Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 19:51, реферат
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от неуспешных тем, что имеет более динамическое и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий некоторыми особенностями способ управления организацией. Синонимами слов «руководство» и «руководитель» является слова лидерство и лидер.
Дезертир использует низкую степень ориентации и на задачи, и на отношения в ситуации, которая не приемлет такого стиля организационного поведения, поэтому он неэффективен. Как правило, это люди с пассивной жизненной позицией.
Со второй половины ХХ в. Наравне с описанными выше нормативистскими теориями руководства и лидерства стали развиваться ситуационные модели. Основателем ситуационного подхода является Фред Фидлер, опубликовавший работу «Теория эффективного лидерства» в 60-х гг. Он строил свои размышления о причинах, на основе трех критериев.
Сочетания этих трех критериев дают в результате целую гамму управленческих ситуаций, начиная от идеальной, где менеджер обладает большим объемом властных полномочий, занимая высокое положение в организации. Он ответствен за четко структурированную задачу и у него хорошие, гармоничные, взаимоотношения с подчиненными. Противоположный характеризуется низким объемом властных полномочий, несформулированной задачей и плохими отношениями со своими подчиненными.
Ранее мы уже говорили об исследованиях Лайкерта, который вместе со своими коллегами выдвигал гипотезу о существовании руководителей, ориентированных на человека и направленных на выполнение задания.
В начале 70-х гг. Фидлер выделил два типа управляющих: первый из них способен работать со всеми типами работников, даже трудными. Согласно Фидлеру, лидеры этого типа оптимально действуют в стабильных, устойчивых, неэкстремальных ситуациях. Менеджеры второго типа не способны эффективно взаимодействовать с трудными работниками. Они считают, что существуют некоторые черты личного характера, которые снижают уровень производительности конкретного работника. Данный тип руководителей может проявить себе лучшим образом в кризисных ситуациях или ситуациях, близких к идеалу.
Инструментальный
подход Теренса Митчела и Роберта
Хауса. Основная мысль этой теории состоит
в том, что руководитель может
побуждать подчиненных к
-
менеджер может влиять на
-
менеджер может подробно
-
менеджер может оказывать
- менеджер должен искусственно создавать такие потребности, которые находятся в его компетенции и которые он сможет удовлетворить;
-
менеджер должен удовлетворить
потребности подчиненных,
Что касается стиля управления менеджера, то он должен адаптироваться к создавшейся ситуации и взаимоотношений подчиненных, содержания самой работы, сложившихся в организации культуры и стереотипов поведения, наконец, личных качеств управляющего.
Как и Фидлер, Хаус разделял точку зрения Лайкерта о существовании двух основных ориентаций руководителя. Однако Хаус предложил актуализировать модель Лайкерта в соответствии с условиями 70-х гг. и ввел еще два стиля: партисипативное руководство, поощряющее участие работников в процессе принятия решения; и стиль, ориентированный на достижение – подразумевающее постановку перед работником довольно сложных и разнообразных заданий, требующих использования всего своего личностного потенциала.
Партисипативному стилю лидерства свойственны следующие черты: 1) регулярные совещания руководителя с подчиненными; 2) открытость в отношениях между руководителем и подчиненными; 3) вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений; 4) делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий и прав; 5) участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений; 6) создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений предоставление работнику возможности автономно разрабатывать проблемы и новые идеи.
Здесь следует отметить, что партисипативный стиль не является универсальным и имеет некоторые ограничения. Он применим, если: 1) руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных; 2) подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости, личностном росте и интерес к работе; 3) задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого подхода. Таким образом, этот стиль целесообразен в наукоемких производствах, фирмах новаторского типа и научных организациях.
Основные ситуационные факторы модели Хауса-Митчела – это личные качества подчиненных и влияния внешней среды. В качестве параметров фактора личных качеств выступают: вера в предопределенность происходящего от действий индивида или локус –контроля, склонность работников к подчинению и их способности. Фактор внешней среды определяют следующие параметры: содержание и структура работы; формальная система власти в организации; групповая динамика и нормы.
Модель
принятия решения руководителем
Виктора Врума и Филиппа
Данный подход опирается на идею о том, что в зависимости от ситуации, типа проблемы лидер обязан выбирать стиль своего поведения и принятия решений. Целью лидера является верное определение стиля, использование которого окажется наиболее подходящим в конкретной ситуации.
Специфика
модели состоит в том, что здесь
рассматривается лишь вопрос привлечения
подчиненных к участию в
Несколько позже Врум и Артур Яго конкретизировал свои исследования, сформулировав основную проблему менеджера как способность адаптировать свое поведение к требованиям ситуации. Важным аспектом этой ситуации является возможность выбора и применения определенной модели принятия решений к конкретной обстановке.
Модель ситуационного лидерства Дж. Стинсона – Т. Джонсона синтезирует предыдущие модели Митчела – Хауса и Ф. Фидлера. Согласно им, уравень интереса к работе определяется не только личными характеристиками исполнителей и требованиями внешней среды, но и характером самой работы, т.е. степенью ее структурированности.
Основная
идея теории жизненного цикла Поля
Херси и Кен Бланшар, созданной
в начале 80-х гг. состоит в том,
что эффективность стиля
Согласно
этой модели, существует четыре стиля
лидерства: «дающий указание», «продающий»,
«участвующий» и «делегирующий»
Модель любви и ненависти А. Этциони, который развивает идеи, высказанные Макиавелли в работе «Князь». В ней Макиавелли задавался следующим вопросом: что лучше – строить взаимоотношения принца со своими подчиненными на дружеских отношениях или на страхе.
По мнению Этциони, руководитель должен развивать как свою персональную, личностную власть, так и власть позиционную, подтверждаемую формальной структурой организации. Их необходимо чередовать, так как отношения, постоянные на любви, непостоянны и краткосрочны, если у подчиненных нет страха перед возмездием. Отношения же страха – более длительны, но чреваты скрытым сопротивлением со стороны подчиненных.
Эффективный руководитель должен иногда жертвовать краткосрочными отношениями ради долговременного уважения, которое, по Этциони, подразумевает отношения страха.