Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:48, реферат
Начнём с того что , лидерство — это способность влиять как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.
Лидерство — это естественный социально-психологический процесс, протекающий в группе; он связан с влиянием авторитетной личности на поведение членов группы
В итоге они оказываются “калифами на час”.
“Открытые” лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь “урвать” от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго.
Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.В социально - психологической литературе существует также классификация типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается существование трех основных типов лидеров:
- авторитарный;
- демократический;
- нейтральный ( анархический).
Для лидера авторитарного типа характерно жесткое, единоличное принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как к личности.
Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному человеческому аспекту отношений.
три типа руководства: ·
Административное (иерархическое) подчинение. Четкое подчинение работников в соответствии с заданной иерархической схемой управления Компанией (у каждого подчиненного - один иерархический руководитель). Любое окончательное решение по использованию рабочего времени работника (в случае его перегрузки заданиями со стороны административного, функционального и оперативного руководителей) может быть принято лишь непосредственным административным руководителем данного работника или вышестоящим административным начальником. · Функциональное подчинение. Определяет режим регулярных подготовки и передачи разработанных материалов от одних работников фирмы другим. В этом случае работник регулярно передающий информацию находится в функциональном подчинении у получателя/потребителя (функциональный руководитель) данной информации. · Проектное руководство. Возможность привлекать все ресурсы (в т.ч. людские), необходимые для осуществления проекта от служб, не находящихся в административном подчинении у данного руководителя. Проектный руководитель может быть не один. После того как по-крупному были разграничены полномочия и ответственность между руководителями верхнего и среднего уровня возникла острая необходимость детализировать разграничения и связи между подразделениями в виде должностных инструкций. И такая работа началась. Должностные инструкции являются основной несущей конструкцией любой системы управления. Какую роль играют должностные инструкции в проектно-матричной структуре управления в системе регулярного менеджмента, курс на которую взял ЗАО “Кубанькровля”? Итак должностные инструкции: · определяют статус руководителя и сотрудника; · закрепляют иерархическую подчиненность каждого конкретного сотрудника; · определяют диапазоны ответственности сотрудников фирмы; · распределение полномочий внутри структуры; · порядок согласования, подписания и утверждения исполнительской документации; · “горизонтальные” взаимодействия руководителей и сотрудников; · требования к персоналу фирмы; · качественные и количественные критерии наступления ответственности сотрудников. В новой структуре управления ответственность за принимаемые решения сформирована в виде диапазонов ответственности для каждой должности. При этом предполагается, что все должностные лица знают, какая работа должна выполняться в закрепленном диапазоне ответственности.
Эффективный лидер помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. Если мотивация работника (уверенность в связи величины усилия и размера вознаграждения) поддерживается оптимальным лидерским стилем, то организация функционирует эффективно. В этой модели можно выбрать один из четырех стилей:
• директивный (объясняю, что и как делать, говорю что и когда от них ожидается, какое будет вознаграждение, разъясняю путь к вознаграждению);
• поддерживающий (обращение с подчиненными как с равными, помощь и поддержка в работе);
• ориентированный на достижения (установление напряженных, но притягательных целей, обоснование выгоды от достижения этой цели);
• участвующий (советы с подчиненными, привлечение их к участию в управлении).
На выбор стиля влияют следующие ситуационные факторы:
• качество подчиненных (вера в предопределенность результатов — в связи между трудовыми усилиями и вознаграждением, склонность к подчинению, способности);
• организационные факторы (содержание и структура работы, система формальной власти, культура группы).
Например, когда задачи или цели неясны руководителю, выгодно использовать участвующий стиль. Когда у подчиненных отсутствует возможность отличиться, то применяется стиль, ориентированный на достижения. Когда идет утомительная, рутинная и неинтересная работа, выгоден поддерживающий стиль. Если работник не ощущает связи усилия с вознаграждением, целесообразен директивный стиль.
При характеристике динамических процессов в малых группах,
естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на
себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по
управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из
кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто
относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически
описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как
«проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической
традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных
условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема
руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего
терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель».
1. Лидер и лидерство.
Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают
право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их
интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого
официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих
организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а
лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих
последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто
идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что
знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем
соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие
психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум,
компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение
понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако
анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не
обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может
иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория
лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при
возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства,
способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация
для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в
качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в
зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный
лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой
лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер,
демократический лидер).
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто
способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций,
проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные
черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.
Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной
группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в
одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе
(группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых
объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении,
в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общественные
деятели).
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера
социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность
выдвинуться в лидеры другого типа.
Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно
оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной
реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно
точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная
отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро
находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на
каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой
гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности
дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому
обязано мое превосходство над другими”.
Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-
психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь
масс к своему лидеру.
Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг и
полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его
действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность
действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой
при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие
это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с
лидером.
Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств
последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива.
Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной
стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность
выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи
не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.
В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются
структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых,
инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее
внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать
межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам
группы.
Лидерство — это процесс социальной организации и управления общением
и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который
наделен определенной властью.
Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации
власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или
большинства его социальных слоев. Такое общество возникло
сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не
везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены
гражданского общества - мыслящие участники политической жизни,
поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера.
Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия
правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или
властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать
лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание
лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.
Итак, лидерство - одно из проявлений власти,
отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать
руководителя, который ее осуществляет. Это явление присуще и
другим видам деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и
т. д.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в
конкретных формальных или неформальных организациях самых разных
уровней и масштаба - от государства и даже группы
государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или
народных и общественных групп и движений. Формализованная власть
лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную
и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах
людей, которые за ним следуют.
2. Качества присущие лидеру.
Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели
сами по себе не превращают политического деятеля в лидера.
Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это
проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать
группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или
учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую
общество программу - таковы современные требования к политику.
Политика, ее задачи, цели различаются на разных
уровнях политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры.
В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее