Развитие теории и практики управления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:15, реферат

Краткое описание

Цель работы является изучение теории и практики управления в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности управленческой мысли в дореволюционный период;
- проанализировать теории управления в период формирования новых органов управления в 1917-1921 гг.;
- рассмотреть управленческие концепции 1921-1927 гг.;
- раскрыть особенности управления в довоенные пятилетки и ВОВ;
- оценить теорию и практику управления в послевоенный период;
- выявить современные тенденции управления в России.

Оглавление

Введение 3
1. Дореволюционный период: аграрная реформа Столыпина и
политическая реформа Николая II 4
2. Период формирования новых органов управления (1917-1921 гг.) 6
3. Период восстановления народного хозяйства. Начало
индустриализации страны (1921-1927 гг.) 7
4. Довоенные пятилетки и ВОВ 9
5. Послевоенный период (1946-1957 гг., 1958-1985 гг.) 10
6. Современный этап (1985-наше время) 12
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

И все же даже в это мрачное для отечественной научной организации управления время окончательно искоренить ее «побеги» не удалось. Так, в 1931 г. был создан Центральный научно-исследовательский институт организации производства и управления промышленностью Наркомтяжпрома (ЦИО), который развернул исследования проблем массового и поточного производства, диспетчирования оперативного управления, внутризаводского планирования и др. Подобныеработы велись и в ряде вузов Москвы и Ленинграда, в Промышленной Академии по подготовке высшего командного состава и в некоторых других организациях. Организационно-управленческие изыскания приобрели в эти годы новые особенности. Прежде всего речь идет об их строго отраслевом характере, пришедшем на смену межотраслевому. Кроме того, резко усилился прикладной и почти исчез общетеоретический аспект исследований. Последний продолжал теплиться, пожалуй, лишь в стенах ЦИО.[4]

К счастью, к концу 1950-х — началу 1960-х гг. кризис отечественной управленческой мысли был, наконец, преодолен. Изменилась прежде всего сама социально-политическая атмосфера: период жесточайших сталинских репрессий сменился хрущевской «оттепелью», возрождавшей условия для научных поисков и дискуссий. «Оттепель» сделала возможным доступ к западной литературе о менеджменте и существенно раскрепостила интеллектуальную деятельность ученых. Вместе с тем рост масштабов производства и числа хозяйственных связей объективно усложнил процессы управления и потребовал новых подходов к организации управленческих систем. Нельзя не учитывать и все возраставшего влияния на сферу управления научно-технического прогресса, приносившего с собой новые технические средства для решения организационных задач.

 

6. Современный этап (1985 - наше время)

Период времени, начиная с 1985 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством.

Сегодня Россия характеризуется разбалансированностью всего механизма управления страной. Российский менеджер в своей практической деятельности борется с такими трудностями, о которых западный менеджер даже не слышал. Именно поэтому в современных условиях большое значение приобретает получение качественного знания по искусству управления.

Основой новой теории являются способности организации или организационные способности. Они необходимы для трансформации бизнеса, т.е. для перестройки всей системы производства с целью приобретения конкурентных преимуществ над другими компаниями. Способности рассматриваются как свойство организации, заключающееся в эффективном использовании своих ресурсов. Правда эффективность рассматривается как получение новых рыночных результатов за счет рационального применения как внутренних, так и внешних ресурсов. Способности у предприятий всегда эволюционируют. Они могут размываться, или развиваться неадекватно рыночным условиям. В результате можно наблюдать отставание предприятия от рыночных условий. Это происходит тогда, когда генеральный менеджмент имеет недостаточную компетенцию и не может эффективно управлять стратегическим развитием организации.[3]

Россия отстает от развитых стран и по качеству подготовки менеджеров, поскольку программы подготовки несколько устарели и качество подготовки недостаточное. Многое студентам дается из книг и сугубо теоретического материала, тогда как на работе выпускникам приходится решать практические проблемы. Недостаток практических навыков и нехватка современных зарубежных материалов объясняется трудностями всей системы образования в РФ. Профессора, доценты и преподаватели мало участвуют в управленческих исследованиях, в которых осваивается практика Российских предприятий. Существует также проблема нехватки учебников, специальных журналов и книг по менеджменту. Сейчас в России издательский бум. Переводят на русский язык самые современные книги по менеджменту, но они не попадают в библиотеки и к студентам, по причине нехватки финансовых ресурсов.


Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Период 1900–1910 гг. считается началом первого этапа становления и развития науки о менеджменте в России, который продолжался до 1917 гг. В России начинали появляться и собственные ученые в области НОТ, наиболее заметным из которых был петербургский профессор Н. Н. Савин. В 1917-1921 гг. в нашей стране были сформированы основы управления социалистической экономикой. Основным теоретиком данного периода выступал В. И. Ленин. Он призывал заниматься изучением, преподавать и распространять тейлоризм сообразно всей России. Нэповский период явился наиболее плодотворным в эволюции отечественной управленческой мысли. Первая конференция стала выдающимся событием в истории формирования отечественной науки о менеджменте. Именно после ее проведения начали создаваться десятки специализированных институтов, лабораторий, опытных станций, научных отделов разных комиссариатов и т. п., а вокруг таких ученых, как А. К. Гастев, Н. А. Витке, Ф. Р. Дунаевский, П. М. Есманский, П. М. Керженцев, Е. Ф. Розмирович и др., — формироваться первые отечественные научные школы. Переход от рыночной системы хозяйствования к командно-административной фактически узаконил субъективизм и полный произвол в сфере организации и управления экономикой. К концу 1950_х — началу 1960_х гг. кризис отечественной управленческой мысли был, наконец, преодолен. Изменилась прежде всего сама социально-политическая атмосфера: период жесточайших сталинских репрессий сменился хрущевской «оттепелью». Современная Россия отстает от развитых стран по качеству подготовки менеджеров, поскольку программы подготовки несколько устарели и качество подготовки недостаточное.

Но несмотря на это, я считаю, что теория и практика управления в России имеют большой потенциал для развития.


Список литературы

1. Корицкий, Э.Б. Развитие науки о менеджменте в России в 1900-1950 гг. // Российский журнал менеджмента. – 2005. -Том 3. -  № 1. - С.127–144.

2. Кравченко А. И. История менеджмента. Учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2007.

3. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 222 с.

4. Уткин Э.А. История менеджмента. - М., 2008.

1

 



[1] На первых этапах своего возникновения и развития менеджмент являл собою единую и неразрывную систему организационных знаний со своим предметом исследования, которая называлась научная организация труда (НОТ)


Информация о работе Развитие теории и практики управления в России