Психология менеджмента. Психологическое значение авторитета руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Чтобы стать хорошим руководителем высокого ранга и приобрести самосознание такого руководителя, нужно, как правило, пройти все ступени должностной лестницы. Умение обеспечить положительную саморегуляцию управленческой системы имеет очень важное значение
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.
Итак, целью данного реферата является рассмотрение такого вопроса, как авторитет руководителя и культура руководства.

Оглавление

Введение 4
1. Психология менеджмента. Управление и авторитет 5
2. Авторитет руководителя 6
2.1 Взаимодействие власти и авторитета 6
3. Основные характеристики авторитетного руководителя 8
3.1 Истинный авторитет 8
3.2 Авторитетный руководитель и подчиненный 9
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

менеджмент и маркетинг.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

 

КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО  ДЕЛА

И КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЯ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:  «Менеджмент и маркетинг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил: 

Оценка:

 

 

 

 

Самара 2013

Содержание

 

 

 

 

 

Вариант №18

Задание

Психология  менеджмента. Психологическое значение авторитета руководителя. Разновидности ложного авторитета.

 

Введение

Деятельность  организации в огромной мере зависит  от способа действия тех людей, которые  этой организацией руководят, и которые  в силу своего служебного положения  играют или должны играть роль авторитета. Фундамент авторитета бывает различным, однако его главная черта - способность управлять действиями других.

Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей.

Психологи, занимающиеся теорией способности, различают специфические способности и общую способность личности. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (знаний, навыков, умений), а также от качеств личности. Сильного руководителя отличает высокая степень разнородности используемых приемов и методов управления, управленческих умений.

Чтобы стать хорошим руководителем высокого ранга и приобрести самосознание такого руководителя, нужно, как правило, пройти все ступени должностной лестницы. Умение обеспечить положительную саморегуляцию управленческой системы имеет очень важное значение

Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.

Итак, целью данного реферата является рассмотрение такого вопроса, как авторитет руководителя и культура руководства.

 

  1. Психология менеджмента. Управление и авторитет

Психология  менеджмента изучает психологические явления организации, психологические факторы, обусловливающие эффективность деятельности менеджеров, особенности принятия групповых и индивидуальных решений, лидерства, мотивирования и др.

В ее предмет  входят социально-психологические  явления, вопросы психологии труда, управления, общей психологии и психологии личности и др.

Объект психологии управления – управленческая деятельность.

Предмет психологии управления – управленческие функции и психологические условия их реализации.

Управление – это процесс планирования, координации действий, организации, мотивирования и контроля деятельности людей для того, чтобы достичь целей организации.

Управление организацией:

в широком смысле слова – это адаптация организации и конкретного работника к идеологии и командно-административной системе. Это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную и целенаправленную производственную группу;

в узком смысле слова – это процесс планирования, организации, мотивирования и контроля деятельности людей, для того, чтобы достичь целей организации. Это деятельность по координации действий людей.

Авторитет – это определенная социальная роль, с которой связаны соответствующие ожидания окружающих. Это общепризнанное значение, влияние, которое имеет определенное лицо в силу определенных качеств и заслуг перед обществом. Это и психологическое состояние личности, играющей эту роль. Складывается из осознания своих возможностей, прав и привилегий, знания собственной деятельности и понимания социальных ожиданий.

  1. Авторитет руководителя

2.1 Взаимодействие  власти и авторитета

Высокий уровень профессиональных знаний, безусловно, увеличивает шансы любого менеджера на успешную деятельность. Однако существуют некоторые другие не менее важные факторы, которые оказывают весомое влияние на управленческую деятельность менеджера. В связи с чем, к этим факторам можно определенно отнести авторитет руководителя. Его отсутствие вызывает массу сложностей во взаимоотношениях с подчиненными. И напротив — авторитетный менеджер не имеет проблем коммуникации и сравнительно легко реализует стоящие перед коллективом задачи.

В переводе с латинского «авторитет» — это  влияние, власть, общепризнанное неформальное влияние лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в  более узком значении — одна из форм осуществления власти.

Власть  есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, занимаемого в организационной структуре. Власть, с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение.

Способы реализации власти менеджера осуществляются через:

  • принуждение
  • авторитет
  • материальное стимулирование
  • вовлечение в процесс принятия решений
  • компетентность
  • творчество

Авторитет, напротив, в большой мере персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей.

Несомненно, авторитет и власть взаимозависимы, но первое может существовать и без  второго.

Авторитет руководителя предполагает неукоснительное  выполнение подчиненными его распоряжений и указаний: в одном случае они выполняются добровольно, а в другом нуждаются если не в постоянном, то, по меньшей мере, в систематическом подкреплении силой принуждения. В практике управленческой деятельности не всегда можно рельефно разграничить эти две формы подчинения. Чаше всего авторитет и власть настолько слиты, что трудно усмотреть, где кончается власть и начинается авторитет.

Авторитет –  это заслуженное доверие, которым  руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе, признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованием.

Источники авторитета менеджера: его должностной  статус (объективный фактор) и приобретенный  им самим престиж (субъективный фактор), которые могут находиться в единстве или некотором противоречии.

Дополняя  друг друга, они создают предпосылки  для нормального функционирования трудового коллектива.

Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает  к себе людей, положительно влияет на них.

Таким образом, авторитет есть прямой результат воздействия личности человека. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.

 

  1. Основные характеристики авторитетного руководителя

3.1 Истинный авторитет

Организационная структура организации, учитывающая  положение коллектива в объединении, компании, обществе. Добиваясь успехов  в работе, приобретая авторитет, руководитель должен учитывать обстановку в окружающей среде, политические, экономические и социальные факторы.

Индивидуальный  стиль руководства, соответствующий  общей производственной обстановке и особенностям руководимого коллектива, активно способствует формированию высокого авторитета руководителя.

Истинный авторитет  руководителя представляет собой заслуженное уважение к нему и основывается на таких составляющих, как: знания опыт, ум руководителя, его доверие к подчиненным и его требовательность к ним, забота о них, высокие личные качества.

Выделяют три  формы авторитета руководителя:

1) формальный авторитет;

обусловлен тем  набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет  руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих  подчиненных, 100% отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из:

2) морального 

3) функционального  авторитета.

Моральный авторитет  зависит от нравственных качеств  руководителя.

Функциональный авторитет определяется:

1) компетентностью  руководителя;

2) его деловыми  качествами;

3) его отношением  к своей профессиональной деятельности.

3.2 Авторитетный руководитель и подчиненный

Авторитет руководителя не делает, конечно, его  указания, распоряжения и советы более  обязательными, но придает им вес. Известно, что указания и поручения авторитетного  руководителя подчиненные исполняют  охотней, быстрей и тщательней.

Чувство ответственности - мощный побудитель активной деятельности.

Руководитель  подвержен различным эмоциональным  воздействиям.

Неконтролируемые  эмоции могут принять различный  характер, вплоть до вспышек гнева. Это опасно, так как будучи во власти эмоций человек теряет контроль над своим поведением и может принять необдуманное решение.

Большое значение для руководителя имеет  его умение говорить правильно, просто, доступно, с учетом собеседника и  при этом выразительно, эмоционально, четко и кратко. Хорошо, если руководитель пользуйся шуткой, но шутка не должна быть обидной. Обидный, насмешливый тон должен быть исключен из манеры разговора.

Необходимо  быть предельно внимательным и терпеливым. Так, если подчиненный пришел с необоснованной просьбой, руководителю не следует  прямо ему говорить, например, что его желание абсурдно. Это вызовет естественную обиду, и подчиненный в следующий раз к руководителю не подойдет, даже и с хорошим, полезным для дела предложением. Нужно спокойное объяснение, это лучший способ реагировать на нереальную просьбу.

Руководитель  должен уметь не только говорить, но и, что не менее важно, уметь слушать. Этому умению нужно и можно  научиться. Неумеющий слушать демонстрирует  безразличие к собеседнику.

Важно уметь вызвать подчиненного на разговор. Молчащий человек всегда трудный объект для управления, он не дает возможности руководителю понять себя.

Психологическая подготовленность руководителя к работе определяется и культурой его  поведения, умением вести себя в  обществе. Это умение предполагает сочетание естественности с уважением к окружающим. Тактичный человек избегает ситуаций, которые могут поставить других людей в неловкое или неприятное положение.

Руководитель  является авторитетом для подчиненного, а ничто так не ранит и не вдохновляет, как слово авторитетного человека. В обращении к подчиненным необходима предупредительность и вежливость.

Мощная  поддержка сотрудников - это ключ к эффективному руководству.

Быть  хорошим руководителем - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о стиле вашего руководства. То, как вы выглядите в их глазах, и объясняет все ваши успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости.

При плохом руководстве  подчиненные отбывают трудовую повинность

Руководитель  всегда должен помнить, что в каждом произнесенном им слове коллектив  видит его отношение к людям. Коллектив чутко реагирует на уместные или неуместные замечания руководителя, его тон, эмоциональный накал. Настроение руководителя передается коллективу.

Каждый  человек индивидуален и неповторим. Поэтому руководитель должен индивидуально подходить к каждому члену коллектива.

Руководитель  должен первым сделать шаги к сближению, применять административные меры только в крайнем случае, действовать  силой внушения и убеждения в  направлении снятия отрицательных  эмоций, предотвращения и устранения нежелательных столкновений и разногласий.

 

Забота  об авторитете руководителя – не только его личное дело, но и высшего  руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые  признаны его укреплять, оберегать  и повышать. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность

Неумело сформированный индивидуальный стиль  руководства способствует возникновению  у руководителя ложного авторитета (псевдоавторитет), являющегося, по существу, лишь его иллюзией, призраком.

А.С. Макаренко  выделил следующие разновидности  псевдоавторитета:

- авторитет  расстояния – руководитель считает,  что его авторитет возрастает, если он «дальше» от подчиненных  и держится с ними официально;

Информация о работе Психология менеджмента. Психологическое значение авторитета руководителя