Роль и значение инновационной стратегии, роль и значение системы управления инновациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема является актуальной, так как в современных условиях инновационная деятельность является важнейшей составляющей процесса обеспечения успешного функционирования любой организации. В связи с этим возникает необходимость проведения экономического анализа этой деятельности.
Данная цель обусловила перед нами решение следующих задач:
- рассмотреть роль и значение инновационной стратегии для организаций;
- изучить сущность и принципы инновационной деятельности;
- рассмотреть роль руководителя в управлении инновациями в организации;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..2

1.Роль и значение инновационной стратегии, роль и значение системы управления инновациями………………………………………………….3-4
2.Сущность и принципы инновационной деятельности организаций…4-8
3.Роль руководителя в управлении инновациями в организации……..9-16
4.Заключение……………………………………………………………..17-18
5.Список использованной литературы…………………………………….19

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.docx

— 40.04 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..2

 

1.Роль и значение инновационной стратегии, роль и значение системы управления инновациями………………………………………………….3-4

     2.Сущность и принципы инновационной деятельности организаций…4-8

     3.Роль руководителя в управлении инновациями в организации……..9-16

4.Заключение……………………………………………………………..17-18

5.Список использованной литературы…………………………………….19

 

 

 

Введение

 

Эффективность деятельности организации  во многом зависит от того, насколько  она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к  нововведениям.

Понятие "инновация" является новым  для отечественной экономики  и управления. Проблематика инноваций  в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса. Вместе с тем, необходимость  инновационной деятельности, способность  к нововведениям выступает как  императивное требование нашего времени, является общим.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного  характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения  новшества и до его использования  принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как  инновационный процесс.

Данная тема является актуальной, так как в современных условиях инновационная деятельность является важнейшей составляющей процесса обеспечения  успешного функционирования любой  организации. В связи с этим возникает  необходимость проведения экономического анализа этой деятельности.

Данная цель обусловила перед нами решение следующих задач:

- рассмотреть роль и значение  инновационной стратегии для  организаций;

- изучить сущность и принципы инновационной деятельности;

- рассмотреть роль руководителя  в управлении инновациями в организации;

            1. Роль и значение инновационной стратегии, роль и значение системы управления инновациями

 

В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать  их внедрение в своей фирме, чтобы  не отстать от конкурентов.

Все большее число фирм признает необходимость стратегического  планирования инноваций и активно  внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним днем, но предвидеть и  планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе.

Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность.

Согласно Проекту Федерального Закона «Об инновационной деятельности», инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических  достижений в новый или усовершенствованный  продукт, реализуемый на рынке, в  новый или усовершенствованный  технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Ключевые моменты организации  инновационной деятельности на предприятии, смысл состоит в том, что инновационная деятельность может осуществляться специализированными научно-исследовательскими организациями в качестве основного вида деятельности и представлять собой разработку новых продуктов для продажи (аренды) на рынке инновационных технологий. В то же время самый широкий круг предприятий занимается разработкой новых технологий в качестве вспомогательного направления для использования их в производстве продукции.

Модель инновационного процесса

Таким образом, инновации являются результатом творческой предпринимательской  деятельности, в которой обычно участвуют  многие подразделения фирмы и  на которую оказывают все большее  воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические  требования, кооперация с другими  институтами и пр.). Инновации  имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и  завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке.

2. Сущность и принципы инновационной деятельности организаций

Инновационный менеджмент - это процесс  управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и  кадровую подготовку производства, внедрение  нововведений, анализ полученных результатов  и внесение корректив в эти  виды деятельности.

Сущность инновационного менеджмента  заключается: в составлении инновационных  программ и проведении единой инновационной  политики; контроле за разработкой и внедрением новой продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ; создании специальных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью.

Главная цель инновационного менеджмента - разработка и производство новых  видов продукции, что требует  решения целого ряда задач, связанных  с организацией взаимодействия различных  служб предприятия для сбалансирования  всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в  области технологии, организации, управления и подготовка соответствующих специалистов.

Инвестиционная и инновационная  деятельность - понятия довольно хорошо освещенные в научной литературе. Инновационная деятельность - это совокупность работ, связанных с внедрением новых или усовершенствованных видов продукции, услуг, технологических процессов, приобретением прав на патенты, лицензий на использование изобретений, технологий, и проведение НИОКР путем заключения договоров и выполнения подобных работ собственными силами. Традиционно инновационный цикл принято связывать со сферой материального производства. Ее базовое значение несомненно. Но, тем не менее, нововведения возникают и воплощаются не только в ней. Они, проходя в принципе тот же инновационный цикл, существуют и в непроизводственной сфере: в медицине, образовании и ряде других отраслей, не производящих материальный продукт. Таким образом, инновационной является всякая деятельность, охватывающая исследования, разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов независимо от того, каково их отраслевое предназначение. Для того чтобы получить дополнительную прибыль или сохранить ее существующий уровень, необходимо осуществить финансовые вложения в разработку и реализацию инноваций. При этом эмпирически установлена зависимость: чем на больший успех в будущем рассчитывает организация, тем к большим затратам она должна быть готова в настоящем1.

Значение инноваций постоянно  возрастает, так как практика бизнеса  буквально заставляет каждую компанию и организацию вводить разнообразные  новшества и рационализировать  деятельность. Необходимость инноваций  диктует не только изменяющаяся внешняя  среда, но и угроза устаревания существующих продуктов. В результате трансформаций  среды возникают как новые  потребности, так и новые знания и способы удовлетворения этих потребностей. Все ускоряющиеся темпы изменения мира - появление новых технологий, смена предпочтений и вкусов потребителей, ужесточение конкуренции - детерминируют сокращение жизненного цикла товара. Компании, не способные модернизировать производство, рано или поздно уступают место на рынке технологически передовым организациям.

Инновации - залог успешного развития организации, даже если фирма постоянно модернизирует свои товары, рынки, на которых она работает, могут войти в стадию спада, и стремящимся к развитию компаниям время от времени приходится "высаживаться на новые территории". Кроме того, инновации имеют решающее значение для поддержания или повышения уровня доходности. Под "прессом" конкурентной борьбы показатели рентабельности достаточно быстро после выхода товаров на рынок начинают снижаться. Модернизация продукта и расширение специализации позволяет в лучшем случае поддерживать уровень прибыли, а действительно значительный доход приносят только по-настоящему новаторские товары2.

Инновации можно классифицировать следующим образом:

технологические инновации, направленные на создание и освоение в производстве новой продукции, технологии, модернизацию оборудования, реконструкцию зданий, реализацию мероприятий по охране окружающей среды;

производственные инновации, ориентированные  на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности;

экономические инновации, связанные  с изменением методов планирования производственной деятельности;

торговые инновации, направленные на целевые изменения сбытовой деятельности;

социальные инновации, связанные  с улучшением условий труда, социального  обеспечения коллектива;

инновации в области управления, направленные на улучшение организационной  структуры, методов принятия решений.

не дающую конкретных промежуточных результатов.

Инновационная деятельность - это  деятельность, направленная на поиск  и реализацию инноваций в целях  расширения ассортимента и повышения  качества продукции, совершенствования  технологии и организации производства.

Инновационная деятельность включает:

- выявление проблем предприятия;

- осуществление инновационного  процесса;

- организацию инновационной деятельности3.

Основными признаками инвестиционной деятельности, определяющими подходы  к ее анализу, являются:

Необратимость, связанная с временной  потерей потребительской ценности капитала (например, ликвидности).

Ожидание увеличения исходного  уровня благосостояния.

Неопределенность, связанная с  отнесением результатов на относительно долгосрочную перспективу.

Главная предпосылка инновационной  деятельности предприятия состоит  в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к  прогрессу, а также учитывать  ошибки, неудачи и просчеты. Для  этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать  рынок и каналы распределения. Иными  словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика  производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

Инновационную деятельность характеризуют  принципы, которые отличают её от традиционной производственной деятельности:

малый процент успешных инноваций, при этом удачные инновации компенсируют затраты как на себя, так и на неудачные идеи;

необходимость отдельного бюджета  для избежания ухудшения финансовых показателей подразделений, занимающихся традиционной производственной деятельностью;

использование критериев оценки инновационной  деятельности, отличных от традиционных. Например, критерий “годовой прирост прибыли“ неприемлем, поскольку инновационная продукция в ближайшей перспективе (3-4 года) может не давать никакой прибыли, после чего прибыль резко возрастает;

систематическая и плановая ликвидация всего устаревшего, что позволяет  высвободить ресурсы для работы над новым;

отсутствие обратной связи от результатов  к затратам ресурсов и инвестициям  в течение продолжительного времени;

правильный выбор момента прекращения  работы, чтобы избежать затрат средств на инновацию.

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль руководителя в управлении инновациями в организации

 

Руководитель организации является центральным звеном и основной движущей силой любого инновационного процесса. Его деятельность затрагивает все  этапы инновационного менеджмента, начиная с разработки инновационной  идеи и планирования до осуществления  контроля над ходом внедрения  инновации. Именно поэтому в современных  условиях претерпевает значительные изменения  система требований, предъявляемых  к менеджерам всех звеньев управления и особенно к руководителям высшего управленческого эшелона компаний.

В процессе инноваций руководство  осуществляет все функции, связанные  с управлением: стратегическое и  текущее планирование процесса нововведений, принятие решений относительно распределения  функций и формирования проектно-целевых  групп, проведение кадровой политики и  создание инновационного климата на фирме. К оперативному управлению инновациями  можно отнести осуществление  контроля над ходом выполнения инновационных  проектов, распределение финансовых ресурсов, утверждение бюджета инновационной  деятельности и своевременная корректировка  планов.

Одним из основных условий эффективности  деятельности организации и ее инновативности является «эффективность» самих руководителей.

Безусловно, для проведения серьезной  перестройки всей деятельности организации  руководителю необходимо обладать такими личными характеристиками, как самоуверенность, способность убеждения и интелегентность. Ключевыми чертами также являются профессионализм и опыт.

Информация о работе Роль и значение инновационной стратегии, роль и значение системы управления инновациями