Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 23:10, курсовая работа
В процессе деятельности организации возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора действий. Субъект управления принимает решение в целях решения проблем конкретной организации. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направления действий для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально - экономической ситуации целых регионов. Важность принятия решений очевидна. Таким образом, принятие решения является сложным, ответственным процессом, требующим профессиональной подготовки и глубоких знаний в области управленческих решений и способов их принятия
ВВЕДЕНИЕ
I МЕТОДЫ И МОДЕЛИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
2 МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
3 МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
3.1 Моделирование
3.2 Математическая модель
3.3 Физическая модель
3.4 Модели линейного программирования
3.5 Теория игр
3.6 Модели теории очередей
4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
5.1 Стиль и методы управления
5.2 Разработка, реализация управленческих решений и контроль за их
исполнением
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Теория игр впервые была применена для принятия решений военными специалистами, которые и сегодня обращаются к этой форме для отработки навыков по принятию решений через штабные или командно - штабные учения (игры).
Теорию игр изначально разработали военные с тем, чтобы в стратегии можно было учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые кампании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр руководство устанавливает, что при повышении цен конкуренты не сделают того же, оно, вероятно, должно будет отказаться от этого шага, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.
В сфере деловой активности теория игр используется также довольно часто. Но в отличие от других методов теория игр чаще всего используется для выявления и оценки воздействия на конкурентов или потребителей в результате принятия в качестве решения той или иной возможной альтернативы. « Если мы примем такое решение, то наши конкуренты могут среагировать вот каким образом…», - как бы рассуждает при этом менеджер.
3.6 Модели теории очередей
Модели теории очередей (оптимального использования) применимы для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Модели теории очередей могут быть полезны в авиакомпаниях, куда звонят люди, чтобы зарезервировать места на самолеты. Модели очередей снабжают руководство инструментом определения оптимального числа каналов обслуживания, которые необходимо иметь, чтобы сбалансировать издержки в случаях чрезмерно малого или большого их количества.
Теория очередей представляет собой комбинированную форму конкретного профессионального размышления менеджера при разработке им управленческого решения на основе моделирования, имитации, прогнозирования и теории игр. Эта теория именуется еще и как модель оптимального обслуживания клиентов через сопоставление оптимального числа каналов обслуживания и возникающей потребности в них.
Теория очередей используется менеджером для принятия осознанного решения - или увеличивать число каналов обслуживания, или оставлять их число низменным. Решение им при этом принимается на основе сопоставления затрат на учреждение таких дополнительных каналов обслуживания и тех потерь, которые может понести его организация, отказываясь от учреждения таких дополнительных каналов обслуживания.
Эта теория применяется менеджерами тех организаций, которые обслуживают клиентов и в которых могут скапливаться очереди на обслуживание. Люди, однако, не любят очереди (особенно стоять в них) а потому при возникновении очередей часть клиентов может перейти на обслуживание к конкуренту. По этой причине менеджер универсама, например, вынужден задумываться: устанавливать еще один кассовый аппарат и соответственно оборудовать новое рабочее место или не делать этого и подвергнуть организацию риску, что часть покупателей, которые особенно не любят стоять в очереди, могут отказаться от посещения этого универсама (если у них, конечно, есть выбор). При этом менеджер будет рассчитывать, во что обойдется оборудование такого дополнительного рабочего места и содержание еще одного кассира, а также, что универсам потеряет, если он в результате отказа от оборудования такого дополнительного рабочего места лишится части покупателей.
Подобные ситуации могут возникнуть в банке, в кассах по продаже авиабилетов, в тур агентствах и так далее.
4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Многие допущения, из которых исходит руководитель, относятся к условиям в будущем, над которыми руководитель не имеет почти никакого контроля. Но они необходимы для многих операций планирования. Чем лучше руководитель сможет предсказать внешние и внутренние условия применительно к будущему, тем выше шансы на составление осуществимых планов.
«Прогнозирование - это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения». [11, с239].
Разновидности прогнозов:
Экономические прогнозы используются для предсказания общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту;
Прогнозы развития технологии позволяют предсказать, разработки каких новых технологий можно ожидать, когда это может произойти, насколько экономически приемлемыми они могут быть;
Прогнозы развития конкуренции позволяют предсказывать стратегию и тактику конкурентов.
Прогнозирование представляет собой попытку менеджера понять, где или в каких качественно новых условиях окажется его организация по истечении определенного времени после окончания момента прогнозирования. Прогнозирование - это мыслительный процесс, основанный на необходимости осуществления ряда последовательных логических умозаключений, связывающихся в единый логический ряд: а) констатация осмысленной конкретной ситуации; б) анализ факторов, воздействующих на движение этой ситуации; в)выявление направления движения ситуации; г)предугадывание формы этой ситуации в динамике в расчете на требуемую временную точку.
Процесс прогнозирования вбирает в себя как бы две основные линии, по которым целеполагающее рассеивается внимание менеджера: а) временной фактор (или временная линия); б) ситуационный фактор.
Что касается временного фактора, то он разбивается менеджером при прогнозировании на отдельные временные периоды с целью выявления смысловых временных точек. Такими временными точками могут выступать моменты наступления определенных событий, воздействующих или могущих воздействовать на движение ситуации или необходимых для принятия во внимание, поскольку такие события не прямо, а косвенно могут воздействовать на прогнозируемую ситуацию или же значение такого события неясно.
Главное внимание менеджера сосредоточивается, естественно, на ситуационной линии, но эта ситуационная линия меняется под воздействием чего-то, вот этим «чем-то» являются те события, которые возникают или прекращаются или приостанавливаются в указанные нами временные точки.
5 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Данная поликлиника расположена в г. Архангельск и обслуживает население города.
Основной целью деятельности организации является полное и качественное удовлетворение потребностей отечественных и иностранных организаций и граждан в стоматологических услугах, и получение прибыли в результате своей производственно-хозяйственной деятельности.
Специфика деятельности стоматологической поликлиники ГБУЗ АО «Архангельская стоматологическая поликлиника №1»:
- оказание платных медицинских услуг населению, в том числе стоматологические услуги (протезирование, лечение, ортодонтия, хирургия);
5.1 Разработка, реализация управленческих решений и контроль за их исполнением
Первая стадия - признание необходимости управленческого решения. Здесь происходит восприятие и признание проблемы, интерпретация и формулирование проблемы, определение критериев успешного решения. Вторая стадия - выработка решения (разработка альтернатив, их оценка и выбор). Третья стадия - выполнение решений (организация выполнения решения, анализ и контроль выполнения решения, обратная связь и корректировка). В ГБУЗ АО «Архангельская стоматологическая поликлиника №1» проблемы обычно признаются, формулируются и принимаются единолично гл. врачем, либо совместно с заведующими отделениями. Далее устанавливаются критерии успешного решения. Рассматриваются различные варианты разрешения проблемы, сравниваются результаты от действия тех или иных вариантов. С решением информируют весь персонал, решение ложиться на конкретное лицо (группу лиц), например, врача-ортодонта. Контроль осуществляется со стороны гл. врача, с параллельным анализом и обратной связью.
5.2 Стиль и методы управления
В данной фирме демократичный стиль управления. Руководитель данной организации избегает навязывать свою волю подчиненным. ГБУЗ АО «Архангелькая стоматологическая поликлиниа №1» характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные достаточно часто принимают участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий (это касается расписания рабочего дня). Гл. врач тратит сравнительно большую часть своего времени, действуя как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы. Руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия, с тем, чтобы, если подчиненным и понадобится помощь, они, не стесняясь, могли обратиться к руководителю. Он старается научить подчиненных вникать в проблемы организации и выдавать им адекватную информацию
Увеличить доходы можно двумя путями: увеличением объемов оказываемой медицинской помощи и повышением цены на услуги. В свою очередь увеличение объемов оказываемой стоматологической помощи предполагается осуществить за счет: увеличения объемов услуг на прежних мощностях; увеличения производственных мощностей; повышения интенсивности труда; повышения квалификации работников. Повышение цены на медицинскую услугу возможно при: наличии права на повышение цен - наличии спроса, дающего возможность повышение цены; адекватной оценке рыночных факторов, позволяющих повысить цены до уровня, обеспечивающего наибольшую экономическую эффективность.
Уменьшение расходов возможно путем принятия управленческих решений по следующим вопросам: четким определением видов и объемов услуг, оказываемых за счет финансирования. Все услуги выходящие за эти рамки, оказываются за дополнительную плату; использованием стандартов (протоколов ведения больных), регламентирующих объемы медицинской помощи при конкретном заболевании (услуги, предоставляемые сверх стандартов, оказываются за дополнительную плату); нормированием расходных материалов; экономическим стимулированием персонала к экономии ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятие решения является важной составной частью менеджмента. В процессе функционирования организация, а именно менеджеры, сталкиваются с самыми различными проблемами, которые требуют решения, то есть принятия управленческого решения.
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера: анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции, направленной на достижение целей.
Принятие управленческого решения - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Наука управления старается повысить эффективность организации путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов. Основа принятия управленческих решений является методология, предусматривающая системный комплексный подход к решению проблем, применяя моделирование, прогнозирование и другие методы принятия управленческого решения.
Метод - это способ достижения организационных целей, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Использование методов повышает качество принимаемых решений за счет использования научного подхода, системной ориентации и моделей.
Моделирование - это концепция, заключающаяся в разработке моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях слишком сложных для простой причинно- следственной оценки альтернатив. Тип модели определяется постановкой задачи, ее сущностью. Модель должна обеспечить получение и изучение информации, необходимой руководителю организации для принятия решений по стоящей перед ним проблеме.
Прогнозирование - это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Прогнозирование используется для выявления альтернатив и их вероятности. К количественным методам относится анализ временных рядов и казуальное моделирование. Под качественными методами понимаются мнения жюри, совокупное мнение сбытовиков и метод экспертных оценок. Неформальные методы включают вербальную информацию, письменную информацию, промышленный шпионаж.
Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования.
Под основной должностной обязанностью менеджера понимается необходимость сохранения им организации. Воздействие, то есть совершение конкретного целенаправленного действия или блока действий применительно к менеджеру, всегда носит осознанный характер, а процесс осознания это процедура принятия управленческого решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абчук В.А. Менеджмент Учебник. СПб.: Издательство «Союз», 2002. - 463 с.
Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 2000. - 1056 с.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: - М.: Фирма Гардерика, 1998. - 528 с.
Глухов В.В. Менеджмент. Учебник. - 2-е издание испр. и доп. СПб Издательство «Лань», 2002. - 528 с.
Информация о работе Прогнозирование как метод принятия решений