он использует. В современном менеджменте выделяют пять основных форм власти: власть принуждения, власть вознаграждения, законная власть, экспертная власть и власть примера.

1. Власть, основанная на принуждении (влияние через страх). Подчиненный верит, что отказ выполнить требования того, в чьих руках находится власть, повлечет за собой различного рода неблагоприятные последствия (выговор, штраф, увольнение, понижение в должности).

Недостатки власти, основанной на принуждении - отсутствие доверия со стороны подчиненных и слишком высокие затраты, связанные с ее применением. Страх может одерживать верх только тогда, когда имеется довольно высокая вероятность того, что человека поймают в момент нарушения. Для того, чтобы использовать влияние через страх необходима эффективная система контроля, которая требует очень высоких затрат. Когда основой власти является принуждение, почти невозможно поддерживать эффективный контроль при умеренных затратах, так как усиливается стремление людей сознательно обманывать руководство.

2. Власть, основанная на  вознаграждении (влияние через положительное  подкрепление). Подчиненный верит, что руководитель может удовлетворить его потребности или выдать вознаграждение.

Источник власти – стремление людей удовлетворить определенные потребности. Руководитель использует желания подчиненных получить вознаграждение в обмен на выполненную работу, определенное поведение и др.

Данная власть будет действенная при условии, что руководитель сможет правильно определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением, и фактически предложить ему это вознаграждение. Однако на практике существует множество ограничений в выдаче вознаграждения (ресурсы, мотивы).

3. Экспертная власть(влияние  через разумную веру). Исполнитель  верит, что руководитель обладает  специальными знаниями и компетенцией, что позволит решить возникающие  проблемы, достичь поставленных  целей, удовлетворить потребности.

Источник власти – знания. Подчиненный не подвергает сомнению решения руководителя и пути их выполнения. Чем значительнее достижения руководителя (эксперта), тем большая убежденность подчиненных в том, что решения руководителя всегда правильны.

Недостатком экспертной власти является то, что даже одно ошибочное решение пошатнет веру подчиненных, а значит, и авторитет руководителя, а появление еще одного эксперта обусловит конкуренцию за власть.

Разновидностью экспертной власти является власть информации. Она основывается на возможностях и способностях руководителя объединять на своем уровне все информационные потоки. Источником этой власти является сеть коммуникационных каналов, по которым поступает информация.

Если информационные каналы доступны лишь руководителю, который оперативно реагирует на потенциальные угрозы или использует возможности, о которых другие не знают, в таком случае говорят о власти связей. Эффективное ее использование дает возможность поддерживать позиции организации на необходимом уровне без ее количественного роста. А в условиях формирования рыночных отношений (в настоящее время в Украине) это особенно важно, поскольку появляется возможность не только своевременно реагировать на изменения в конкурентной среде, но и при необходимости оперативно им противодействовать, лоббируя свои интересы в законодательных органах власти.

Преимуществом экспертной власти во всех ее разновидностях является то, что она распространяется не только на подчиненных, но и на работников разных уровней из окружения менеджера. Однако она может быть опасна для того, кто ею обладает, и являться угрозой для других. Власть информации может быть основой для углубления зависимости от ее носителя и шантажа.

4. Власть примера (влияние  с помощью харизмы). Данная власть нередко формируется по мере отождествления подчиненного со своим руководителем, вплоть до подражания ему во всем. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше его уважают, подкрепляя тем самым его личностную основу власти.

Харизма – это власть, построенная не на логике и традициях, а на силе личных качеств или способностей лидера.

Харизматический руководитель вызывает у подчиненных симпатию, является для них образцом. Его действия и поступки находят безусловную поддержку у тех, кто находится под его влияние. Следовательно, источник харизматической власти – наличие тех, кто готов идти за лидером. Недостатком такой власти является то, что харизма может быть использована и для негативного влияния на людей. Кроме того, харизматические лидеры могут поверить в непоколебимость своей власти над людьми и перестать использовать различные ее формы. Такая власть непрочная, поскольку основывается на эмоциях.

5. Законная власть (влияние  через традицию). Предусматривает влияние на подчиненных через традиции, способные удовлетворить потребности исполнителя в защищенности и принадлежности. Основывается на убеждении подчиненных в праве руководителя отдавать обязательные для выполнения. Приказы.

Законная власть бывает действенная тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он или она стоит на более высокой ступени организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми.

Источником законной власти являются социальные нормы того общества, в котором функционирует конкретная организация. Преимуществами законной власти является обеспечение стабильности организации, скорость та предвидение влияния, поскольку исполнитель реагирует не на определенного человека (руководителя), а на соответствующую должность. Существенный недостаток – консерватизм, который препятствует организации быть гибкой.

Информация о работе Руководство: власть и личное влияние