Предпринимательский климат

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 03:05, реферат

Краткое описание

Предпринимательство – важнейший стратегический ресурс и внутренний источник развития национальной экономики. Поэтому оценка предпринимательской привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом. Чем сложнее является ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата в странах и регионах.
В данной работе рассмотрим предпринимательский климат за рубежом и его факторы.

Оглавление

Введение 2
1. Сущность предпринимательского климата 3
2. Факторы предпринимательского климата 5
3. Основные группы факторов предпринимательского климата 7
Заключение 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

8. Срочный_Предпринимательский климат.docx

— 75.12 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

Введение

Предпринимательство – важнейший стратегический ресурс и внутренний источник развития национальной экономики. Поэтому оценка предпринимательской привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом. Чем сложнее является ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата в странах и регионах.

В данной работе рассмотрим предпринимательский климат за рубежом и его факторы.

 

  1. Сущность предпринимательского климата

 

Предпринимательство (предпринимательская деятельность, бизнес) - это экономическая, т.е. связанная с производством и распространением товаров или услуг, деятельность, осуществляемая на свой страх и риск с целью получения прибыли. Под предпринимательским климатом региона принято понимать общие для всех или большинства предпринимателей, действующих на той или иной территории, возможности и условия ведения бизнеса и достижения его целей.

Фактор предпринимательского климата - процесс, явление, действия, влияющие на предпринимательский климат, определяющие (прямо или косвенно) его территориальные, меняющиеся от места к месту особенности. 

Зарубежный предпринимательский климат (либо региональный) - это результат взаимодействия «объективных» и «субъективных» факторов, а также отражающих их ситуаций в рамках отдельной социально-экономической системы.

«Объективные» (региональные) факторы - это географические особенности территории. Они включают параметры: место в общей системе экономико-географической организации, тип освоения и уровень развития территории, природные условия и природные ресурсы, население и расселение, структуру, уровень развития и особенности хозяйства - производственной (промышленность, сельское хозяйство, строительство), непроизводственной и «инфраструктурной» сфер.

Сами по себе региональные факторы меняются довольно медленно. Однако их влияние на социально-экономические процессы, в том числе и на предпринимательство, весьма динамично. Многое зависит от того - кто, как и, самое главное, для каких целей оценивает эти факторы. Один и тот же фактор может одновременно ухудшать и улучшать предпринимательский климат региона. Поэтому не существует единой методики оценки даже этих наиболее стабильных факторов предпринимательского климата. Нужно научиться понимать их сущность и затем адаптировать знания к конкретным задачам и целям.

«Субъективные» факторы (региональная политика) - это целенаправленная деятельность управленческих структур, в основном государственных и муниципальных (местных) органов власти территории, пытающихся оказать влияние на развитие территории и происходящие в нем процессы. Она весьма многогранна, динамична и в еще меньшей степени, чем природные и исторические региональные факторы, поддается универсальной оценке. Региональные факторы и региональная политика тесно взаимосвязаны. Вместе взятые (как и внешние для региона факторы), они определяют региональную ситуацию - наблюдаемое состояние территории, тенденции его изменения. Складывающиеся на территории экономическая, социальная и политическая ситуации оказывают обратное воздействие на региональную политику и, частично, на региональные факторы (в особенности - на население).

 

  1. Факторы предпринимательского климата

 

Известно, что предпринимательская деятельность осуществляется под воздействием целой совокупности факторов и условий – правовых, политических, социальных и др. Эту совокупность факторов и условий называют предпринимательским климатом. Некоторые авторы определяют предпринимательский климат как условия эффективного функционирования предпринимательства, определяемые федеральной, региональной и муниципальной политикой и обеспечивающие взаимное согласование интересов различных субъектов относительно целей развития территории и ее отдельных подсистем.

Большое распространение в экономической науке получил термин «инвестиционный климат» – обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, отдельного региона, локальный проект).

Категория «климат» подчеркивает объективность и независимость этих предпосылок от воли отдельных инвесторов.

Как комплексная характеристика осуществления предпринимательской деятельности предпринимательский климат, в свою очередь, формируется под воздействием целого ряда факторов, включая наличие и доступность ресурсов на данной территории (трудовых, финансовых и др.), систему регулирования предпринимательской деятельности (процедуры регистрации и ликвидации предприятий, требовния лицензирования и сертификации, регистрация прав собственности, условия налогообложения), состояние инфраструктуры (транс портной, логистической, финансовой) и др.

Условия налогообложения предпринимателей так же являются одним из факторов формирования предпринимательского климата.

На рисунке 1 представлена схема формирования предпринимательского климата:

 


Рисунок 1 - Схема формирования предпринимательского климата

 

Можно сделать вывод, что предпринимательский климат складывается под влиянием зарубежных региональных факторов и региональной политики. От того, насколько тесным будет взаимодействие этих элементов, зависит и степень благоприятности предпринимательства в регионе.

Классифицировать факторы, влияющие на благоприятность предпринимательского климата за рубежом, можно по длительности действия (неизменяемые факторы, медленно изменяемые факторы, быстро изменяемые факторы) и по направлению влияния (факторы инвестиционного потенциала, факторы инвестиционного некоммерческого риска, факторы инвестиционной активности).

 

 

  1. Основные группы факторов предпринимательского климата

 

Приведем систематизацию, отражающую три основные группы факторов:

I. Факторы, влияющие на уровень  предпринимательского потенциала.

Предпринимательский потенциал региона — совокупность объективных экономических, социальных и природно-географических и др. факторов, способствующих  привлечению инвестиций на зарубежную территорию.

1. Природно-географический потенциал представляет совокупность ресурсно-сырьевого потенциала и географического расположения страны. 

Ресурсно-сырьевой потенциал региона — часть совокупности природных ресурсов, которые при данном уровне экономического и технического развития общества и изученности территории могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности человечества в настоящее время и в перспективе.

Географическое положение зарубежной территории во многом определяется наличием у региона выходов к морским транспортным путям, границ с другими государствами.

2. Трудовой потенциал. Одной из основных составляющих трудового потенциала является демографический потенциал территории. Для потенциального инвестора важной является не только количественная, но и качественная составляющая рабочей силы. К качественным характеристикам может  быть отнесен уровень профессиональной подготовки населения региона и образования, возраст, пол, состояние здоровья.

  1. Производственный потенциал характеризует состояние производственной сферы территории.

Важным моментом в формировании производственного потенциала являются особенности отраслевой специализации предприятий региона. Прогрессивные структурные изменения предполагают, что морально изживающие себя производства идут на спад, а новые перспективные — на подъем. По мнению многих авторов, нельзя говорить ни о каком прогрессивном структурном преобразовании, если спад охватил буквально все виды производств. Важным критерием развития экономики региона является также структура импорта и экспорта.

  1. Инновационный потенциал представляет уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса.
  2. Институциональный потенциалпредставляет степень развития ведущих институтов рыночной экономики страны

От степени развития институциональной сферы региона зависит эффективность и надежность обмена на товарном, ресурсном, финансовом рынках.

  1. Инфраструктурный потенциал представляет экономико-географическое положение страны и ее инфраструктурную обеспеченность. Это один из важных факторов, влияющих на предпринимательскую привлекательность и обеспечивающих  возможность снабжения электроэнергией и газом, водой и другими ресурсами  производства. Наличие аэропортов и портов обуславливает обеспеченность производства инвестора сырьем, запчастями и возможностью регулярного экспорта продукции. Состояние железных и автодорог, речных путей сообщения также принимается во внимание. 
  2. Финансовый потенциал территории. В рамках этого показателя определяется удельный вес прибыльных и убыточных организаций в стране
  3. Потребительский потенциал— это совокупная покупательная способность населения страны. Платежеспособный спрос населения страны представляет сумму денежных средств, которые оно может направить на приобретение товаров и услуг на настоящий момент времени.

II. Факторы, определяющие уровень некоммерческих инвестиционных рисков.

  1. Законодательные риски.  Законодательство регулирует инвестирование в те или иные виды экономической деятельности, определяет порядок использования отдельных факторов производства, влияет на степень инвестиционного риска, то есть воздействует на инвестиционный потенциал региона. 
  2. Политические риски как вероятность финансовых потерь для  организаций в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций. 
  3. Социальные риски. Характерными показателями социальной обстановки в регионе являются тенденции демографической ситуации, т.е. численность и половозрастная структура, численность и структура семей, миграция и расселение. Данный показатель тесно связан с показателем трудового потенциала. 
  4. Экономические риски отражают негативные тенденции в экономическом развитии территории, текущей экономической ситуации в целом, в режимах финансово-кредитной деятельности.
  5. Экологический риск отражает вероятность возникновения и развития неблагоприятных природно-техногенных процессов, сопровождающихся, как правило, существенными экологическими последствиями. 
  6. Криминальный риск. Потенциальных инвесторов интересует информационная, экономическая безопасность, аналитика, уровень криминогенности в регионе.

III. Инвестиционная активность.

Инвестиционная активность представляет собой положительную рыночную реакцию и означает формирование предпосылок для улучшения инвестиционной привлекательности.

 

Заключение

Таким образом, под факторами предпринимательским климатом следует понимать процесс (явление, действие) преимущественно объективного характера, влияющее на инвестиционную привлекательность, определяющие — прямо или косвенно — его территориальные особенности. Это, например, тип освоения и уровень развития страны, ее экономико-географическое положение, природные ресурсы, население, структура, уровень развития и особенности хозяйства, инфраструктуры, непроизводственных отраслей, потребления.

 

Список литературы

  1. Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций – М., 2011;
  2. Маркетинговые коммуникации. Романов А.А., Панько А.В – М.,  2009;
  3. Моргунов В.И. Международный маркетинг – М.: МЭСИ, 2011;
  4. Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг – М.: МФПА, 2010.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Предпринимательский климат