Роль и значение инновационной стратегии, роль и значение системы управления инновациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема является актуальной, так как в современных условиях инновационная деятельность является важнейшей составляющей процесса обеспечения успешного функционирования любой организации. В связи с этим возникает необходимость проведения экономического анализа этой деятельности.
Данная цель обусловила перед нами решение следующих задач:
- рассмотреть роль и значение инновационной стратегии для организаций;
- изучить сущность и принципы инновационной деятельности;
- рассмотреть роль руководителя в управлении инновациями в организации;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..2

1.Роль и значение инновационной стратегии, роль и значение системы управления инновациями………………………………………………….3-4
2.Сущность и принципы инновационной деятельности организаций…4-8
3.Роль руководителя в управлении инновациями в организации……..9-16
4.Заключение……………………………………………………………..17-18
5.Список использованной литературы…………………………………….19

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.docx

— 40.04 Кб (Скачать)

Анализ инновационных процессов  на различных фирмах дает возможность  выделить следующие характерные  черты эффективного руководителя –  новатора и лидера.

Энергичность: лидеры показывают высокий  уровень мотивации, амбициозности, энергии, инициативности, целеустремленности и упорства.

Желание руководить: лидеры ищут власть, они хотят лидерствовать.

Самоуверенность: лидеры полны уверенности  в своей правоте и способны убедить в этом окружающих.

Познавательная способность: лидеры имеют проницательный, тонкий ум, способный  воспринимать и обрабатывать огромное количество информации о внешней  и внутренней среде4.

Тем не менее, данные характеристики не являются гарантией успешного  руководства инновациями. Такое  давление ограничивает независимость  мнений, оригинальность мышления и  творческий подход. Иерархия и контроль являются социальными инструментами, побуждающими служащих к исполнению тех или иных функций, а это  абсолютно неверно. Для преодоления  такой зависимости, снижающей эффективность  деятельности всей компании, руководителю нового типа следует всячески приветствовать конкуренцию идей, инициативу и ограничивать неравенство, вызванное властью  и полномочиями.

Таким образом, корпоративные лидеры несут моральную ответственность  за «эмансипацию» служащих путем  открытого общения, мотивирования  и частичного сглаживания неравенства  в вознаграждении, статусе и привилегиях.

Можно выделить четыре типовые группы руководителей по степени их инновативности: монархи, генералы, послы и губернаторы.

Монархи руководят фирмой с использованием «железных перчаток», удерживая  власть как можно дольше и всячески препятствуя инновациям.

Генералы – это лидеры, выбранные  Собранием акционеров или Советом  директоров с целью внедрения  определенной инновационной стратегии  и, соответственно, замены старого консервативного  руководства.

Послы представляют собой руководителей, полностью ориентированных на постоянные инновации и способных адекватно  реагировать на любые изменения  во внешней среде, обеспечивая гибкое искусное управление.

И, наконец, губернаторы – это  бывшие средние и низовые менеджеры, достигшие вершины управленческой карьеры и знающие свою компанию «изнутри», активно использующие мотивационные  методы управления в ходе реализации инноваций и активно внедряющие принципы децентрализации и коллегиальности.

Различия в типе руководства  во многом могут объяснять склонность компании к инновациям: «монархи»  чаще всячески сопротивляются новациям, в то время как «губернаторы»  и «послы» их активно приветствуют. Статистика говорит о том, что  большинство компаний достигают  наивысших доходов лишь к концу  второго года после ухода с  поста президента руководителя типа «монарх», в то время как фирмы  под руководством «послов» и «губернаторов» достигали наивысшего роста в  период нахождения этих лидеров у  власти. Эти факты еще раз подтверждают вывод о том, что инновационная  ориентация и способность высшего  руководства к внедрению нового являются отправной точкой инновационного менеджмента.

Выполняя задачу адаптации фирмы  к изменившимся условиям, руководителям  самим необходимо адаптироваться к  новым условиям, иногда полностью  меняя стиль управления и максимально  мобилизуя свои усилия. На первое место  должны выйти: лидерство, доверие, личный энтузиазм и, конечно, уверенность  в успехе. Быть руководителем инноваций  в современных условиях означает: помощь служащим в правильном восприятии перемен во внешней среде, убеждение  их в необходимости инноваций  и создание благоприятных условий  для их реализации.

Такое лидерство все еще остается практически уникальным. Некоторые  руководители, сумевшие переориентироваться  и на деле встать на путь инноваций  стали всемирно известными.

Руководить компанией в современных  условиях означает прежде всего рисковать, а значит, нести повышенную ответственность за результаты деятельности, следовательно, для привлечения руководителей нового типа необходимо создать соответствующие условия, в частности адекватное материальное стимулирование.

Исследования инновационной деятельности компаний позволяют сделать вывод  о том, что при всем единстве выполняемых  руководителем компании функций  имеются определенные различия в  требованиях к высшему руководству  и характере управления в целом  в зависимости от приоритетов  в выборе инновационных стратегий.

При осуществлении маркетинговых  инноваций для руководителя важны  опыт маркетинговой деятельности и  знание рынка, желание рисковать  и возможность анализировать  значительный объем информации.

Руководители, имеющие за плечами  функциональный опыт в области НИОКР, более склонны к разработке нового товара или усовершенствования старого. Такого рода инновационные процессы требуют от главы компании понимания  технологических процессов, используя  которые, фирма собирается выиграть конкурентную борьбу.

Компании, ориентированные на технологические  изменения, склонны ставить во главу  фирмы руководителя-либерала, понимающего  необходимость децентрализованного  руководства и создания творческой среды на фирме. Исследование инновационных  процессов в высокотехнологичных  компаниях свидетельствует о  том, что инициаторами являются талантливые  инженеры, снабжающие идеями среднее  звено управления, которое, в свою очередь, преподносит готовые проекты  руководству фирмы.

В настоящее время наблюдается  еще одна тенденция в изменениях требований к руководству – это  переход от узкоспециализированных и профессиональных знаний к знаниям  рыночным.

Исследование компаний, избравших  стратегию диверсификации, помогает сформировать основные требования к  руководителям компаний, вставших на этот путь. Здесь для проведения эффективных инноваций требуется  обширный опыт в различных отраслях, который необходим для координирования  деятельности всех горизонтально и  вертикально зависимых отделений  компании. Помимо этого, внедряясь в  новые отрасли, руководство компании должно само символизировать собой  новую ориентацию.

Реализация стратегии вертикальной диверсификации оказывается успешной при авторитарном типе руководителя с опытом работы в области учета  и финансов. Управление компанией  с комплексным пакетом инвестиций означает полную приверженность политике поглощений и расширению сфер бизнеса  на базе финансовой рентабельности и  принятия рисков, когда система участия  низовых звеньев и инициатива на местах становится лишь помехой.

Еще одной важной задачей руководителя при внедрении инноваций является установление «дипломатичных» отношений  с представителями внешней среды, активно влияющими на успех всего  процесса. Здесь идет речь, прежде всего, об установлении отношений с конкурентами, поставщиками, профсоюзами, акционерами, государственными органами и средствами массовой информации, что требует  от руководителя общественного и  политического мировоззрения и  способность видеть не только собственные  корпоративные выгоды, но и осознать преимущества объединения усилий для  удовлетворения потребностей своей  компании и общества в целом.

Дипломатия становится на первое место  при реализации межфирменных проектов, когда руководители кооперируются  с конкурентами в торговые ассоциации и стратегические объединения с целью обмена информацией и технологиями. Возрастает роль высших руководителей в качестве социально ответственных представителей бизнеса. Различного рода презентации и благотворительность стали самой обычной статьей расходов, наряду со спонсорством и экологическими программами.

Однако даже самый эффективный  руководитель не способен единолично осуществлять инновации. Для успеха этого процесса необходимы эффективные  коммуникации и распределение полномочий во внутрифирменной управленческой иерархии. Таким образом, у высшего  руководителя появляется принципиально  новая функция делегирования  полномочий нижестоящим звеньям  управления.

Итак, мы видим, что роль руководителя при внедрении инноваций очень  велика. От того насколько он понимает сложность этого процесса зависит  успешность его проведения. Также  многое зависит от того какой стратегии управления придерживается компания и как оценивается персонал компании – как «капитал», «рабочая сила», «средство достижения целей фирмы». Следует учитывать, что каждый работник боится нововведений, так как они на подсознательном уровне воспринимаются как посягательство на стабильность.

Отметим, что для осуществления  инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется  как совокупность различных ресурсов, включая:

интеллектуальные (технологическая  документация, патенты, лицензии, бизнес-планы  по освоению новшеств, инновационная  программа предприятия);

материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);

финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);

кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и  вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами);

инфраструктурные (собственные подразделения  НИОКР, отдел главного технолога, отдел  маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел  конкурентной разведки);

иные ресурсы, необходимые для  осуществления инновационной деятельности5.

Таким образом, для эффективного управления процессом создания новации необходимо управлять затратами и производственными  ресурсами, ориентируя их на целенаправленное проведение прикладных научных исследований для получения инновационного продукта, пользующегося спросом у потребителей строительной продукции и его  внедрения в производственный процесс. Необходимо также учитывать рыночный спрос, диктующий требуемые качества нововведения, риски и случайные  возмущения, проявляющиеся по ходу реализации инновационного проекта.

Если руководитель предприятия  просто внедряет новый продукт, специальную  работу вести необязательно. Важнее взаимодействовать с персоналом, когда речь идет об управленческих инновациях когда мы собираемся расширять структуру, внедрять новые технологии. Управленческие инновации более дешевы с точки зрения материальных ресурсов, и по этой причине они более эффективны. Чтобы перестроить систему управления компанией, нужно не очень много денег, но много моральных усилий.

Инновационный ресурс это люди, причем не только руководители и маркетологи, но и сотрудники инициаторы, которые готовы брать на себя ответственность. Поэтому чем больше люди настроены на желание что-то усовершенствовать, тем более коммерчески эффективно должно быть понятие новое6 .

Любой инновации всегда сопутствует  сопротивление. Внутреннее сопротивление  вытекает из субъективизма руководства, консерватизма служащих, недостаточности  информации и низкой коммуникативности между отдельными уровнями и подразделениями компаний.

Внешнее сопротивление оказывают  такие субъекты микросреды, как финансовые институты, деловые сообщества, средства массовой информации, профсоюзы, система  образования и государственные  учреждения.

Задачами руководителя являются нейтрализация  этого сопротивления и направление  энергии в положительное русло  еще на стадии планирования и разработки инновационной политики. Для этого  необходимо:

- Реально подходить к возможностям  фирмы;

- Создать стойкую систему сбора  и обработки информации;

- Стимулировать поступление информации  от всех функциональных подразделений;

- Внедрить систему консенсуса, коллективного принятия решений  и коллективной ответственности,  с участием руководителей всех  уровней и служащих;

- Построить мотивационную систему  для стимулирования творческого  подхода и генерации идей на  низовых уровнях;

- В инновационной деятельности  ориентироваться на социально-этическую  полезность нововведений для  общества в целом;

- Создать долгосрочные связи  с кредиторами, поставщиками и  потребителями, а также всячески  взаимодействовать с общественными  группами и учреждениями на  взаимовыгодной основе, привлекая  их к участию в инновационном  процессе.

Заключение.

Экономический рост в значительной мере обусловлен воздействием на него многих факторов, в том числе и  таких, как количество и качество природных ресурсов, их доступность  для использования, объем и качественные параметры основного капитала, уровень  технологии, восприимчивость к новым  технологическим системам, наличие  трудовых ресурсов, их образовательные  и квалификационные характеристики, спрос на производимые товары и способность  к полному использованию расширяющегося объема ресурсов, способность распределения в национальном хозяйстве имеющихся ресурсов для получения максимального количества высококачественной продукции и др. Для эффективного воздействия каждого из этих факторов необходимо освоение достижений научно-технического прогресса при внедрении инноваций, которые обеспечивают создание новшеств и их практическую реализацию в виде нового товара, вложения средств, обеспечивающих смену поколений техники и технологии, эффективное использование этих новшеств, экономический рост.

В современной экономике роль инноваций  значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Инновационный потенциал - один из важнейших  элементов, который будет определять будущее не только отдельных регионов, но и всей страны в целом, не говоря уже о функционировании организаций. Инновации - это изменения, повышающие эффективность управления и определяющие развитие фирмы, укрепляющие позиции фирмы. Инновации - это не стихийно возникающие изменения, а запланированные и разработанные, реализуемые и реализованные. Инновации - это нововведения, улучшающие деятельность и ее результаты.

Информация о работе Роль и значение инновационной стратегии, роль и значение системы управления инновациями