Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:08, лекция
Цель лекции - показать значение управления для эффективной деятельности различных социально - экономических систем, раскрыть сущность менеджмента как особого вида управления, дать определения основных понятий в области менеджмента, а также представить цели, задачи и структуру дисциплины «Менеджмент»
1. Потребность и необходимость управления.
2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.
3. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.
4. Школы менеджмента.
ЛЕКЦИЯ 1. Потребность и необходимость, управления в деятельности человека.
Цель лекции - показать значение управления для эффективной деятельности различных социально - экономических систем, раскрыть сущность менеджмента как особого вида управления, дать определения основных понятий в области менеджмента, а также представить цели, задачи и структуру дисциплины «Менеджмент»
Рассматриваемые вопросы:
1. Потребность и необходимость управления.
2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.
3. Условия и предпосылки
4. Школы и менеджмента.
1. Потребность и необходимость управления. Управление в основном трактуется как функция любых организационных систем (биологической, социальной или технической) имеет весьма многообразный характер и существует в самых различных видах. Так, применительно к человеческой деятельности речь чаще всего может идти об управлении государственном социально-экономической жизнью общества через разнообразные институты власти; об управлении идеологическом, суть которого во внедрении в создание членов общества концепций его развития, формируемых разными политическими силами и управление социальными процессами.
Таким образом, управление выступает в качестве осознанной целенаправленной деятельности человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники) для достижения каких-либо целей.
В связи с этим, для возникновения необходимости управления деятельностью человека обязательно соблюдение как минимум трех условий:
- наличие органов управления;
- наличие объекта управления;
- наличие цели, которая не может
быть достигнута
То есть объект управления часть своих полномочий делегирует органу управления. Из этого следует, что человеческое общество стало испытывать потребность и необходимость в организации управленческих систем с началом разделения труда.
Объем и состав делегируемых полномочий зависит от следующих факторов:
- сложности управляемой системы;
- компетенции органа управления;
- возможности перераспределения ресурсов (прежде всего финансовых и трудовых) между органом и субъектом управления.
1. Представьте себе, что автомобиль,
в котором Вы едите, сломался
в самое неподходящее время
и в самом неподходящем месте.
Конечно, возможно
Следует отметить, что человек, решивший возложить реализацию своих целей на другого человека, должен обладать иными знаниями, навыками и средствами, нежели тот, кто всё делает сам. Действительно, а заинтересован ли другой человек сделать ремонт? Как его заинтересовать? Правильно ли он понял, что мы от него хотим? Как это проверить? Не будет ли он халтурить? Поэтому требуется умение убеждать, призывать к действию, координировать усилия, контролировать правильность выполнения, обладать необходимой суммой наличных денег. Другими словами, требуется умение управлять. «Делать что-то руками других людей» - такое простейшее определение управления, данное американскими специалистами.
Управление появилось вместе с
людьми. Там, где они объединялись,
преследуя достижение какой-либо цели,
обнаруживалась проблема координации
их деятельности. Решение этой проблемы
кто-то вынужден был брать на себя.
Чтобы достичь цели, остальные, добровольно
или по принуждению, передают часть
своих индивидуальных свобод и, таким
образом, позволяют направлять своё
поведение. В результате последние
становились подчинёнными, первый –
руководителем, а между ними возникают
отношения управления. Таким образом,
управление является необходимым элементом
деятельности человека и отражает его
потребность. Имеется в виду, что
управление – это объективная
потребность любой
Управление – это вид
Содержание менеджмента, как вида деятельности, состоит в планировании, организации работы, координации действий во времени и пространстве, контроле и учёте участия работников в трудовом процессе.
Таблица 1.
Различия в характере труда работников общественного производства
Показатели |
Работники, занятые непосредственно в процессе производства материальных благ |
Работники, занятые управлением |
1. Предмет труда |
Сырьё и материалы |
Информация, связи, отношения |
2. Объект труда |
Средства труда |
Коллектив работников |
3. Направление воздействия |
Непосредственно на исполнительные механизмы, машины в соответствии с полученными заданиями |
На работников через исполнительные механизмы |
4. Результаты труда |
Продукция и услуги |
Управленческие решения |
5. Отношение к процессам |
Не составляют профессиональной обязанности |
Профессиональная обязанность |
Таким образом, управление есть элемент, функция, внутренне присущая любому процессу труда. Оно как специфический вид общественной деятельности призвано определять цели функционирования производства в соответствии с присущими ему условиями и закономерностями развития, устанавливать согласованность, четкую взаимосвязь и взаимодействие между отдельными составными частями (звеньями, элементами) системы, обеспечивать планомерное ее развитие, организацию работы всей кооперации и каждого работника в ней, координацию действий во времени и пространстве, то есть добиваться поставленных целей путем согласованных действий всех участников кооперации и соответствующей организации имеющихся ресурсов.
Эффективность общественного
или совместного труда людей об
Управление средствами труда, или, по выражению Ф. Энгельса, «управление вещами», — это процесс непосредственного воздействия человека на предмет труда с помощью средств труда в целях получения материальных благ и услуг, то есть само производство. При этом человек выступает как субъект управления, а средства труда — как его объект.
Согласование действий работников, управляющих средствами труда (вещами), объединенных в группы, коллективы, требует, в свою очередь, управления ими со стороны других работников, составляющих управленческий аппарат. Этот вид управления, как наиболее сложную область человеческой практики, Ф. Энгельс называл «управление людьми».
Между работниками, управляющими вещами, и работниками управления производством возникают определенные различия. Для работников, непосредственно занятых в процессе производства материальных благ, предметом труда являются сырьё и материалы, а воздействие они осуществляют непосредственно на исполнительные механизмы, машины в соответствии с решениями, полученными от управленческих работников. Результат их труда - готовая продукция предприятия. В условиях современного производства «управляющие вещами» одновременно выполняют и функции управления как владельцы средств собственности или представители собственника, работающие по найму.
Для управленческих работников процесс управления — непосредственная профессиональная обязанность. Здесь предметом труда служат информация, связи, отношения, то есть сам процесс воздействия на объект во всем его многообразии. Продуктом управления является упорядоченность системы, достигаемая решениями (приказами, распоряжениями, указаниями), принимаемыми на основе анализа информации и направленными на выполнение намеченных целей.
Таким образом, современное управление есть управление людьми в процессе их труда в общественном производстве. Осуществляется оно людьми, которые устанавливают цель и разрабатывают программу поведения объекта управления, контролируют ход ее выполнения, вносят необходимые изменения с целью удержать производственный процесс в заданных программой границах или перевести его в новое состояние на основе познания присущих ему закономерностей. Эффективность управления определяется тем, насколько правильно понимается и на деле обеспечивается взаимодействие сознательной руководящей деятельности и объективных закономерностей развития общественного производства. Задача субъектов управления и состоит в том, чтобы, познав объективные законы, осознанно, в строгом соответствии с ними воздействовать на управляемый объект.
Объект управления — обобщающий термин кибернетики и теории автоматического управления, обозначающий устройство или динамический процесс, управление поведением которого является целью создания системы автоматического управления. Ключевым моментом теории является создание математической модели, описывающей поведение объекта управления в зависимости от его состояния, управляющих воздействий и возможных возмущений (помех). Формальная математическая близость математических моделей, относящихся к объектам различной физической природы, позволяет развивать математическую теорию управления вне её связи с конкретными реализациями, а также классифицировать системы управления по формальным математическим признакам (например, линейные и нелинейные). В теории автоматического управления считается, что управляющее воздействие на объект управления оказывает устройство управления. В реальных системах устройство управления интегрировано с объектом управления, поэтому для результативной теории важно точно определить границу между этими звеньями одной цепи. Например, при проектировании системы управления самолётом, считается, что устройство управления определяет угол отклонения рулей, а математическая модель самолета как объекта управления, должна, с учётом этих углов, определять координаты центра масс и угловое положение самолёта. Уравнения аэродинамики, весьма сложные в общем виде, в ряде случаев могут быть упрощены путем линеаризации, позволяя создать линеаризированную модель системы управления.
3. Объекты управления
Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.
Необходимым является наличие у
субъекта управления рычагов воздействия
(мотивации) на ОУ, с помощью которых
можно побуждать его выполнять
управленческие команды (это условие
определяет принципиальную возможность
или невозможность субъекта управления
осуществлять управление). Для того
чтобы механизм мотивирования приводил
к достижению поставленных целей, необходимо
выполнять следующие
1) он должен обладать
2) механизм стимулирования
В настоящее время в мировой практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.
Информационный подход к процессам управления различными системами представляется в виде системы с управлением, включающей три подсистемы: управляющую систему (систему управления), объект управления и систему связи.
Согласно информационному подходу, управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Процессы получения информации, ее хранения и передачи в этом случае отождествляются с понятием связь. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Если системы способны воспринимать и использовать информацию о результатах своего функционирования, то говорят, что они обладают обратной связью. Обратная связь создает возможность эффективного управления в изменяющихся условиях функционирования объекта управления даже в тех случаях, когда возмущающие воздействия не могут быть измерены или когда их влияние заранее не известно.
Информация о работе Потребность и необходимость управления в деятельности человека