Построение карьеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы: В большинстве случаев, собственники или топ-менеджеры компаний отдают предпочтение умным, талантливым, в некоторой степени агрессивным сотрудникам, как правило, уделяя больше внимания результативности их работы, нежели их эмоциональной и психологической зрелости. Принимая решение о назначении молодого менеджера на пост, например, вице-президента, собственники компаний руководствуются не только профессиональными соображениями, но и тем, что невозможность продвижения именно по карьерной лестнице вынудит ценного сотрудника перейти в другую компанию. Впрочем, риски от потери сотрудника и его полного несоответствия новой должности зачастую могут быть несопоставимыми.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
1. Карьера и ее понимание: история и современная трактовка
1.1. Карьера: сущность понятия и определение .................................................6
1.2. Типы и формы карьеры....................................................................................7
1.3.Фазы и условия развития карьеры...................................................................9
2. Этапы управления деловой карьерой: построение карьеры
2.1 Планирование карьеры...................................................................................12
2.2 Построение карьеры........................................................................................14
2.3. Выбор карьеры................................................................................................16
3 Маркетинг как инструментарий планирования карьеры
3. 1. Маркетинговое исследование локального рынка труда............................19
3.2 Маркетинговая оценка рынка консалтинговых услуг.................................27
3.3.Сравнительный анализ исследования............................................................29
Заключение ............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................34

Файлы: 1 файл

курс.Построение карьеры.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

 

3 Маркетинг  как инструментарий планирования  карьеры

3. 1. Маркетинговое исследование локального рынка труда

 

Процесс маркетингового планирования карьеры схож с планированием маркетинговой деятельности в бизнесе: сначала определяются цели и задачи, затем — характеристики предложения, или «продукта» (профессиональные знания и умения, опыт работы и др.). Затем проводится анализ компаний, которые привлекательны для индивида и которые могут нуждаться в его способностях. Иными словами, определяются потенциальные «рынки сбыта» профессиональных знаний и умений. Исследование «потребителей» поможет больше узнать о потребностях работодателей, позволит установить те «рынки», где можно успешно конкурировать и т.д. Потом разрабатывается «стратегия проникновения на рынки» и, в конце концов, составляется тактический план действий, для реализации которого требуется стать «заметной фигурой»: разработать и продать свою «марку», вести переговоры и «заключать сделки».

В целях идентификации  будущего карьерного пути и определения  возможностей, существующих на рынке  труда, полезным для индивида является процесс оценки личностных качеств. Здесь применяется ряд психологических тестов по выявлению характеристик человека, его поведенческих особенностей, внутренних установок и ценностей.[11]

Планирование карьеры  для каждого человека является личным, уникальным процессом, в связи с  чем невозможно описать общей  схемой всю совокупность осуществляемых при этом процедур. Кроме того, рынок «потребителей» профессиональных навыков настолько разнообразен, что каждому конкретному сегменту будет соответствовать своя модифицированная форма планирования. Поэтому в рамках проведенного нами методологического исследования для наглядного примера практического применения инструментов маркетинга в карьерном планировании мы рассмотрели следующие объекты местного рынка труда:

  1. «Продавцы «товарной группы» — выпускники основных образовательных программ экономического факультета Воронежского государственного университета (ВГУ).
  2. «Конкурентная группа» — слушатели программы МВА бизнес-школы ВГУ.
  3. «Целевая аудитория» — местный рынок консалтинговых услуг.

В рамках данных объектов мы провели маркетинговые исследования «продавцов» и «покупателей» профессиональных знаний и навыков по следующим характеристикам:

У «продавцов»

  • Определение жизненных приоритетов респондентов.
  • Выявление карьерных задач.
  • Анализ критериев выбора «покупателя» — потенциального работодателя.
  • Определение наиболее значимых источников информации о «покупателе».
  • Анализ наиболее эффективного способа «продажи» — поиска работы.
  • Выявление важных свойств «товара» — профессиональных характеристик потенциального работника.

Ниже мы приводим результаты проведенного нами анализа, сравнивая их по отдельным критериям с данными подобных исследований слушателей программ МВА, проводимых ранее в Москве [11]

У «покупателей»

  • Определение тенденций развития рынка «потребителей» — консалтинговых услуг в Воронеже.
  • Анализ карьерных возможностей на выбранном сегменте.
  • Сравнительный анализ требований «потребителей» к «товару» и реального «предложения» на местном рынке.
  • Сравнительный анализ способов «купли-продажи» «товара» на выбранном сегменте.

В исследуемую аудиторию мы не включили «посредников» (биржи труда, центры занятости, рекрутинговые агентства) в связи с тем, что они представляют собой лишь один из каналов сбыта, который в Воронеже слабо развит, и сбор информации из этих источников достаточно затруднен и трудоемок[11]

  • Результаты исследования «продавцов»

Для анализа поведения  выбранной группы «продавцов» на местном рынке мы провели анкетирование 40 студентов 5-го и 6-го курсов экономического факультета ВГУ разных специальностей, а для анализа конкурентной среды мы опросили 30 респондентов из слушателей программы МВА. Аудитория респондентов в обоих случаях определялась методом случайной выборки.

Анализ жизненных приоритетов  опрашиваемой аудитории студентов  показывает, что тремя основными  направлениями дальнейшего развития своей жизни для них являются: поиск работы (это направление выбрали 90% опрашиваемой студенческой аудитории), личностный рост (78%) и создание и/или укрепление семьи (30%).

В отношении слушателей МВА как в Воронеже, так и  в Москве наблюдается схожая картина. Таким направлениям как создание своего бизнеса и занятию хобби и различными видами развлечений уделяется гораздо меньшее внимание (см. рис. 1 Приложение Е).

К числу самых важных карьерных задач выпускники экономического факультета ВГУ отнесли необходимость в приобретении начального опыта работы (52%), развитии новых профессиональных навыков (45%) и создании финансовой базы для дальнейшей жизни (32%). Среди тех, кто уже имеет место постоянной работы, большое внимание уделялось выходу на более высокий управленческий уровень. Этот факт также подтверждается ответами слушателей МВА как в Воронеже (82%), так и в Москве (40%). При этом данная группа респондентов отнесла к наиболее значимым карьерным задачам развитие собственной финансовой базы (64% — по Воронежу и 31% — по Москве) и поддержание баланса карьеры и личной жизни (22% воронежских респондентов и 34% — московских). Следует отметить, что около 23% опрошенных москвичей выделяют работу в международном бизнесе как одну из наиболее значимых карьерных задач, в то время как лишь 2% местных слушателей МВА отметили эту карьерную задачу в числе наиболее значимых (см. рис. 2 Приложение Ж).

Среди критериев выбора работодателя на первом месте у респондентов МВА в Воронеже и Москве находится  растущий внутренний потенциал компании (59% у воронежских респондентов и 60% — у московских), а на втором месте по Воронежу — уровень заработной платы. Выпускники экономического факультета ВГУ, однако, на первое место ставят именно уровень предлагаемой оплаты труда (76% респондентов). Проводимое по Москве исследование вообще не включало этот критерий в свой рейтинг.

На более низких позициях располагаются такие параметры  выбора работодателя как финансовая устойчивость и возможность дальнейшего  обучения.

Большая разница в ответах респондентов по данному вопросу приходится на такие критерии, как зарубежные командировки и корпоративная культура. В частности, 16% столичных слушателей МВА выделяют возможность зарубежных командировок как один из наиболее важных критериев выбора работодателя, однако никто из их воронежских коллег не включил его в рейтинг. Студенты старших курсов экономического факультета ВГУ оценивают этот показатель даже выше, чем москвичи (33% опрошенных).

Корпоративную культуру и высокие этические стандарты как один из важных критериев выбора будущего места работы отметили лишь около 10% воронежских студентов и слушателей МВА, в то время как в Москве он отмечен 50% респондентов (см. рис. 3 Приложение З).

Поскольку для исследования был выбран такой сегмент рынка «потребителей» профессиональных знаний и навыков, как консалтинг, то мы проанализировали ответы на вопрос о критериях выбора работодателя тех воронежских респондентов, которые хотели бы или уже работают в данной сфере бизнеса (24% всех опрошенных).[11]

Результаты опроса показывают, что к трем основным критериям  они относят: растущий внутренний потенциал  компании, возможность дальнейшего  обучения и уровень заработной платы.

Относительно важности источников информации о потенциальном  работодателе все респонденты в Воронеже и Москве расположили их в следующем порядке:

  1. Практика в компании.
  2. Советы родственников/друзей/знакомых.
  3. Информации из СМИ (включая рекламу и web-сайты компаний).

Мы хотели бы подчеркнуть, что никто из опрошенных слушателей программы МВА в Воронеже не выделил web-сайты.

Рейтинг способов поиска работы среди воронежских респондентов (см табл.5 Приложение И)

Среди тех, кто интересуется консалтингом, рейтинг самых эффективных  способов поиска работы выглядит так:

  1. Через учебные заведения.
  2. Прямое обращение в компанию.
  3. Через службы занятости/ биржи труда/ рекрутеров.
  4. Через родственников/ друзей/ знакомых.
  5. По Интернет.
  6. По объявлению в СМИ.

В отношении наиболее важных характеристик работника (помимо наличия профессиональных знаний), необходимых для достижения профессионального успеха и развития карьеры в будущем, воронежские респонденты определили следующий порядок:

Как видно из табл. 6 (см. табл.7 Рейтинг наиболее важных характеристик работника  Приложение К) , наблюдаются значительные расхождения между ответами студентов и слушателей МВА по таким характеристикам, как опыт работы, быстрая адаптация и эффективная работа в команде, что связано с различием в этапах карьерного развития респондентов.

Так как выпускники экономического факультета ВГУ только начинают планировать свою будущую профессиональную деятельность и у них не так много опыта практической работы (или его вообще нет), то с их позиции эта характеристика не столь важна. Однако они отмечают значимость быстрой адаптации, которая действительно необходима для «новичков».

В то же время по мнению тех, кто уже сталкивался с  реалиями рынка труда (слушатели  программы МВА), именно опыт профессиональной деятельности играет решающую роль для  достижения карьерных высот. При  этом адаптивность для них не так важна, как эффективная работа в команде.

Что касается тех, кто  хотел бы или уже работает в  консалтинге, то они расположили  основные характеристики работника, необходимые  для достижения профессионального  успеха (что они и стараются  предлагать работодателям), в следующем порядке:

  1. Опыт работы.
  2. Аналитический склад ума.
  3. Коммуникационные способности.
  4. Быстрая адаптивность.
  5. Умение быстро принимать эффективные решения.
  6. Эффективная работа в команде.

На основе исследования выбранной группы «продавцов» профессиональных знаний и навыков можно сделать следующие обобщенные выводы:

1) Большая доля респондентов  как в столице, так и на  периферии, ориентирована на развитие  профессиональной карьеры. При  этом приоритетными карьерными  задачами индивидов, находящихся  на первом этапе планирования, являются создание материальной базы для своего дальнейшего развития, «наработка» опыта и развитие профессиональных навыков.

Удивительное несовпадение заключается в том, что при  выделении студентами в наиболее значимые задачи такого направления как приобретение опыта работы, эта же категория респондентов (за исключением лиц, интересующихся консалтингом) поставила опыт работы на последнюю позицию в рейтинге самых важных характеристик, необходимых для достижения профессионального успеха. Это можно объяснить попыткой выпускников «оправдать» себя в глазах потенциальных работодателей как надежных будущих сотрудников даже при отсутствии опыта работы.[11]

Что касается опытных  работников, то они заинтересованы, в первую очередь, в повышении  своего статуса и развитии финансовой базы (что особенно характерно для Воронежа). Москвичи все больше ориентируются на поддержание баланса между личной и профессиональной сферами жизни, а также на выход на международный рынок труда.

2) От потенциальных  «покупателей» «продавцы» ожидают достойную «оплату» за их «товар» и растущий потенциал самой компании, который позволит в дальнейшем решать поставленные карьерные задачи.

Кроме того, если организация  дает возможность работнику дальнейшего  обучения, то это позволит ему развивать свои профессиональные навыки и, следовательно, свою профессиональную и статусную карьеру, что и привлекает работников в потенциальном работодателе.

В дополнении к этому  при ориентации на международный  рынок труда работники «требуют»  наличия соответствующих возможностей у компании: зарубежные командировки, развитие корпоративной культуры и высокие этические стандарты.

3) В основном информация  о потенциальных «покупателях»,  на основе которой и осуществляются  в дальнейшем сделки «купли-продажи», черпается из практического общения в среде работодателя и по «своим каналам» информации (родственники, друзья, знакомые). При этом наиболее «прогрессивная» аудитория (молодежь и жители столицы) больше уделяет внимание новому средству коммуникации — сети Интернет.

4) При осуществлении  «продаж» своих знаний и навыков  респонденты пользуются в основном  «посредниками» (родственники, друзья, знакомые; учебные заведения и  т.д.), однако «новички» уделяют  большое внимание непосредственному,  прямому обращению к «покупателям», в том числе через высокотехнологические средства связи — web-сайты компаний.

5) В целом на местном  рынке «продавцов» наблюдается  период «накопления капитала»,  когда большое внимание уделяется  материальным аспектам профессиональной  деятельности, а не моральному удовлетворению от выполняемой работы.

Информация о работе Построение карьеры