Природа менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Управленческая работа сложна, многообразна, трудоемка. Около одной десятой трудоспособного населения развитых стран мирового сообщества занято в этой сфере деятельности. Чтобы ее осуществлять профессионально и эффективно, необходима соответствующая организация этой работы, опирающаяся на объективные законы.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Природа менеджмента…………………………………………………………3
3. Основные функции управления по Анри Файолю ……………………….…5
4. Прогнозирование и планирование как два взаимосвязанных элемента……………………………………………………………………………5
4.1. Почему прогнозировать сложно?
5. Планирование…………………………………………………………………..7
5.1. Планирование в нашей жизни
5.2. Планирование как управленческое решение
5.3. Методы планирования
6. Создание организационных структур как функция менеджмента……….....9
6.1. Вклад А.В.Суворова в менеджмент
6.2. Делегирование полномочий (делократия)

7. Руководство……………………………………………………………………11
7.1. Команда - основа успеха
7.2. Распорядительство
7.3. Менеджер как специалист
8. Координация…………………………………………………………………..13
8.1. Совещания
8.2. Типовая процедура подготовки документа
8.3. Поиск компромиссов
9. Контроль……………………………………………………………………….15
9.1. Контроль и корректировка планов
9.2. Доверяй, но проверяй
10. Связующие процессы……………………………………………………….16
11.Заключение …………………………………………………………………..18
12.Список используемых источников………………………………………….19

Файлы: 1 файл

менеджмент курсовая - копия.docx

— 46.94 Кб (Скачать)

 

Содержание:

1.Введение…………………………………………………………………………3

2. Природа менеджмента…………………………………………………………3

3. Основные функции управления по Анри Файолю ……………………….…5

4. Прогнозирование и планирование как два взаимосвязанных элемента……………………………………………………………………………5 
4.1. Почему прогнозировать сложно?

5. Планирование…………………………………………………………………..7 
5.1. Планирование в нашей жизни 
5.2. Планирование как управленческое решение 
5.3. Методы планирования

6. Создание организационных структур как функция менеджмента……….....9 
6.1. Вклад А.В.Суворова в менеджмент 
6.2. Делегирование полномочий (делократия)

 
7. Руководство……………………………………………………………………11 
7.1. Команда - основа успеха 
7.2. Распорядительство 
7.3. Менеджер как специалист

8. Координация…………………………………………………………………..13 
8.1. Совещания 
8.2. Типовая процедура подготовки документа 
8.3. Поиск компромиссов

9. Контроль……………………………………………………………………….15 
9.1. Контроль и корректировка планов 
9.2. Доверяй, но проверяй

10. Связующие процессы……………………………………………………….16

11.Заключение …………………………………………………………………..18

12.Список используемых источников………………………………………….19

 

 

            1.Введение.

В настоящее время целью современного менеджмента является обеспечение достижения целей организации путем рационального распределения ресурсов предприятия и организации результативной работы персонала. Объектом внимания менеджеров в сфере крупного и малого бизнеса выступает производственно-хозяйственная деятельность организации.

Поскольку любая организация не является самообеспечивающейся системой и зависит от внешней среды, то секрет ее выживания зависит от умения менеджеров анализировать и «видеть» те возможности и угрозы, которые открываются во внешней среде по отношению к организации, и своевременно адаптировать организацию к ним.

 Управленческая работа сложна, многообразна, трудоемка. Около одной десятой трудоспособного населения развитых стран мирового сообщества занято в этой сфере деятельности. Чтобы ее осуществлять профессионально и эффективно, необходима соответствующая организация этой работы, опирающаяся на объективные законы.

 

            2.Природа менеджмента.

Термин "менеджмент" появился в российском лексиконе сравнительно недавно. В конце 80-х г.г. на волне "перестройки" стали появляться первые обучающие кооперативы, культурные центры, где начали изучать, в частности, и менеджмент, а затем стали возникать целые институты менеджмента, как, например, Международный институт менеджмента в Санкт-Петербурге и другие.

"Менеджмент" в американском  лексиконе имеет широкое значение. Это и способ обращения с  людьми, и система административного  управления, и сфера профессиональной  деятельности специально подготовленных  людей - менеджеров, и, кроме того, это  наука управления.

Среди российских ученых нет однозначного подхода к определению содержания менеджмента. Так, ряд авторов склонны считать, что "менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Иначе говоря, менеджмент - это управление в условиях рынка, рыночной экономики..."

Другая группа российских ученых, соглашаясь, что управление представляет "особый вид отношений между людьми", содержание которого "состоит в том, что один человек хочет добиться от другого того, чего другой сам по себе бы не делал", в то же время считает, что управление - это "функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима активности, реализацию программы, цели деятельности", а менеджмент - это "наука об эффективности управления предприятием; она включает в себя учение о принципах организации предприятия (юридическая часть), о стратегии его развития (идеологическая часть), о подборе персонала (социологическая часть) и способах оптимизации его работы (психологическая часть)".

Среди американских специалистов также нет однозначного понимания и определения содержания менеджмента. Так, один из самых известных специалистов и основателей этой дисциплины Питер Друкер писал, что управление - "это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу". Авторы известного учебника М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури дают такое определение: "Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации".

Не трудно заметить, что определения американских специалистов, в отличие от российских, носят более универсальный характер. Природа менеджмента связана с природой человека, как существа социального и самоорганизующегося. Процесс самоорганизации социума и представляет собой сущность менеджмента.

Менеджмент как система управления в целом, как специфический вид деятельности, без которого не может существовать ни одно общество, ни одно государство, можно рассматривать в качестве относительно самостоятельной сферы жизни общества, которую выдающийся русский мыслитель А.А. Богданов называл всеобщей организационной наукой или тектологией.

 

3. Основные функции управления по Анри Файолю

В кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами Анри Файоля: "Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать". В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления, которым посвящена настоящая глава.

Выделенные А.Файолем пять функций менеджмента дают основу для анализа работы современного управляющего. Рассмотрим их подробнее.

4. Прогнозирование и планирование как два взаимосвязанных элемента.

Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Планирование же - это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого. В работе менеджера они тесно связаны.

Разберем простой пример, показывающий взаимосвязь прогнозирования и планирования. Представьте себе, что вы находитесь в степи, а ваша максимальная скорость ходьбы - 6 километров в час. Тогда можно предсказать, что через час вы будете находиться в какой-то точке круга радиуса 6 километров с центром в начальной точке. Результаты прогнозирования вы можете использовать для планирования. Если место, куда вы направляетесь, отстоит от начальной точки не более чем на 6 километров, то вы доберетесь туда пешком не более чем за час. Если же это расстояние - 18 километров, то прогноз показывает невозможность решения поставленной задачи. Что же делать? Либо отказаться от своего намерения, либо увеличить выделенной время (до 3 часов), либо воспользоваться более быстрым транспортным средством, чем ноги (автомобилем, вертолетом).

4.1. Почему прогнозировать сложно?

Иногда прогноз основан на хорошо изученных закономерностях и осуществляется наверняка. Никто не сомневается, что вслед за ночью наступит день. Методы прогнозирования движения космических аппаратов разработаны настолько, что возможна автоматическая стыковка кораблей. Однако встающие перед менеджером проблемы прогнозирования обычно не позволяют дать однозначный обоснованный прогноз. Почему же остается неопределенность?

Не претендуя на полную классификацию различных видов неопределенностей, укажем некоторые из них. Часть связана с недостаточностью знаний о природных явлениях и процессах, например:

- неопределенности, связанные  с недостаточными знаниями о  природе (например, нам неизвестен  точный объем полезных ископаемых  в конкретном месторождении, а  потому мы не можем точно  предсказать развитие добывающей  промышленности и объем налоговых  поступлений от ее предприятий),

- неопределенности природных  явлений, таких, как погода, влияющая  на урожайность, на затраты на  отопление, на туризм, на загрузку  транспортных путей и др.

- неопределенности, связанные  с осуществлением действующих (неожиданные  аварии) и проектируемых (возможные  ошибки разработчиков или физическая  невозможность осуществления процесса, которую заранее не удалось  предсказать) технологических процессов.

Многие возможные неопределенности связаны с ближайшим окружением фирмы, менеджер которой занимается прогнозированием:

- неопределенности, связанные  с деятельностью участников экономической  жизни (прежде всего партнеров  и конкурентов нашей фирмы), в  частности, с их деловой активностью, финансовым положением, соблюдением  обязательств,

- неопределенности, связанные  с социальными и административными  факторами в конкретных регионах, в которых наша фирма имеет  деловые интересы.

Большое значение имеют и неопределенности на уровне страны, в частности:

- неопределенность будущей  рыночной ситуации в стране, в  том числе отсутствие достоверной  информации о будущих действиях  поставщиков в связи с меняющимися  предпочтениями потребителей,

- неопределенности, связанные  с колебаниями цен (динамикой  инфляции), нормы процента, валютных  курсов и других макроэкономических  показателей,

- неопределенности, порожденные  нестабильностью законодательства  и текущей экономической политики (т.е. с деятельностью руководства  страны, министерств и ведомств), связанные с политической ситуацией, действиями партий, профсоюзов, экологических  и других организаций в масштабе  страны.

Часто приходится учитывать и внешнеэкономические неопределенности, связанные с ситуацией в зарубежных странах и международных организациях, с которыми вы поддерживаете деловые отношения.

Таким образом, менеджеру приходится прогнозировать будущее, принимать решения и действовать, буквально купаясь в океане неопределенностей. Полезно ввести их классификацию на СТЭП-факторы (по первым буквам от слов - социальные, технологические, экономические, политические) и факторы конкурентного окружения. СТЭП-факторы действуют независимо от менеджера, а вот конкуренты отнюдь к нам не безразличны. Возможно, они будут бороться с нами, стремиться к вытеснению нашей фирмы с рынка. Но возможны и переговоры, ведущие к обоюдовыгодной договоренности.

 

 

   5. Планирование.

5.1. Планирование как управленческое решение

Планирование как часть работы менеджера имеет много общего с планированием в личной жизни. Применяется он не к рутинным ежедневным делам, а к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы.

Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. В его книге описано планирование в концернах "Даймлер-Бенц" и "Сименс". Таким образом, решения в области планирования - частный вид управленческих решений .

Выделяют стратегическое планирование, ориентированное на продолжительное существование предприятия, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное планирование - формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе на базе стратегических целей.

Надо предупредить об одном укоренившемся заблуждении. После развала СССР слова "план", "плановая экономика" стали употребляться с отрицательным оттенком. Недостатки экономики СССР некоторые связывали с тем, что она была "плановой". Однако знакомство с опытом ведущих западных компаний, с западной наукой об управлении показывает, что вопросам планирования на Западе уделяется больше внимания, планы готовились и готовятся более тщательно, чем это было в СССР. Например, очереди в советских магазинах и недостаток ряда товаров объясняется прежде всего плохим планированием системы торгового обслуживания и, соответственно, выпуска товаров народного потребления.

5.2. Методы планирования

Технология планирования хорошо разработана и постоянно используется. Исходя из миссии и основных принципов фирмы, отвечающих на вопрос "Зачем?", формулируются стратегические цели, указывающие, что делать в целом. Затем они конкретизируются до задач, а те - до конкретных заданий. Далее подсчитываются необходимые ресурсы - материальные, финансовые, кадровые, временные - и при необходимости пересматриваются задания, задачи и цели. В результате получают реально осуществимый план. Очень важно, что необходимы резервы на случай непредвиденных обстоятельств.

Обычно выделяют восемь этапов в процессе планирования.

Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.

Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?

Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей ?

Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой ?

Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?

Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.

Информация о работе Природа менеджмента