Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 13:31, контрольная работа
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели , возникала задача координации их совместных действий , решение которой кто-то из них должен был брать на себя .В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным ,исполнителем. На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.
Введение
1 Основные требования к менеджеру........................................................4
2 Направление менеджера на успешное развитие ..................................19
Заключение
Список использованной литературы
Кроме опыта большую роль в принятии эффективного менеджерского решения играет психологическое состояние — бодрость, подъем сказываются положительно на генерировании интуитивных решении. Еще один фактор — это индивидуально-психологические особенности человека: одни люди склонны действовать практически всегда исходя только из фактов и применяя логическое мышление, другие очень часто полагаются только на свою интуицию.
Креативное мышление — один из важнейших инструментов современного менеджера — можно и нужно развивать путем тренировки быстроту, гибкость и прогностичность ума.
Быстрота ума — это способность в единицу времени решить такое количество задач, с которыми в состоянии справиться при случайной выборке примерно 40 человек из 100 обследуемых.
Гибкость — умение быстро перестраиваться и отказываться от усвоенных ранее шаблонов. Оригинальность мышления — способность найти новое, нестандартное решение проблем.
Прогностичность представляет собой умение человека предвидеть наступление вполне конкретных событий. [ 1 ]
Руководители всех рангов относятся к категории работников, страдающих чаще, нежели остальные, серьезными хроническими заболеваниями. В возрасте 40-49 лет показатель гипертонической болезни у руководителей-мужчин превышает 50% обследованных. Причиной, по общему мнению исследователей, является стресс.
Стресс — это физиологическое и психическое напряжение организма. Психологические стрессы вызываются не каким-нибудь одним, пусть очень сильным раздражителем, но серией мелких, постоянных, каждодневных волнений. Поэтому уметь противостоять стрессам и повышать свою стрессоустойчивость — важнейшее необходимое качество менеджера.
2 Направление менеджера на успешное развитие
По своей эффективности руководства менеджеры различаются. От чего это зависит? Исследования и опросы показали, что в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующее:
Дальнейшее изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности (Р. Стоцилл):
В силу того, что в настоящее время происходят глубокие социально-экономические трансформации и преобразования, в системе рыночных отношений сущность профессии социокультурного работника - управленца должна проявляться все большим набором умений, функций и компетенций.
Сегодняшние реалии требуют новый тип специалиста, который будет обладать не только традиционными знаниями и умениями, но и разбираться в инновационной, а также предпринимательской деятельности. Немаловажным является профессиональный имидж, который представляет собой некий образ, представление о той или иной специальности. И так как специальность менеджер социально-культурной деятельности относительно недавно вышла на рынок труда и является недостаточно зарекомендованной, то необходимо конструировать имидж данной профессии, который чрезвычайно важен для трудоустройства. А для того, чтобы иметь высокий имидж необходимо овладеть и обладать различными компетенциями. [ 11 ]
Поскольку профессия предполагает широкое поле деятельности, начиная от управления персоналом, заканчивая производством творческого продукта, менеджер социально-культурной деятельности может выступать в роли музыкального продюсера, персонального менеджера, импресарио, агента, работающего с профессиональными актерами, режиссера, художника, менеджера выставок и презентаций, менеджера проекта, продюсера культурно-досуговых программ, менеджера туризма, технолога социально-культурной деятельности и пр., то и спектр компетенций менеджера социально-культурной деятельности достаточно широк. Компетенция (от лат. competere - соответствовать, подходить) - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области. Компетенция - поведенческий стандарт эффективного выполнения той или иной работы, компетенции могут описывать как индивидуально-личностные характеристики, так и навыки.
Необходимо разграничить общие и специфические компетенции, которые должны быть присуще менеджеру социокультурной сферы.
Общие компетенции основываются на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека
Специальные компетенции - умения и навыки, связанные с профессиональной деятельностью.
Общими в данном случае будут выступать те компетенции, которыми должен обладать менеджер как управленец, а специфическими - как специалист сферы культуры и искусств. С. Вещиков к общим компетенциям относит такие параметры и их конкретные характеристики, как восприятие, взаимосвязи, выбор, активность, воля, вера и мудрость. Под восприятием понимается внимательность, чувствование тонкостей и умение обучаться, интуитивно и быстро схватывать суть дела, выделяя существенные стороны ситуации; уметь видеть вглубь, понимать суть и подоплеку вещей, склонность к обучению и открытость новому. Взаимосвязи подразумевают интеллект, речь и коммуникацию; умения выделять целое и видеть тонкие связи между его частями, формулировать идеи и адекватно передавать их другим людям; способность воспринимать и эффективно оценивать информацию, устанавливать и поддерживать отношения с коллегами и подчиненными.
Преобразующие действия и тактическая активность рассматривается в качестве способности жить настоящим и двигаться вперед, действовать в выбранном направлении вопреки мнению людей, удерживать высокий уровень усилий и энергичности, идти на оправданный риск. Воля трактуется им как осознанность и умение концентрироваться, способность само- стоятельно принимать решения, удерживать свое внимание на приоритетных целях, идти навстречу своим страхам, сохраняя осознанность и свободу выбора, сохранять свое намерение в любых внешних условиях, при любом поведении партнеров, в том числе в условиях стресса и конфликта, иметь вдохновение на новые дела.
Говоря о вере имеется в виду веру в собственные силы; способность брать на себя ответственность, сохраняя присутствие воли и духа; умение полагаться на других людей и делегировать полномочия, поддерживать других людей без страха и быть сострадательным без жалости; способность своим внутренним покоем давать опору коллегам и подчиненным, принять помощь там, где в чем-то некомпетентен или неумел, а также быть свободным от чувства собственной важности.
Мудрость - это способность быть безупречным, терпимым к человеческим ограничениям, способным принять естественную скорость выполнения проектов, изменений в своей команде и в себе самом, а также сдержанно относиться к победам и проигрывать без чувства поражения. Дополняя вышеперечисленные компетенции, можно выделить следующие: нормативно-правовая компе- тентность, организаторские способности, высокие моральные качества, эмоционально-волевая компетентность: целеустремленность, принципиальность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, увлеченность, способность показать эти качества своим подчиненным и вести их за собой.
Волевые качества человека издавна считались основными его умениями управлять. Сократ, например, считал, что главное до- стоинство руководителя - уметь повелевать людьми, а главными врагами руководителя являются чревоугодие, лень, страсть к вину, слабость к женщинам. К волевым качествам можно отнести самокритичность, не- обходимую для осознания своих слабостей, и самоконтроль, необходимый для их подавления. Важную роль в структуре этих качеств занимает чувство ответственности, которое руководитель должен постоянно испытывать, за моральное и физическое состояние своих подчиненных, за результаты деятельности руководимого им коллектива.
Интеллектуальные способности: наблюдательность, аналитичность мышления, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности, оперативность и логичность памяти, устойчивость внимания. Руководитель должен постоянно пополнять и обновлять свои знания и уметь творчески,
Оперативно использовать их в часто изменяющихся, иногда экстремальных ситуациях, характерных для его не стандартной деятельности. Существует мнение, что люди, обладающие высоким творческим интеллектом, предпочитают работать в уединении. Люди средних способностей более склонны к работе в коллективе, к руководству людьми. В сложных современных условиях у человека, претендующего на руководство, должно быть высоко и гармонично развиты характерологические и интеллектуальные свойства. Умение поддерживать свой авторитет. Авторитет основан на: занимаемом руководителем официальном статусе (должность и власть); признании его превосходства и права принимать ответственные решения в условиях совместной деятельности.
Настоящим авторитетом пользуется руководитель - лидер, так как в его поведении присутствуют оба свойства. Имидж руководителя - важная составляющая его авторитета. Внешность руководителя, культура речи, манеры - все это элементы его имиджа. Кроме того, что руководитель должен вести здоровый образ жизни, он должен проходить систематические медицинские обследования. Ведь здоровье высококомпетентного, опытного руководителя - это не только его личное достояние, но и общественная ценность для коллектива, организации и государства.
Кроме общих компетенций менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специ- фических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов. К специфическим компетенциям можно отнести такие, как: мотивационно- созидательная компетенция; культуровоспроизводящая и культуротворческая компетенция; гуманистическая компетенция; бизнес-компетенция; стимуляционно-творческая компетенция; демократично- управленческая компетенция.
Таким образом, обозначив необходимые компетенции, которыми должен обладать менеджер социокультурной сферы, можно сказать о том, что данная профессия является многопрофильной, разносторонней и конкурентоспособной на рынке труда.
Заключение
Существует
определенный набор человеческих качеств,
которые были перечислили выше, составляющий
основу организаторских способностей.
Эти качества не зависят от производственного
опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться
в относительно раннем возрасте. В заключение
следует остановиться на тех моментах,
которые определяют эффективность работы
менеджера.
Ряд из них зависит от него самого и связан
либо с умением управляющего организовать
свою деятельность и деятельность подчиненных,
либо с его отношением к ним. Так, положительно
влияет на эффективность деятельности
умение ее планировать, правильно определять
порядок важности и срочности дел, последовательность
выполнения операций, количество принимаемых
решений. На эффективность работы менеджера
влияет умение использовать возможности
подчиненных, знание их, вера в сотрудников,
способность откровенно с ними разговаривать,
постановка задач вместо непосредственного
руководства. Отрицательно влияет на результативность
работы менеджера отсутствие уважения
коллег при обсуждении и решении важнейших
вопросов, присвоение себе результатов
работы коллектива, пристрастное отношение
к сотрудникам. Однако в некоторых случаях
эффективность работы руководителя зависит
от подчиненных. Например если они плохо
проработали вопрос или боятся сами принимать
решение, то часто бегают за консультацией
к шефу, отвлекая его от других более важных
дел. То же бывает, если подчиненные не
знают точно своего задания и взваливают
на себя работу, с которой не могут справиться,
и руководитель вынужден им помогать,
чтобы не <завалить> дело. Во многом
это происходит, кстати, от неумения планировать.
Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций. Заключение
Подведём некоторые итоги. Каковы же требования для современного менеджера?
Во-первых, современный менеджер должен выработать свой собственный стиль. Его внешний вид должен стать визитной карточкой в деловом мире. Так как наш внешний вид несет информацию о наших деловых и личных качествах нашим партнерам и работодателям.
Во вторых, чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они - понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди и ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.