Роль экономического анализа в системе управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определить роль экономического анализа в системе управления предприятием.

Необходимо решить следующие задачи для достижения поставленной цели:

Изучить понятие и классификацию экономического анализа.
Изучить цели и задачи анализа в системе управления предприятием.
Рассмотреть существующие методы и приемы анализа.
Изучить особенности применения факторного анализа.
Рассмотреть роль и место экономического анализа в системе управления предприятием.
Изучить результаты анализа, проведенного на исследуемом предприятии.
Сформулировать выводы по данным проведенного анализа.
Дать оценку управленческим решениям, принятым по данным анализа.

Файлы: 1 файл

Роль экономического анализа исправл.doc

— 180.00 Кб (Скачать)
 

        По  результатам произведенных вычислений выявлено, что в 1 квартале 2009г выручка от реализации была ниже себестоимости. Это было связано с тем, что большую долю затрат составили постоянные затраты (57% от общей суммы себестоимости). При этом довольно неплохая оборачиваемость материальных запасов и значительная доля оборотных активов, что свидетельствует об активном спросе на услуги компании.

        Для повышения прибыли руководством предприятия  принято решение  снизить долю постоянных расходов, при этом увеличить базовую наценку реализуемой продукции. Снижение постоянных затрат позволило получить прибыль и повысить выручку на 1 рубль себестоимости на 18,48%.

        При этом из-за нехватки свободных денежных средств принято решение приостановить  обновление основных средств, которые на исследуемом предприятии в основном представлены в виде грузовых автомобилей, контейнеров для сбора отходов и спецтехники для утилизации. Это привело к увеличению доли оборотных активов в составе активов на 0,26%.

        Для обеспечения бесперебойной работы с устаревшей техникой решено закупить достаточное количество запчастей и комплектующих. Топливо также закуплено в расчете на то, что количество заказов останется на прежнем уровне. Но из-за увеличения стоимости услуг произошло снижение спроса, что привело к увеличению остатков запасов на складах на 28,84% и снижению их оборачиваемости на 2.8516 оборота.

        Это говорит о низком качестве управления структурой оборотного капитала и влечет за собой дополнительные затраты  и снижение эффективности деятельности фирмы.  Руководством предприятия было отмечено, что этот процесс не является положительным с точки зрения роста эффективности производства. Но необходимых управленческих решений не было принято и меры по устранению выявленных недостатков не разработаны.

        Для того чтобы более подробно оценить влияние каждого фактора на рентабельность активов предприятия, на предприятии был проведен факторный анализ показателей. Результаты этого анализа представлены в последней части таблицы 2.1. На основе полученных данных были сделаны следующие выводы.

        Во 2-ом квартале, по сравнению с 1-ым, основным фактором, повлиявшим на повышение  рентабельности активов, был ценовой  фактор - доля выручки на 1 руб. себестоимости, в результате его влияния рентабельность активов увеличилась на 4.12%, а также увеличение доли запасов в формировании оборотных активов (на 4,49%). Влияние других факторов было незначительно и не изменило существенно результат. Изменение оборачиваемости запасов в такой ситуации оказало некоторое отрицательное влияние на результирующий показатель и составило -0,84%.

        В 3 квартале большую роль играет снижение оборачиваемости запасов. В результате его изменения рентабельность активов  упала на 5,14%. Однако рост доли запасов  в формировании активов увеличил рентабельность активов на 5,87%, но эту тенденцию нельзя считать положительной, так как происходит застой запасов вместо их активного использования. Важную роль, как и во 2-ом квартале играет ценовой фактор, в результате его увеличения рентабельность возросла на 3,92%.

        Сравнивая рентабельность активов за первый и третий квартал можно увидеть, что руководством предприятия были приняты решения как положительно, так и отрицательно повлиявшие на деятельность фирмы. Увеличение наценки на оказываемые услуги повысило рентабельность активов, при этом не был учтен фактор появления конкуренции и что самое важное готовность потребителя к увеличению цен. Как следствие снижение потребительского спроса и необоснованное вложение средств в запасы.

        В целом в результате принятых решений  на основе экономического анализа компании удалось повысить прибыль от реализации на 7229 тыс. руб., а рентабельность активов на 10,48%.

        Отмечено, что на предприятии существуют внутренние резервы роста эффективности  производства, например, оптимизация  структуры активов, рост оборачиваемости активов. Так как администрация предприятия не в силах влиять на изменение внешних факторов, то было принято решение с еще большей энергией использовать внутренние ресурсы. 

        2.3. Факторный анализ  рентабельности чистых  активов в принятии управленческих решений

        Собственниками  изучаемого предприятия принято  решение проводить  анализ эффективности  деятельности организации, используя  показатели как активной части баланса, так и пассивной. Данные такого будут  давать представление о финансовой устойчивости организации.

        В этих целях на предприятии сделан анализ рентабельности чистых активов. Показатель чистых активов определяется как разница суммы активов, принимаемых  к расчету, и суммы обязательств, принимаемых к расчету.

        Отметим, что величина чистых активов организации по существу равняется реальному собственному капиталу, его динамика и абсолютное значение характеризует устойчивость финансового состояния организации.

        В ООО “Чистый город” рентабельность чистых активов проанализирована по следующей модели: [1]

        RSA= P/SA = P/N * N/OA * OA/KO * KO/OZ * OZ/KZ * KZ/ZK * ZK/SA =a*b*c*d*k*l*m, где:

        a = P/N - рентабельность продаж, этот  коэффициент дает оценку эффективности  продаж организации.

        b = N/OA - оборачиваемость оборотных  активов в оборотах, показывает, сколько оборотов в течение отчетного периода совершает оборотный капитал

        c = OA/KO – коэффициент текущей ликвидности,  характеризует платежеспособность  организации при условии реализации  всех запасов и возврата дебиторской  задолженности.

        d = KO/DZ – отношение краткосрочных обязательств организации к дебиторской задолженности. Данный коэффициент показывает степень покрытия краткосрочных обязательств организации за счет дебиторской задолженности.

        k = DZ/KZ – коэффициент отношения  дебиторской задолженности к кредиторской задолженности. Этот фактор показывает степень покрытия кредиторской задолженности дебиторской.

        l = KZ/ZK – коэффициент отношения  кредиторской задолженности организации  к заемному капиталу, характеризует  структуру пассивов.

        m = ZK/SA – коэффициент отношения заемного капитал к чистым активам организации, достаточно полно характеризует финансовую устойчивость деятельности организации.

        Таким образом, предприятие изучило рентабельность чистых активов по семифакторной  мультипликативной модели, состоящей из разнообразных и разносторонних факторов, которые характеризуют как степень использования активов организации, так и степень его финансовой устойчивости.

        Для проведения факторного анализа показателей  использовалась информация из формы №1 “Бухгалтерский баланс” и формы №2 “Отчет о прибылях и убытках”.

        Все данные, необходимые для проведения факторного анализа показателей, представлены в Приложении 7 « Факторный анализ рентабельности чистых активов».

        По  итогам анализа чистых активов за 1 квартал 2009г,  было выявлено что на предприятии отрицательная рентабельность от продаж, а оборотные активы за весь цикл совершают только 0,4987 оборота. Также предприятие имеет сильную зависимость от внешних кредиторов, это выражается в превышении краткосрочных обязательств над дебиторской задолженностью практически в два раза и в структуре капитала (на 1 рубль собственного капитала приходится 4,56 рублей заемного капитала).

        Анализируя  платежеспособность, выявлено, что предприятие даже при условии реализации всех запасов и дебиторской задолженности может покрыть только 97,23% краткосрочных обязательств.

        Как уже говорилось в анализе активов, руководством принято решение о  снижении постоянных затрат и увеличении наценки на оказываемые услуги. Это  позволило повысить рентабельность от продаж к 3 кварталу на 17,59%. Таким образом, ценовой фактор стал  решающим в увеличении рентабельности чистых активов (увеличение на 42.33%). Однако это же решение повлекло за собой снижение спроса и увеличение остатков запасов на складах. Поэтому получив положительную динамику в течении двух кварталов, нельзя считать ее эффективной.

        Руководством  компании принято решение о снижении дебиторской задолженности. Были разработаны  следующие меры для достижения этой цели:

        - провести анализ дебиторов на их платежеспособность

        - оценить реальную стоимость дебиторской  задолженности

        - проследить динамику задолженности

        - разработать график поступления  денежных средств и возложить  на менеджеров контроль за  его исполнением.

        Вследствие  разработанных мероприятий к 3 кварталу получили снижение дебиторской задолженности на 1607 тыс. руб.

        При этом доля кредиторской задолженности  увеличивается, за счет чего падает промежуточная платежеспособность предприятия на 11,6%. Но на предприятии принято решение использовать эту задолженность как один из дешевых источников внешнего кредитования. ООО “Чистый город” уже 7 лет на рынке и успело зарекомендовать себя перед поставщиками, поэтому в период кризиса может позволить себе потреблять ресурсы в долг.

        Руководством принято решение об увеличении заемного капитала. Принимая это решение, компания планировала за счет увеличения рисков получить большую прибыль. Стоимость заемного капитала оказалась выше ожидаемой из-за сильной зависимости предприятия от кредиторов и низкой платежеспособности. В результате изменение структуры капитала отрицательно повлияло на рентабельность чистых активов, произошло снижение на  6,08%. Это говорит о том, что произошло снижение эффективности производства, финансовая устойчивость и независимость организации ухудшилась.

        В результате суммарного влияния всех факторов рентабельность чистых активов  увеличилась на 26,63% и составила 43,23%.

        По  итогам анализа видим, что в общей сумме управленческие решения, принятые по итогам работы 1-го и 2-го кварталов ведут к стабилизации деятельности и в целом работу руководства можно считать удовлетворительной. Необходимо предусмотреть и предотвратить влияние негативных тенденций на будущее, более полно использовать выявленные резервы. 

        2.4. Оценка управленческих решений на основе анализа платежеспособности

        Учитывая  высокую зависимость от внешних  кредиторов и как следствие низкую финансовую устойчивость, решено провести более детальный анализ платежеспособности предприятия на основе группировки  активов и пассивов и дальнейшего анализа коэффициентов ликвидности.

        Группировка активов и пассивов приведена  в таблице 2.2..

        Таблица 2.2.

Группы 1 кв. 2009г 2 кв. 2009г 3 кв. 2009г Состав (по строкам  баланса)
Активы (имущество)
Наиболее  ликвидные (А1) 5547 6883 6773 строки 250+260
Быстро  реализуемые (А2) 26459 20639 25589 строка 240
Медленно  реализуемые (А3) 3444 13009 24749 строки 210+220
Трудно  реализуемые (А4) 23399 23344 22578 строка 190
Пассивы (обязательства)
Самые срочные (П1) 42990 41569 44549 строка 620
Краткосрочные (П2) 10 10 10 строка 610
Долгосрочные (П3) 7460 10621 19576 строка 590
Постоянные (П4) 9389 11674 15553 строка 490

Информация о работе Роль экономического анализа в системе управления предприятием