Роль морально-психологического климата в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: предложить способы улучшения морально-психологического климата в коллективе гостиницы ООО «Али»
Задачи:
Проанализировать учебную литературу, периодические издания, интернет-ресурсы.
Рассмотреть понятие морально-психологический климат в коллективе
Факторы формирования морально-психологического климата
Изучить психологические методы управления
Изучить морально психологический климат в гостинице «Али-отель»

Объектом исследования курсовой работы является гостиница «Али».

Оглавление

1 МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ
Введение
Морально-психологический климат в коллективе и его понятие 4
Факторы формирования психологического климата 5
Психологическое давление в коллективе 7
Психологическая совместимость в группе 8
Социально психологические методы управления 10
2 РОЛЬ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В
ГОСТИНИЦЕ ООО «Али-Отель» 12
2.1 Характеристика гостиницы ООО «Али-Отель» 12
2.2 Формирование морально-психологического климата в коллективе 13
2.3 Рекомендации по улучшению морально-психологического климата 16
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!.docx

— 44.99 Кб (Скачать)

 

1.4 Психологическая совместимость в группе

В процессе совместной деятельности членам малой группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих  усилий. От уровня такой координации  зависит продуктивность группы, каким  бы видом деятельности в ней ни занимались. В свою очередь, этот уровень есть величина, производная от той или иной степени психологической совместимости членов группы.

Самым кратким образом  понятие,  психологическая совместимость  в группе можно определить как  способность членов группы к совместной деятельности. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так  и различием их других свойств. В  итоге это приводит к взаимодополняемости  людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

Исследователи, изучающие  проблемы психологической совместимости, как у нас, так и за рубежом, основное внимание уделяют таким группам, которым приходится выполнять свои задачи в условиях относительной изоляции от социальной среды (космонавты, полярники, участники различных экспедиций). Однако роль психологически совместимых групп важна во всех без исключения сферах совместной деятельности людей. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей работе и в итоге – большей эффективности труда.

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую.

 В первом случае  подразумевается определенное сходство  психофизиологических характеристик  людей и на этой основе согласованность  их эмоциональных и поведенческих  реакций, синхронизация темпа  совместной деятельности.

Во втором случае имеется  в виду эффект оптимального сочетания  типов поведения людей в группе, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.

Как показывают исследования, психологическая совместимость в группах формируется за счет действия разнообразных факторов. Степень такой совместимости членов одной и той же группы может быть различной на разных этапах ее жизнедеятельности в силу динамики межличностных отношений. Комплектование групп с учетом требований психологической совместимости способствует повышению уровня их продуктивности и оптимизации социально-психологического климата.

    1. Социально-психологические методы управления как способы воздействия на коллектив

Социально-психологические  методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).

Специфика этих методов заключается  в значительной доле использования  неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

Социально-психологические  методы — это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия  эти методы можно разделить на две основные группы: социологические  методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические  методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию  людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные  коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей  и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия  труда ) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

 

Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту и поведению, с тем чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

Психологическое планирование составляет новое направление в  работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния  коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций в развитии трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.

Среди факторов, вызывающих психологическую напряжённость  далеко не последнее место занимают эмоциональное напряжение, борьба мотивов  и интересов, конфликтные условия  взаимодействия членов коллектива, их настроение. Между тем, центральная  проблема управления состоит в создании правильного воззрения людей, положительного настроения с учётом их потребностей, наличием заинтересованности, формированием  чувства причастности к общему делу.

Стиль управления должен не только соответствовать складу личности руководителя, но быть адекватным организационной  и социально-психологической ситуации, имеющейся в коллективе. Это означает, что управленцу нужно максимально опираться на все позитивные и сравнительно нейтральные моменты, характеризующие обстановку в подразделении.

Состояние социально-психологического климата, его стимулирующее влияние  на личность может рассматриваться  в качестве одного из существенных показателей эффективности деятельности руководителя первичного коллектива, силы его положительного воздействия  на подчиненных т.к. он характеризует  один из существенных результатов специфической  именно для руководителя функции, направленной на обеспечение эффективности деятельности всего коллектива. От активности, степени  творческого участия руководителя в делах коллектива решающим образом, зависит и состояние этого  климата.

 

 

 

 

 

 

II РОЛЬ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГОСТИНИЦЕ

 ООО «Али-отель»

 

2.1 Характеристика гостиницы ООО «Али-отель»

Бизнес отель-гостиница  высокого уровня комфорта с номерами в основном 1-2х местного размещения с широким набором услуг. Бизнес-отель чётко целенаправлен на привлечение деловых клиентов. Поэтому бизнес-отели в большинстве случаев расположены в благоприятных местах, в центре или непосредственной близости от центра города. Бизнес-отели рассчитаны на конкретную целевую группу клиентов, они формируют весь спектр своих услуг соответствующим образом. Налаживание связей с корпорациями и стабильная клиентская база. Постоянные клиенты составляют основу процветания бизнес-отеля.

Бизнес отель «Али» приветствовал своих первых гостей в 2000 г. и с тех пор по праву приобрел репутацию одного из лучших в Хабаровске. Гостиничный комплекс «Али» - один из немногих в городе, где гости могут получить полный спектр услуг, не выходя из здания! «Али-отель» стремится предоставить гостям максимальный комфорт, как дома, и все условия для работы, как в офисе. Здание отеля находится в центре города, в живописном районе парка "Динамо", в непосредственной близости от городских прудов - новой визитной карточки Дальневосточной столицы. Удачное расположение ограждает гостей от суеты и шума главных улиц. Рядом - главная площадь – площадь Ленина, театры и музеи. В гостинице «Али» созданы все необходимые условия для деловых путешественников.

Услуги бизнес-центра предоставляются  круглосуточно. Номера оборудованы  скоростным подключением к Интернету, прямой междугородней и международной  телефонной связью. В гостинице обширный опыт обслуживания конференций, семинаров, тренингов. К услугам гостей оборудованные  комнаты переговоров и конференц-залы вместимостью от 6 до 120 чел.

 

 

 

2.2 Формирование морально-психологического климата

 Психологическая совместимость  является важным фактором, влияющим  на климат в коллективе. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.

На степень психологической  совместимости сотрудников влияет то, насколько однородным является состав рабочей группы по различным  социальным и психологическим параметрам:

Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический  и социально-психологический:

Психофизиологический уровень  совместимости имеет в своей  основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств  темперамента. Этот уровень совместимости  приобретает особое значение при  организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут  выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой  сбои в работе и напряженность  в отношениях между рабочими.

Психологический уровень  предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.

Социально-психологический  уровень совместимости основан  на согласованности социальных ролей, социальных установок, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.

 

 

Для повышения производительности труда и создания благоприятного психологического климата руководителю гостиницы ООО «Али-отель» необходимо знать межличностные отношения в коллективе. В любом коллективе между людьми протягиваются невидимые нити взаимоотношений. Возникает неформальная структура, строящаяся на симпатиях и антипатиях членов коллектива. Известно, что внутригрупповые конфликты, как правило, зарождаются в неформальной структуре, а затем перемещаются в сферу формальных отношений, выбивая коллектив из нормального ритма работы. Слаженность коллектива определяется степенью единства формальной и неформальной структур. И чем выше эта степень, тем больших успехов может достигнуть коллектив. Один из методов исследования межличностных отношений, доступных каждому руководителю, — углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данного коллектива. К этим социальным фактам можно отнести взаимопомощь, дружбу, ссоры, конфликты и тому подобное. Постоянное наблюдение за этими явлениями позволит руководителю изучить межличностные отношения подчиненных.

В поощрении хорошей работы, поведения, в наказании отрицательных  поступков заложена психологическая  сущность воспитания и стимулирования трудящихся. Эти средства воздействия  позволяют удерживать личность в  рамках определенных моральных требований общества. Однако предпочтение в воспитательной работе должно отдаваться поощрениям. Наказание же следует рассматривать  как крайнюю меру воспитательного  воздействия, и его нужно уметь  очень осторожно применять. Постоянный страх человека, что он может быть наказан за то или другое неправильное действие, за допущенную ошибку при  проявлении инициативы, порождает рутинеров  и перестраховщиков.

Основа успеха любой коллективной деятельности – это отношение  сотрудничества и взаимопомощи в  противовес конфликту.

Одним из факторов, влияющих на морально-психологический климат, является психологическая совместимость  людей. Психологическую совместимость  можно определить как взаимоприятие партнеров по совместной деятельности, которое основывается на сочетании их индивидуально-психологических характеристик. К числу факторов, обуславливающих совместимость персонала, относятся такие признаки как пол, возраст, образование, уровень квалификации.

 

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата:

  • Доверие,
  • высокая требовательность членов группы друг к другу,
  • доброжелательная и деловая критика,
  • свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива,
  • отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения,
  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении,
  • принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов

 

В любой организации важен  тот психологический климат, который  формируется в первую очередь  руководителем. От особенностей его  взаимодействия с подчиненными зависят  результаты работы предприятия, а хорошие результаты создают психологический климат. В результате получаются взаимосвязанные процессы: руководство – эффективность – психологический климат. В гостинице «Али» Менеджер по управлению персоналом требует от подчиненных высокоорганизованной работы, её интересует выполнение служебных обязанностей, а не отношение людей друг к другу.

Таким образом,   морально – психологический климат в коллективе ООО «Али-отель» характеризуется удовлетворенностью членов групп,  соблюдением в них моральных норм, уровнем нравственности и культуры, но нельзя определить весь персонал высоким уровнем социально-психологического развития, сплоченность групп оставляет желать лучшего, психологическая благоприятность и удовлетворенность нуждаются в улучшении.

Информация о работе Роль морально-психологического климата в коллективе