Повышение квалификации и переподготовка кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Современное развитие общества предъявляет высокие требования к обновлению конкретных знаний и навыков не только рабочих, но и других категорий персонала. Главная задача повышения квалификации – обеспечить быструю реализацию новых научных, технических, организационных и экономических идей в практику. Один из путей совершенствования системы повышения квалификации категории работников – переход от сложившейся практики периодического обучения к непрерывному обновлению знаний.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ……………………………………………4
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ……………………………………………6
Основные формы обучения, повышение квалификации и подготовки кадров………………………7
Заключение…………………………………………………………………...12
Список литературы…………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

повышение квалификации и переподготовка кадров.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Обучение и  подготовка - две стороны одного процесса. Обучение связано с развитием общего интеллекта у человека, а подготовка - с приобретением знаний, относящихся непосредственно к выполняемой работе. Профессиональная подготовка представляет целевое обучение, конечная цель которого - обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям организации. Программы обучения должны быть составлены с учетом конкретных особенностей структуры персонала и актуальных задач развития каждой организации (или ее подразделений и филиалов).

Система профобучения должна значительно увеличить свою способность к инновациям и гибкому  реагированию на потребности рынка. Это положение является центральным  в политике профобучения.

Целью организации  профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования  персонала на основе оптимального сочетания  различных форм подготовки новых  рабочих, переподготовки и обучения, рабочих вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства, в тесной увязке с их индивидуальным профессионально - квалификационным продвижениям.

Суть концепции  «непрерывного» образования состоит в постоянной адаптации, периодическом повышении квалификации и переподготовке рабочей силы в течение всей активной трудовой жизни как в рамках формальной, так и в рамках неформальной системы образования на основе качественной базовой, начальной подготовки. Принцип непрерывности профессионального обучения должен обеспечиваться поэтапностью и преемственностью прохождение каждым рабочим отдельных ступеней образования (от низших, начальных, к высшим) на основе последовательного усвоения знаний, умений, навыков. Для этого процесс обучения целесообразно строить по восходящей линии таким образом, чтобы каждая последующая ступень является логическим продолжением предыдущих и представляла собой законченный цикл обучения.

В системе непрерывного профессионального образования сегодня выделяют пять ступеней квалификации.

  1. Ускоренная профессиональная подготовка 
  2. Начальное профессиональное образование по профессиям, для овладением которыми не требуется среднего общего образования 
  3. Начальное профессиональное образование по профессиям, для овладением которыми требуется среднего общего образования 
  4. Повышенное профессиональное образование рабочих лиц. Среднее профессиональное образование. Повышенное профессиональное образование специалистов среднего звена. 
  5. Бакалавриат, магистратура, послевузовское специальное образование. 

Их совокупность составляет квалификационную структуру  профессионального образования, которая  отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки, определяет роль и место профессии в экономической системе и учитывает квалификационные требования стран Европейского сообщества.

На практике существуют три ступени обучения - начальная, средняя, высшая. По каждой из них строго определены объем знаний и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся на каждой ступени, содержание профилирующих специальных дисциплин. Рабочие последовательно проходят обучение в ПТУ, техникумах, в вузе.

Повышение квалификации после завершения профессионального  обучения и определенного времени  работы по профессии направлено на достижение двух целей:

  • обеспечение приспособления профессиональной квалификации к новым тенденциям в техническом и профессиональном развитии путем проведения учебных мероприятий, сопровождающих трудовой процесс;
  • подготовку профессиональной карьеры с переходом на более высокую ступень квалификации в качестве специалистов и руководящего персонала среднего звена (например, мастеров, техников, специалистов различного профиля и т.д.), путем посещения курсов при учебном центре, обслуживающем множество предприятий, или в профессиональной школе.

Осознав необходимость  подготовки квалифицированных кадров, каждая организация должна принять  решение о концепции профессионального  обучения персонала.

Вариантами  здесь выступают:

 

  1. Узкоспециализированная подготовка кадров, ориентированная на краткосрочную перспективу и имеющая отношение к соответствующим рабочим местам.
  2. Подготовка квалифицированных кадров широкого профиля, ориентированная на повышении внутрипроизводственной мобильности работника, степени его готовности и способности к перемене труда, освоению новых сфер.
  3. Подготовка квалифицированных кадров ориентированная на личность работника и призванная стимулировать развитие человеческих качеств и зрелости работника.

В практике профессионально-технического образования сложились две формы обучения персонала: на рабочем месте и вне его.

Обучение на рабочем месте осуществляется в  процессе работы. Эта форма подготовки является более дешевой и оперативной, характеризуется тесной связью с  повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников не привыкших к обучению в аудиториях.

Обучение на рабочем месте, как правило, подразумевает  наблюдение за опытным начальником  или коллегой, когда они выполняют  определенную работу или решают какую-либо задачу.

Преимущество  обучения на рабочем месте: оно дешево, легко удовлетворить потребности  обучаемого, работник получает опыт «из  рук в руки».

Однако этот метод имеет недостатки: Вы или  Ваши коллеги могут не обладать достаточным  опытом в обучении; работники, которых попросили обучать, могут не иметь для этого достаточно авторитета и ответственности; работники могут возмутиться, что их будут учить их коллеги.

Обучение вне  рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными  финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. Методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения решению проблем, принятию решений, согласованному поведению.

Преимущество:

  • занятие проводятся опытными экспертами;
  • используются современное оборудование и информация;
  • работники получают заряд свежих идей и информации.

Недостатки:

  • это может быть дорого;
  • курсы могут быть оторванными от практики вашего бизнеса, и перенасыщены теорией;
  • работники могут быть не настроены проходить обучение в свое свободное время.

Профессиональное  развитие оказывает положительное  влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Профессиональное обучение способствует общему интеллектуальному развитию человека, укрепляет уверенность в себе. Потому возможность получения профессионального обучения в собственной компании высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о работе в той или иной организации.

Если рассматривать  профессиональное образование как  систему, то в ней необходимо выделить два этапа. Первый - собственно профессиональная подготовка. Второй - последующие усилия, предпринимаемые для углубления, расширения и дополнения ранее приобретенной квалификации.

При этом в зависимости  от преследуемых целей приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся обстановкой или использована для профессионального продвижения по службе. Данный подход к повышению квалификации непосредственно вытекает из концепции непрерывного образования, в основе которой лежит принцип организации ступенчатого производственного обучения персонала. В настоящее время нет всесторонне обоснованных соображений по срокам переподготовки. Организуя эту работу, исходя из того, что за средний период своей трудовой деятельности (40-45 лет) квалифицированный работник должен 4-5 раз пройти переподготовку и повысить свою квалификацию. В промышленности, и особенно в машиностроении, «обновлять» свою квалификацию для освоения новой техники приходится сегодня в среднем в 6-8 раз, меняя при этом 3-4 раза профессию.

Исходя из периодов смены видов продукции (один раз  в 5-8 лет) каждый работник раз в 4-7 лет  должен обновлять свои знания.

Поэтому значение повышения профессиональной квалификации возрастает. Отрезки времени, когда преобладает учеба, сменяются отрезками времени с преобладанием практического применения, и наоборот. Работа и учеба постоянно становится все более неотделимыми друг от друга.

Профессиональное  обучение, работа по профессии и  повышение квалификации всегда содержат оба элемента: элемент учебы и элемент применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные условия  требуют перехода к качественно  новой ступени - единой государственной  политике в области подготовки квалифицированных  кадров. Отсутствие прогнозных исследований по оценке оптимальных потребностей в подготовке рабочих по отраслям и регионам привело к интенсивности развития системы, выражающейся в продолжение подготовки по профессиям, в которых производство не нуждается, к острому дефициту подготовки по перспективным профессиям. В системе образования и повышения квалификации, трудящихся в нашей стране обнаруживается явная диспропорция: при известном избытке подготовки специалистов высшей квалификации имеет место недостаточная подготовка рабочих, особенно квалифицированных.

Сегодня преобладающая  часть молодежи получает подготовку непосредственно на производстве. Это  вызвано тремя причинами. Во-первых, многие ПТУ обучают профессиям, которые  не пользуются спросам на предприятиях. Во-вторых, профобучение на предприятиях дает гарантированное рабочее место и более быстрое достижение удовлетворительного уровня зарплаты для работника по сравнению с выпускниками ПТУ. В-третьих, система профтехобразования сейчас в состоянии обеспечить потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах рабочих только на одну треть. Отсюда ПТУ готовит квалифицированные кадры по специальностям, не пользующимися спросами, а предприятия вынуждены расширять свои мощности по краткосрочному обучению и готовить рабочих с низкой технической грамотностью, и следовательно, более низкой конкурентоспособностью на рынке труда. Решение этой проблемы заключается в том, чтобы ПТУ заняли свое место на рынке труда и отвечали за реальный спрос на те профессии, которыми они обучают.

Новая структура  экономики требует значительных изменений в системе профподготовки, которая традиционно была ориентирована  на предпроизводственное обучение молодежи. Системы профобучения будут вынуждены  приспособиться к расширяющимcя  потребностям в обучении и переподготовке взрослых работников и должны будут создать новые структуры

управления, стимулирующие  профобучение, ориентированное на потребности  рынка.

Система профобучения должна значительно увеличить свою способность к инновациям и гибкому  реагированию на потребности рынка. Это положение является центральным в политике профобучения в условиях перехода к рыночной экономике. Целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных форм подготовки новых рабочих, переподготовки и обучение рабочих вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства, в тесной увязке с их индивидуальным профессионально - квалификационным продвижениям.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Степаненков Н. К. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие.–Мн.: Университетское, 2003. – 168 с.
  2. Травин В.В., Дятлов В.А. основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 2001 - 336с.
  3. Шекшил С. В. Управление персоналом современной организации. – М, : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2001. – 336 с.
  4. Экономика трудовых ресурсов. Под ред. В. Д. Арещенко. – Мн.: Выш. шк., 2001. – 160 с

 


Информация о работе Повышение квалификации и переподготовка кадров