Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:30, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы: В большинстве случаев, собственники или топ-менеджеры компаний отдают предпочтение умным, талантливым, в некоторой степени агрессивным сотрудникам, как правило, уделяя больше внимания результативности их работы, нежели их эмоциональной и психологической зрелости. Принимая решение о назначении молодого менеджера на пост, например, вице-президента, собственники компаний руководствуются не только профессиональными соображениями, но и тем, что невозможность продвижения именно по карьерной лестнице вынудит ценного сотрудника перейти в другую компанию. Впрочем, риски от потери сотрудника и его полного несоответствия новой должности зачастую могут быть несопоставимыми.
Введение...................................................................................................................3
1. Карьера и ее понимание: история и современная трактовка
1.1. Карьера: сущность понятия и определение .................................................6
1.2. Типы и формы карьеры....................................................................................7
1.3.Фазы и условия развития карьеры...................................................................9
2. Этапы управления деловой карьерой: построение карьеры
2.1 Планирование карьеры...................................................................................12
2.2 Построение карьеры........................................................................................14
2.3. Выбор карьеры................................................................................................16
3 Маркетинг как инструментарий планирования карьеры
3. 1. Маркетинговое исследование локального рынка труда............................19
3.2 Маркетинговая оценка рынка консалтинговых услуг.................................27
3.3.Сравнительный анализ исследования............................................................29
Заключение ............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................34
3 Маркетинг
как инструментарий
3. 1. Маркетинговое исследование локального рынка труда
Процесс маркетингового планирования карьеры схож с планированием маркетинговой деятельности в бизнесе: сначала определяются цели и задачи, затем — характеристики предложения, или «продукта» (профессиональные знания и умения, опыт работы и др.). Затем проводится анализ компаний, которые привлекательны для индивида и которые могут нуждаться в его способностях. Иными словами, определяются потенциальные «рынки сбыта» профессиональных знаний и умений. Исследование «потребителей» поможет больше узнать о потребностях работодателей, позволит установить те «рынки», где можно успешно конкурировать и т.д. Потом разрабатывается «стратегия проникновения на рынки» и, в конце концов, составляется тактический план действий, для реализации которого требуется стать «заметной фигурой»: разработать и продать свою «марку», вести переговоры и «заключать сделки».
В целях идентификации будущего карьерного пути и определения возможностей, существующих на рынке труда, полезным для индивида является процесс оценки личностных качеств. Здесь применяется ряд психологических тестов по выявлению характеристик человека, его поведенческих особенностей, внутренних установок и ценностей.[11]
Планирование карьеры для каждого человека является личным, уникальным процессом, в связи с чем невозможно описать общей схемой всю совокупность осуществляемых при этом процедур. Кроме того, рынок «потребителей» профессиональных навыков настолько разнообразен, что каждому конкретному сегменту будет соответствовать своя модифицированная форма планирования. Поэтому в рамках проведенного нами методологического исследования для наглядного примера практического применения инструментов маркетинга в карьерном планировании мы рассмотрели следующие объекты местного рынка труда:
В рамках данных объектов мы провели маркетинговые исследования «продавцов» и «покупателей» профессиональных знаний и навыков по следующим характеристикам:
У «продавцов»
Ниже мы приводим результаты проведенного нами анализа, сравнивая их по отдельным критериям с данными подобных исследований слушателей программ МВА, проводимых ранее в Москве [11]
У «покупателей»
В исследуемую аудиторию мы не включили «посредников» (биржи труда, центры занятости, рекрутинговые агентства) в связи с тем, что они представляют собой лишь один из каналов сбыта, который в Воронеже слабо развит, и сбор информации из этих источников достаточно затруднен и трудоемок[11]
Для анализа поведения выбранной группы «продавцов» на местном рынке мы провели анкетирование 40 студентов 5-го и 6-го курсов экономического факультета ВГУ разных специальностей, а для анализа конкурентной среды мы опросили 30 респондентов из слушателей программы МВА. Аудитория респондентов в обоих случаях определялась методом случайной выборки.
Анализ жизненных приоритетов опрашиваемой аудитории студентов показывает, что тремя основными направлениями дальнейшего развития своей жизни для них являются: поиск работы (это направление выбрали 90% опрашиваемой студенческой аудитории), личностный рост (78%) и создание и/или укрепление семьи (30%).
В отношении слушателей МВА как в Воронеже, так и в Москве наблюдается схожая картина. Таким направлениям как создание своего бизнеса и занятию хобби и различными видами развлечений уделяется гораздо меньшее внимание (см. рис. 1 Приложение Е).
К числу самых важных карьерных задач выпускники экономического факультета ВГУ отнесли необходимость в приобретении начального опыта работы (52%), развитии новых профессиональных навыков (45%) и создании финансовой базы для дальнейшей жизни (32%). Среди тех, кто уже имеет место постоянной работы, большое внимание уделялось выходу на более высокий управленческий уровень. Этот факт также подтверждается ответами слушателей МВА как в Воронеже (82%), так и в Москве (40%). При этом данная группа респондентов отнесла к наиболее значимым карьерным задачам развитие собственной финансовой базы (64% — по Воронежу и 31% — по Москве) и поддержание баланса карьеры и личной жизни (22% воронежских респондентов и 34% — московских). Следует отметить, что около 23% опрошенных москвичей выделяют работу в международном бизнесе как одну из наиболее значимых карьерных задач, в то время как лишь 2% местных слушателей МВА отметили эту карьерную задачу в числе наиболее значимых (см. рис. 2 Приложение Ж).
Среди критериев выбора работодателя на первом месте у респондентов МВА в Воронеже и Москве находится растущий внутренний потенциал компании (59% у воронежских респондентов и 60% — у московских), а на втором месте по Воронежу — уровень заработной платы. Выпускники экономического факультета ВГУ, однако, на первое место ставят именно уровень предлагаемой оплаты труда (76% респондентов). Проводимое по Москве исследование вообще не включало этот критерий в свой рейтинг.
На более низких позициях располагаются такие параметры выбора работодателя как финансовая устойчивость и возможность дальнейшего обучения.
Большая разница в ответах респондентов по данному вопросу приходится на такие критерии, как зарубежные командировки и корпоративная культура. В частности, 16% столичных слушателей МВА выделяют возможность зарубежных командировок как один из наиболее важных критериев выбора работодателя, однако никто из их воронежских коллег не включил его в рейтинг. Студенты старших курсов экономического факультета ВГУ оценивают этот показатель даже выше, чем москвичи (33% опрошенных).
Корпоративную культуру и высокие этические стандарты как один из важных критериев выбора будущего места работы отметили лишь около 10% воронежских студентов и слушателей МВА, в то время как в Москве он отмечен 50% респондентов (см. рис. 3 Приложение З).
Поскольку для исследования был выбран такой сегмент рынка «потребителей» профессиональных знаний и навыков, как консалтинг, то мы проанализировали ответы на вопрос о критериях выбора работодателя тех воронежских респондентов, которые хотели бы или уже работают в данной сфере бизнеса (24% всех опрошенных).[11]
Результаты опроса показывают, что к трем основным критериям они относят: растущий внутренний потенциал компании, возможность дальнейшего обучения и уровень заработной платы.
Относительно важности источников информации о потенциальном работодателе все респонденты в Воронеже и Москве расположили их в следующем порядке:
Мы хотели бы подчеркнуть, что никто из опрошенных слушателей программы МВА в Воронеже не выделил web-сайты.
Рейтинг способов поиска работы среди воронежских респондентов (см табл.5 Приложение И)
Среди тех, кто интересуется консалтингом, рейтинг самых эффективных способов поиска работы выглядит так:
В отношении наиболее важных характеристик работника (помимо наличия профессиональных знаний), необходимых для достижения профессионального успеха и развития карьеры в будущем, воронежские респонденты определили следующий порядок:
Как видно из табл. 6 (см. табл.7 Рейтинг наиболее важных характеристик работника Приложение К) , наблюдаются значительные расхождения между ответами студентов и слушателей МВА по таким характеристикам, как опыт работы, быстрая адаптация и эффективная работа в команде, что связано с различием в этапах карьерного развития респондентов.
Так как выпускники экономического факультета ВГУ только начинают планировать свою будущую профессиональную деятельность и у них не так много опыта практической работы (или его вообще нет), то с их позиции эта характеристика не столь важна. Однако они отмечают значимость быстрой адаптации, которая действительно необходима для «новичков».
В то же время по мнению тех, кто уже сталкивался с реалиями рынка труда (слушатели программы МВА), именно опыт профессиональной деятельности играет решающую роль для достижения карьерных высот. При этом адаптивность для них не так важна, как эффективная работа в команде.
Что касается тех, кто хотел бы или уже работает в консалтинге, то они расположили основные характеристики работника, необходимые для достижения профессионального успеха (что они и стараются предлагать работодателям), в следующем порядке:
На основе исследования выбранной группы «продавцов» профессиональных знаний и навыков можно сделать следующие обобщенные выводы:
1) Большая доля респондентов
как в столице, так и на
периферии, ориентирована на
Удивительное несовпадение заключается в том, что при выделении студентами в наиболее значимые задачи такого направления как приобретение опыта работы, эта же категория респондентов (за исключением лиц, интересующихся консалтингом) поставила опыт работы на последнюю позицию в рейтинге самых важных характеристик, необходимых для достижения профессионального успеха. Это можно объяснить попыткой выпускников «оправдать» себя в глазах потенциальных работодателей как надежных будущих сотрудников даже при отсутствии опыта работы.[11]
Что касается опытных работников, то они заинтересованы, в первую очередь, в повышении своего статуса и развитии финансовой базы (что особенно характерно для Воронежа). Москвичи все больше ориентируются на поддержание баланса между личной и профессиональной сферами жизни, а также на выход на международный рынок труда.
2) От потенциальных «покупателей» «продавцы» ожидают достойную «оплату» за их «товар» и растущий потенциал самой компании, который позволит в дальнейшем решать поставленные карьерные задачи.
Кроме того, если организация
дает возможность работнику
В дополнении к этому
при ориентации на международный
рынок труда работники «
3) В основном информация
о потенциальных «покупателях»,
4) При осуществлении
«продаж» своих знаний и
5) В целом на местном
рынке «продавцов» наблюдается
период «накопления капитала»,
когда большое внимание