Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:30, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы: В большинстве случаев, собственники или топ-менеджеры компаний отдают предпочтение умным, талантливым, в некоторой степени агрессивным сотрудникам, как правило, уделяя больше внимания результативности их работы, нежели их эмоциональной и психологической зрелости. Принимая решение о назначении молодого менеджера на пост, например, вице-президента, собственники компаний руководствуются не только профессиональными соображениями, но и тем, что невозможность продвижения именно по карьерной лестнице вынудит ценного сотрудника перейти в другую компанию. Впрочем, риски от потери сотрудника и его полного несоответствия новой должности зачастую могут быть несопоставимыми.
Введение...................................................................................................................3
1. Карьера и ее понимание: история и современная трактовка
1.1. Карьера: сущность понятия и определение .................................................6
1.2. Типы и формы карьеры....................................................................................7
1.3.Фазы и условия развития карьеры...................................................................9
2. Этапы управления деловой карьерой: построение карьеры
2.1 Планирование карьеры...................................................................................12
2.2 Построение карьеры........................................................................................14
2.3. Выбор карьеры................................................................................................16
3 Маркетинг как инструментарий планирования карьеры
3. 1. Маркетинговое исследование локального рынка труда............................19
3.2 Маркетинговая оценка рынка консалтинговых услуг.................................27
3.3.Сравнительный анализ исследования............................................................29
Заключение ............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................34
На столичном же рынке в среде слушателей программы МВА, напротив, проявляется переход к «качественному» подходу в планировании карьеры, где на первое место постепенно выходят критерии удовлетворения от труда. Иными словами, происходит балансирование между «выживанием» и «самореализацией».[11]
3.2 Маркетинговая оценка рынка консалтинговых услуг
Постепенное экономическое развитие предприятий Воронежского региона способствует увеличению спроса на консалтинговые услуги. Кроме того, наработка технологий предоставления подобных услуг и появление новых компаний в этой сфере деятельности активизируют конкуренцию на местном рынке.
Несмотря на то, что наблюдается снижение темпов роста макроэкономических показателей в Воронеже, темп роста консалтинговых услуг заметно увеличился — на 14% в 2001 году по сравнению с предыдущим годом, что отражает рост доверия к консультантам.
Вследствие роста совокупного объема спроса на консультационные услуги, наблюдается рост цен на данные услуги. Судить об этом можно по увеличению средней выручки на одного специалиста-консультанта. Например, за 2001 год она выросла приблизительно на 38% в среднем по стране и на 30% — в Центрально-Черноземном регионе (в сравнении с 2000 годом).
На конец 2001 года различными видами консалтинга в Воронеже занималось 23 компании, включая представительства московских организаций.
На воронежском рынке консалтинговые компании разных направлений предлагают в основном следующую иерархию карьерного развития своим сотрудникам, представленную на рис. 4.(см.Приложение Л)
В зависимости от ступени данной иерархии (рис. 4) и специализации компании предлагаются различные диапазоны «цен» на профессиональные знания и навыки — уровень заработной платы, который колеблется от 3000 до 7000 рублей в месяц для первых трех уровней; от 8000 до 20000 руб. в месяц — для высших уровней. При этом для перехода с позиции специалиста/помощника консультанта до уровня ведущего консультанта требуется в среднем два-три года, а для выхода на более высокий уровень — еще от трех до шести лет.
Результаты проведенного интервью с сотрудниками трех консалтинговых организаций Воронежа показывают, что основными требованиями к работникам, претендующим на начальные позиции, являются:
Сравнительный анализ выше представленного списка с данными исследования «продавцов» можно представить в таблице 8 (см.Приложение М)[11]
Из табл. 8 видно общее совпадение «спроса» и «предложения» по профессиональным характеристикам работников и, в частности, полное сходство по двум наиболее значимым из них. Это свидетельствует о существующем на местном рынке потенциале эффективного карьерного развития для тех, кто планирует свою профессиональную деятельность в консалтинге.
При осуществлении «покупки» «товара» воронежские консультационные компании предлагают, на их взгляд, конкурентный уровень оплаты труда, что является одним из основных критериев, на который чаще всего обращают внимание респонденты при поиске работы. Однако, судя по результатам опроса студентов, лишь 46% из них согласны работать за 3000 рублей в месяц. По их мнению, ежемесячная зарплата должна быть как минимум 6000 рублей.
Тем не менее, многие из местных фирм предоставляют возможность своим работникам участвовать в краткосрочных обучающих семинарах и конференциях для повышения профессионального уровня своих консультантов, поскольку именно знания и опыт являются основным «капиталом» консалтинговых компаний.
В целом на воронежском рынке консалтингового бизнеса наблюдается возможность успешного развития карьеры, что, при компромиссном решении в отношении оплаты труда со стороны «продавцов», позволит последним в долгосрочном периоде успешно перейти на следующий, более высокий этап своего профессионального развития — а это уже зависит от карьерных целей каждого конкретного индивида.[11]
3.3.Сравнительный анализ исследования
По аналогии с предыдущим сравнительным анализом мы приводим сравнительную таблицу наиболее «популярных» способов поиска работы среди «продавцов» и часто применяемых «каналов» найма со стороны «покупателей» (см. табл. 9 Приложение Н).
Как видно из табл. 9, большое значение для местных работодателей в сфере консалтинговых услуг играют рекомендации о претенденте, полученные либо от «инсайдеров», либо от «знакомых». Однако в некоторых случаях это явление может рассматриваться как завуалированная форма найма «по знакомству».
При этом «покупатели» и «продавцы» уделяют внимание такому «каналу посредников», как учебные заведения, а также биржи труда и рекрутинговые агентства, что свидетельствует о реальной возможности успешного выхода на данный сегмент рынка местных работодателей через указанные «каналы».
Значительное расхождение в способах совершения «купли-продажи» приходится на объявления в средствах массовой информации. Результаты опроса потенциальных работников и работодателей показывают, что «продавцы» практически не доверяют этому каналу, в то время как «покупатели» скорее воспользуются именно СМИ, нежели службами занятости или услугами рекрутеров.
Таким образом, выходящим на рассматриваемый сегмент рынка труда лицам можно порекомендовать пересмотреть способы «распространения» информации о себе и больше пользоваться СМИ. Кроме того, следует заблаговременно получить рекомендации для представления их потенциальным работодателям, поскольку именно рекомендательные письма играют решающую роль при найме на работу в данном сегменте.[11]
* * *
В результате проведения маркетингового исследования «продавцов» и «покупателей» профессиональных знаний и навыков мы рассмотрели начальную стадию планирования карьеры для выпускников основных образовательных программ экономического факультета ВГУ и слушателей программы МВА, стремящихся выйти на рынок консалтинговых услуг.
Результаты практического применения маркетинговых инструментов при планировании карьеры позволили показать важность и высокую значимость данного подхода. Мы посмотрели, как можно с помощью одних из простых методов сбора маркетинговой информации — опроса и интервью — проанализировать потенциальные возможности построения карьеры для «продавцов» и «покупателей», что подтверждает прикладной характер исследуемого нами подхода к планированию карьеры.
Кроме того, сопоставление
«спроса» и «предложения» на конкретных
сегментах рынка труда
Заключение
Изменение организационных форм хозяйствования в условиях рынка обусловлено необходимостью удовлетворения требований, предъявляемых все более жесткой конкурентной борьбой. Исходя из этого компания ставит все новые условия своим сотрудникам. В такой обучающейся организации ответственность за карьерное продвижение возлагается на самих работников, поскольку пожизненная занятость им уже не гарантируется. Еще одним результатом изменения социально-трудового контракта становится стресс, как результат высокой неопределенности в условиях отсутствия гарантий занятости, непрестанных перемен в характере выполняемых заданий.
Изложенное выше показывает,
что в новых постоянно
Необходимо отметить,
что такой путь открывает удивительные
возможности для способных
Список использованной литературы
1 краткое описание этапов карьеры (см. табл.3 Приложение Г)