Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 06:44, контрольная работа
Цель данной работы –анализ понятия управления конфликтом и его организации.
Для реализации данной цели будут решаться следующие задачи:
- раскрыть понятие управления конфликтом;
- рассмотреть содержание управления конфликтом.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Понятие управления конфликтом……………………………………….4
2 Содержание управления конфликтом…………………………………..9
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………….17
- постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;
- подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
- соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;
- воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др.
Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной.
Стимулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам.
Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при
стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.
Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.
I этап. Признание реальности
конфликта конфликтующими
II этап. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.
III этап. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.
Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии, которые представлены в таблице 2.
Разрешение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом.
Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.
Таблица 2 - Технологии регулирования конфликта
Название |
Основное содержание |
Информационные |
Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации: устранение слухов и т.п. |
Коммуникативные |
Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения |
Социально-психологические |
Работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряженности и укрепление социально- психологического климата в коллективе |
Организационные |
Решение кадровых вопросов;
использование методов |
В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.
Предпосылки разрешения конфликта:
- достаточная зрелость конфликта;
- потребность субъектов конфликта в его разрешении;
- наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.
Формы разрешения:
- уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);
- согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);
- взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);
- перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).
Способы разрешения:
- административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т. п.);
- педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.).
Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами
Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов – содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других.
Поэтому универсальный алгоритм деятельности руководителя по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить. Их мы представим в таблице 3.
В процессе управленческой деятельности по разрешению конфликтов и в выборе алгоритма такой деятельности для руководителя важно учитывать следующие принципы управления конфликтами:
- объективности и адекватности оценки конфликта;
- конкретно-ситуационного подхода;
- гласности;
- демократического воздействия, опоры на общественное мнение;
- комплексного использования способов и приемов воздействия.
Таблица 3 - Алгоритм управления конфликтом
Шаг |
Содержание деятельности |
Способы (методы) реализации |
1 |
Изучение причин возникновенияконфликта |
Наблюдение; анализ результатов деятельности; беседа; изучение документов; биографический метод, то есть изучение биографических данных участников конфликта и др. |
2 |
Ограничение числа участников |
Работа с лидерами в микрогруппах; перераспределение функциональных обязанностей; поощрение или наказание и т. п. |
3 |
Дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов |
Опрос экспертов; привлечение медиатора, психолога; переговорный процесс (медиация) и др. |
4 |
Принятие решения |
Административные мeтоды; педагогические методы |
Не менее важным для руководителя в управлении конфликтами является учет некоторых негативных факторов принятия конструктивных решений, которые представлены в таблице 4, а также использование различных видов психологической власти по разрешению конфликтов, разработанных Х. Корнелиус и Ш. Фэйр и отраженных в таблице 5.
Таблица 4 - Негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту
Содержание фактора |
Последствия |
Одностороннее суждение руководителя о подчиненных (как правило, только с точки зрения того, как они выполняют его указания) |
Мешает понять мотивы конфликтующих и оценить динамику конфликта |
Интересы руководителя в конфликте как члена коллектива и как личности |
Ошибочные решения, связанные с субъективной оценкой предмета конфликта |
Стремление как можно быстрее погасить конфликт |
Ошибочные решения, часто приводящие к наказанию «правых» и «виноватых» |
Межличностные отношения с конфликтующими (симпатии, антипатии, дружба и т. п.) |
Ошибочные решения, проявляющиеся в предвзятом отношении к одному из участников конфликта |
Таблица 5 -Различия в подходах к применению власти по разрешению конфликтов, по Х. Корнелиус и Ш. Фэйр
Вид власти и ее проявления | |
Манипулирование |
Влияние |
Исход конфликта зачастую затрагивает интересы влияющего |
Исход, как правило, не затрагивает интересы влияющего |
Часто исход оказывается
нежелательным для объекта |
Учитывается согласие и его отсутствие у объекта влияния |
Информация, неугодная субъекту влияния, утаивается |
Объекту влияния предоставляется полная информация |
Объекту влияния не предоставляется возможность свободного выбора |
Объекту влияния дастся свобода выбора |
Примечание. Для конструктивного разрешения конфликтов следует использовать лишь власть влияния.
Заключение
Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Этот аспект носит психологический характер. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать руководитель (менеджер), лидер или посредник (медиатор).
Понятие «управление» имеет очень широкую сферу применения: «управление самоорганизующихся систем», «управление техническими системами», «управление обществом» и т. д.
Применительно к социальным системам управление представляет собой целенаправленный процесс оптимизации этих систем в соответствии с объективными законами. Что касается понятия «управление конфликтом», то можно дать следующее его определение:
Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
В данном определении требует пояснения указание на целенаправленное воздействие в интересах развития или разрушения социальной системы. Дело в том, что в функциональном плане конфликты отличаются противоречивостью. Одни из них носят конструктивный характер и способствуют развитию сопряженной с ними социальной системы, при условии адекватной динамики конфликтов. Другие же носят деструктивный характер и способствуют разрушению социальной системы. Поэтому субъекты социального управления в зависимости от отношения к конкретной социальной системе могут целенаправленно воздействовать на динамику происходящих в ней конфликтов в соответствии со своими интересами. Заметим, что вопросы использования деструктивных конфликтов в социальной практике могут быть предметом изучения отдельной отрасли конфликтологии – деструктивной конфликтологии.
Для нас важен конструктивный аспект управления конфликтами. Иначе говоря, основная цель управления конфликтами будет заключаться в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных.
Список использованной литературы
1Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога СПб., 2006. С. 54.
2Манойло А.В. Ценностные основы управления конфликтами: российская модель Вестн. Моск. ун-та. - 2012. - № 3. - С.89
3Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии СПб., 2009. С. 12.
4Рыжов О. Управление социальным конфликтом Власть. - 2012. - № 5. - С.114.
5Решетникова К.В. Теоретико-методологические основы типологии позиционных конфликтов Социологические исследования. - 2009. - № 7. - С.70.
Информация о работе Понятие управления конфликтом и его организация