Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 09:50, курсовая работа
Роль человека в организации менялась с течением времени. В начале прошлого века работник рассматривался в качестве рабочей силы без учета его материальных и духовных потребностей. Позже появилась категория «трудовые ресурсы». В начале века под этим понятием подразумевалась часть населения, которая имеет возможность трудиться и участвует в общественном производстве. Предполагалось, что используя этот термин, ученые имеют в виду пассивный объект управления.
Начиная с 1960 года, в экономической литературе стали использовать термин «человеческий фактор». Данный термин подчеркивает активную роль человека в производственной системе и в повышении эффективности производства. Именно тогда ученые пришли к выводу, что необходимо создавать условия для развития профессиональных и творческих способностей. Так появился термин «трудовой потенциал». Для реализации способностей работников необходимо стимулировать (поощрять) производительный и добросовестный труд, а также вовлекать работников в процесс принятия решений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ………………………………………………………………….6
I.1 Персонал как объект управления……………………………………...6
I.2 Система управления персоналом………………………………………9
I.3 Формирование системы управления персоналом…………………...13
I.4 Методы исследования системы управления персоналом…………..18
ГЛАВА II АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ И РЫНКА ТРУДА НА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ ………..………24
II.1 Конкуренция и ее влияние на профессионализм персонала управления……………………………………….………………………………24
II.2 Рынок труда и ее влияние на профессионализм персонала управления…………………………………………………………………….....27
II.3 Проблемы влияния конкуренции и рынка труда на профессионализм персонала управления и пути решения…….......................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….37
Таким образом, решение проблемы
влияния рынка труда и конкуренции в значительной
степени зависит от предприятий (организаций,
фирм). Воздействие на работника с целью
приспособления его к потребностям производства
и обеспечения его эффективного функционирования
осуществляется через требования к качеству
рабочей силы, к ее квалификации, через
мотивацию к труду, активное подключение
работника к профессиональной мобильности
и т.д.
Только будучи
правильно организованным, процесс потребления
рабочей силы обеспечивает полное использование
трудового потенциала работника, его возможностей,
заложенных в образовании, специальной
подготовке.
Любая организация
должна приспосабливаться к изменениям
рыночной конъюнктуры, конкуренции, проявлять
в отношении найма и использовании персонала
управления. В этих условиях большое значение
начинает приобретать управление персоналом
(нанятой рабочей силой) как составная
часть системы управления предприятием
(фирмой). Происходят существенные изменения
в кадровой политике и стратегии
ее реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время все громче звучат голоса о повышении роли персонала организации в его успешной работе. Сейчас перед многими российскими предприятиями стоит ряд проблем, связанных с управлением персоналом, и от того, как они будут решены, во многом зависит будущее не только этих предприятий, но и всей российской экономики.
Первое место в данном ряду занимает проблема, которая во многом объясняет существование остальных. Она заключается в ограниченном понимании социальной роли организации ее сотрудниками и особенно высшими руководителями. Это приводит к отсутствию четких долгосрочных целей развития организации и, как следствие, к отсутствию продуманной стратегии их достижения. Непонимание различными членами общества своей социальной роли и неприятие ответственности за свои действия приводят к столкновению интересов социальных групп, желающих, улучшить свое положение зачастую не только за счет других групп, но и всего общества в целом.
Такое положение дел объясняется, в основном, двумя причинами: во-первых, часто персонал все еще рассматривается как издержки, которые надо сокращать, а не как основной ресурс, правильное управление и развитие которого во многом определяет успех деятельности всей организации, а во-вторых, руководителям часто не ясны мотивы поведения работников.
Однако и там где преобладает «ресурсный» подход к управлению персоналом имеет место ряд проблемы, связанных в первую очередь со сложностью определения эффекта от вложенных в его развитие средств. Не осознавая социальной роли организации, проблематично надлежащим образом определить положительный социальный эффект. Кроме того, в условиях отсутствия четких ориентиров развития, администрация часто занята решением текущих задач, а не последовательным претворением в жизнь миссии и реализацией стратегии предприятия, что затрудняет осуществление важнейших мероприятий, эффект от которых проявляется не сиюминутно.
Вторая группа проблем, связанная с восприятием персонала в качестве основного ресурса организации заключается в непонимании различий между человеческими и другими видами ресурсов.
Существенным обстоятельством является то, что люди, чаще всего, приходят на предприятия осознано, с определенными целями и ожидают предоставления возможности в их достижении. Процесс взаимодействия между организацией и сотрудником является двусторонним, а удовлетворенность сотрудника этим взаимодействием является таким же необходимым условием его продолжения, как и удовлетворенность организации.
Завершает комплекс проблем, стоящих перед российскими предприятиями, слабая способность руководства определять мотивы поведения работников, их наиболее значимые, на настоящий момент, потребности и проблемы, а также отсутствие должного внимания к ним, что приводит к обману ожиданий сотрудников и их неудовлетворенности. Этим во многом объясняются существующие трудности в преодолении сложившегося стереотипа главным образом пассивного поведения работников, связанного со скудностью мотивации и неразвитостью потребностей, удовлетворяемых в процессе трудовой деятельности, а также патерналистского сознания: всё от премии до квартиры – работник привык получать от организации и государства, а не зарабатывать.
В завершении необходимо сделать выводы о том, что на сегодняшний день конкуренция и рынок труда является «рычагом» персонала управления, своеобразным стимулятором его профессионализма. И главная задача сегодняшних управленцев правильно и рационально использовать влияния и конкуренции и рынка труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
пособие. – М.: Экономика, 2008.
условиях. – Владимир, Собор, 2006.
Воронежский гос. ун-т, 2008.
персоналом: учебник. – М.: Академия, 2011.
учебное пособие – М.: ПРИОР, 2008.
Академия, 2011.
Северо – Запад, 2008.
ИНФРА-М, 2010.
практическое пособие для студентов заочного обучения. – М.: Финстатинформ. 2011.
учебное пособие. – М.: Экзамен, 2004.
ИНФРА-М, 2007.
2005.
ЮНИТИ, 2011.
М.: ПРИОР, 2009.
ДАНА, 2010.
1 Дятлов В. А., Кибанов А. Я., Пихало В. Т. Управление персоналом: учебное пособие – М.: ПРИОР, 2008. – с. 65.
2 Дятлов В. А., Кибанов А. Я., Одегов Ю. Г., Пихало В. Т. Управление персоналом: учебник. – М.: Академия, 2010. – с. 132.
3 Егоршин А.П. Управление персоналом. – Новгород: НИМБ, 2007. – с. 231.
4 Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: учебное пособие. – М.: Экономика, 2008. – с. 127.
5 Фридланд А.Я., Ханамирова Л.С. Учетная политика предприятия. – М.: ПРИОР, 2009. – с.365.
6 Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю., Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ, 2011. – с. 163.
7 Алавердов А.Р. Управление первоналом. – М.: Соминтэк, 2007. – с. 56.
8 Зайцев Г.Г. Управление персоналом: учебное пособие. – СПб.: Северо – Запад, 2008. – с. 23.
9 Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 2007. – с. 438.
10 Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. – с. 267.
11 Кибанов А.Я., Захаров Д. К. Организация управления персоналом. – М.:ГАУ, 2010. – с. 124.
12 Ивановская Л. В., Свистунов В. М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. — М.: ГАУ, 2009. – с. 76.
13 Мурашко Н.И. Управление персоналом организации. К.: Компас, 2005 – с.286.