Принятие решений как составная часть управленческой функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:11, реферат

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что принятие решений – это неотъемлемая часть работы менеджера и жизни организации в целом.
Цель работы – изучить влияние решений на управление.
Для достижения цели необходимо раскрыть сущность процесса разработки и принятия управленческих решений в деятельности менеджера.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Процесс разработки и принятия управленческих решений…………………4
2. Принятие управленческих решений как функция менеджера……………..10
3. Разработка и принятие управленческих решений в
управлении персоналом…………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………..………….

Файлы: 1 файл

Семестровая Мет. прин. упр. реш. 1.docx

— 40.95 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Процесс разработки  и принятия управленческих решений…………………4

2. Принятие управленческих решений как функция менеджера……………..10

3. Разработка и принятие управленческих решений в

управлении персоналом…………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованных источников………………………………..………….23

 

Введение

 

В современных условиях российской экономики разработка эффективных  решений является основополагающей предпосылкой обеспечения конкурентоспособности  продукции и самой организации  на рынке, формирования рациональных организационных  структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования  социально-политических отношений  на предприятии, создания положительного имиджа.

Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации  достижение ее целей, требует принятия надежных решений и эффективного обмена информацией. Опыт выдающихся менеджеров и практика преуспевающих компаний свидетельствует о том, что эффективное  управление невозможно разработки и  выбора правильных управленческих решений.

Разработка и принятие решений - неотъемлемый и доминирующий процесс при осуществлении любой  из отдельных функций управления. Качеством стратегических и текущих  решений, принимаемых руководителем, определяется уровень развития организации  и степень ее выживаемости.

Актуальность темы определяется тем, что принятие решений – это неотъемлемая часть работы менеджера и жизни организации в целом.

Цель работы – изучить  влияние решений на управление.

Для достижения цели необходимо раскрыть сущность процесса разработки и принятия управленческих решений в деятельности менеджера.

 

1. Процесс разработки и принятия

управленческих решений

 

Управленческое решение - это продукт управленческого  труда, а его принятие-процесс, ведущий  к появлению этого продукта.

Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных  полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации [5, с.132].

Принятие решения - это  сознательный выбор из имеющихся  вариантов направления действий, позволяющий достичь существующую цель. Решение - это форма, в которой осуществляется управляющее воздействие субъекта управления на объект управления. Поэтому качество управленческих решений является критерием эффективности менеджера.

Решение должно отвечать ряду требований. Главные среди них - обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность, эффективность (степень достижения поставленной цели в сопоставлении с расходом ресурсов).

Как правило, решения должны приниматься там, где возникает  проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить надлежащими полномочиями, возложив на них в то же время ответственность  за состояние дел на управляемом  объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с теми решениями, что принимались ранее (как по вертикали, так и по горизонтали управления (здесь, конечно, не имеется в виду тот случай, когда ставится задача кардинального изменения всей политики развития).

Наиболее эффективным  организационным решением явится выбор, который будет реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с  изменениями в организации, их инициатором  обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий  полную ответственность за последствия  контролируемых или реализуемых  решений. Компетенция - это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Однако, число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа  лиц, облеченных властью.

Возглавляет разработку управленческого  решения лицо (или орган управления), принимающее решение. Как правило, функции принятия решений по вопросам развития, стратегического планирования и текущего, оперативного управления разделены между первым и вторым лицами, осуществляющими управление.

Приведем основные условия  обеспечения высокого качества и  эффективности управленческого  решения:

1) применение к разработке  управленческого решения научных  подходов;

2) изучение влияния экономических  законов на эффективность управленческого  решения;

3) обеспечение лица, принимающего  решение, качественной информацией,  характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и процесса системы разработки решения;

4) применение методов  функционально-стоимостного анализа,  прогнозирования, моделирования  и экономического обоснования  каждого решения;

5) структуризация проблемы  и построение дерева целей;

6) обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решения;

7) обеспечение многовариантности решений;

8) правовая обоснованность  принимаемого решения;

9) автоматизация процесса  сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации  решений;

10) разработка и функционирование  системы ответственности и мотивации  качественного и эффективного  решения;

11) наличие механизма реализации решения [7, с.74].

Основными функциями процесса управления являются:

1) непрерывное получение,  сбор, изучение, анализ и обобщение  данных об обстановке;

2) своевременное принятие  решения при организации и  ведении хозяйственных и экономических  операций;

3) постановка задач подчиненным;

4) планирование мероприятий;

5) организация и поддержание  взаимодействия между фирмами;

6) организация и проведение  мероприятий по улучшению системы  управления организации;

7) постоянный контроль  над правильным пониманием выполнения  подчиненными организациями поставленных  задач;

8) проведение других мероприятий,  необходимость которых определяется  обстановкой.

В процессе принятия решения  люди могут играть разные роли. Будем  называть человека, фактически осуществляющего  выбор наилучшего варианта действий, лицом, принимающим решение.

При принятии сложных решений  в их подготовке может быть привлечен  сторонний консультант по принятию решений. Главная задача консультантов - оказывать помощь клиентам в решении  их управленческих проблем. Решить эту  задачу они могут несколькими  путями:

В ситуации, когда клиент осознает, что у него есть проблема, но не может определить, в чем  именно она заключается, каковы ее истинные причины, консультанты могут проанализировать ситуацию и выявить проблему и  причины ее возникновения, а также  разработать и предложить клиенту  пути ее решения. Это - так называемое экспертное консультирование, когда консультанты сами выполняют всю работу по обнаружению и решению проблемы.

Бывают ситуации, когда  клиент готов определить проблему и  решить ее, но ему не хватает некоторой  методологической поддержки для  успешного осуществления своих  намерений. Тогда консультанты могут  оказать клиенту эту методологическую поддержку и пройти вместе с ним  весь путь от обнаружения проблемы до ее решения. Такой подход называется процессным консультированием, т.е. консультированием  в процессе управленческой деятельности клиента.

Научить клиента, как находить и решать проблемы. Создание у клиента  системы практических знаний, механизма, позволяющего ему отныне и впредь находить и решать свои проблемы является сущностью третьего подхода, называемого обучающим консультированием. При этом подходе консультант не участвует непосредственно в процессе поиска и решения проблем, а только обучает клиента и проверяет правильность выполнения «домашнего задания».

Разработка и принятие решения - это процесс анализа, прогнозирования  и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели [4, с.62].

Процесс принятия решения - это процесс выбора лицом, принимающим  решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.

Это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических  средств. В организационном аспекте  данный процесс представляет собой  совокупность закономерно следующих  друг за другом этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют  конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения.

Эту повторяющуюся систему  действий принято называть технологией  процесса выработки (разработки) и реализации решений.

Типовой процесс разработки и принятия решений включает:

1) предварительное формулирование  проблемы;

2) определение целей решения  и выбор соответствующих критериев  оптимальности;

3) выявление и установление  ограничений;

4) составление списка  альтернатив и их анализ;

5) сбор управленческой  информации и прогнозирование  изменений параметров решения  в будущем;

6) точное формулирование  поставленной задачи;

7) анализ и выбор метода  решения задачи и разработку  алгоритма решения;

8) разработку модели решения;

9) оценку альтернатив  и выбор наиболее эффективных;

10) принятие решения;

11) доведение решения до  исполнителей;

12) выполнение решения  и оценку результата.

Майер представляет процесс принятия решения «как пятиэтапный процесс, за которым следует реализация решений и обратная связь» [10, с.87].

Рассмотрим начальный  этап процесса принятия решения - диагностику  проблемы - анализ величин и соотношений  параметров организационно-производственной системы и рыночной среды с  целью установления причин возникновения  проблемы, иерархического уровня системы, на котором возникла и может быть устранена проблема:

1) выявление и осознание  симптомов затруднений или имеющихся  возможностей;

2) установление причин возникновения проблемы. С этой целью необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию;

3) определение характера  проблемы.

Следующим этапом будет формулировка ограничений и критериев принятия решений. Ограничения варьируются  и зависят от ситуации и конкретных руководителей.

Далее, идет определение  альтернатив и оценка альтернатив. Она включает определение достоинств и недостатков каждой из них и  возможных последствий ее выбора. Для сравнения решений используют критерии принятия решений, установленные  на этапе формулировки ограничений  и критериев [6, с.187].

Критерии выбора имеют или количественное выражение (например, затраты), другие - качественную характеристику (например, высокое качество). Если какая-либо альтернатива не может удовлетворить одному или нескольким установленным критериям, ее нельзя рассматривать как реалистичную.

В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, обусловленные характером и спецификой деятельности, ее структурой, действующей  системой коммуникаций, внутренней культурой. Однако общее, характерное для любого процесса принятия решений, заложено в  основу технологии разработки и принятия решений, используемой в любой организации.

 

2. Принятие управленческих решений

как функция менеджера

 

Организации, добивающиеся успеха, способны «перерешать» своих конкурентов, по крайней мере, в следующих 3 аспектах:

- они принимают более  правильные, оправданные решения;

- они принимают решения  быстрее;

- и они более успешно  реализуют принятые решения.

Принятие решений является самым важным видом деятельности, выполняемой менеджерами в деловых  организациях всех типов и на любом  уровне. Это тот самый вид деятельности, который лучше всего характеризует  поведение менеджеров и который  отличает управление/менеджмент от другой социальной деятельности человека. «Принятие решений является основной заботой и обязанностью менеджеров» [16, с.132].

Друкер (Drucker) замечает, что принятие решений является только одной из обязанностей руководителя. «Оно обычно занимает лишь небольшую часть его времени [2, с.117].

Однако принятие важных решений  является конкретной обязанностью именно руководителя.

Информация о работе Принятие решений как составная часть управленческой функции