Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:11, реферат
Актуальность темы определяется тем, что принятие решений – это неотъемлемая часть работы менеджера и жизни организации в целом.
Цель работы – изучить влияние решений на управление.
Для достижения цели необходимо раскрыть сущность процесса разработки и принятия управленческих решений в деятельности менеджера.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Процесс разработки и принятия управленческих решений…………………4
2. Принятие управленческих решений как функция менеджера……………..10
3. Разработка и принятие управленческих решений в
управлении персоналом…………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………..………….
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Процесс разработки
и принятия управленческих
2. Принятие управленческих решений как функция менеджера……………..10
3. Разработка и принятие управленческих решений в
управлении персоналом……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………..………….
Введение
В современных условиях российской
экономики разработка эффективных
решений является основополагающей
предпосылкой обеспечения
Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует принятия надежных решений и эффективного обмена информацией. Опыт выдающихся менеджеров и практика преуспевающих компаний свидетельствует о том, что эффективное управление невозможно разработки и выбора правильных управленческих решений.
Разработка и принятие
решений - неотъемлемый и доминирующий
процесс при осуществлении
Актуальность темы определяется тем, что принятие решений – это неотъемлемая часть работы менеджера и жизни организации в целом.
Цель работы – изучить влияние решений на управление.
Для достижения цели необходимо раскрыть сущность процесса разработки и принятия управленческих решений в деятельности менеджера.
1. Процесс разработки и принятия
управленческих решений
Управленческое решение - это продукт управленческого труда, а его принятие-процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации [5, с.132].
Принятие решения - это
сознательный выбор из имеющихся
вариантов направления
Решение должно отвечать ряду требований. Главные среди них - обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность, эффективность (степень достижения поставленной цели в сопоставлении с расходом ресурсов).
Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить надлежащими полномочиями, возложив на них в то же время ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с теми решениями, что принимались ранее (как по вертикали, так и по горизонтали управления (здесь, конечно, не имеется в виду тот случай, когда ставится задача кардинального изменения всей политики развития).
Наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Компетенция - это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Однако, число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.
Возглавляет разработку управленческого решения лицо (или орган управления), принимающее решение. Как правило, функции принятия решений по вопросам развития, стратегического планирования и текущего, оперативного управления разделены между первым и вторым лицами, осуществляющими управление.
Приведем основные условия обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения:
1) применение к разработке
управленческого решения
2) изучение влияния
3) обеспечение лица, принимающего
решение, качественной
4) применение методов
функционально-стоимостного
5) структуризация проблемы и построение дерева целей;
6) обеспечение сопоставимости
(сравнимости) вариантов
7) обеспечение многовариантности решений;
8) правовая обоснованность принимаемого решения;
9) автоматизация процесса
сбора и обработки информации,
процесса разработки и
10) разработка и функционирование
системы ответственности и
11) наличие механизма реализации решения [7, с.74].
Основными функциями процесса управления являются:
1) непрерывное получение, сбор, изучение, анализ и обобщение данных об обстановке;
2) своевременное принятие
решения при организации и
ведении хозяйственных и
3) постановка задач подчиненным;
4) планирование мероприятий;
5) организация и поддержание взаимодействия между фирмами;
6) организация и проведение
мероприятий по улучшению
7) постоянный контроль
над правильным пониманием
8) проведение других мероприятий,
В процессе принятия решения люди могут играть разные роли. Будем называть человека, фактически осуществляющего выбор наилучшего варианта действий, лицом, принимающим решение.
При принятии сложных решений в их подготовке может быть привлечен сторонний консультант по принятию решений. Главная задача консультантов - оказывать помощь клиентам в решении их управленческих проблем. Решить эту задачу они могут несколькими путями:
В ситуации, когда клиент осознает, что у него есть проблема, но не может определить, в чем именно она заключается, каковы ее истинные причины, консультанты могут проанализировать ситуацию и выявить проблему и причины ее возникновения, а также разработать и предложить клиенту пути ее решения. Это - так называемое экспертное консультирование, когда консультанты сами выполняют всю работу по обнаружению и решению проблемы.
Бывают ситуации, когда
клиент готов определить проблему и
решить ее, но ему не хватает некоторой
методологической поддержки для
успешного осуществления своих
намерений. Тогда консультанты могут
оказать клиенту эту
Научить клиента, как находить и решать проблемы. Создание у клиента системы практических знаний, механизма, позволяющего ему отныне и впредь находить и решать свои проблемы является сущностью третьего подхода, называемого обучающим консультированием. При этом подходе консультант не участвует непосредственно в процессе поиска и решения проблем, а только обучает клиента и проверяет правильность выполнения «домашнего задания».
Разработка и принятие решения - это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели [4, с.62].
Процесс принятия решения - это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.
Это деятельность, осуществляемая
по определенной технологии с использованием
различных методов и
Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки (разработки) и реализации решений.
Типовой процесс разработки и принятия решений включает:
1) предварительное
2) определение целей решения
и выбор соответствующих
3) выявление и установление ограничений;
4) составление списка альтернатив и их анализ;
5) сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;
6) точное формулирование поставленной задачи;
7) анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;
8) разработку модели решения;
9) оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных;
10) принятие решения;
11) доведение решения до исполнителей;
12) выполнение решения и оценку результата.
Майер представляет процесс принятия решения «как пятиэтапный процесс, за которым следует реализация решений и обратная связь» [10, с.87].
Рассмотрим начальный
этап процесса принятия решения - диагностику
проблемы - анализ величин и соотношений
параметров организационно-
1) выявление и осознание
симптомов затруднений или
2) установление причин возникновения проблемы. С этой целью необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию;
3) определение характера проблемы.
Следующим этапом будет формулировка
ограничений и критериев
Далее, идет определение
альтернатив и оценка альтернатив.
Она включает определение достоинств
и недостатков каждой из них и
возможных последствий ее выбора.
Для сравнения решений
Критерии выбора имеют или количественное выражение (например, затраты), другие - качественную характеристику (например, высокое качество). Если какая-либо альтернатива не может удовлетворить одному или нескольким установленным критериям, ее нельзя рассматривать как реалистичную.
В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, обусловленные характером и спецификой деятельности, ее структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Однако общее, характерное для любого процесса принятия решений, заложено в основу технологии разработки и принятия решений, используемой в любой организации.
2. Принятие управленческих решений
как функция менеджера
Организации, добивающиеся успеха, способны «перерешать» своих конкурентов, по крайней мере, в следующих 3 аспектах:
- они принимают более правильные, оправданные решения;
- они принимают решения быстрее;
- и они более успешно реализуют принятые решения.
Принятие решений является
самым важным видом деятельности,
выполняемой менеджерами в
Друкер (Drucker) замечает, что принятие решений является только одной из обязанностей руководителя. «Оно обычно занимает лишь небольшую часть его времени [2, с.117].
Однако принятие важных решений является конкретной обязанностью именно руководителя.
Информация о работе Принятие решений как составная часть управленческой функции