Предприятие и организация как открытая система управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:15, контрольная работа

Краткое описание

Организация является открытой системой. Система — это совокупность компонентов и их связей, функционирующих как единое целое. Каждый компонент является субсистемой, которая сама характеризуется определенными системными характеристиками. Обычно в системе присутствуют наборы причинных взаимосвязей между компонентами. Когда изменения происходят в одном компоненте, это вызывает цепь изменений в других компонентах.

Оглавление

Введение
1 Организация как открытая система управления
1.1 Понятие организации и ее характерные черты
1.2 Основные элементы организации как системы
1.3. Внешняя и внутренняя среда предприятия
1.4. Применимость и эффективность системного подхода к управлению организацией
1.5. Особенности модели организации как открытой системы
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

kira.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Организация как открытая система управления

1.1 Понятие организации и ее характерные черты

1.2 Основные элементы организации как системы

1.3. Внешняя и внутренняя среда предприятия

1.4. Применимость и эффективность системного подхода к управлению организацией

1.5. Особенности модели  организации как открытой системы

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Организация является открытой системой. Система — это совокупность компонентов и их связей, функционирующих  как единое целое. Каждый компонент является субсистемой, которая сама характеризуется определенными системными характеристиками. Обычно в системе присутствуют наборы причинных взаимосвязей между компонентами. Когда изменения происходят в одном компоненте, это вызывает цепь изменений в других компонентах. Из-за сложности взаимосвязей часто чрезвычайно трудно прогнозировать состояние каждого компонента, включая тот, который явился начальным звеном изменения. Система является открытой в том случае, если она взаимодействует со средой. Хотя организации и могут рассматриваться как самостоятельные системы, они являются подсистемами в рамках более крупной системы и зависят от многих факторов внешней среды.

Организации постоянно  сталкиваются с новыми проблемами, которые могут изменить их положение. Для того чтобы все элементы организации действовали, прежде всего, необходимо непрерывное поступление ресурсов.         Износ производственных мощностей, устаревание технологии, необходимость пополнения сырья и материалов, текучесть и смена кадров — все это лишь неполный перечень проблем, решение которых является необходимым условием поддержания жизнеспособности организации.

Неадекватное взаимодействие с внешней средой неизбежно ведет  к нарушению функционирования, распаду  на части или полному разрушению. В то же время, организация может не только избежать распада, но и способна к значительному росту, постоянно воспроизводя полученные ресурсы, совершенствуя организационные процессы и структуру и т. д. Иными словами, она может не только потреблять, но и воспроизводить ресурсы, получаемые извне. Именно поэтому большие и сложные системы имеют тенденцию к дальнейшему росту и расширению. Приобретя определенный запас прочности, они выходят за рамки необходимости руководствоваться исключительно соображениями собственного выживания.

     По мере роста организации субъект организационной власти — ее высшее руководство — получает возможности передавать свои права по выработке решений нижестоящим звеньям, и это приводит к разделению труда в сфере управления между руководителями, несущими ответственность за стратегические характеристики системы управления, и руководителями, занимающимися оперативным управлением организационными процессами. 
 

 

1. Организация и предприятие как открытая система управления

1.1 Понятие организации и предприятия.

 

Первым крупным специалистом в области системного подхода  был Честер И. Бернар (1886-1961). Он считал, что организация - это "система  сознательно скоординированных  действий, в которой руководитель является самым важным стратегическим фактором", что руководитель может достигнуть превосходных результатов в своей работе, только выполнив три важных условия: обеспечив систему коммуникаций, предприняв усилия, необходимые для действия системы, сформулировав и определив цели системы.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Организация (организованность) является неотъемлемым свойством любой системы.

Таким образом, понятие  «организация» может трактоваться как:

  • внутренняя упорядоченность и согласованность, взаимодействие автономных частей целого, обусловленные его строением (как свойство любых систем);
  • совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
  • объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур (СЭС) (как форма существования социально-экономических, производственно-хозяйственных систем).

Организация - это пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организация обладает следующими общими признаками:

1. Определение ее характера кадрами и менеджером; объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно.

2. Сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте.

3. Определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях.

4. Единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда.

Основными законами рациональной организации выступают: упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса; приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование "поля решения" и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи); обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за "процесс"); короткие пути управления; баланс стабильности и гибкости; способность к целеориентированной самоорганизации и активности; желательность стабильности циклически повторяемых действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация – это единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

         Любое предприятие является открытой системой и успешно развиваться оно может только в случае, если будет удовлетворять определенный спрос потребителей, находящихся за его пределами во внешней среде.

          Если предприятие способно выполнять такую миссию, то оно одновременно будет получать необходимую прибыль. Поэтому только в окружающей среде можно найти цель и миссию коммерческой организации.

        Предприятие является телеологической системой, т.е. целенаправленной, имеющей цель (цели). Главная цель - это поддержание себя - выживание. Показателем степени жизнеспособности в экономике чаще всего выступает контролируемый капитал и рынки. Второй целью, как правило, является экспансия - расширение сферы влияния, захват новых рынков, расширение номенклатуры, увеличение доходов и т.п.

        Каждое предприятие имеет структуру. Наиболее типичной является иерархическая структура в виде дерева, вершиной которой является генеральный директор, президент, собственник или другое лицо (орган), имеющий право принимать стратегические решения и управлять всей организацией.

        Свою деятельность предприятие осуществляет посредством процессов. В свою очередь процесс может состоять из многих дочерних процессов (подпроцессов). Каждый сотрудник предприятия участвует в тех или иных процессах.

К типовым процессам  относятся:

  • Сбыт продукции услуг;
  • Маркетинг - изучение рынка и влияние на рынок;
  • Планирование выпуска и всех видов ресурсов;
  • Снабжение необходимыми для деятельности материальными ресурсами (сырье, полуфабрикаты, оборудование, энергия и тд.);
  • Финансовая деятельность (бух. учет, инвестиции, кредиты, закупки, зарплата и т.п.);
  • Кадровое обеспечение и управление кадрами (расписание работы, отпуска, болезни и т.п.)
  • Технологии и производство.

          Исходя из этих общих положений, при анализе предприятия следует определить цели, потоки субстанций, структуру предприятия, процессы. Затем наметить пути совершенствования деятельности предприятия, спроектировать, реализовать и внедрить информационную технологию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные элементы организации  как системы.

 

Организация как система обладает рядом специфических свойств, которые отличают ее от других систем (биологических, технических и т.д.). Но системно-теоретические исследования организаций и процессов управления с позиций общей теории систем оказались неэффективными в силу отвлеченного характера общесистемных концепций.

Рассматривая организацию в целом с привлечением системного подхода, действительно можно сказать, что она, как и всякая система, представляет собой порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в целом, определенным взаимосвязями частей. Однако организация обладает специфическими, присущими только ей свойствами. В связи с этим возникла необходимость разработать специальную теорию систем применительно к организациям. Американский ученый Дж. Миллер определил следующие главные элементы системной модели организации:

  • организация представляется как «упорядоченность подсистем и компонентов в трехмерном пространстве в данный момент времени»;
  • организация может рассматриваться как сложный процесс, основой которого являются все изменения материальных объектов и информации;
  • в организациях присутствуют подсистемы, которые являются составными частями системы (управленческая, экономическая, технологическая и др.);
  • в организациях возникают организационные отношения (по поводу целей, межличностные, властные, информационные и т.д.);
  • в организациях протекают системные подпроцессы (властные, материально-энергетические и т.д.).

Основными отличиями организации от других систем (например, от биологических) Миллер считает наличие самостоятельных целей системы и сложной управленческой подсистемы, которая представляется как многоуровневая и организованная по иерархическому принципу.

Миллер  описывает главную, управленческую подсистему как некоторое решающее устройство, которое состоит из личностей, находящихся на высшем уровне власти и принимающих ответственные для организации решения.

Таким образом, любая организация состоит из подсистем, каждая из которых может рассматриваться как система более низкого уровня. В то же время сама организация, имея некоторое количество уровней подсистем, в свою очередь может рассматриваться как подсистема в системе более высокого порядка (например, предприятие, выступая как самостоятельная система, делится на ряд цехов-подсистем и одновременно как подсистема входит в производственное объединение). Свойство объекта быть одновременно и подсистемой, и сложной системой с наличием элементов подсистем определяется как свойство рекурсивности.

Итак, при  изучении организации с позиций системного подхода на первом плане выступают: а) деление организации на подсистемы; б) вертикальные и горизонтальные связи организации. Сравнение схем, построенных на основе простого анализа и системного подхода, показывает, что при системном подходе основное внимание уделяется подсистемам организации и связям между отдельными системными единицами.

Применение  системного подхода к исследованию организаций возможно в двух различных вариантах, когда организация рассматривается как закрытая или как открытая система.

Обычно  исследователи считают организацию закрытой системой, хотя декларируют необходимость изучения организации в тесном взаимодействии с внешней средой. Как правило, исследователи и практики, рассматривая отдельные структурные единицы организации, занимаясь проблемами управления и применения властного воздействия руководителей и подчиненных и др., лишь частично учитывают влияние внешнего окружения, не задумываясь о том, что организация является неотъемлемой частью внешней среды. Но в случае подхода к организации как к закрытой, самодостаточной системе влияние внешнего окружения учитывается в виде действия отдельных факторов, возмущающих и даже изменяющих внутреннюю структуру организации.

Если  организация рассматривается как открытая система, она органично вписывается во внешнее окружение и считается ее подсистемой. При этом границы системы представляют собой замкнутую кривую, проходящую по периметру исследуемых объектов (по периметру организации) так, что она разграничивает область с меньшей интенсивностью взаимодействий вне этой кривой от области с высокой интенсивностью внутри нее. Здесь окружение организации не является пассивным и его можно определить как совокупность объектов, внешних по отношению к организации, которые связаны с одним или более системными единицами организации так, что изменение одного или нескольких свойств внешних объектов изменяет поведение системы, что в свою очередь приводит к изменению одного (или более) свойства внешних объектов.

Открытая система признает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают свое сырье  и человеческие ресурсы из окружающего мира. Они зависят от клиентов и заказчиков из внешнего мира, потребляющих их продукцию. Банки, активно взаимодействующие с окружающим миром, используют депозиты, обращают их в кредиты и в инвестиции, используют полученную прибыль для поддержания самих себя, для развития, для выплаты дивидендов и уплаты налогов.

      На схеме, представляющей  промышленную организацию как открытую систему, можно видеть поступление материалов, рабочей силы, капитала. Технологический процесс создается для переработки сырья в конечный продукт, который, в свою очередь, продается заказчику. Финансовые учреждения, рабочая сила, поставщики и заказчики, правительство – все являются частью окружения.

Информация о работе Предприятие и организация как открытая система управления