Проблема лидерства и руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:48, реферат

Краткое описание

Начнём с того что , лидерство — это способность влиять как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.
Лидерство — это естественный социально-психологический процесс, протекающий в группе; он связан с влиянием авторитетной личности на поведение членов группы

Файлы: 1 файл

проблема лидерства.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

 

В итоге они оказываются “калифами на час”.       

            “Открытые” лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь “урвать” от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго.

 

Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.В социально - психологической литературе существует также классификация типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается существование трех основных типов лидеров:      

   - авторитарный;        

- демократический;        

- нейтральный ( анархический).         

              Для лидера авторитарного типа характерно жесткое, единоличное принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как к личности.

              Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному человеческому аспекту отношений.

 

три типа руководства: ·

              Административное (иерархическое) подчинение. Четкое подчинение работников в соответствии с заданной иерархической схемой управления Компанией (у каждого подчиненного - один иерархический руководитель). Любое окончательное решение по использованию рабочего времени работника (в случае его перегрузки заданиями со стороны административного, функционального и оперативного руководителей) может быть принято лишь непосредственным административным руководителем данного работника или вышестоящим административным начальником. · Функциональное подчинение. Определяет режим регулярных подготовки и передачи разработанных материалов от одних работников фирмы другим. В этом случае работник регулярно передающий информацию находится в функциональном подчинении у получателя/потребителя (функциональный руководитель) данной информации. · Проектное руководство. Возможность привлекать все ресурсы (в т.ч. людские), необходимые для осуществления проекта от служб, не находящихся в административном подчинении у данного руководителя. Проектный руководитель может быть не один. После того как по-крупному были разграничены полномочия и ответственность между руководителями верхнего и среднего уровня возникла острая необходимость детализировать разграничения и связи между подразделениями в виде должностных инструкций. И такая работа началась. Должностные инструкции являются основной несущей конструкцией любой системы управления. Какую роль играют должностные инструкции в проектно-матричной структуре управления в системе регулярного менеджмента, курс на которую взял ЗАО “Кубанькровля”? Итак должностные инструкции: · определяют статус руководителя и сотрудника; · закрепляют иерархическую подчиненность каждого конкретного сотрудника; · определяют диапазоны ответственности сотрудников фирмы; · распределение полномочий внутри структуры; · порядок согласования, подписания и утверждения исполнительской документации; · “горизонтальные” взаимодействия руководителей и сотрудников; · требования к персоналу фирмы; · качественные и количественные критерии наступления ответственности сотрудников. В новой структуре управления ответственность за принимаемые решения сформирована в виде диапазонов ответственности для каждой должности. При этом предполагается, что все должностные лица знают, какая работа должна выполняться в закрепленном диапазоне ответственности.

 

Эффективный лидер помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. Если мотивация работника (уверенность в связи величины усилия и размера вознаграждения) поддерживается оп­тимальным лидерским стилем, то организация функционирует эффективно. В этой модели можно выбрать один из четырех стилей:

 

• директивный (объясняю, что и как делать, говорю что и когда от них ожидается, какое будет вознаграждение, разъясняю путь к вознаграждению);

 

• поддерживающий (обращение с подчиненными как с равными, помощь и поддержка в работе);

 

• ориентированный на достижения (установление напряженных, но притягательных целей, обоснование выгоды от достижения этой цели);

 

• участвующий (советы с подчиненными, привлечение их к участию в управлении).

 

На выбор стиля влияют следующие ситуационные факторы:

 

• качество подчиненных (вера в предопределенность результатов — в связи между трудовыми усилиями и вознаграждением, склонность к подчинению, способности);

 

• организационные факторы (содержание и структура работы, система формальной власти, культура группы).

 

Например, когда задачи или цели неясны руководителю, выгодно использовать участвующий стиль. Когда у подчиненных отсутствует возможность отличиться, то применяется стиль, ориентирован­ный на достижения. Когда идет утомительная, рутинная и неинтересная работа, выгоден поддерживающий стиль. Если работник не ощущает связи усилия с вознаграждением, целесообразен директивный стиль.

 

 

      При  характеристике   динамических   процессов   в   малых   группах,

естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто  берет  на

себя функции ее организации, каков психологический рисунок  деятельности  по

управлению группой? Проблема  лидерства  и  руководства  является  одной  из

кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса  не  просто

относятся к проблеме интеграции  групповой  деятельности,  а  психологически

описывают  субъекта  этой  интеграции.  Когда  проблема   обозначается   как

«проблема лидерства», то этим лишь отдается  дань  социально-психологической

традиции,  связанной  с  исследованием  данного  феномена.   В   современных

условиях проблема должна быть  поставлена  значительно  шире,  как  проблема

руководства   группой.   Поэтому   крайне   важно   сделать   прежде   всего

терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель».

                       1. Лидер и лидерство.

       Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы  признают

право  брать  на  себя  наиболее  ответственные  решения,  затрагивающие  их

интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

       Он может быть назначен официально, а может  и  не  занимать  никакого

официального положения, но фактически руководить коллективом  в  силу  своих

организаторских способностей. Руководитель  назначен  официально,  извне,  а

лидер  выдвигается  “снизу”.  Лидер  не  только  направляет  и  ведет  своих

последователей, но и хочет вести их за  собой,  а  последователи  не  просто

идут за лидером, но и  хотят  идти  за  ним.  Исследования  показывают,  что

знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше,  чем

соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру  присущи  следующие

психологические  качества:  уверенность  в  себе,  острый   и   гибкий   ум,

компетентность как доскональное знание своего  дела,  сильная  воля,  умение

понять особенности психологии  людей,  организаторские  способности.  Однако

анализ реальных групп показал, что порой лидером становится  человек,  и  не

обладающий перечисленными качествами, и, с  другой  стороны,  человек  может

иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла  ситуативная  теория

лидерства, согласно которой лидером  становится  тот  человек,  который  при

возникновении  в  группе  какой-либо  ситуации  имеет  качества,   свойства,

способности, опыт, необходимые для  оптимального  разрешения  этой  ситуация

для данной группы. В  разных  ситуациях  группа  выдвигает  разных  людей  в

качестве лидера. В исследованиях Б. Д.  Парыгина  выделены  типы  лидеров  в

зависимости от  характера  деятельности  (универсальный  лидер,  ситуативный

лидер),  ее  содержания  (лидер-вдохновитель,   лидер-исполнитель,   деловой

лидер,  эмоциональный  лидер)  и  стиля  руководства  (авторитарный   лидер,

демократический лидер).

       Таким образом, лидером группы может стать  только  тот  человек,  кто

способен привести группу к  разрешению  тех  или  иных  групповых  ситуаций,

проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы  личностные

черты, кто несет в себе и разделяет те  ценности,  которые  присущи  группе.

Лидер — это как бы зеркало группы,  лидер  появляется  в  данной  конкретной

группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является  лидером  в

одной группе, совсем не обязательно станет вновь  лидером  в  другой  группе

(группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

       С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

       1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых

объединениях, в семье);

       2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении,

в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

       3)  политический   тип   лидерства   (государственные,   общественные

деятели).

       Существует несомненная связь между судьбой  лидера  бытового,  лидера

социального  и  лидера  политического.  Первый  всегда   имеет   возможность

выдвинуться в лидеры другого типа.

       Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно

оценивать  ситуацию,   выделять   задачи,   нуждающиеся   в   первоочередной

реализации, отличать осуществимое от бесплодного  прожектерства,  достаточно

точно  рассчитать  сроки  решения  задач.   Мысль   о   том,   что   главная

отличительная  черта  способного  организатора  состоит  в   умении   быстро

находить эффективные  пути  и  средства  решения  задач,  подтверждается  на

каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона  Бонапарта:  “Мой

гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я  охватывал  все  трудности

дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей;  этому

обязано мое превосходство над другими”.

       Талант руководства людьми основывается на целом комплексе  социально-

психологических качеств и свойств. Большую  роль  играет  доверие  и  любовь

масс к своему лидеру.

       Доверие к лидеру — это признание его  высоких  достоинств,  заслуг  и

полномочий, признание необходимости,  правильности  и  результативности  его

действий.  Это  внутреннее  согласие  с  носителем  авторитета,   готовность

действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти  за  собой

при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия.  И  доверие

это означает, что  люди  находятся  во  внутреннем  согласии  и  единении  с

лидером.

       Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от  свойств

последователей. Лидер находится  в  сильнейшей  зависимости  от  коллектива.

Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального  лидера,  с  одной

стороны, соответствия ей, а с  другой  —  от  лидера  требуется  способность

выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия  последователи

не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

       В соответствии со  свойствами  последователей  лидером  выстраиваются

структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить,  во-первых,

инициирование активности,  координацию  действий  группы  и  обеспечение  ее

внешних  связей  и  престижа.  Во-вторых,  для  этого  надо   отрегулировать

межличностные отношения в группе,  обеспечить  личностную  поддержку  членам

группы.

       Лидерство — это процесс социальной организации и управления  общением

и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом  (лидером),  который

наделен определенной властью.

       Лидерство - это не новый  стиль  руководства,  а  способ  организации

власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех   или

  большинства   его   социальных    слоев.    Такое    общество     возникло

сравнительно  недавно  либо   еще   только   складывается,   и  то  пока  не

везде.  Но это  перспектива  и  необходимость  истории  и  политики.   Члены

гражданского    общества   -   мыслящие   участники   политической    жизни,

поэтому  они   имеют   возможность   сознательно   выбирать   себе   лидера.

Поведение  же  лидера  должно   убеждать   их   в  том,   что  его  действия

правильны   и    выгодны,    а    не    продиктованы    своекорыстием    или

властолюбием.   Общество   со   своей   стороны   не   может  манипулировать

лидером.   Социальное   и   политическое    партнерство,     взаимопонимание

лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

              Итак,   лидерство    -    одно     из     проявлений   власти,

отличительное   свойство   политической   деятельности,   право    выдвигать

руководителя,   который   ее   осуществляет.   Это   явление    присуще    и

другим   видам  деятельности - производству вещей и идей,  науке,  спорту  и

т. д.

             Обязательное  условие  лидерства  -   обладание    властью    в

конкретных   формальных   или   неформальных   организациях   самых   разных

уровней  и   масштаба    -    от     государства     и      даже      группы

государств  до правительственных учреждений,   местного  самоуправления  или

народных  и  общественных   групп   и   движений.   Формализованная   власть

лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех случаях лидер имеет  социальную

и  психологическую,  эмоциональную опору в  обществе   или   в   коллективах

людей, которые за ним следуют.

                        2. Качества присущие лидеру.

 

           Никакие  нравственные,   интеллектуальные,  духовные  добродетели

сами  по  себе не превращают политического деятеля в лидера.

            Выработка организаторских, управленческих качеств лидера  -  это

проблема  его  собственного  обучения  и  воспитания.   Умение  сформировать

группу,  сплотить  ее,  определить  цели,  поставить  перед  обществом  (или

учреждением,  властью)  необходимые  задачи,   сформулировать   сплачивающую

общество программу - таковы современные требования к политику.

             Политика,  ее    задачи,    цели    различаются    на    разных

уровнях  политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры.

            В малой группе  роль   лидера   заключается   в   сплочении   ее

Информация о работе Проблема лидерства и руководства