Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:15, реферат
Под функциями управления понимаются особые виды специализированных управленческих действий, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда.
Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.
Функции управления характеризуют ту или иную активность взаимодействия субъекта и объекта управления (управляющей и управляемой систем). Для эффективного, целостного управления они должны образовать единый комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления.
1.Последовательность выполнения функций управления
Под функциями управления понимаются особые виды специализированных управленческих действий, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда.
Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.
Функции управления характеризуют ту или иную активность взаимодействия субъекта и объекта управления (управляющей и управляемой систем). Для эффективного, целостного управления они должны образовать единый комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления.
Функции управления занимают
одно из центральных мест в управленческой
деятельности. Они, по существу, такие
же древние, как само общество. В
течение всей истории переходят
от интуитивного, полусознательного
обеспечения условий
Среди общих функций в научной литературе
Роберт М. Фалмер называет планирование,
организацию, выполнение, контроль; К.
Киллен выделяет планирование, организацию,
руководство, мотивацию, контроль; Г. Кунц,
С. Доннел – планирование, организацию,
комплектование штатов, руководство и
лидерство.
В отечественной теории и практике принято рассматривать такие функции: планирование, прогнозирование, организация, регулирование, координирование, стимулирование, контроль.
Функция планирования
Планирование является активным
управленческим процессом воздействия
на систему, посредством которого детерминируются
темпы, последовательность и формы
развития объекта или процесса для
достижения намеченной цели.
Планирование
– это обоснование
и выбор целей функционирования и развития
процесса (системы, организации, предприятия)
и средств их достижения.
Особенность механизма планирования состоит в том, что здесь должна быть конкретно представлена диалектическая связь плановой работы с конечной целью.
Реализация логической схемы процесса управленческой деятельности – потребность – задача – функция – решение (цель) –осуществляется посредством планирования. Планирование присутствует на всех уровнях иерархии управления. Сущность и технология планирования едина для всех объектов управления: области, района, города, предприятия. Планирование работы на локальном уровне повторяет в миниатюре всю технологию планирования работ, например, на государственном уровне.
Планирование состоит из процесса подготовки, обоснования и принятия решения. План показывает не только то, чего нужно достигнуть в конечном счете, но и как это сделать, каковы основные показатели плана и как должно развертываться его выполнение во времени и пространстве. План всегда должен иметь вид конкретного документа. Исходя из временных параметров и решаемых задач, различаются следующие виды планирования:
Функция прогнозирования.
Прогнозирование – это определение вероятностных целей функционирования и развития систем и вероятностных путей их достижения.
Приступая к прогнозированию, необходимо придерживаться следующих общих требований:
Следует подчеркнуть, что роль прогнозных разработок в планировании и проектировании, особенно в социальном планировании, недооценивается. В лучшем случае органы власти и управления рассматривают прогнозирование как вспомогательную операцию.
Роль же прогнозирования в планировании вытекает из концепции, в которой прогноз и план выступают как равноценные и необходимые стороны единого процесса управления. Сущность концепции «прогноз – план» заключается в регламентации какого-либо процесса, с одной стороны, и периодической корректировке этих планов на основе прогнозной информации, с другой стороны (рис.1).
Рис. 1 Кривые прогнозов развития системы:
Yopt- оптимистический прогноз;
Ypess-пессимистический прогноз;
Ymed- среднее значение между Yopt и Ypess;
t- период прогнозирования
to и t пл – базовый и плановый периоды прогнозирования
Задача прогнозирования заключается не в том, чтобы прогнозировать все подряд, а в том, чтобы выделить в системе планирования области и показатели, где прогнозная информация абсолютно необходима.
В теории и практике регионального прогнозирования различают два вида прогнозирования- поисковое и нормативное.
Поисковое прогнозирование выявляет, какова будет траектория развития системы социального прогнозирования при условии сохранения действующих тенденций и закономерностей развития без активного в них вмешательства; какой прогноз дает возможность увидеть динамику системы, определить ее вероятные состояния в будущем.
Нормативное прогнозирование направлено на исследование последствий вмешательства в социальную среду, последствий активной социальной политики по достижению социальных целей.
Следует иметь в виду,
что, ограничившись только поисковым
прогнозированием, можно преувеличить
роль тенденций и принизить
Таким образом, целесообразно применять и сочетать одновременно эти два вида прогнозирования. Соотношение поискового и нормативного прогноза определяется спецификой прогнозируемого объекта и продолжительностью прогнозного периода. Если, например, прогнозируются общие характеристики социального планирования на небольшой период, то здесь доминирует поисковый прогноз. Если же прогнозу подлежит конкретный объект в его длительном развитии, то здесь усиливается нормативный момент прогнозирования, учитывающий активность и вмешательство управляющих систем. Сопоставляя результаты поискового прогнозирования с нормативным, можно получить информацию о диапазоне и степени необходимой регуляции социальных процессов, о возможностях и пределах управляемости объекта.
Организационная функция
Организация - это такая деятельность (функция), которая призвана обеспечить условия выполнения плана (задачи).
Цель
функции организации – сформиро
В содержание функции организации входят
следующие виды управленческих работ:
образование подразделений, определение
организационной структуры органов управления
(формирование управленческих подразделений),
обеспечение взаимодействия структурных
элементов (отделов, служб и т.д.).
Результатом выполнения функции организации
является:
Организация создает кооперацию людей и машин, при которой совместная деятельность должна протекать с наивысшим эффектом при минимальных затратах. Организация как процесс означает переход от неорганизованной системы к организованной.
Исключительность функции организации требует создания в рамках учреждений постоянно действующего органа управления, призванного заниматься исследованием организационных проблем, обнаруживать симптомы неуправляемости, производственные потери и осуществлять рационализацию управления.
Функция регулирования
Регулирование – это деятельность, посредством которой достигается необходимое состояние упорядоченности и устойчивости системы производства в случае отклонения от плановых заданий.
Регулирование проявляется в следующих формах:
Регулирование охватывает, главным образом, текущие мероприятия по устранению всякого рода отклонений от плановых заданий и графиков (рис. 1.1).
Этот традиционный вид регулирования в управлении производством получил название диспетчирования.
Рис. 1.1 ? Соотношение реальной (Y re) и плановой (Y пл) функций процесса:
Yre и Yпл- реальная и плановая функции процесса;
+ Y и -Y - верхний и нижний пределы допуска отклонений
Функции координирования.
Функция координирования обеспечивает согласованность работ всех звеньев системы управления и специалистов.
Она выступает в форме
целесообразной соорганизованности их
действий.
Цель координирования
– сделать слаженной работу всего
коллектива (структурных подразделений
организации и т.п.).
Основной предпосылкой хорошей работы управленческого аппарата в производстве является, прежде всего, организация сотрудничества между отдельными руководителями и структурными подразделениями. Нередко бывает так, что один руководитель не информирован о мероприятиях другого и действует совершенно обособленно, что приводит к нарушению сотрудничества. Такие недостатки устраняются обычно путем координации: проведением совещаний, установлением контактов между руководителями и т.д.; важным моментом координации является согласование рабочих планов и графиков, внесение в них корректив, увязка между исполнителями. В результате координации согласуются действия не только руководителей внутри подразделения, но и руководителей подразделений.
Примером координации
в рамках предприятия является деятельность
директора, который помимо прочих функций
управления координирует и направляет
деятельность своих заместителей и
помощников, главных специалистов и
других руководителей.
При координации допускается относительная
свобода в действиях исполнителей.
Функция стимулирования
Стимулирование побуждает элементы системы управления к исполнению своих функций. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затрачиваемого труда.
Функция
стимулирования связана с использованием
материальных и моральных стимулов,
посредством которых
Материальное стимулирование включает разработку системы экономических рычагов как коллективной, так и личной заинтересованности в результатах труда.
Моральное стимулирование связано с механизмом воздействия на эмоции, чувства и сознание работников. Оно предполагает такие формы, как словесное поощрение, благодарность, вручение почетного диплома и т.п.
Информация о работе Последовательность выполнения функций управления