Последовательность выполнения функций управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:15, реферат

Краткое описание

Под функциями управления понимаются особые виды специализированных управленческих действий, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда.
Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.
Функции управления характеризуют ту или иную активность взаимодействия субъекта и объекта управления (управляющей и управляемой систем). Для эффективного, целостного управления они должны образовать единый комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.06 Кб (Скачать)

Анализируя стимулирование как управленческую функцию, необходимо иметь в виду и обратное явление  стимулированию – создание не только положительных, но и отрицательных  стимулов. Последнее выражается в  форме определенных запретов, наказаний (лишение премии, выговор, понижение в должности и т.п.).

Организация системы стимулирования предполагает единство использования  стимулов. При этом стимулы морального характера должны подкрепляться  материальными стимулами, и, наоборот, материальное стимулирование должно сопровождаться моральным стимулированием.  
Одним из недостатков, нередко встречающихся в практике управления в вопросах стимулирования, является то, что необходимая информация поступает с запозданием, в результате чего решения принимаются несвоевременно, стимулирование перестает играть роль активного фактора в исполнении порученных обязанностей. В некоторых случаях руководители испытывают недостаток или избыток информации. Это затрудняет выработку объективного решения, в связи с чем значение стимула нивелируется.

Контрольная функция

Контроль  является важнейшей функцией управления, призванной постоянно давать информацию о действительном состоянии дела по выполнению решений.

Контроль основан на принципе организации обратной связи, которая  существует при любом взаимодействии субъекта и объекта в системе  управления и включает единство следующих  стадий:

    • получение информации;
    • критическая ее оценка;
    • принятие решений.

Посредством контроля вскрываются  дополнительные резервы производства и вносятся необходимые коррективы в организацию производства и  разработку плана развития системы  производства. Контроль начинается с  получения информации о действительном состоянии управляемого объекта  и заканчивается принятием решений, которые преследуют соответствующую коррекцию в динамике системы для достижения запланированной цели. Без контроля процесс управления остается незавершенным.

Существуют следующие  виды контроля: постоянный, текущий, разовый, начальный, промежуточный, конечный.

В функции контроля должны гармонически сочетаться доверие к  людям и необходимость проверки их работы.

Следует помнить, что недостаток контроля снижает ответственность, излишний же контроль снижает инициативу, самостоятельность.

Материалы исследований показывают, что значительная часть рабочего времени руководителей затрачивается  на выполнение контрольных функций. Время, затрачиваемое на контроль линейными  руководителями, превышает время, заторачиваемое на выполнение всех остальных функций.

Система функций  органов государственной власти и управления

В связи с резким сокращением  сектора государственной собственности  и переходом к рыночным отношениям, местное самоуправление нашло свое отражение в функциях, методах  и формах государственного управления. 
Выявляются два аспекта проблем:

    • функции государственного управления;
    • функции его субъектов.

Происшедшие преобразования в обществе и государственном  управлении не обогатили представлений  о сущности и видах его функций  в главном, принципиальном. Появились  лишь новые элементы в их содержании и механизме реализации. Теперь они  проецируются с учетом наличия государственных  и негосударственных секторов и  различной степени влияния на них государства. 
В большей степени претерпевают изменения функции органов государственного управления. Сужены некоторые традиционные для советского периода функции (например, планирования, материально-технического снабжения и др.). Появились новые, обусловленные переходом к рыночной экономике (например, осуществление антимонопольных мероприятий, функции, связанные с появлением безработицы, разгосударствлением предприятий и учреждений в различных сферах и др.).

Среди функций на первый план выступают прогнозирование, координация, регулирование и контроль. Значение планирования как функции управления ослаблено и ограничивается как  бы в изолированном виде двумя  сферами: с одной стороны, центральной, с другой – локальной. Планирование  перестало быть ведущей формой и стержнем директивного и адресного централизованного управления.

Однако дискредитация  планирования при переходе к рыночным отношениям, отказ от него беспочвенны. Отказ от планирования вообще –  грубейшая ошибка. Планирование –  объективная необходимость нормальной организации государственной работы.

Государственное регулирование  – одна из функций государственного управления. Сейчас данная функция  является приоритетной не только в  управлении экономикой, но и социально-культурной сферой. 
Содержание и механизм осуществления этой функции включают:

    • нормативное регулирование путем установления общих правил;
    • его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;
    • контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;
    • государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;
    • координацию и общее направление их деятельности;
    • содействие ее внешнему осуществлению;
    • определение приоритетов в структурной политике;
    • государственные контракты (договоры);
    • регистрацию;
    • лицензирование и др.

Традиционными инструментами  государственного регулирования являются налоги, стандарты, государственные  заказы, таможенные тарифы и пошлины. Они облекаются в те или иные правовые формы.

В современных условиях своеобразным выражением государственного регулирования  являются приватизация, применение процедур несостоятельности (банкротства) предприятий  и т.д.

Государственный контроль – функция, связанная не только с обеспечением дисциплины и законности, но и государственного регулирования.

Контроль, со свойственными  ему методами и в присущих ему  формах, способствует соблюдению режима деятельности субъектов управленческих отношений, коммерческих организаций  государственного и негосударственного типа.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера  их полномочий можно выделить:

    • контроль Президента Российской Федерации;
    • контроль органов законодательной (представительной) власти;
    • контроль органов исполнительной власти;
    • контроль органов судебной власти.

Президентский контроль в  сфере управления осуществляется в  двух основных формах:

 
а) непосредственный контроль Президента Российской Федерации; 
б) президентский контроль через соответствующие президентские структуры. 
Контроль органов представительной власти осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов.

Контрольные полномочия Государственной  Думы проявляются в  том, что она дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации; назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Государственная Дума осуществляет контроль за деятельностью правительства Российской Федерации по разработке федерального бюджета, который оно представляет на рассмотрение Государственной Думой. 
Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Процедура принятия  управленческого решения

Управленческое решение  на предприятии представляет собой  творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа  информации о ее состоянии.

В большинстве имеющихся  работ по управленческим решениям говорится, что момент выбора находится в  пределах комбинированного процесса принятия решений. Согласно этой точке зрения, управленческое решение проистекает  из ряда функций, которые взаимосвязаны  и все вместе образуют сам процесс  принятия решений. Графически данный процесс  представлен на рис. 2.1:

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.1 Процесс принятия УР.

 

Элементы процесса принятия решения являются функциями принятия решений.

    • Постановка задач по управлению

Принятие решений начинается с постановки задач, и данный конкретный цикл заканчивается, когда выполнена  задача, которая послужила началом  данного цикла.

    • Поиск вариантов

Такой поиск заключается  в «сканировании» внутренней и внешней  среды с целью получения необходимой  информации, затем использующейся для  выработки набора вариантных решений, которые, как представляется на данном этапе, могут привести к выполнению поставленной задачи или к достижению цели.

    • Сравнительный анализ и оценка имеющихся вариантов

Производится сравнение  и оценка имеющихся вариантов  с использованием соответствующих  методов и критериев.

 

    • Выбор

Менеджер, принимающий решение, выбирает подходящий образ действий из ряда вариантов, то есть он принимает  решение.

    • Реализация принятого решения на практике

Решение переводится из плоскости  абстрактного умопостроения в плоскость профессиональной реальности.

    • Последующий анализ и контроль

Необходимо убедиться  в том, что принятое решение действительно  приведет к исходу, удовлетворяющему тем задачам по управлению, которые  и привели к началу данного  процесса.

    • Степень взаимосвязанности в процессе

Как показано на рис. 2.1, функции принятия решений очень тесно взаимосвязаны с процессом принятия управленческих решений. Эту взаимосвязь очень легко себе представить, поразмыслив над негативными последствиями, которые могут быть связаны с тем, что какой-либо функции не было уделено надлежащего внимания, или с тем, что был произвольно изменен порядок функций. В случае если выбранный вариант, после принятия на его основе соответствующего решения, не приводит к достижению желаемого результата, то здесь менеджер, ответственный за принятие решения по данному вопросу, может обратиться к любому из «подпроцессов», упомянутых на рис. 1: корректирующее действие, возобновление поиска альтернативных вариантов или переосмысление первоначальной задачи или цели.

    • Динамика процесса

Динамика процесса, представленного  на рис. 2.1, предопределяется тем влиянием, которое функции принятия решения оказывают друг на друга по отдельности и в комбинации. Динамика данного процесса находит свое выражение, в частности, во взаимосвязи между функциями принятия решений. Существование такой взаимосвязи означает, что данные функции имеют большую значимость, когда они рассматриваются во взаимосвязи, в качестве компонентов процесса принятия решений, чем тогда, когда они рассматриваются по отдельности. Этот эффект взаимосвязи (или «синергии») означает, что управленческие решения, сделанные в рамках данного процесса, имеют больший потенциал для достижения успеха.


Информация о работе Последовательность выполнения функций управления