Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:11, реферат
Актуальность темы определяется тем, что принятие решений – это неотъемлемая часть работы менеджера и жизни организации в целом.
Цель работы – изучить влияние решений на управление.
Для достижения цели необходимо раскрыть сущность процесса разработки и принятия управленческих решений в деятельности менеджера.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Процесс разработки и принятия управленческих решений…………………4
2. Принятие управленческих решений как функция менеджера……………..10
3. Разработка и принятие управленческих решений в
управлении персоналом…………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………..………….
Из всех управленческих обязанностей, выполняемых руководителями и менеджерами, принятие решений является неотрывной чертой каждого проявления взаимоотношений людей, машин, материалов и технологий.
Самым важным качеством любого менеджера должна быть его готовность и стремление принимать важные и трудные решения.
Принятие решения призвано обеспечить продвижение к поставленным перед организацией ориентирам, целям с учетом ограниченности ресурсов.
На принятие управленческого решения влияет множество факторов. Их можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние факторы:
- знание и опыт управленца;
- качество управленческого решения и т.п.;
- волевые способности управленца (умение отстоять принятое решение, реализовать его).
Внешние факторы:
- наличие своевременной информации;
- время, предоставленное для принятия решений;
- уровень полномочий управленца;
- регламентация процесса
принятия управленческого
- возможность реализации управленческого решения;
- важность управленческого решения для исполнителей [17, с.85].
Принимая во внимание, что принятие решений всегда ориентировано на конечную цель, а они как правило, различны, существует несколько моделей принятия решений с определенными для каждой алгоритмами. Ниже рассмотрим некоторые модели.
1. Классическая модель. Применяется
в ситуациях, когда точно
Алгоритм принятия решения: определение проблемы; сбор максимального количества информации; расстановка приоритетов в оценке альтернатив; выбор альтернативного варианта по заранее обозначенным критериям.
Данная модель эффективна при реализации заранее определенных и не подлежащих изменению целей.
2. Административная модель.
Применяется в ситуациях
Алгоритм принятия решения: описание проблемы; поиск вариантов решений с учетом доступных на данный момент ресурсов (человеческих, финансовых и информационных); интуитивное принятие ситуативного решения.
Подобный вид решений направлен на быстрое изменение ситуации и имеет достаточно высокую степень риска.
3. Политическая модель. Применяется
в условиях несогласованности
целей сотрудников или
Алгоритм принятия решения: выявление интересов, целей и ценностей всех заинтересованных сторон; обмен информацией; групповая дискуссия; принятие решения на основе результатов переговоров.
Такую модель зачастую используют для определения общих целей и совместной выработки решений. Речь может идти о каких-либо стратегических задачах, на перспективу.
Принятие решений является основной функцией менеджера.
В зависимости от личностных особенностей менеджера существуют следующие стили принятия решений:
1) директивный стиль, решения понятные, простые для восприятия подчиненных. Принимаются быстро, без углубления в подробности и всестороннего анализа. Носят рациональный характер;
2) аналитический стиль, решения принимаются на основе глубокого изучения проблемы и рассмотрения всех возможных вариантов. Отличаются взвешенностью и обоснованностью;
3) концептуальный стиль, творческий, креативный подход к процессу принятия решения. Сбор информации и выработка решения осуществляются путем обсуждения проблемы с другими людьми;
4) поведенческий стиль, решения принимаются с учетом интересов и анализа возможных последствий для тех, кого они непосредственно касаются или затрагивают. Ориентированы на межличностные отношения.
Если рассматривать менеджера
как лицо, принимающее решения, то
в основном он ориентируется на поведенческие
аспекты. С поведенческой точки
зрения часто рассматриваются
Еще одним важным аспектом для управленческого решения является организация, в которой оно принято. В процессе выполнения целей организации и возникает потребность в принятии управленческих решений. Поэтому именно организационные цели и могут служить основой для оценки успеха принятого решения. Управленческие решения и организации существуют в рамках взаимозависимых отношений.
Менеджеры и организации представляют собой подсистему в рамках более крупной окружающей их системы, частью которой они и являются. В дипломной работе в качестве системы рассматривается организация.
Внешней средой конкретной
организации являются ее акционеры,
которые прямо заинтересованы в
результатах решений, принимаемых
менеджерами. Корни управленческого
решения уходят в окружающую среду,
где в случае необходимости и
возможности формируется
Исход управленческого решения
- это те результаты, которых ожидает
руководство при принятии решения.
Исход является основным аспектом управленческого
решения потому, что в нем отражается
превалирующее отношение
Существующее отношение лиц, принимающих решение, предопределяет, попытаются ли они достичь максимально приемлемого исхода при данных условиях с сопутствующей им возможностью неудачи, или они просто попытаются достичь цели посредством использования "удовлетворительного" подхода, в рамках которого не может быть речи о максимизации успеха, но который гарантирует более стабильный положительный результат. В любом случае ожидания менеджеров относительно исхода обязательно являются основным импульсом, предопределяющим выбор, и поэтому требуют особого внимания при анализе различных аспектов управленческого решения [13, с.59].
3. Разработка и принятие управленческих решений
в управлении персоналом
Кадровый менеджмент - менеджмент,
направленный на развитие и эффективное
использование кадрового
- оперативный уровень управления, на котором доминирует кадровая работа;
- тактический уровень управления, на котором доминирует управление персоналом;
- стратегический уровень
управления, на котором доминирует
управление человеческими
- политический уровень управления корпорацией - разработка и контроль за реализацией кадровой политики;
- вид деятельности по
руководству людьми, направленный
на достижение целей
В кадровом менеджменте используют схожие приемы и методы маркетинга и организации производства, поэтому в конкурентной борьбе основное различие между компаниями заключается в персонале и системе управления персоналом. В этой связи кадровые решения становятся одними из наиболее важных решений, принимаемых на предприятии.
Объект управления в кадровом менеджменте - персонал предприятия.
Субъект управления, т.е. лица, принимающие решения, - руководство предприятия, специалисты по персоналу.
В состав кадровой службы могут входить:
- менеджеры по персоналу;
- специалисты-психологи;
- архивариусы;
- специалисты по внешним связям;
- специалисты по планированию потребности в кадрах;
- специалисты по планированию и развитию карьеры.
Особенность субъектов управления кадрами состоит в том, что определяющими характеристиками профессионализма менеджера (наряду с владением методами управления) являются психоаналитические способности, опыт и знание сути деятельности работников.
Рассмотрим факторы, влияющие на принятие кадровых решений. К ним можно отнести следующее:
- специализация (сфера деятельности) предприятия;
- цели деятельности предприятия;
- правовое регулирование трудовых отношений;
- наличие профсоюзов;
- экономические условия на рынке;
- состояние рынка труда;
- место расположения
- организационно-правовая форма предприятия;
- степень централизации управления;
- корпоративная культура;
- организационная структура предприятия;
- уровень развития системы управления персоналом;
- особенности рабочих групп;
- стиль и опыт лидера, и т.д.
Среди основных функций кадрового менеджмента:
- определение потребности в персонале;
- обеспечение
- использование персонала;
- развитие персонала;
При принятии кадровых решений имеются свои особенности:
1) деятельность работника
имеет многообразные
2) необходимость согласования
в процессе принятия решений
взаимодействий менеджера,
3) влияние факторов внешней
среды, а также факторов, связанных
с особенностями
4) объектом кадровых решений выступают как участвующие в процессе их принятия лица, так и процессы формирования и развития трудового потенциала;
5) разнообразие принимаемых
кадровых решений - по непосредственному
руководству, составу
6) распространенность
7) на характер принимаемых решений существенное влияние оказывает стиль руководства людьми (ориентация на работу или ориентация на человека);
8) современные условия
развития системы управления
персоналом не вписываются в
рамки традиционной
Определим этапы процедуры разработки принятия кадровых решений:
1) обоснование и осознание
необходимости принятия
2) определение критериев оценки принимаемых решений;
3) определение приоритетов (значимость критериев);
4) определение возможных альтернатив решения проблемы;
5) оценка альтернатив;
6) выбор оптимального решения. [12, с.31-33].
На каждом их этапов возможно появление управленческих ошибок, которые могут быть следующими:
- попытки борьбы не
с причинами, порождающими
- желание максимально
формализовать процесс работы
с персоналом, когда все усилия
направляются на введение
- ошибочное мнение о
том, что руководитель владеет
всей информацией, необходимой
для принятия эффективных
Основа руководства любой целенаправленной, сознательной и организованной деятельностью - подготовка, выработка и реализация решений.
Перед руководителем стоят проблемы выбора в условиях большей или меньшей неопределенности, и успешность принимаемых решений зависит от многих факторов.
При управлении организацией в современных рыночных условиях в России степень неопределенности и риска намного возрастает из-за воздействия таких факторов, как нестабильность рыночных отношений, политической и законодательной ситуации; слабо предсказуемое поведение субъектов рынка.
Информация о работе Принятие решений как составная часть управленческой функции