Профессиональные навыки менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:22, реферат

Краткое описание

Менеджер – это специалист, организующий работу предприятия или отдельного подразделения. И нефтедобывающим концерном, и магазином канцтоваров руководит менеджер. По классическому определению, менеджер – это специалист, в подчинении которого находится команда профессионалов, пускай даже из двух-трех человек. В наших реалиях, однако, менеджер может вообще не иметь подчиненных и руководить небольшим отрезком «производственной цепочки». Менеджер организации – это, как правило, сотрудник офиса: он не работает напрямую с клиентами.

Оглавление

Определение менеджера………………………………………………………….2
Основные функции менеджмента………………………………………………..3
Навыки менеджера………………………………………………………………..6
Основные навыки эффективного менеджера……………………………………8

Файлы: 1 файл

Профессиональные навыки менеджера.docx

— 177.37 Кб (Скачать)

Содержание:

Определение менеджера………………………………………………………….2

Основные функции менеджмента………………………………………………..3

Навыки менеджера………………………………………………………………..6

Основные навыки эффективного менеджера……………………………………8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.

Менеджер – это специалист, организующий работу предприятия или отдельного подразделения. И нефтедобывающим концерном, и магазином канцтоваров руководит менеджер. По классическому определению, менеджер – это специалист, в подчинении которого находится команда профессионалов, пускай даже из двух-трех человек. В наших реалиях, однако, менеджер может вообще не иметь подчиненных и руководить небольшим отрезком «производственной цепочки». Менеджер организации – это, как правило, сотрудник офиса: он не работает напрямую с клиентами Он отвечает за то, чтобы производство было эффективным, а рабочий процесс – четким и отлаженным. Решение задач с помощью других людей, использование ресурсов для достижения поставленных целей, обеспечение руководства и определение направления развития – именно то, чем занимаются менеджеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные функции  менеджмента

Функции менеджмента


 

 

 

 

Функции менеджмента

Планирование

Выбор целей и определение

путей их достижения

 

 

 

 

Планирование

Выбор целей и определение

путей их достижения

Контрольь

Наблюдение

за 

предприни-

маемыми

действиями и

внесение

корректив

 

 

 

 

Контроль

Наблюдение

за 

предприни-

маемыми

действиями и

внесение

корректив

Организация

Распределение

ответственности

за выполнение

рабочих задач

 

 

 

 

Организация

Распределение

ответственности

за выполнение

рабочих задач

Лидерство (руководство)

Использования влияния для

мотивации работников

 

 

 

 

Лидерство (руководство)

Использования влияния для

мотивации работников

 

 

 

 

 

 

Ресурсы

Человеческие

Финансовые

Сырье и материалы

Технологические

Информационные

 

 

 

 

Ресурсы

Человеческие

Финансовые

Сырье и материалы

Технологические

Информационные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты

деятельности

Достижение целей

Товары

Услуги

Производительность

Эффективность

 

 

 

 

Результаты

деятельности

Достижение целей

Товары

Услуги

Производительность

Эффективность

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Планирование.

Функция управления, определяющая цели задачи деятельности, необходимые для этого средства, методы достижения, предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этой цели. Оно позволяет поддерживать пропорциональность производства, работу всех подразделений предприятия, рационально использовать имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Благодаря этому обеспечивается необходимая организация хода производства – динамическое равновесие внутренних процессов предприятия.  
Основными принципами планирования являются: комплексность, точность, непрерывность (органическое единство перспективных и текущих планов), гибкость, экономичность. Целостность перспективного и текущего планирования — одно из главных условий, обеспечивающих непрерывность производственного процесса, бесперебойную работу предприятия, стабильность его хозяйственных связей. План предприятия выступает как научно обоснованная программа его дальнейшего развития. В плане не только ставятся определенные конечные цели, но и предусматриваются условия их достижения. 

Организация. 

Организация производства представляет собой совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное использование  предметов и средств труда в процессе трудовой деятельности с целью выполнения установленных для предприятия плановых заданий. Только при соответствующей организации производства продукции становятся возможными эффективное взаимодействие людей в процессе совместного труда, целенаправленность и четкая согласованность всех элементов системы. Тем самым обеспечивается оптимальное сочетание следующих процессов: основных (производственно-технологических), вспомогательных (энергетическая, ремонтная и другие службы) и обслуживающих (контроль за качеством продукции, транспортные и складские операции и т.д.).  
Организация производства предполагает дифференциацию процесса производства на операции, рациональную расстановку работников по рабочим местам, обеспечение четкой взаимосвязи между ними в целях бесперебойного выпуска продукции. Работа по организации производства, являясь одной из функций менеджмента, связана с решением многочисленных вопросов, например: определение номенклатуры выпускаемой предприятием продукции; создание технологии производства и контроль над ним; организация транспортировки сырья, материалов и готовой продукции; уход за оборудованием и его ремонт; анализ издержек производства и осуществление мер по их снижению; сбор рационализаторских предложений.

Лидерство

Значение лидерства как  одной из функций менеджмента  постоянно возрастает. Под лидерством (руководством) понимается использование  влияния менеджера для мотивации  работников к достижению целей организации. Эффективное руководство предполагает, что все сотрудники организации разделяют ее цели, ценности и культуру, стремятся к достижению высоких результатов совместной деятельности. Именно лидерство выступает в качестве основы реальной власти и влияния менеджера в современной организации.

Мотивация

Мотивация бывает материальной, моральной и социальной. Материальная мотивация осуществляется путем  выплаты сотрудникам заработной платы, премий и других видов материального  вознаграждения. Примерами моральной (психологической) мотивации являются благодарность, грамота, фото на доске  почета и др. Наконец, социальная мотивация  состоит в создании менеджером условий  для интересной творческой работы в  дружном, слаженно работающем коллективе, в котором каждый человек может  рассчитывать на поддержку и взаимопомощь коллег по работе. 

Контроль

Контроль. Это заключительная функция цикла менеджмента. Контроль заключается в наблюдении за ходом производственных процессов, выявлении отклонения от них. С помощью учета результатов работы достигается оценка ее итогов. Универсальной системы контроля нет. Система контроля должна разрабатываться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого предприятия. Контроль - это количественная и качественная оценка и учет результатов работы. 

 

Навыки менеджера

Работа руководителя сложна и содержит множество характеристик, которые  мы рассмотрим далее. Теоретики менеджмента  составляют длинные списки необходимых  менеджеру навыков, однако все их можно разделить на три основные группы: концептуальные, социальные (гуманитарные, в области человековедения) и технические. Соотношение основных типов навыков меняется по мере восхождения человека по служебной лестнице. Хотя пропорции варьируются в зависимости от уровня управления, основными навыками должны в совершенстве владеть все без исключения менеджеры.

 

 

  1. Концептуальные навыки.

Концептуальные  навыки — это когнитивные (познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей. К числу таких навыков относятся мышление менеджера, его умение обрабатывать поступающую информацию и его способности к планированию. Менеджер должен представлять себе как роль каждого отдела фирмы в организации, положение компании в отрасли, так и ее роль в обществе и более широкой деловой и социальной среде. Это помимо всего прочего предполагает и способности к стратегическому мышлению, т. е. оценке долгосрочных перспектив организации.

Концептуальные навыки необходимы всем менеджерам, но особое значение они  имеют для руководителей высших уровней организации, которые должны уметь схватывать суть каждой возникающей  ситуации, выделять важнейшие ее факторы  и предугадывать дальнейшее развитие событий.

  1. Социальные – человеческие навыки.

Под Социальными навыками понимают способности менеджера  к работе с людьми и посредством  людей, а также умение эффективно взаимодействовать в качестве члена  команды, проявляющиеся в том, как  менеджер относится к сотрудникам: как он мотивирует их, как содействует  их деятельности и координирует ее, подает пример, как он общается и разрешает конфликты. Обладающий развитыми человеческими навыками менеджер мотивирует подчиненных к самовыражению, стимулирует их вовлеченность в деятельность организации.

  1. Технические навыки.

Технические навыки — это специальные знания и умения, необходимые для выполнения рабочих задач, т. е. навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимых при выполнении конкретных функций, таких как исследования и разработки, производство или финансы. Владение менеджера техническими навыками предполагает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно применять инструментальные и иные средства для разрешения проблем в данной конкретной области.

 

Основные навыки эффективного менеджера:

  1. Вербальная коммуникация (в том числе умение устно и письменно выражать свои мысли и слушать других).
  2. Умение управлять временем планировать работу (тайм менеджмент это действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность. Управление временем может помочь рядом навыков, инструментов и методов, используемых при выполнении конкретных задач, проектов и целей.)
  3. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам

Буква

Значение

Пояснение

S

Specific (Конкретный)

Объясняется, что именно необходимо достигнуть. Например, «увеличить чистую прибыль собственного предприятия».

M

Measurable (Измеримый)

Объясняется в чем будет измеряться результат. «Сколько вешать в граммах?»(С). Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения. Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года».

A

Attainable, Achievable (Достижимый)

Объясняется за счёт чего планируется достигнуть цели. И возможно ли её достигнуть вообще? Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего количества».

R

Relevant (Актуальный)

Определение истинности цели. Действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели? Необходимо удостовериться, что выполнение данной задачи действительно необходимо. Например, если брать «сокращение  штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 %» в качестве отдельной подзадачи, которая также ставится по SMART, то сотрудников можно не увольнять, а перевести на иные должности, на которых эти сотрудники смогут принести компании доход, а не просто экономию.

T

Time-bound (Ограниченный во времени)

Определение временного триггера/промежутка по наступлению/окончанию которого должна быть достигнута цель (выполнена задача). Например, «К окончанию второго квартала следующего года увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего количества».


 

 

  1. Способность принимать решения инициативность.
  2. Выявление, определение и решение проблем.
  3. Стимулирование и влияние на других лиц.
  1. Делегирование полномочий и распределение ответственности

Делегирование полномочий — это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя. Суть этого понятия заключается в том, что работающие над конкретной проблемой лица лучше понимают ситуацию, чем руководитель. И, соответственно им проще найти выход и решить имеющуюся проблему.

  1. Формулирование видения будущего организации долгосрочное планирование.
  2. Самоанализ.
  3. Создание команды.
  4. Управление конфликтами.
  5. Умение давать обратную связь подчиненным (отрицательную и положительную).

 

 


Информация о работе Профессиональные навыки менеджера