Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:10, курсовая работа
Цель представленной курсовой работы – определить теоретическую базу понятий «конфликт» и «стресс»: рассмотреть различные точки зрения на сущность конфликта, показать, какие формы он принимает, по каким причинам возникает, как развивается и какие последствия имеет.
Исходя из основных целей работы, определим основные задачи: разобрать способы управления конфликтами и стрессами, процедуры по их разрешению, проанализировать их эффективность, рассмотреть и определить специфику конфликтов на российских предприятиях.
Введение
Термин «конфликт» отражается в языке
множеством других, весьма разнообразных
терминов, таких, как противоречие, столкновение,
схватка, спор, распря. И все они, так или
иначе, выражают суть конфликта. Сам же
термин «конфликт», стал одним из самых
распространенных международных терминов,
что лишний раз свидетельствует об универсальности
этого социального явления.
Когда люди думают о конфликте, они чаще
всего ассоциируют его с агрессией, угрозами,
спорами, враждебностью, войной и т.п. В
результате, бытует мнение, что конфликт-явление
всегда нежелательное, что его необходимо,
по возможности, избегать и что его следует
немедленно разрешать, как только он возникает.
Каждому россиянину, руководителю на любом
уровне, прежде всего государственном,
сегодня срочно необходимы знания о способах
предупреждения и конструктивного разрешения
конфликтов различных масштабов. Такие
знания трудно получить, опираясь только
на здравый смысл. Нельзя их целиком позаимствовать
и у зарубежных специалистов, так как отечественные
конфликты достаточно специфичны. Научиться
конструктивно вести себя в конфликтах
можно опытным путем. Но опыт либо слишком
дорого стоит, либо приходит поздно. Для
быстрого получения практических знаний
о конфликтах необходимо энергичное формирование
и развитие науки — отечественной конфликтологии,
которая находится сегодня на завершающей
стадии формирования в самостоятельную
науку.
Проблема конфликтов в организациях весьма
актуальна в настоящее время, поскольку
конфликты возникают в любом коллективе.
В большинстве случаев конфликт переводит
организацию на новую фазу развития. По
мере развития организации как институализированной
коллективной деятельности конфликты
не исчезают, а нарастают как по количественным,
так и по качественным параметрам.
Конфликты в организации взаимопереплетены,
оказывают влияние друг на друга, они встроены
в повседневное взаимодействие членов
организации, зачастую протекают в скрытой,
незавершенной форме. Эту особенность
конфликта подчеркивают Бородкин Ф.М.
и Коряк Н.М.. Отмечая, что «на фоне одного
большого конфликта... можно фиксировать
несколько проходящих параллельно и последовательно
«меньших» конфликтов, от успеха в которых
зависит победа в «большом» конфликте...».
Это болезненный процесс, и необходимо
управлять им, владеть определенными навыками
по разрешению, а иногда и предупреждению
конфликтов, облекая их в цивилизованную
форму. Понимание социальной природы конфликта
и методов в управления конфликтами является
необходимым условием эффективного управления
предприятием.
Стресс многолик в своих проявлениях.
Он играет важную роль в возникновении
не только нарушений психической деятельности
человека или ряда заболеваний внутренних
органов. Известно, что стресс может спровоцировать
практически любое заболевание. В связи
с этим в настоящее время расширяется
потребность как можно больше узнать о
стрессе и способах его предотвращения
и преодоления.
Цель представленной курсовой работы
– определить теоретическую базу понятий
«конфликт» и «стресс»: рассмотреть различные
точки зрения на сущность конфликта, показать,
какие формы он принимает, по каким причинам
возникает, как развивается и какие последствия
имеет.
Исходя из основных целей работы, определим
основные задачи: разобрать способы управления
конфликтами и стрессами, процедуры по
их разрешению, проанализировать их эффективность,
рассмотреть и определить специфику конфликтов
на российских предприятиях.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КОНФЛИКТОВ
1.1.Понятие, субъекты,
классификация конфликтов.
Психологи рассматривают конфликт как
естественное условие взаимодействия
людей, в основе которого лежат противоречия,
существенные различия между интересами
и ценностями субъектов социальных связей
на соответствующем этим различиям эмоциональном
фоне. Они утверждают, что конфликт, будучи
проявлением общения существ, способных
к самосознанию, означает отсутствие согласия,
расхождение во мнениях, столкновение
разных взглядов и желаний, противоположных
при данных обстоятельствах тенденций,
потребностей, интересов, мотивов и стилей
поведения.[1]
Специалисты по вопросам управления чаще
определяют конфликт как универсальный
способ взаимодействия сложных систем,
преодоления противоречий и ограничений
в любой сфере, где осуществляются контакты
между отдельными людьми и их сообществами.
Авторы американского учебника «Основы
менеджмента» представляют конфликт как
отсутствие согласия между двумя или более
сторонами, которые могут быть конкретными
лицами или группами; каждая сторона делает
все, чтобы была принята ее точка зрения
или цель, и мешает другой стороне делать
то же самое.[2]
Отечественные издания об основах менеджмента
описывают конфликт в качестве столкновения
противоположно направленных взглядов,
позиций, интересов, целей двух или более
людей. Это понимание закрепилось и в публикациях
по управлению персоналом. К примеру, в
пособии по кадровой работе В.Р. Веснина
«Практический менеджмент персонала»
конфликт определяется как «столкновение
противоположно направленных тенденций
в психике отдельного человека, во взаимоотношениях
людей и их формальных и неформальных
объединений, обусловленное различием
взглядов, позиций и интересов».[3]
Субъектами
конфликта в организации являются:
• администрация организации;
• средний управленческий персонал;
• низший управленческий персонал;
• основные специалисты (в штате);
• вспомогательные специалисты (вне штата
— по контракту);
• технический персонал;
• структурные подразделения;
• неформальные группы сотрудников.
Классификация
конфликтов.
Существуют четыре основных типа конфликтов:
внутриличностный, межличностный, конфликт
между личностью и группой и межгрупповой
конфликт.
Внутриличностный
конфликт возникает тогда, когда к
одному человеку предъявляются противоречивые
требования. Например, менеджер может
потребовать, чтобы исполнитель постоянно
находился в офисе туристической фирмы
и «работал» с клиентами на месте. В другое
время он уже выражает недовольство тем,
что его сотрудник тратит слишком много
времени на клиентов и не занимается маркетинговой
деятельностью.
Внутриличностный конфликт может возникнуть
также в результате того, что производственные
требования не согласуются с личностными
потребностями или ценностями. Например,
подчиненный планировал в субботу — в
свой выходной — какие-то семейные мероприятия,
а начальник в пятницу вечером объявил
ему, что в связи с производственной необходимостью
он должен в субботу работать. Внутриличностный
конфликт возникает как ответ на рабочую
перегрузку или недогрузку.
Межличностный
конфликт. Этот тип конфликта, пожалуй,
самый распространенный. Чаще всего это
борьба руководителя за ограниченные
ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый
считает, что если ресурсы ограничены,
то он должен убедить вышестоящее начальство
выделить их именно ему, а не другому руководителю.
Межличностный конфликт может проявляться
также и как столкновение личностей, т.е.
люди с разными характерами, несовместимыми
темпераментами просто не в состоянии
ладить друг с другом.
Конфликт между
личностью и группой. В производственных
группах устанавливаются определенные
нормы поведения, и случается так, что
ожидания группы находятся в противоречии
с ожиданиями отдельной личности. В этом
случае возникает конфликт. Иными словами,
между личностью и группой конфликт возникает
тогда, когда эта личность займет позицию,
отличную от позиции группы.
Межгрупповой
конфликт. Как известно, организации
состоят из множества как формальных,
так и неформальных групп. Даже в самых
лучших организациях между ними могут
возникнуть конфликты.
Кроме того, конфликты классифицируют
еще и по степени проявления: скрытый и
открытый.Скрытые конфликты затрагивают
обычно двух человек, которые до поры до
времени стараются не показывать вида,
что конфликтуют. Но как только у одного
из них «сдают» нервы, скрытый конфликт
превращается в открытый. Различают также
случайные, стихийно возникающие, и хронические,
а также сознательно провоцируемые конфликты.
По значению для организации конфликты
делятся на конструктивные
(созидательные) идеструктивные
(разрушительные). В групповых отношениях
конструктивная функция конфликта проявляется
в способствовании предотвращению застоя,
служит источником нововведений, развития
(появление новых целей, норм, ценностей).
Конфликт, обнаруживая и устраняя объективные
противоречия, существующие между членами
коллектива, способствует стабилизации
группы. Деструктивная функция конфликта
на уровне группы проявляется в нарушении
системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении
ценностно-ориентационного единства,
снижении групповой сплоченности и понижении
в итоге эффективности функционирования
группы в целом. Обычно конфликт несет
в себе как конструктивные, так и деструктивные
стороны, по мере развития конфликта функциональность
его может меняться. Оценивают конфликт
по преобладанию той или иной функции. [4]
По характеру причин конфликты можно разделить
на объективные и субъективные.
Первые порождены объективными причинами,
вторые — субъективными.
По сфере разрешения конфликтов их можно
подразделять на те, что разрешаются в
деловой сфере, и те, что разрешаются в
личностно-эмоциональной сфере.
С точки зрения причин выделяется три
типа конфликтов:
1. Конфликт целей. Ситуация характеризуется
тем, что участвующие в ней стороны по-разному
видят желаемое состояние объекта в будущем.
2. Конфликт взглядов, когда участвующие
стороны расходятся во взглядах, идеях
и мыслях по решаемой проблеме.
3. Конфликт чувств, когда у участников
различны чувства и эмоции, лежащие в основе
их отношений друг с другом как личностей.
Люди просто вызывают друг у друга раздражение
стилем своего поведения, ведения дел,
взаимодействия
1.2. Причины возникновения
конфликтов
Каждый конфликт имеет свою причину (источник)
возникновения.[5]
Недостаточная
согласованность и противоречивость целей
отдельных групп и работников.Чтобы
избежать конфликта, необходимо уточнить
цели и задачи каждого подразделения и
работника, передав соответствующие предписания
в устной или письменной форме. Довольно
часты столкновения линейного руководства
с функциональными службами, обусловленные
плохим товароснабжением, неритмичностью
поставок, низкой трудовой дисциплиной,
способы, предотвращения которых со всей
очевидностью вытекают из характера самих
недостатков.
Устарелость
организационной структуры, нечеткое
разграничение прав и обязанностей.Следствием
этого является двойное или тройное подчинение
исполнителей. Естественно, выполнить
указания всех руководителей не хватает
ни сил, ни времени. Тогда подчиненный
вынужден:
• сам ранжировать поступившие приказы
по степени их важности;
• требовать этого от своего непосредственного
руководителя;
• браться за все подряд.
В любом случае конфликтная ситуация налицо.
Зреющий конфликт устраняется надлежащим
организационным оформлением разделения
и кооперации труда, устранением твердых
нормативов, улучшением порядка делегирования
полномочий.
Ограниченность
ресурсов. Даже в самых крупных организациях
ресурсы всегда ограничены. Руководство
решает, как правильно распределить материалы,
людские ресурсы и финансы между различными
группами, чтобы достигнуть целей организации.
Выделение большей доли ресурсов одним
будет означать недополучение их другими
членами коллектива, что вызовет их недовольство
и приведет к различным видам конфликта.
Недостаточный
уровень профессиональной подготовки. В
этом случае возможность возникновения
конфликта обусловлена профессиональной
неподготовленностью подчиненного. Ему
не доверяют выполнение отдельных видов
работ, которые выполняет другой сотрудник.
В результате этого одни работники недогружены
работой, а другие перегружены ею.
Необоснованное
публичное порицание одних и незаслуженная
(авансированная) похвала другим сотрудникам. В
результате этого появляются «доверенные
лица» и «любимчики». Такое положение
всегда провоцирует конфликт.
Противоречие
между функциями, входящими в круг должностных
обязанностей работника, и тем, что он
вынужден делать по требованию руководителя. Особенно
остро проявляется это противоречие тогда,
когда руководитель придерживается бюрократических
процедур.
Различия в манере
поведения и жизненном опыте. Встречаются
люди, которые постоянно проявляют агрессивность
и враждебность по отношению к другим
и готовы оспаривать каждое их слово. Такие
люди и создают вокруг себя конфликтную
ситуацию. Различия в жизненном опыте,
нравственных ценностях, образовании,
стаже работы, возрасте и социальных характеристиках
уменьшают степень взаимопонимания и
сотрудничества между членами трудового
коллектива.
Неопределенность
перспектив роста. Если сотрудник не
имеет перспективы роста или сомневается
в ее возможности, то работает он без энтузиазма,
а трудовой процесс становится для него
тягостным и бесконечным. В таких условиях
вероятность конфликта наиболее очевидна.
Неблагоприятные
физические условия. Посторонний шум,
жара или холод, неудачная планировка
рабочего места тоже могут служить причиной
конфликта.
Недостаточность
благожелательного внимания со стороны
менеджера. Причиной конфликта могут
быть нетерпимость менеджера к справедливой
критике, невнимание к нуждам и заботам
подчиненных, публичный «разнос» и т.п.
Психологический
феномен. Это постоянное чувство обиды
и зависти (у других все лучше, другие удачливее,
счастливее и т.д.).
Рассматривая названные причины конфликтов,
нельзя не заметить, что в определенных
ситуациях источником возникновения конфликта
является сам руководитель. Многие нежелательные
конфликты порождаются личностью и действиями
самого менеджера, особенно если он склонен
вносить в принципиальную борьбу мнений
много мелочного, позволяет себе личные
выпады, злопамятен, мнителен, не стесняется
публично демонстрировать свои симпатии
и антипатии. Причиной конфликта может
быть и беспринципность руководителя,
ложное понимание им единоначалия как
принципа управления, его тщеславие и
чванство, резкость и грубость в обращении
с подчиненными.
Любая организация не может существовать
и исполнять свои социальные функции без
той или иной степени внутренней напряженности,
межличностных и межгрупповых столкновений,
т.е. без конфликтов и, следовательно, деятельности
по их разрешению.(Приложение 1) Питательной
средой конфликтного противостояния могут
быть:
- условия хозяйствования, стечение неблагоприятных
для деятельности организации обстоятельств;
- проблемы трудовой мотивации, связанные
с оплатой труда, содержанием и престижностью
работы, отношениями в коллективе между
отдельными лицами и социальными группами;
- структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных
связях, недовольство работников решениями
администрации;
- эмоциональные всплески, вызываемые
различиями в темпераменте, характере
и манере поведения совместно работающих
людей, их возрасте и жизненном опыте,
уровне образования и общей культуры,
убеждениях и нравственных ценностях.
1.3.Развитие конфликта
и последствия конфликтов
Разнообразие точек зрения и различие
в восприятии реальности порождает конфликтное
поведение, поскольку понимание ситуации
как конфликтной приходит в результате
осмысления возникших противоречий, являющихся
источниками конфликта. Случается, что
отношения сторон могут ошибочно восприниматься
ими как конфликтные, и поскольку объективная
основа для конфликта отсутствует, то
появляется возможность ложного конфликта.
Эмоциональные состояния оппонентов при
осознании ситуации как конфликтной влияют
на течение и результат конфликта. Конфликтное
поведение - это «действия, направленные
на то, чтобы прямо или косвенно блокировать
достижение противостоящей стороной ее
целей, намерений и
т. д.»[6], - считает В. Н. Шаленко.
Люди не всегда реагируют на конфликтные
ситуации, представляющие малую опасность
или вызывающие малые потери, то есть они
рассматривают потенциальный конфликт
как не стоящий затрат. Но если у них есть
установка на борьбу и они психологически
готовы к ней, то каждая из сторон будет
пытаться убедить другую сторону или нейтрального
посредника в своей правоте. Помимо убеждения
субъект конфликта может пытаться заблокировать
точку зрения оппонента с помощью применения
различных методов влияния: власти, закона,
традиции, харизмы, вознаграждения, оценок
экспертов и т. д. Анализ содержания и особенностей
протекания конфликта целесообразно проводить
по трем основным стадиям: предконфликтная
стадия, конфликтная стадия (непосредственно
конфликт), постконфликтная стадия (стадия
разрешения конфликта). (Приложение 2)
1.Предконфликтная стадия. Ни один конфликт
не возникает мгновенно. Эмоциональное
напряжение, раздражение и злость обычно
накапливаются в течение некоторого времени,
поэтому предконфликтная стадия иногда
затягивается настолько, что забывается
первопричина столкновения. Для предконфликтной
стадии, таким образом, характерно накопление
и обострение противоречий, что усиливает
чувство неудовлетворенности и угрозы,
делая ситуацию в коллективе более напряженной.
Характерной особенностью для каждого
конфликта в момент его зарождения является
наличие объекта, обладание которым (или
достижение которого) связано с фрустрацией
потребностей двух субъектов, втягиваемых
в конфликт.
Предконфликтная стадия - это период, в
который конфликтующие стороны оценивают
свои ресурсы, прежде чем решить, предпринять
ли агрессивные действия или отступить.
К таким ресурсам относятся материальные
ценности, с помощью которых можно воздействовать
на соперника, информация, власть, связи,
престиж и т.п. В то же время происходит
консолидация сил противоборствующих
сторон, поиск сторонников и оформление
групп, участвующих в конфликте.
Предконфликтная стадия представляет
научный и практический интерес как для
ученых, так и для управленцев, поскольку
при правильном выборе стратегии, способов
действий можно предотвратить возникающие
конфликты.
2. Для конфликтной стадии характерны отчуждение
и поляризация сторон, спровоцированные
острыми противоречиями, то есть стороны
становятся явно враждебными. Эта стадия
требует управления конфликтом, и в зависимости
от эффективности этого управления, возможно
предотвращение возможности будущих конфликтов.
Это активная, деятельная часть конфликта.
Данная стадия характеризуется прежде
всего наличием инцидента, т.е. социальных
действий, направленных на изменение поведения
соперников. Таким образом, конфликт в
целом складывается из конфликтной ситуации,
формирующейся на предконфликтной стадии,
и инцидента. Действия, составляющие инцидент,
могут быть различными. Их можно разделить
на две группы. К первой группе относятся
действия соперников в конфликте, носящие
открытый характер. Это могут быть словесные
прения, экономические санкции и др. Такого
рода действия, как правило, легко идентифицируются
как конфликтные, агрессивные, враждебные.
Ко второй группе относятся скрытые действия
соперников в конфликте. Таким образом,
действия в непосредственном конфликте
могут быть весьма разнообразными - открытыми,
скрытыми, непосредственными, опосредованными,
физическими, психологическими и идеологическими.
Весьма характерным моментом на этапе
непосредственного конфликта является
наличие критической точки, при достижении
которой конфликтные взаимодействия между
противоборствующими сторонами достигают
максимальной остроты и силы. После прохождения
критической точки, число конфликтных
взаимодействии, и острота и сила резко
снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей
к своему разрешению или, если конфликтная
ситуация осталась прежней и не устранены
причины конфликта, к новому всплеску
сил противостояния, к новому подъему,
к новой критической точке. Важно знать
время прохождения критической точки,
так как после этого ситуация в наибольшей
степени поддается управлению. В то же
время вмешательство в критический момент,
на пике конфликта бесполезно или даже
опасно. Воздействовать на ход развития
конфликта лучше либо до критического
состояния, либо после него.[7]
3. Постконфликтная стадия характеризуется
стремлением нормализовать конфликт и
ликвидировать его, однако атмосфера настороженности
в коллективе может еще какое-то время
сохраняться.
Исходя из вышеизложенного способы управления
конфликтом должны быть выбраны с учетом
прогнозируемых последствий.
Управленческие действия по отношению
к конфликту могут повлечь за собой как
функциональные, так и дисфункциональные
последствия. Причем, те и другие влияют
на характер будущих конфликтов, обостряя
или сглаживая их.
Функциональные
последствия конфликта. Исследователи
выделяют следующие функциональные последствия
конфликта:
· Решение той или иной проблемы приемлемым
для всех сторон способом, в результате
чего участники конфликта будут ощущать,
свою причастность к ее решению, а враждебность
и несправедливость при осуществлении
решений - будут сведены к минимуму или
устранены;
· Склонность сторон в большей степени
к сотрудничеству, нежели к антагонизму;
·
·
Анализ членами группы исполнения потенциальных
проблем до претворения в жизнь какого-либо
решения.
Дисфункциональные
последствия конфликта.
К таким последствиям относятся:
·
·
· усиление враждебности конфликтующих
сторон по отношению друг к другу, представление
о своих целях как о позитивных, а о целях
оппонента - как негативных;
· высокая степень преданности группе
и межгрупповой конкуренции;
· придание большего значения своей «победе»
в конфликте, чем решению общей реальной
проблемы.
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ
СТРЕССОМ
2.1. Понятие и причины стресса.
Одним из наиболее распространенных в
наши дни видов аффектов является стресс.
В современной жизни стрессы играют значительную
роль. Они влияют на поведение человека,
его работоспособность, здоровье, взаимоотношения
с окружающими и в семье.
Стресс - это напряженное состояние организма
человека, как физическое, так и психическое.
Любое событие, факт или сообщение может
вызвать стресс: микробы и вирусы, яды,
температура, травма, несчастье, грубое
слово, незаслуженная обида, внезапное
препятствие нашим действиям или стремлениям
- все эти факторы могут стать стрессорами.
Но, кто предупрежден, тот вооружен. Повышенное
внимание к ним поможет предотвратить
многие стрессовые ситуации с минимальными
психологическими и физиологическими
потерями. Ведь именно стресс является
причиной многих заболеваний, как физических:
язвы, мигрень, гипертония, боль в спине,
артрит, астма, сердечные боли, так и психологических:
раздражительность, потеря аппетита, депрессия,
Описывая стрессовый процесс Селье выделил
три фазы:[8]
1) Реакция тревоги - наступает непосредственно
за воздействием какого-либо стрессора
и выражается в напряжении и резком снижении
сопротивляемости организма.
2) Фаза сопротивления, характеризующаяся
мобилизацией ресурсов организма для
преодоления стрессовой ситуации. При
психологических стрессах симпатическая
нервная система готовит организм к борьбе
или бегству.
Каждый человек проходит через эти две
стадии множество раз. Когда сопротивление
оказывается успешным, организм возвращается
к нормальному состоянию.
3) Фаза истощения, которой соответствует
стойкое снижение ресурсов организма.
Она наступает в том случае, если стрессор
продолжает воздействовать в течение
достаточного периода времени.
Основными источниками стресса могут
служить неудовлетворенность делами на
работе, попытки удовлетворить семейные
потребности, финансовые проблемы, постоянная
нехватка времени (недостаточное количество
свободного времени для семьи и друзей)
и т.д.
Стресс может быть вызван факторами, связанными
с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни
человека.
Рассмотрим те факторы, действующие внутри
организации, которые вызывают стресс.
1. Перегрузка или слишком
малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить
за конкретный период времени.
Работнику просто поручили непомерное
количество заданий или необоснованный
уровень выпуска продукции на данный период
времени. В этом случае обычно возникает
беспокойство, фрустрация (чувство крушения
), а также чувство безнадежности и материальных
потерь. Однако недогрузка может вызвать
точно такие же чувства. Работник, не получающий
работы, соответствующей его возможностям,
обычно чувствует фрустрацию, беспокойство
относительно своей ценности и положения
в социальной структуре организации и
ощущает себя явно невознагражденным.
2. Конфликт ролей.
Конфликт ролей возникает тогда, когда
к работнику предъявляют противоречивые
требования. Например, продавец может
получить задание немедленно реагировать
на просьбы клиентов, но, когда его видят
разговаривающим с клиентом, то говорят,
чтобы он не забывал заполнять полки товаром.
Конфликт ролей может также произойти
в результате нарушения принципа единоначалия.
Два руководителя в иерархии могут дать
работнику противоречивые указания. Например,
директор завода может потребовать от
начальника цеха максимально увеличить
выпуск продукции, в то время как начальник
отдела технического контроля требует
соблюдения стандартов качества.
3. Неопределенность
ролей .
Неопределенность ролей возникает тогда,
когда работник не уверен в том, что от
него ожидают. В отличие от конфликта ролей,
здесь требования не будут противоречивыми,
но и уклончивы и неопределенны. Люди должны
иметь правильное представление об ожиданиях
руководства - что они должны делать, как
они должны делать и как их после этого
будут оценивать.
4. Неинтересная
работа.
Некоторые исследования показывают, что
индивидуумы, имеющие более интересную
работу, проявляют меньше беспокойства
и менее подвержены физическим недомоганиям,
чем занимающиеся неинтересной работой.
Однако взгляды на понятие “интересная”
работа у людей различается: то, что кажется
интересным или скучным для одного, совсем
не обязательно будет интересно другим.
5. Существуют также и другие факторы.
Стресс может возникнуть в результате
плохих физических условий, например,
отклонений в температуре помещения, плохого
освещения или чрезмерного шума. Неправильные
соотношения между полномочиями и ответственностью,
плохие каналы обмена информацией в организации
и необоснованные требования сотрудников
друг к другу тоже могут вызвать стресс.
2.2.Профилактика стресса
и методы борьбы со стрессом.
От конфликтных ситуаций можно и нужно
защищаться. В настоящее время проблема
психоэмоционального стресса стала не
только медицинской, но и социальной. Развитие
человеческого общества, к сожалению,
часто приводит к созданию конфликтных
социальных ситуаций. Они включают и военные,
и экономические конфликты, и экологические
катастрофы
Профилактику стресса необходимо строить
на научной основе.[9]
Методы работы со
своим состоянием в стрессовой ситуации
1. По возможности смените обстановку.
Например, если предыдущий этап переговоров
закончился “накалом” эмоций, то целесообразно
проводить следующие переговоры в другом
помещении либо хорошо продумать дизайн
существующей “переговорной” комнаты.
При необходимости обратитесь к специалистам.
2. В перерыве сполосните руки холодной
водой.
3. Следите за своим дыханием. Если вы хотите
оставаться хладнокровным и эмоционально
не зацепленным, то длительности вашего
выдоха должна быть больше, чем длительность
вдоха.
4. Обратите внимание на окружающие вас
предметы, назовите их мысленно на выдохе.
Тогда вам будет легче донести до вашего
визави содержание своих мыслей в максимально
корректной форме. Некоторым людям с “горячим”
темпераментом психологи рекомендуют
досчитать до 100, прежде чем начать возражать
оппоненту.
Возможно, в первое время вам будет нелегко
выполнять перечисленные техники работы
со своим состоянием в ситуациях “предстартовой
лихорадки” и после стресса. Однако здесь
главное — выработать навык. Если вам
сложно работать над своим стрессом в
одиночку, то можно обратиться к специалисту
— психологу или психотерапевту — за
индивидуальной консультацией либо пройти
обучение на семинаре по соответствующей
теме.
Метод рационализации
предстоящего события.
Для этого следует максимально детально
представить ситуацию, которая вас ожидает:
где произойдет волнующее вас событие,
во что вы будете одеты, что вы будете говорить,
во что будет одет собеседник, что он будет
говорить. В реальности детали могут быть
не такими, однако это неважно. В результате
у вас снизится уровень неопределенности
и, как следствие, снизится повышенный
уровень эмоций, мешающий работать.
2. Метод избирательной позитивной ретроспекции
(полезен для тех, кто часто сомневается).
Вспомните ситуацию, в которой вы решили
свою проблему и можете гордиться собой
и своими действиями. Запишите все комплименты,
которые можете себе сделать. Теперь подумайте,
если вы раньше уже успешно решили подобную
задачу, то есть все основания полагать,
что и с настоящим заданием вы справитесь
так же успешно.
3. Метод избирательной негативной ретроспекции.
Запишите все свои провалы и проанализируйте
их причины: нехватка ресурсов (если да,
то каких), недостаточное планирование
и т.п. Постарайтесь учесть выявленные
ошибки при планировании своих действий
в будущем.
4. Метод зеркала.
В момент волнения отметьте, в какой позе
находится ваше тело. Придайте ему позу
уверенности. Изменение позы вызовет изменения
на физиологическом уровне (организм станет
вырабатывать меньше адреналина), и ваши
негативные эмоции исчезнут или их уровень
понизится.
5. Метод детальной визуализации неудачного
исхода ситуации (предельное усиление).
Практические рекомендации людям, страдающим
от чрезмерного стресса на работе:
1. Разработайте систему приоритетов
в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: “должен
сделать сегодня”, “сделать позднее на
этой неделе” и “сделать, когда будет время”.
2. Научитесь говорить “нет”, когда достигнете
предела, после которого вы уже не можете
взять на себя больше работы. Объясните
своему начальнику, что понимаете важность
задания. Затем опишите конкретные приоритетные
работы, над которыми в настоящее время
работаете. Если он настаивает на выполнении
нового задания, спросите, какую работу
вы должны отложить до завершения нового
задания.
3. Наладьте особенно эффективные и надежные
отношения с вашим начальником. Поймите
его проблемы и помогите ему понять ваши.
Научите вашего начальника уважать ваши
приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать
обоснованные поручения.
4. Не соглашайтесь с вашим руководителем
или кем-либо, кто начинает выставлять
противоречивые требования (конфликт
ролей). Объясните, что эти требования
тянут вас в противоположных направлениях.
Попросите устроить совещание со всеми
заинтересованными сторонами, чтобы выяснить
вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной
позиции; просто объясните, какие конкретные
проблемы создают для вас противоречивые
требования.
5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам,
когда вы почувствуете, что ожидания или
стандарты оценки вашего задания не ясны
(неопределенность ролей). Скажите им,
что вы несколько неуверенны относительно
ряда конкретных, связанных с заданием
вопросов и хотели бы иметь возможность
обсудить эти вопросы с ними.
6. Обсудите чувство скуки или отсутствие
интереса к работе со своим руководителем.
Еще раз учтите, не следует становиться
в положение жалующегося. Объясните, что
вы сторонник требующей отдачи сил работы
и хотели бы иметь возможность принять
участие в других видах деятельности.
7. Найдите каждый день время для отключения
и отдыха. Закройте на пять минут дверь
каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь
ноги, полностью расслабьтесь и выбросьте
работу из головы. Обратитесь к приятным
мыслям или образам, чтобы освежить мозг.
Уходите время от времени из конторы, чтобы
сменить обстановку или ход мыслей.
Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу
после того, как вам следовало бы уже идти
домой, или заняться другой работой.
Чтобы управлять другими, достигая при
этом высокой производительности труда
и низкого уровня стресса, можно предлагожить следующее.
1. Оцените способности, потребности и
склонности ваших работников и попытайтесь
выбрать объем и тип работы для них, соответствующие
этим факторам. Как только они продемонстрируют
успешные результаты при выполнении этих
задач, повысьте им рабочую нагрузку, если
они того желают. В подходящих случаях
делегируйте полномочия и ответственность.
2. Разрешайте вашим работникам отказываться
от выполнения какого- либо задания, если
у них есть для этого достаточные основания.
Если необходимо, чтобы они выполнили
это задание, объясните, почему это нужно,
и установите приоритеты в их работе, чтобы
дать необходимое время и ресурсы для
выполнения дополнительного задания.
3. Четко опишите конкретные зоны полномочий,
ответственности и производственных ожиданий.
Используйте двустороннюю коммуникацию
и информацию своих подчиненных ( обратную
связь ).
4. Используйте стиль лидерства, соответствующий
требованиям данной ситуации.
5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение
за эффективную работу.
6. Выступайте в роли наставника по отношению
к вашим подчиненным, развивая их способности
и обсуждая с ними сложные вопросы.
Заключение
Конфликт представляет собой сложный
и динамичный процесс. Он является одним
из важнейших социальных процессов, поэтому
им можно и нужно управлять, более того,
им нужно уметь управлять. Современная
точка зрения заключается в том, что даже
в организациях с эффективным управлением
некоторые конфликты не только возможны,
но и желательны. Во многих ситуациях они
помогают выявить разнообразие точек
зрения, дают дополнительную информацию,
позволяют выявить большее число альтернатив
и т.д. Это, в свою очередь, делает процесс
принятия решения группой более эффективным,
а также дает людям возможность выразить
свои мысли и тем самым удовлетворить
личные потребности в уважении и власти.
Кроме того, положительная роль конфликта
заключается в следующем:
· он помогает членам организации лучше
понимать возникающие проблемы и находить
пути их разрешения;
· усиливает способность организации к
изменениям, направляя накопившееся напряжение
в созидательное русло;
· повышает энергичность членов организации
и усиливает их мотивацию к разрешению
проблем;
· позволяет передать обязательства и
ценности каждого члена коллектива та,
что другие могут принимать их во внимание;
· может укрепить взаимоотношения, повысить
сплоченность организации за счет уменьшения
повседневных раздражений коллег по работе
и ускорить групповое объединение;
·
· повышает качество принимаемых решений
за тщательности их продумывания;
· может способствовать самостоятельному
наращиванию знаний, повышению уровня
квалификации;
· помогает членам организации понять,
что для них важно и как они пытаются управляться
с конфликтом, а это дает им знание о самих
себе;
·
· зачастую делает межличностные отношения
более интересными и может быть развлечением,
если не принимается слишком всерьез.
Остается надеяться, что, несмотря на все
сложности, конфликты в России тоже скоро
будут решаться цивилизованно.
Список использованной
литературы:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология:
Учебник для вузов. ЮНИТИ, 1999. 551 с.
2. Вершинин М.С. Конфликтология (конспект
лекций). СПб, 2000.
3. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина.
СПб.: Издательство 1999. 448 с.
4. Скотт Джини Грехем. Конфликты. Пути их
преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991.
189 с.
5. Локутов С.П. Конфликты в коллективе:
причины, управление, минимизация.- М.:
Вентана-Граф, 2001.
6. Сомова Л.К. Разрешение конфликтов //Менеджер.-
2000.- № 11.
7. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.
- М.: Гардарика, 1996
8. Чумиков А.Н. Управление конфликтом. –
М., 1996.
9. Кошелев А. Н., Н. Н. Иванникова, Конфликты
в организации: виды, назначение, способы
управления, Альфа-Пресс, М., 2007.
10. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики.
2000.
11. Донцов А. И. Психология коллектива. —
М.: МГУ. 2004.
12. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта.
— М.: Аспект Пресс. 1996.
13. Самоукина Н. Карьера без стресса. –
СПб.: Питер, 2004. - С. 23-27.
14. Соломанидина Т.О. Организационная культура
компании. – М.: ООО Журнал «Управление
персоналом», 2005. - 456 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
|
| |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 2
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[1] Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология:
Учебник для вузов. ЮНИТИ, 1999. С. 25
[2] Скотт Джини Грехем. Конфликты. Пути
их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991.
С.165
[3]
[4] 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология:
Учебник для вузов. ЮНИТИ, 1999. С.125-127
[5] Локутов С.П. Конфликты в коллективе:
причины, управление, минимизация.- М.:
Вентана-Граф, 2001.
[6] Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики.
2000. С.154
[7] Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарики.
2000. С.157-158