Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 09:09, реферат
Принятие решений – составная часть выполнения любой управленческой функции. Выбор стратегии, типа структуры управления, делегирование полномочий подчиненному, приказ о поощрении работников, действия по ликвидации сбоев в деятельности предприятия и пр. – все это примеры решений, принимаемых менеджерами организации.
Считается, что кризис характеризуется несколькими основными факторами: нехваткой ресурсов, дефицитом времени и нестабильностью внешней среды. Если всего много – времени и ресурсов, а среда стабильна, то организация может успешно управляться системой жестких инструкций. Тогда задача совершенствования упрощается и сводится к налаживанию исполнительской дисциплины и организации эффективного контроля. Но такие ситуации в России очень редки.
Носителями кросс-культурной коррекции также становятся команды молодых единомышленников, которые специально приходят на кризисное предприятие в высший эшелон управления либо по инициативе собственника бизнеса, либо сами покупают умирающую компанию, чтобы вытащить ее из тяжелого состояния. Последнее часто связано с тем, что их прежний бизнес становится невозможным из-за зависимости от компании, находящейся в кризисе. Приходит осознание, что можно потерять все, если не исправить систему в целом. И начинается азартная и энергичная работа по изменению качества менеджмента.
Она сопровождается командными обсуждениями предпринимаемых действий, планированием будущего, разработкой средств по его приближению и способствует мощному развитию коллектива менеджеров и работников компании. Если хватает энтузиазма, то измененная модель существенно отличается от архаичной «Семьи», а приобретенный опыт позволяет двигаться дальше.
В зарубежной практике очень распространены консалтинговые услуги. Консультанты играют огромную роль в совершенствовании «Управляемых ракет», «Эйфелевых башен» и «Инкубаторов». В России, особенно ее регионах, рынок консультационных услуг еще развит слабо. Это вполне понятно: всезнающему «Отцу» в «Семье» советчики не нужны. Правда, иногда консультантов приглашают для решения достаточно конкретных проблем, но при этом руководство внутренне не настроено на реальные изменения в менеджменте компании. Выполненная работа воспринимается как документ для общего развития, «прочистки мозгов» или приобщения к последним веяниям управленческой моды. Иногда после общения с консультантами и понимания сложности своих проблем, невозможности что-то кардинально изменить, а может и от осознания собственного непрофессионализма, у руководства возникает психологический дискомфорт, который затем быстро исчезает.
Но все-таки можно предположить, что с развитием экономических отношений в России и ростом бизнеса роль консультантов в кросс-культурной коррекции моделей зарубежного менеджмента будет увеличиваться. Эту тенденцию уже демонстрируют крупные города – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. Привлечение консультантов позволит ускорить процессы изменений систем менеджмента.
Руководителям, чья активная жизнь прошла в прежней советской системе, как правило, очень тяжело, а порой просто невозможно отказаться от принципов «Семейной» модели. В ХХI веке им на смену идет молодое поколение менеджеров, которое более восприимчиво к новому и не несет инерции прошлого. Им проще освоить современные схемы и модели и произвести их кросс-культурную коррекцию.
1 Олдкорн Р. Основы сменеджмента: Учебник / Пер. с англ. Предисл. к русск. изд. д.э.н., проф. Голубкова Е.П. – М.: Издательство «Финпресс». 1999. С. 202–211.