Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса профессионального набора и отбора персонала для организации.
Задачи, которые ставятся при написании реферата:
Изучить источники привлечения персонала и методы набора кадров;
Рассмотреть принципы и критерии отбора персонала;
Изучить процесс отбора персонала;
Степень
разновидности ключевых качеств
можно оценить следующим
Качества, которыми должен обладать сотрудник,
претендующий на должность, определяются
профессиограммой , или так называемой
картой компетентности. Иначе говоря,
это «портрет» идеального сотрудника,
определяющий требования к его личностных
качеств, способностям выполнять те или
иные функции и социальные роли.
Профессиограмма может быть теоретической, основанной на нормативных документах, и эмпирической, составленной путем изучения реальной группы людей. Слабым ее местом как инструментом отбора является сосредоточенность на формальных, анкетных данных [9, стр.198].
Как правило, профессиограмма должна иметь следующие разделы:
«Общие сведения о профессии» - в разделе должны быть учтены перспективные задачи фирмы и подразделения в области технологии, организации, кадров, освоение новой техники, производства продукции, улучшения психологического климата и т. п.
«Описание
процесса труда» - данный раздел должен
быть составлен на основе детального
изучения признаков профессии, условий
труда.
Анализ содержания работы, трудового процесса
при составлении профессиограммы может
производиться по следующему алгоритму:
что представляет собой работа; каков
требуемый объем полномочий, связанных
с принятием решений, необходимо ли творчество;
в чем специфика деятельности, каковы
ее продолжительность, требуемые физические
условия; за что сотрудник отвечает; каковы
взаимоотношения с руководством, коллегами,
подчиненными, сотрудниками других подразделений,
клиентами, общественностью; какие требования
предъявляются работой к навыкам, способностям,
образованию, опыту, стажу, здоровью, мотивации;
что представляют собой условия труда;
кем проводится внутренний, внешний контроль.
Раздел «Психограмма профессии» должен отражать основные психологические характеристики: психологические функции, имеющие наибольшую важность для работы; особенности восприятия пространства и времени; характеристики динамики и напряженности работы в различные периоды; необходимые характеристики внимания и способы его организации; характеристики точности, сложности, темпа, ритма выполнения операций; преимущественные установки в данном виде деятельности; требуемая быстрота формирования и изменения трудовых и профессиональных навыков; необходимый объем и характер запоминания информации; требования к быстроте, гибкости, критичности мышления, скорости переработки данных и принятия решений; требования к надежности исполнения; типичные ошибки; частота стрессовых ситуаций и требования к эмоциональной устойчивости; требования к волевым качествам; требование к коммуникативным свойствам.Этот раздел составляется на основе наблюдений, опросов, анкетирования, анализа документации.
С
помощью экспертов составляется
раздел «Совокупность требованиям,
предъявляемых к личности, деловым
и профессиональным качествам сотрудника».
В нем перечисляются требования к способностям
(психомоторным, экономическим, техническим
и прочим); чертам характера (принципиальности,
уступчивости, оптимизму, настойчивости);
психическим характеристикам (эмоциональности,
возбудимости, темпераменту, внимательности,
воображению); знаниям, умениям, навыкам,
квалификации; для руководителей дополнительно
- требования к способности принимать
оперативные и нестандартные решения,
быстро оценивать обстановку, делать правильные
выводы, добиваться поставленных целей.
2.2. Процесс отбора персонала
В процессе отбора кандидатов происходит
знакомство с претендентами, производится
сбор и обработка информации о них, оценка
качеств и составление достоверных «портретов»,
сопоставляются фактические качества
с требованиями должности. В результате
следует назначение и утверждение кандидатов
на должности, заключение с ними трудовых
договоров.
Отбор производится в несколько этапов.
На предварительном этапе отбора происходит
первичное выявление кандидатов, способных
выполнить требуемые функции. Круг претендентов
максимально сужается и формируется резерв,
с которым и производится в дальнейшем
более тщательная работа
(анализ анкет, резюме, характеристик,
рекомендаций).
Недостатком
первичного этапа является то, что с помощью
оценки документов можно получить ограниченное
количество информации [10, стр.45].
Основными правилами окончательного
отбора претендентов являются: выбор наиболее
подходящих для организации работников;
обеспечение превышения ожидаемого эффекта
над затратами; сохранение стабильности
персонала и одновременно приток новых
людей; улучшение морально- психологического
климата; удовлетворение ожиданий привлеченных сотрудников.
В деле организации отбора претендентов часто допускаются следующие ошибки: недостаток системности в организации отбора, отсутствие надежного перечня требуемых от претендента качеств; ложная интерпретация внешности кандидата и его ответов на поставленные вопросы, умение красиво говорить; ориентация на формальные заслуги; суждение о человеке по одному из качеств; нетерпимость к негативным чертам, которые есть у всех; излишнее доверие к
тестам; неточный учет отрицательной информации.
Предварительная отборочная беседа - работа на этой ступени может быть организована различными способами. Иногда предпочтительно, чтобы кандидаты приходили в отдел кадров или на место работы. Специалист отдела кадров или линейный руководитель проводит с ними беседу на общих правилах бесе
ды, принятых в организации.
Кадровое
собеседование является наиболее универсальным
способом оценки персонала. Среда, в
которой ведется кадровое интервью,
должна совпадать со средой, в которой
человек будет работать, чтобы обеспечить
его совместимость с будущими коллегами.
Собеседование могут происходить один
на один или с группой претендентов, претендента
или группу претендентов могут интервьюировать
одновременно несколько человек. Результаты
беседы с глазу на глаз могут оказаться
субъективными, а оценка ошибочной.
В ходе подготовки предварительного
собеседования необходимо выяснить следующее:
какие личностные качества кандидата
(знания, опыт, установки) требуются для
выполнения работы; с помощью, каких вопросов
можно извлечь необходимую информацию;
кто должен быть привлечен в качестве
интервьюеров - один или несколько человек,
в какой форме проводится собеседование.
Лица, проводящие собеседование, должны
уметь формулировать вопросы в соответствии
с целями беседы, правильно их ставить;
приспосабливать свой стиль к личности
претендента и конкретным обстоятельствам;
доброжелательно слушать, предоставляя
возможность демонстрировать себя собеседником,
резюмировать, принимать правильные решения;
сохранять в тайне полученные сведения;
быть представительным, аккуратно и со
вкусом одетым.
При проведении кадрового собеседования
необходимо создать комфортные условия
для беседы. Интервьюер должен знать организацию,
условия и характер предлагаемой работы,
должен уметь дать исчерпывающие ответы
на вопросы претендента. Необходимо предварительно
определить общий характер беседы (формальный,
неформальный). Интервьюер должен создать
непринужденную обстановку с целью, чтобы
претендент больше говорил сам.
Следует придерживаться следующих правил:
не разговаривать с кандидатами, не предложив
им присесть; не демонстрировать занятость
и не делать в их присутствии других дел;
проявлять дружелюбие, чаще упоминать
имя претендента; не показывать своего
отношения к его личным документам; обстоятельно
отвечать на его вопросы; не спешить давать
авансов на будущее; скрывать свое настроение;
изучать или угадывать психологическое
состояние; научится отказывать; соблюдать
требования трудового законодательства.
Беседа может быть построена по схеме
(на основе специального бланка или полуформальных
вопросов), а также без схемы. Результат
схематической беседы - это получение
не полной информации. Для неформальной
беседы готовятся только основные вопросы,
но она требует серьезной подготовки.
При проведении такой беседы имеется опасность
отклонения от темы и непоследо-
вательности [11, стр. 102].
По признаку объекта выделяют следующие виды беседы:
- по биографии
кандидата - такой вид беседы позволяет
оценить прошлые успехи, но не характеризует
сегодняшней ситуации и мотивации к будущей
работе.
- по ситуации - претенденту предлагается
одна или несколько проблем. В результате
можно оценить его общие и аналитические
способности, методы рабо-
ты, умение выходить из сложных положений.
- по профессиональным
и личным качествам - в ходе собеседования
задаются вопросы о поведении в тех или
иных условиях, связанных с профессиональной
деятельностью. Оценка производится по
заранее выбранным критериям. Этому виду
беседы рекомендуется отводить 30 % времени.
Недостатком является -ограниченность
оцениваемых качеств, необходимость предварительной
подготовки, опыта, высокой объективности
лиц, проводящих интервью.
На данном этапе выясняется образование
претендента, производится оценка его
внешнего вида и определяющих личностных
качеств. После этого заявитель направляется
на следующую ступень отбора, на которой
производит-
ся заполнение бланка заявления и анкеты.
Анкетирование является первым этапом процедуры оценки и отбора претендентов. На этом этапе происходит отсев менее подходящих кандидатов, определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любое время, когда это выяснится (в тексте анкеты
включается соответствующее указание).
Анализ анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет следующую информацию: соответствие образования заявителя минимальным квалификационным требованиям; соответствие практического опыта характеру должности; наличие ограничения другого рода на выполнение должностных обязанностей; готовность к принятию дополнительных нагрузок; круг лиц, которые могут рекомендовать работника, помочь в наведении справок и
получении дополнительной информации.
Одна
из задач анкетирования
Степень детализации анкеты и конкретная
форма могут быть разными. В одном случае
кадровые службы и руководители организаций
полагаются в большей мере на анкету, в
другой уточняют нужные сведения в процессе
собеседования.
Следующим этапом отбора является беседа
по найму. Существует несколько видов
беседы по найму: проводимые по схеме;
слабо - формализованные; выполняемые
не по схеме [12, стр.228].
В процессе беседы происходит обмен информацией, обычно в форме вопросов и ответов. Распространенной ошибкой данного метода является тенденция делать выводы о заявителе по первому впечатлению, с первых минут беседы. Встречаются случаи, когда проводящий беседу основывает мнение на впечатлении о том, как человек выглядит, сидит на стуле, соблюдает контакт при встрече глазами, и по этим впечатлениям производит оценку заявителя на должность. Чтобы не совершить такой ошибки, проводящий беседу должен на-
блюдать и за речью заявителя, и за его поведением.
При проведении бесед следует внимательно слушать, что и как говорит заявитель, а также необходимо следить за его поведением. Решение следует принимать, только имея всю нужную информацию и помня о требованиях, предъявляемых характером работы. Беседу необходимо вести вокруг вопросов,
которые являются важными критериями отбора.
Одним
из методов, используемых для облегчения
принятия решения по отбору, являются
тесты по найму. Психологи и специалисты
по персоналу разрабатывают тесты на предмет
оценки наличия способностей и склада
ума, необходимых для эффективного выполнения
заданий на предлагаемом месте.
Анализ анкет, автобиографий и резюме
считается достаточно надежным источником
о кандидате, но поскольку он ориентирован
на прошлое, то достаточно приблизителен.
Поэтому на помощь приходят различные
тесты, которые считаются достаточно надежным
способом проверки претендентов, отбора
лучших кандидатов и отсева слабых.
С помощью тестов можно оценить скорость и точность выполнения работы; устойчивость внимания; аккуратность; умение быстро ориентироваться; усидчивость; исполнительность; личные склонности; общие способности; пригодность претендента для решения конкретных проблем, выполнения работы на предлагаемом месте; профессионализм; наличие интереса к предстоящей работе; уровень умственных способностей; склонность к обучению; интересы; тип личности; память; коммуникабельность; лидерские задатки и другие характери-
стики [13, стр. 76].
Тесты
могут иметь форму письменных и устных
вопросов и заданий.
Различают следующие виды тестов: тесты
на физическую способность; тесты на умственную
способность (общие и специальные); имитационные
тесты.
Тесты на физические способности используются
как правило для отбора кандидатов на
должности, не требующие квалификации,
но предполагающие
Информация о работе Процесс профессионального набора и отбора персонала для организации