Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:51, реферат
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.
Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. С ростом масштабов производства увеличивается диапазон профессий и количество менеджеров. Наибольшее развитие менеджмент получил в ХХ веке.
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:
Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу “Принципы научного управления”, считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Развитие управления как научной дисциплины представляло собой несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких, как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере развития этих областей знаний исследователи в области управления, теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации.
Развитие менеджмента в нашей стране имеет свои особенности. В.Н. Родионова выделила школу «научной организации производства» (1900 –1930 г.), «новую школу» (1930 – 1965 г.) и школу системных исследований (1965 г. – по настоящее время). Однако временное начало школы «научной организации производства» следует перенести в прошлое. В 1860 – 1870 г. ученые Московского высшего технического училища разработали методику рационализации трудовых движений, получившую медаль на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г.
С 1908 г. в России
начали издаваться сборники переводов
зарубежных изданий в области
научного менеджмента: «Административно-техническая
библиотека». В ряде высших учебных
заведений начали преподавать организационно-
В России после
произошедшей революции достаточно
много внимания уделялось научным
исследованиям в области
Наиболее плодотворным развитие отечественного менеджмента было в 20-е годы ХХ века, в период новой экономической политики. Создан план ГОЭЛРО, первый пятилетний план.
В конце 30-х годов академик Л.В. Канторович опубликовал первые работы по математическим методам оптимального планирования и линейному программированию.
Б.Я. Каценбоген в 1946 г. получил Государственную премию за достижения в теории и методологии применения поточных принципов работы в серийном производстве.
Э.А. Сатель стал
автором комплексного подхода к
решению конструкционных, технологических,
организационных, эксплуатационных и
экономических проблем
С.П. Митрофанов разрабатывает теорию групповых методов обработки, которая затем используется в теории автоматизированных процессов в серийном и мелкосерийном производстве.
Учеными ЭНИМСа
и других институтов, а также практиками
были созданы системы планово-
Ф.Р. Дунаевский
выдвинул теорию административной емкости,
под которой понимал
Следует отметить, что за период с 1919 по 1930 г., по данным В.Н. Родионовой, в нашей стране было опубликовано около 800 научных работ по рационализации труда, организации производства и управления.
Отсутствие в отечестве рыночных отношений с 1930 по 1990 г. не создавало необходимых предпосылок для теории и практики менеджмента. Ученые направляли свои разработки на управление в условиях командно-административной общеплановой экономики и внесли определенный вклад в достижения мировой управленческой мысли. Среди них Л.И. Абалкин, Г.А. Аганбегян, В.Г. Афанасьев, А.И. Анчишкин, Д.М. Гвишиани, Г.А. Джавадов, С.С. Дзарасов, С.В. Ипатов, О.В. Козлова, Б.З. Мильнер, Н.Я. Петраков, Г.Х. Попов, И.М. Разумов, С.Г. Струмилин, Ю.А. Тихомиров, О.Г. Туровец, Т.С. Хачатуров и многие другие.
История развития управления качества
Известный украинский специалист в области менеджмента качества М.И. Шаповал выделяет шесть исторических этапов управления качеством продукции (предыстории менеджмента качества).
Индивидуальный контроль (до конца XIX века) – каждый контролировал изготовление продукции на соответствие ее заданной модели (чертежу, шаблону, рисунку и т.д.).
Цеховой контроль качества (начало XX века) – происходит распределение функций и ответственности за качество между отдельными работниками (мастером и руководителем цеха).
Цеховой контроль использовал принципы научного менеджмента, разработанные Ф. Тейлором (1856-1915). В соответствии с этими принципами в чертежах начала указываться нижняя и верхняя граница допустимого качества. В шаблонах (измерительных приборах для проверки размеров) появляется два типа калибров – пропускной и не пропускной.
Вводится жесткий
Приемочный контроль качества – создаются самостоятельные службы технического контроля со штатными контрольными мастерами, с начальниками и штатными контролерами бюро технического контроля (БТК) в цехах и с начальником и специалистами отдела технического контроля (ОТК) предприятия.
Возникает и развивается массовое производство. Увеличиваются размеры предприятий. Усложняется продукция. Возрастают объемы производства. Все эти системные изменения потребовали создания служб технического контроля.
В 20-е годы прошлого столетия существенно возрастает численность работников служб технического контроля, особенно на предприятиях машиностроения. Типовая структура службы технического контроля на крупных и средних предприятиях машиностроения уже в 20-40-х годах прошлого столетия, как правило, включала начальника отдела технического контроля, который подчинялся директору предприятия. Начальник отдела технического контроля руководил соответствующим отделом, ему были подчинены начальники бюро технического контроля (с соответствующим штатом контрольных мастеров) в цехах. В непосредственном подчинении контрольных мастеров находились контролеры.
На отдельных предприятиях численность персонала, занятого приемочным контролем продукции. доходила до 60% от численности основного производственного персонала.
Новая организация работ по контролю качества продукции заставила обратить внимание на обеспечение качества производственных процессов.
Статистический контроль качества продукции возникает в связи с потребностями анализа качества производственных процессов. Знания в области теории вероятности и математической статистики начали применяться на практике в процессе учета контроля качества. Это позволило перейти от всеобщего технического контроля к выборочному техническому контролю, который стали осуществлять по определенному плану с использованием специальных контрольных карт (рис. 1).
О1, О2, О3, О4 –
технологические операции;
К1, К2, К3, К4 – контроль на основе выборок.
Рис.1 Схема статистического контроля качества продукции
Начиная с конца 60-х годов XX века, проводились также активные работы по улучшению качества продукции на предприятиях бывшего СССР. Однако коренного перелома в области качества выпускаемой продукции не произошло, прежде всего в связи с тем, что плановая система не в состоянии создать экономические стимулы, необходимые для обеспечения приоритета требований и запросов потребителя.
В зарубежных странах складываются особые подходы к управлению качеством, такие как система всеобщего контроля качества TQC (Total Quality Control) в США, система широкого контроля качества в компании CWQC (Company Wide Quality Control) – в Японии и др.
Обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ISO 9000 (конец XX века – начало XXI века) – стандарты ISO впитали в себя лучший мировой опыт и предполагают организацию на предприятиях системы обеспечения и постоянного улучшения качества продукции, которая гарантирует действительное удовлетворение запросов потребителей.
Решающий вклад в создание и развитие современных систем качества внесли японские и американские специалисты К. Исакава, Э. Деминг, У. Шухарт, Дж. Джуран, Ф. Кросби, А. Фейгенбаум, Т. Тагути.
Первый
период развития теории и практики
качества можно условно назвать периодом
«мастерства». Для поддержания
необходимого качества мастеру необходимо
было знать секреты производства.
Особые управленческие подходы при этом
не требовались.
Второй
период связан с решением проблем организации
массового
производства в конце IXX – начале XX веков.
Появилась необходимость контроля качества
выпускаемых товаров, на производстве
для этого создавались специальные службы
контроля и включались во взаимодействующие
технологические процессы (большой
вклад принадлежит Ф. Тейлору).
Третий
период отмечен исследованиями и трудами
так называемых
«ранних американцев»: Уолтера Шухарта,
Эдварда Деминга,
Джозефа Джурана, Арманда Фейгенбаума.
Четвертый
период развития качества —
создание новых техник и технологий характеризуется
тем, что, прежде всего,
благодаря японским экспертам создавались
и развивались технологии управления
качеством высокой степени сложности.
Яркими представителями этого периода
были
Каору Исикава, Генити Тагути и Шигео Шинго.
Большой вклад в развитие
менеджмента качества как науки и практики
внесли представители так называемой
«западной школы»: Филипп Кросби, Том Петерс,
Клаус Меллер.
Пятый
период отмечен созданием теории
всеобщего управления качеством (Total
Quality Management — TQM), появлением и широким
внедрением стандартов серии ISO 9000. Теория
и практика качества стали заботой всего
человечества, в их дальнейшем развитии
принимают участие десятки тысяч
специалистов во многих странах. Принципы
TQM легли в основу нового поколения стандартов
ISO 9000, выпущенных в 2000 г. В системы
менеджмента качества интегрируются системы
экологического менеджмента (ISO 14000), безопасности
(ISO 18000), социальной ответственности (SA
8000).
Развитие
статистического подхода к контролю качества
началось в 1920 году в США, когда Уолтер
Шухарт (1891-1967)
впервые применил статистические методы
к измерению и
контролю качества.
Шухарт открыл
то, что должно
было быть ясным для каждого: невозможно
изготовить идентичные по качеству
изделия из-за некоторых различий в исходных
материалах, условиях изготовления и
эксплуатации. Его исследования привели
к появлению концепции статистического
контроля качества. Значимость работы
Шухарта для общей теории менеджмента
в
том, что он показал, что ключом к лучшему
управлению является статистическое исследование
процессов производства продукции. В своей
книге 1931 года
"Экономически выгодное управление
качеством произведенной продукции",
посвященной этой теме, он поощрял читателей
обдумать это.
Удивительно, но
после столь
замечательных открытий развитие теории и практики управления качеством
на
долгое время замерло и возобновилось
с новой силой лишь после второй мировой
войны. При этом можно провести некоторую
условную историческую периодизацию
работ по качеству.
Что же привело к новому витку работ по качеству?
"Слушайте
меня, и через пять лет вы
будете
конкурировать с Западом. Продолжайте
слушать до тех пор, пока Запад не будет
просить защиты от вас". Эти слова принадлежат
великому гуру управления
качеством Эдварду
Демингу, которые он произнес перед
руководителями 45
крупнейших компаний Японии в 1950 г. на
семинаре в г. Токио. Слова оказались пророческими:
в начале 60-х годов
Япония вышла на передовые позиции в мире
в ряде отраслей промышленности, а
через некоторое время весь мир стал говорить
о японском чуде, восхищаясь им и
до настоящего времени. Идеи американского
специалиста были, как все гениальное,
просты и понятны. Не декларативно, а, как
и подобает профессионалу, с цифрами и
фактами в руках он показывал, что производство
добротных товаров обходится
предприятию и обществу намного дешевле,
чем выпуск продукции, сделанной плохо;
что вдумчивая, обстоятельная работа во
всех отношениях гораздо эффективнее,
чем
потогонная система, ориентированная
лишь на выполнение жестких норм; что именно
качество является тем "зерном", из
которого "вырастают" и
высокая производительность, и низкие
затраты, и завоевание рынка, и, как
следствие, стабильные, а не мимолетные,
успехи. Он говорил также о
необходимости применения статистических
методов на всех этапах производства для
выявления возникающих проблем, об алгоритме
деятельности PDCA: планируй (plan),
реализуй (do), проверяй (check), корректируй
(action), которая широко известна
сегодня как "управленческий цикл Деминга",
хотя сам Э. Деминг
всегда называл его "циклом Шухарта".
Цикл
PDCA является не чем иным как унифицированной
методологией непрерывного совершенствования.