Проектирование и функциональная структура организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

Важно представлять, что понимается под организацией.
Есть, к примеру, следующее определение сущности организации как процесса: это составная часть менеджмента, которая заключается в решении вопросов формирования структуры, касающихся:
ответственности, посредством которой поставленные перед предприятием задачи распределяются между отдельными руководителями (менеджерами): инспекторами-контролерами и другими служащими;
формальных внутренних взаимоотношений между служащими предприятия по поводу распределения ответственности.

Оглавление

1.Сущность организации.
2.Этапы построения организации.
3. Определение обязанностей и полномочий. Схемы организации.
4. Функциональная организационная структура.

Файлы: 1 файл

Контрольная по маркетингу.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Как источник получения  информации схема может быть использована в рамках ознакомления с деятельностью  и структурой управления предприятием (в частности, вновь принятых на работу), а также в качестве дополнительного наглядного материала при изучении должностных инструкций. Ею можно воспользоваться в качестве основы для возможной реорганизации или модификации структуры организации.

      Наконец, схема используется в качестве справочного материала, позволяет служащим предприятия быстро ознакомиться с происшедшими в рамках организации изменениями. Для этой цели структурная схема организации может быть помещена на доске объявлений.

       Недостатки использования схематичных построений. Это, во-первых, статичность. Схема строения организации быстро устаревает. Она отражает организацию в определенный момент времени, в этом смысле она статична. Но так как бизнес динамичен, то, несмотря на то, что основная структура организации остается неизменной в течение длительного времени, в рамках этой структуры возникает много измене- ний (например, кадровых), что, естественно, требует внесения опре- деленных замен и дополнений.

        Во-вторых, в схеме не отражаются неформальные отношения, что снижает ее практическую значимость.

Распределение обязанностей означает определение  масштаба полномочий и меры ответственности  по каждой должности, обозначенной на схеме. Здесь же содержится описание выполняемых функций.

       В документе «Распределение обязанностей» должны содержаться следующие положения: название должности; отдел, в котором имеется эта должность; уровень положения; описание выполняемых функций; обязанности и права; взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными; число подчиненных, их особенности; должность непосредственного руководителя; особые полномочия (обязанности); ограничения в полномочиях (например, возможность действовать по своему усмотрению, определение величины денежных средств).

            Существование столь большого разнообразия типов построения организации, безусловно, ведет к установлению разных видов взаимоотношений между членами организации, занимающими различные посты и должности. Виды отношений внутри организации аналогичны типу построения структуры ее управления. Они включают следующие варианты:

линейные отношения;

-функциональные отношения;

-отношения управленческого аппарата;

-латеральные отношения.

    Линейные отношения — это отношения между руководителем и его подчиненными. Например, начальник цеха — мастер, главный бухгалтер — бухгалтер-калькулятор.

   Функциональные отношения — это отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с другими членами организации. Обычно такая производственная миссия имеет рекомендательный характер.

   Отношения управленческого аппарата. Данный тип отношений имеет место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов. Например, помощник начальника управления вступает в отношения с линейными руководителями как бы от имени и по поручению начальника управления, выражая волю и желание последнего. В этом случае помощник осуществляет полномочия, которыми обладает начальник управления. Не располагая лично полномочиями, помощник не принимает решения, но его обязанность состоит в предоставлении рекомендаций своему непосредственному руководителю по тем или иным производственным, коммерческим и другим вопросам, связанным с предпринимательством.

Преимущество - это хороший метод обучения и  подготовки, будущих руководителей, экономия рабочего времени для высшего  звена руководителей, освобождение от ежедневной чисто административной работы.

      Недостатки обычно проявляются в том, что помощники руководителей часто превышают свои полномочия, неофициально приобретая дополнительные власть и влияние; руководители, ответственные за решение кадровых вопросов, могут пытаться оказывать влияние на линейных руководителей. 
 
 

    1. Функциональная  организационная  структура.

Для неё характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко  определенную, конкретную задачу и  обязанности. Конкретные характеристики и черты деятельности того или  иного подразделения соответствуют  наиболее важным направлениям деятельности всей организации. При формировании структуры управления организация делится на традиционные функциональные блоки - это отделы производства, маркетинга и финансов (рис. 3. 16). В свою очередь, при необходимости эти отделы подразделяются на мелкие функциональные подразделения.  

 

    Рис. 3. 16 Типичная функциональная структура  управления        

    К преимуществам функциональной структуры  организации обычно относят:

  1. Стимулирование деловой и профессиональной специализации.
  2. Уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях.
  3. Улучшение координации в функциональных областях.
 

       Но эта структура  не лишена и недостатков, и это прежде всего то, что подразделения могут быть заинтересованы в реализации своих локальных целей и задач в большей степени, чем всей организации в целом. Кроме того, отрицательным моментом является то, что в большой организации при подобной структуре цепь команд от руководителя к исполнителю становится слишком длинной, что затрудняет коммуникацию. Поэтому подобную структуру целесообразно использовать в организациях: а) выпускающих относительно ограниченную номенклатуру продукции; б) действующих в стабильных внешних условиях, и в) функционирующих в условиях решения стандартных управленческих проблем.        

    Главным направлением перестройки организационных  структур в западных фирмах является переход от функциональных схем к  структурам, основанным на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений и соответствующих им уровням управления, то есть дивизиональным структурам.        

    Дивизиональные  структуры (рис. 3.17-3.19) позволяют организации уделять конкретному продукту, потребителю или региону столько же внимания, сколько и небольшая организация, выпускающая один продукт, или ориентирующаяся на одного потребителя, или функционирующая в одном регионе, что позволяет быстрее адаптироваться к меняющейся внешней среде. Еще один положительный момент состоит в улучшении коммуникаций.        

    Вместе  с тем возможный недостаток - это  увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же функций в  подразделениях.

    Рис. 3. 17. Продуктовая структура       

    Большинство фирм перешли к дивизионным структурам эволюционным путем, т. е. они не имели  явно выраженных причин для отхода от функциональных схем управления.

    Рис. 3. 18. Структура, ориентированная на потребителя.

    Рис 3. 19. Региональная структура.        

    Однако  неопределенность внешних факторов внутрифирменного развития требует  перехода к адаптивным формам организации, характеризующимся отсутствием  бюрократической регламентации  деятельности органов управления, применения проектных и матричных структур. Неопределенность внешних факторов и ускорение их развития ведут к тому, что в деятельности управления все реже повторяются одни и те же работы, становится сложно регламентировать выполнение различных функций. Поэтому в 80-е годы усилилась тенденция к созданию временных органов управления, а также центральных важнейших функций на высшем уровне управления фирмами, что проявилось в формировании адаптивных типов организационных структур, и прежде всего таких, как проектная и матричная организации.        

    Проектная организация представляет собой временную структуру, создаваемую для решения конкретной задачи. Суть её заключается в том, что в одну команду объединяются самые квалифицированные сотрудники разной специализации для осуществления сложного проекта, т. е. так называемый принцип мозговой атаки. По завершению проекта подобная организация, как правило, распускается. Примером таких организаций могут служить разработки программ перехода к рынку, осуществленные в 1991 году командой под руководством Явлинского Г. А., - "500 дней" и командой под руководством Шаталина С. С., концепция и программа "Переход к рынку". Основное преимущество подобной организации заключается в том, что она концентрирует все усилия на решении одной задачи.        

    Матричная организация  характеризуются тем, что члены проектной группы находятся  в подчинении как руководителя проекта, так и руководителей функциональных подразделений, в которых они  работают постоянно. Матричная структура  позволяет достичь большей гибкости и большей координации работ, чем в функциональных и дивизиональных структурах, то есть она лучше и быстрее реагирует на изменения внешней среды. Вместе с тем наиболее существенный недостаток матричной структуры - это её сложность.         

    Изменение стратегии фирм также является важной причиной их перехода к новым формам организационных структур. Органическими  элементами стратегии становится увеличение размеров фирмы и расширение её производственно-хозяйственных  операций, диверсификации производства, интенсивное проникновение на зарубежные рынки.        

    Специалисты указывают на тесную взаимосвязь  между размерами фирмы и организационной  структурой управления. Расширение предприятия, усложнение внутренних взаимосвязей создают  условия, а также обуславливают необходимость для принятия комплексных решений, направленных на перестройку внутрифирменного управления, увеличение фирмы ведет к углублению структурной дифференциации (филиалов, уровней управления, организационных подразделений). В свою очередь, это приводит к росту административно-управленческих расходов, а также затрат, связанных с координацией, но не снижает преимущество гомогенности крупных фирм, которые обусловлены тем, что эти фирмы управляются из единого центра. Однако структурная дифференциация, свойственная крупным фирмам, требует применения косвенных (экономических) методов управления и координации деятельности различных организационных подразделений. В числе главный целей, преследуемых крупными и средними фирмами при перестройке организационных структур, выделяются следующие:

  1. Выделение основных, четко очерченных сфер ответственности в управлении конкретными объектами и связанное с этим совершенствование процессов управления, а также разгрузка работы звеньев и органов высшего уровня управления.
  2. Переход к использованию систем контроля, основанных на учете конкретных результатов деятельности крупных автономных производств - хозяйственных подразделений фирм.
  3. Усиление ориентации звеньев и органов управления на рынок.
  4. Повышение ответственности сотрудников фирмы за сокращение уровня издержек производства продукции и услуг.
  5. Улучшение мотивации сотрудников фирмы.
  

       Важнейшим средством  управления, присущим практически всем организационным структурам и в  особенности организационным структурам крупных организаций, являются комитеты или комиссии. Комитет - одна из форм разделения управленческой работы, которая характеризуется общей работой.        

    Члены комитета осуществляют определенную управленческую функцию, несут за нее ответственность и обладают определенными полномочиями. К несомненным преимуществам комитетов относятся коллективное управление, координация и взаимодействие, обмен информацией и идеями и т. д.        

    Комитеты  формируются с целью решения  каких-либо постоянных и временных задач. Ниже перечислены основные виды комитетов:

  • консультационные комитеты в сфере руководства;
  • консультационные комитеты в исполнительной сфере;
  • функциональные комитеты (по типу функциональных подразделений);
  • координационные комитеты;
  • специальные комитеты, создаваемые для осуществления определенных целей, например комитет повышения квалификации служащих.
 

       Рассмотрение  опыта построения структур управления показывает: формирование управляющих  подразделений находится под  существенным влиянием внешней и внутренней среды организации, что является главной причиной невозможности применения единой модели управленческой структуры для всех организаций. Эта невозможность обусловлена специфическими особенностями конкретной организации. Создание современной эффективной управленческой структуры должно опираться на научные методы и принципы построения.        

Информация о работе Проектирование и функциональная структура организаций