Руководство, стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена анализу повседневной деятельности руководителя. В ней рассматриваются основные приемы и методы работы менеджера.
Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.
Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников. Так же необходимо сделать анализ стилей руководства, которые преобладают в деятельности американских и японских менеджеров.

Файлы: 1 файл

менеджмент курсовая.docx

— 59.71 Кб (Скачать)

Руководство, стили руководства

Введение

Данная работа посвящена анализу  повседневной деятельности руководителя. В ней рассматриваются основные приемы и методы работы менеджера.

Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться  вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.

Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей  практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов  воздействия на работников. Так же необходимо сделать анализ стилей руководства, которые преобладают в деятельности американских и японских менеджеров.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть, что представляет  собой руководство и его основные  элементы.

2. Какими качествами должен быть  наделен руководитель для эффективного  руководства.

3. Рассмотреть различные классификации  и модели стилей руководства.

4. Сделать выводы по формированию  эффективного стиля руководства.

5. Сделать выводы по работе.

 

1 Руководство

1.1. Управление  и его элементы

Обобщая все эти вида управленческой деятельности, можно сделать вывод, что управление - это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.

Элементы, на которые направлена эта  деятельность, составляют объект управления. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, которым может быть как отдельный человек, так и группа людей.

Субъект управленческой деятельности - физическое лицо, живой человек, через  которого реализуются управленческие отношения.

Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность  трудового процесса, и характеризуется  предметом труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами.

 

Предметом труда в управлении является информация. Вся собранная и полученная информация из разных источников в  результате управленческой деятельности анализируется и на ее основе создаются  варианты решений, то есть информация, исходя из которой объект управления может предпринимать конкретные действия.

Средствами управления являются все, что будет способствовать осуществлению  операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

Все управленческие действия различаются  по назначению, конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности.

Сложность управления определяется масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием  применяемых методов, организационных  принципов. Сложность характеризуется  и степенью новизны принимаемых  решений, объемом требуемых изменений, поиском нетрадиционных подходом, а  так же определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые  необходимо принимать.

Управление организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Представляет собой способ воздействия на процесс производства, каких - либо благ или услуг с целью  его упорядочения на основе объективных  законов развития производства.

Управление можно разделить  на управление людьми и управление деятельностью организации. Управление в организации является взаимоотношением между руководителем и подчиненным  ему персоналом, направленное на достижение результатов деятельности организации. Управление соединяет все человеческие и материальные ресурсы с целью  выполнения задач, стоящих перед  организацией.

Для того чтобы управленческая деятельность осуществлялась хорошо, необходимо выполнение ряда условий:

1) Субъект и объект управления  должны соответствовать друг  другу. Если они не смогут  понять друг друга в процессе  работы, то они не реализуют  свои потенциальные возможности.  Так, если руководитель и подчиненный  не будут совместимы психологически, то между ними начнутся конфликты,  которые окажут плохое влияние  на результаты работы.

2) Субъект и объект управления  должны обладать самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии  предусмотреть все интересы объекта  и возможные варианты его действий  в разных ситуациях. Когда в  качестве объекта управления  являются люди, обладающие своими  взглядами, на ситуацию, стремлением,  мышлением они должны иметь  возможность, реализовать свои  возможности на практике. При  отсутствии такой возможности  люди либо подавляют свою активность, либо стараются добиться своего  мнения.

3) Субъект и объект управления  должны быть заинтересованы в  четком взаимодействии; один - в отдаче  необходимых команд, другой - в их  своевременном исполнении. Возможность  субъекта управлять обусловлена  готовностью объекта, выполнять  поступающие команды. Степень  достижения участниками управленческой  деятельности своих целей должна  находиться в прямой зависимости  от степени достижения целей  самого управления.  И это составляет целую проблему управления в том случае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что управление повсюду сопровождает деятельность человека. И всякая деятельность человека нуждается в управлении. Благодаря управлению оказывается  возможной эта деятельность. Чем  лучше осуществляется управление, тем  выше вероятность успеха. От управления зависит реальность предвидения  результата, четкость и согласованность  действий людей. А так же заинтересованность человека - участника совместного  труда в общем, результате. Вот  почему начиная с определенного  этапа развития производства и общества, все большее внимание уделяется  управлению. Ставятся задачи совершенствования  управления, поиска новых форм, определение  возможностей его развития, используя  средства новой техники, обогащения информацией и прочее. 

 

 

1.2.1 Личность  руководителя

Личность руководителя можно представить  в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и черты  личности.

Биографические  характеристики. К ним относятся:

1.Возраст  руководителя.

Проблема возрастного предела  для управленческих работников высокого ранга, а также вопросы возрастного  оптимума   для менеджеров в тех или иных видах профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Так, проводя анализ материалов собранных Т. Коно, средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, их американские коллеги несколько моложе - 59 лет. Вот что думает о данной проблеме. Ли Якокка известный американский  менеджер: «Я всегда считал нелепой практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы обязаны независимо от его физического состояния немедленно отправить в отставку. Мы должны полагаться на наших старших менеджеров. Они обладают опытом. Они обладают мудростью». Иными словами, возраст - это во многом опыт; не только природная, но и социальная характеристика человека, в том числе и руководителя.

Однако не следует думать, что  только зрелый возраст (а значит и  опыт) дает право его владельцу  рассчитывать на высокий пост. История  показывает, что у начала создания крупнейших компаний стояли очень молодые  люди. А. Морите, основателю и многолетнему руководителю всемирно известной «Сони  корпорейшн», в день учреждения фирмы было всего 25 лет. И таких примеров немало.

Таким образом, возраст руководителя не может быть ни преимуществом, ни помехой для того, чтобы эффективно управлять. Зависимость между возрастом  и эффективностью руководства так  и остается не определенной.

2. Пол руководителя.

Данная характеристика привлекает в последнее время все большее  внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением в роли руководителя. Особый интерес  и множество публикаций в различных  изданиях посвящены модели женского поведения. Это объясняется тем, что в жизни современного общества трудно найти область, в которой  женщина не играла бы важной, если даже не главной роли. Женщины занимают посты президента, премьер министра, руководителя крупной политической партии, дипломата, бизнесмена и даже министра обороны.

Но исследователи отмечают, что  в отдельных видах деятельности, требующих от участвующих в них  людей значительной речевой активности, женщины в присутствии мужчин ведут себя робко. Поэтому женщины  реже становятся лидерами и проявляют  малую склонность, чем мужчины  добиваться этой роли. Это объясняется  тем, что мужчины обладают большей  компетентностью в решении групповых  задач, а так же их стремлением  обладать преимуществом в группе. Особое значение имеет наличие определенного  стандарта поведения принятого  в обществе. От исполнителя мужской  роли ожидают и соответствующее  поведение. А женщинам, для того чтобы  к ним относились, как к достойным  руководителям приходится доказывать свои способности и присущие им деловые  качества.

Исследователи так же определили еще  одно существенное различие между мужчинами  и женщинами менеджерами, а именно, большой интерес женщин к отношениям между людьми. Женщины превосходят  мужчин в демократичности руководства, а, следовательно, и в степени  ориентации на человеческие отношения. Но, пока нельзя с уверенность утверждать, кто более эффективен в должности  руководителя: мужчина или женщина. Слишком невысок процент женщин - руководителей по - сравнению с  представительством на этом посту сильной  половины человечества.

3. Социально  экономический статус и образование.

Данные характеристики очень важны  для руководителя. Эффективный руководитель должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с  деятельностью компании, иностранными языками. В настоящее время руководители стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. В нашей стране повысилась необходимость  у руководителей в знании иностранных  языков. Этому способствовало сотрудничество многих предприятий с аналогичными иностранными организациями. И руководитель как лицо организации должен в  совершенстве обладать хотя бы одним  общепринятым английским языком. Повысился  интерес у руководителей и  к психологическим вопросам управления. Многие из них проходят обучение и стажировку в престижных западных школах бизнеса. 

Социально - экономический статус человека способен оказать значительное влияние на развитие менеджерской карьеры. Как заметил Ф. Фидлер «один из наиболее надежных способов стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет этой компанией». На многие руководители (например, Форд, Якокка) начинали свой путь с самого начала, «с нуля» и покорили высокие вершины бизнеса. Поэтому путь наверх в менеджменте не заказан никому.

Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Все способности можно разделить на общие (к ним относятся интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект. Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средний уровень. Но все эти данные не являются каким-то стандартом для интеллектуального потенциала. Какой-то конкретный эффективный руководитель может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта.

Более поздние исследования, проведенные  Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между интеллектом и эффективностью работы оказывают воздействие и другие факторы. К ним относятся: мотивация и опыт руководителя, а так же его отношения  с вышестоящим руководством и подчиненными. Недостаточная мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных и напряженные отношения с вышестоящим руководством имеют как следствие снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности. 

К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность. Не стоит особо доказывать и приводить  примеры на конкретных личностях, насколько  важны для успешного выполнения управленческой деятельности эти способности.

Следующая характеристика руководителя - черты личности. К числу наиболее часто упоминаемых в различных исследованиях черт личности относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

Рассмотрим каждую из этих характеристик  в отдельности.

1. Доминантность или способность влиять на людей. Руководителю необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основой справедливый подход руководителя к подчиненному.

Информация о работе Руководство, стили руководства